Современные школьники, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Сегодня произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. Изменилось его содержание, введены новые формы и способы подачи учебной информации (технические средства обучения, программированное обучение и т. д.), направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности учащихся, что повлекло за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников. В связи с чем, возникла необходимость изучать влияние учебной нагрузки на организм учащихся с целью ее валеологической рационализации.
Негативные воздействия современного образовательного процесса на состояние здоровья учащихся присущи и нашей школе.
Таким образом, проблема носит социально значимый характер, поскольку данное явление характерно не только для единичного образовательного учреждения, не только для одного региона, а проявляется на всем образовательном пространстве страны.
Цель данного исследования – валеологический анализ организации образовательного процесса в МБОУ «Нижнесортымская СОШ».
В ходе реализации исследования решаются следующие задачи:
Объект исследования: образовательный процесс, как необходимое условие и фактор желательной здоровьеформирующей образовательной среды.
Предмет исследования: позитивные изменения состояния здоровья учащихся разных возрастных групп в условиях валеологической поддержки образовательного процесса.
Гипотеза: при действующей системе валеологической поддержки образовательный процесс в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» - гарант сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников всех возрастных групп.
Методы исследования: Валеологический анализ расписания уроков, проведенный в соответствии таблицей напряженности уроков И.Г.Сивкова; мониторинговые процедуры, методика САН, анкетирование, опросы.
Теоретические данные, полученные в ходе исследования, могут представлять интерес для педагогов и администрации ОУ, родителей учащихся, самих учеников и послужить поводом для пересмотра режима дня, организации образовательного процесса, для принятия управленческих решений по оптимизации учебной нагрузки обучающихся МБОУ «Нижнесортымская СОШ».
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по технологии | 99.66 КБ |
Исследовательская работа
по теме:
Валеологический анализ образовательного процесса
Автор: Крохмаль Анастасия, ученица 11 класса МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Научный руководитель: Нагорная Светлана Михайловна, учитель технологии МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
с.п.Нижнесортымский
Содержание
Глава 1. Образовательный процесс, как необходимое условие и фактор желательной здоровьеформирующей образовательной среды
1.1. Санитарно-гигиенические нормы при организации образовательного процесса
1.2. Требования к расписанию уроков
1.3. Психоэмоциональное состояние обучающихся
Глава 2. Валеологический анализ организации образовательного процесса в МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
2.1. Оценка выполнения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса в МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
2.2. Анализ расписания МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
2.3. Оценка переутомления с помощью опросника САН
Список использованной литературы:
Приложение 1. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Приложение 2. Наполняемость классов
Приложение 3. Расписание звонков
Приложение 4. Анализ расписания уроков в МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Приложение 5. Расписание уроков МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Современные школьники, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Необходимо, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - т.е. формировать социальную потребность быть здоровым.
С середины ХIХ века, когда в России возникла и стала развиваться педагогическая психология, исследователей занимали вопросы научного обоснования обучения; исследования проводились по следующим направлениям:
Основной интерес приобретал в те годы анализ деятельности учителя с точки зрения гигиены труда и исследование его личностных качеств (Вирениус А.С.,1888). Анализируя систему образования, Ф. Ф. Эрисман (1898) показал, что неправильная организация учебной деятельности сводится к следующим факторам: обширные учебные программы не соответствовали возрасту и возможностям обучающихся; нерациональное распределение разных по трудностям учебных предметов по дням недели; недостаточное внимание уделялось физической культуре и физическому воспитанию [2, с 59].
Сегодня произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. Изменилось его содержание, введены новые формы и способы подачи учебной информации (технические средства обучения, программированное обучение и т. д.), направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности учащихся, что повлекло за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников. В связи с чем, возникла необходимость изучать влияние учебной нагрузки на организм учащихся с целью ее валеологической рационализации.
Негативные воздействия современного образовательного процесса на состояние здоровья учащихся присущи и нашей школе. Так по результатам диспансеризации (ноябрь 2014 г.)
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Кол-во обучающихся | 318 | 1135 | 247 | 7 |
В % общего кол-ва | 18 | 67 | 14 | 1 |
Здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений в нашей школе составляют лишь 18%, что на 4% меньше чем в прошлом году. Вторая группа здоровья это дети, у которых нет хронических заболеваний, но присутствуют некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты после перенесенных тяжелых и среднетяжелых инфекционных заболеваний; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии; дети с дефицитом массы тела или избыточной массы тела; дети часто болеющие ОРВИ и др. В сравнении с предыдущим годом число обучающихся, относящихся ко второй группе здоровья увеличилось на 7%.
Таким образом, проблема носит социально значимый характер, поскольку данное явление характерно не только для единичного образовательного учреждения, не только для одного региона, а проявляется на всем образовательном пространстве страны.
Цель данного исследования – валеологический анализ организации образовательного процесса в МБОУ «Нижнесортымская СОШ».
В ходе реализации исследования решаются следующие задачи:
Объект исследования: образовательный процесс, как необходимое условие и фактор желательной здоровьеформирующей образовательной среды.
Предмет исследования: позитивные изменения состояния здоровья учащихся разных возрастных групп в условиях валеологической поддержки образовательного процесса.
Гипотеза: при действующей системе валеологической поддержки образовательный процесс в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» - гарант сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников всех возрастных групп.
Методы исследования: Валеологический анализ расписания уроков, проведенный в соответствии таблицей напряженности уроков И.Г.Сивкова; мониторинговые процедуры, методика САН, анкетирование, опросы.
Теоретические данные, полученные в ходе исследования, могут представлять интерес для педагогов и администрации ОУ, родителей учащихся, самих учеников и послужить поводом для пересмотра режима дня, организации образовательного процесса, для принятия управленческих решений по оптимизации учебной нагрузки обучающихся МБОУ «Нижнесортымская СОШ».
Валеологический анализ образовательного процесса - комплексная экспертиза образовательного процесса с точки зрения сохранения, формирования и обеспечения здоровья его участников. Такой экспертизе должны подвергаться абсолютно все стороны образовательного процесса, включая учебные планы, учебное расписание, методику преподавания, количество и объем домашних заданий, контрольных и тестовых заданий, гигиенические условия обучения и т. д. Отдельно учитываются вопросы валеологического образования участников образовательного процесса, психология отношений между ними, использование в учебной деятельности элементов активного отдыха, особенности питания в режиме учебного дня и др. стороны функционирования учебного заведения [10, с. 43].
В режиме дня учащихся на учебную деятельность приходится не менее трети суточного бюджета времени. В свою очередь, организация образовательного процесса в школе весьма сложна по своей структуре и включает:
В своей работе мы проанализируем лишь некоторые аспекты организации образовательного процесса в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» с позиции здоровьясбережения.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях приведены в санитарно-эпидемиологические правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10. Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях [11, с.2]. В этом документе приведены следующие требования: к размещению общеобразовательных учреждений; к территории общеобразовательных учреждений; к зданию; к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений; к воздушно-тепловому режиму; к естественному и искусственному освещению; к водоснабжению и канализации; к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; к режиму образовательного процесса; к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений; к санитарному содержанию территории и помещений; к соблюдению санитарных правил.
В рамках своего исследования мы решили проанализировать соответствие режима образовательного процесса в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» санитарным требованиям. Перечислим основные требования, предъявляемые к режиму образовательного процесса.
а) Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
б) Наполняемость классов не должна превышать 25 человек.
в) Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
г) Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.
Организация профильного обучения в 10 - 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
д) Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса.
е) Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания.
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5 - 11-х классах.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
ж) Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 2.
Таблица 2.
з) Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
и) На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
к) Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
л) Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг; 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.
В санитарно-эпидемиологические правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10 подробно прописаны все требования к составлению расписания уроков (Приложение 1). В частности там указывается, что образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.
Таким образом, гигиенические требования к составлению расписания занятий в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и преобладания статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, трудового и производственного обучения, музыки и изобразительного искусства.
Правильно составленное расписание уроков позволяет сохранить высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, четверти.
При составлении расписания уроков можно выделить ряд принципов:
Первый принцип формулируется как "учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета". График дневной и недельной нагрузки должен иметь вид одногорбой кривой. В понедельник и вторник, на первом и втором уроках нагрузка не должна быть большой, т.к. организм школьника находится в фазе врабатывания в ритм учебы. В среду и четверг, а также на третьем и четвертом уроках можно давать самую большую нагрузку, т.к. это время оптимальной устойчивой работоспособности. В этот период рекомендуется проводить контрольные, самостоятельные и лабораторные работы. На конец дня и недели нагрузка должна быть снижена, т.к. на это время приходится период некомпенсированного утомления.
Динамика работоспособности школьников связана со сложностью учебных предметов. Поэтому в школьном расписании на дни и часы высокой работоспособности отводятся предметы сложные, требующие большого напряжения сил учащихся, а на дни и часы сниженной работоспособности — предметы полегче, попроще.
Сложность предмета — понятие субъективное, ведь ученики имеют разные способности и склонности, неодинаково и эмоциональное восприятие данного предмета. Трудность предмета зависит и от профессионального мастерства учителя. Тем не менее, многочисленные исследования позволили классифицировать предметы по их сложности, в основу классификации была положена выраженность объективных признаков утомления, регистрируемых после того или иного урока (таблица Сивкова).
Второй принцип правильного составления расписания уроков можно сформулировать как "чередование предметов по их сложности". При этом можно поставить рядом два достаточно сложных предмета как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом русский язык и литературу, физику и химию не рекомендуется (предметы однотипные).
В качестве третьего принципа рационального составления расписания можно назвать «избегание сдвоенных уроков по одному предмету». Это связано с тем, что сдвоенные уроки вызывают весьма значительное утомление.
Представляется важным вопрос изучения психоэмоционального статуса обучающихся МБОУ «Нижнесортымская СОШ» адаптации, разработка рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса с целью снижения психоэмоционального напряжения и сохранения здоровья школьников.
Одним из методов изучения психофизиологических особенностей является тест по изучению самочувствия, активности, настроения (САН). Он используется для оценки функционального состояния человека. Этот тест достаточно прост, поэтому его рекомендуют педагогам для своевременного принятия мер к активизации учащихся, повышению эффективности учебы и предотвращению утомления. Мы изучали САН обучающихся в качестве параметра, по которому можно судить о характере и наличие перегрузок. Использовалась бланковая методика для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, разработанная в Первом Московском медицинском институте имени И.М. Сеченова.
Суть метода в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания физиологических процессов, а также характеристики эмоционального состояния. Испытуемый должен был выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: положительные состояния получали высокие баллами, а отрицательные - низкие.
Учебные занятия в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» начинаются в 8.00. Наполняемость классов превышает допустимые нормы в 37 класс-комлектах (Приложение 2).
Продолжительность урока - 40 минут. Расписание звонков составлено в соответствии с санитарными нормами (Приложение 3). Нулевые уроки не проводятся. Обучение 1, 3, 5, 7, 8, 11 классов осуществляется в первую смену, 2,4, 6 и 8 классов - во вторую смену. Первые четыре перемены по 15 минут, остальные 10 минут. В классах при 6-ти дневной учебной неделе наибольшая нагрузка в основном приходится на вторник и четверг. При этом учитывается специфика классов. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
Учебная нагрузка соответствует допустимым нормам
СанПиНы в разделе «Подготовка домашних заданий» рекомендует следующее: «Ограничить длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах)… в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов. Как показало проведенное нами исследование, эти рекомендации выполняются только в 10 классе. Нарушать нормы вынуждены хорошо успевающие учащиеся среднего звена, тогда как слабоуспевающие данные нормы не выполняют.
Далее СанПин рекомендует «начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности». Как видно из приведенного выше примерного режима дня школьника выполнение данных рекомендаций не представляется возможным, особенно для учащихся занимающихся во вторую смену.
Далее в разделе «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» говорится: «Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул». Т.е. каникулярное время строго отведено для отдыха учащихся. В реальности, согласно опросу учителей и учащихся эти требования не соблюдаются, т.к. объем учебных программ по предметам не может быть освоен полностью, если учащийся не будет выполнять домашние задания в каникулярное и другое свободное время, в связи с чем многие учителя дают задания на каникулы.
Кроме этого мы просчитали вес школьного портфеля. Год от года школьные сумки становятся тяжелее. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Мы взвесили все учебники для 11 класса, учебные принадлежности и спортивную форму. Почти все учебники соответствуют норме. Однако можно заметить, что на урок алгебры мы вынуждены носить два учебника и это создает определенные трудности. Кроме этого на многие предметы, кроме учебников необходимо приносить и другие книги (словари, справочники, художественную литературу).
Если будем сравнивать общий вес наших учебников с допустимыми гигиеническими нормами, то наша возрастная группа должна иметь вес учебников до 4,0 кг без учета массы портфеля.
Понаблюдав в течение недели за весом наших портфелей, мы обнаружили, что носим за плечами: понедельник - 3,7 кг, вторник – 4,4 кг, среда - 4,6 кг, четверг – 4,1 кг, пятница -3,9 кг, суббота -3,2 кг.
В процессе работы по решению второй задачи нашего исследования нами были проанализировано расписание уроков нашей школы. Расписание уроков для учащихся начальной школы, основной и средней (1 и 2 смены) на 2014\2015 учебный год составлено на основании Учебного плана МБОУ Нижнесортымская СОШ и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 2821– 10.
Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков используются таблицы Сивкова (Приложение 1).
Количество классов начальной школы ‐ 32, основной школы – 30, средней – 6.
Анализ расписания проводился по двум основным принципам. Первый принцип формулируется как «учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета», а второй как «чередование предметов по их сложности».
Сложность предмета – понятие субъективное, ведь ученики имеют разные способности и склонности, неодинаковое и эмоциональное восприятие данного предмета. Трудность предмета зависит и от профессионального мастерства учителя. Тем не менее, многочисленные исследования позволили классифицировать предметы по их сложности, в основу классификации была положена выраженность объективных признаков утомления, регистрируемых после того или иного урока. В данном анализе использована шкала трудности учебных предметов согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 (приложение 1).
С гигиенической точки зрения в составленном расписании уроков наибольшая интенсивность нагрузки приходится на вторник, среду и четверг, а в понедельник, пятницу, субботу -работоспособность самая низкая. Используя шкалу трудности учебных предметов, ранжируемых в баллах, была подсчитана нагрузка учащихся в течение дня и недели (Приложение 4).
Изучив расписание уроков на 2014/2015 учебный год с позиции соблюдения гигиенический требований, можно сделать следующие выводы:
1. Расписание составлено на 2014-2015 учебный год и соответствует учебному плану данного ОУ.
2. Все учебные предметы, заявленные в учебном плане, включены в расписание в нужном объеме.
3. Расписание вывешено на стендах первого этажа для доведения до всех участников образовательного процесса.
4. Гигиенические требования к расписанию уроков в течение недели соответствуют нормам. Вызывает тревогу лишь нагрузка в субботу учащихся 11 классов. В 11 а и 11 в именно в этот день недели она достигает своего максимума (приложение 4).
5. Гигиенические требования к расписанию уроков в течение рабочего дня не всегда соответствуют нормам, данное обстоятельство смягчается чередованием сложных и легких предметов, их количеством на день.
2.3. Оценка переутомления с помощью опросника САН
В соответствии с задачами исследования нами была выбрана стандартная методика – опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение)[8, с. с.17-21] , работа с которой проводилась в течение учебной недели (6 дней) утром (после 1-го урока) и днем (после уроков). В опросе принимали учащиеся 6-10 классов, имеющие разный уровень успеваемости. Данные, собранные в течение недели участниками исследования, обрабатывались ими в соответствии с ключом методики. Результаты опроса по методике САН были занесены участниками исследования в таблицы, пример которых приводится ниже:
Самочувствие (Фамилия, имя испытуемого) | утро | день |
понедельник | 4,1 | 5,1 |
вторник | 6,3 | 9,8 |
среда | 7,8 | 6,8 |
четверг | 7,2 | 7,3 |
пятница | 7,2 | 4,5 |
суббота | 8,2 | 7,2 |
Средний балл | 6,8 | 6,78 |
Обработка всех полученных таблиц позволила получить следующие графические результаты (утро – синий цвет кривой, вечер – красный):
(красный цвет кривой – утро, желтый – вечер)
(синий цвет кривой – утро, красный – вечер)
На основании графиков исследователями была составлена сводная диаграмма, отражающая общие результаты по САН (все испытуемые за неделю):
Анализируя вышеприведенную сводную по САН диаграмму, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, наибольшей продуктивности учащиеся достигают в середине учебной недели, однако единственный выходной день – воскресенье не позволяет обучающимся полностью восстановить силы к началу новой шестидневки.
Каждый из составляющих компонентов образовательного процесса является фактором, влияющим на физическое и психическое состояние учащихся, и может оказывать негативное воздействие на здоровье школьников всех возрастных групп, обусловленное следующими обстоятельствами:
Таким образом, правильная организация учебного процесса (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит утомляемость учащихся, повысит их работоспособность и приведет к успешному усвоению знаний и сдаче экзаменов.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. В нашей школе уделяется должное внимание выполнению санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса. Основное нарушение санитарных норм это превышение количества обучающихся в классе (37 классов более 25 человек);
2. Правильное составление расписания уроков в школе, с учетом особенностей детского организма необходимо для профилактики утомления среди детей школьного возраста. Последнее время среди учащихся отмечаются случаи заболеваемости вегето-сосудистой дистонии и неврозы. Проведенный анализ расписаний свидетельствует о том, что расписание на первое полугодие составлено правильно, лишь с небольшим нарушением гигиенических требований. Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. При составлении расписания уроков в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» учитываются оба фактора в равной степени.
3. Наибольшей продуктивности учащиеся достигают в середине учебной недели, однако единственный выходной день – воскресенье не позволяет обучающимся полностью восстановить силы к началу новой шестидневки.
Голубая лягушка
Извержение вулкана
Шум и человек
Растрёпанный воробей
Лупленый бочок