Цель работы: определить мотивы, которыми руководствуется школьник в процессе обучения в различные возрастные периоды на примере обучающихся школы №183
Задачи:
провести понятийно-терминологический анализ слов «мотив», «мотивация»;
классифицировать мотивы обучения;
определить мотивы обучения в школе у обучающихся школы №18 в различные возрастные периоды;
выявить причины снижения мотивации к обучению в школе
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа посвящена изучению мотивации обучения школьников. | 473.5 КБ |
МБОУ СОШ с УИОП №183 имени Р. Алексеева
Секция: педагогика и психология
Изучение
мотивов обучения
в различные возрастные периоды
Автор
учащийся 9 «Г» класса
Новиков Дмитрий
Научный руководитель
Концевая И.Л.
г. Нижний Новгород
2014
Содержание
Стр.
Введение 3-4
ГЛАВА 1 Изучение мотивов обучения
1.1 Понятие мотивов и мотивации 5-6
1.2. Классификация мотивов 7-8
1.3 Определение ведущих мотивов обучения школьников 9-15
1.4. Причины снижения познавательных мотивов 15-17
Заключение 18-19
Список используемых источников и литературы 20
Приложения 21-26
Каждое утро за исключением каникулярного времени, миллионы детей различного возраста идут в школу. Среди них и обучающиеся школы №183 – мои сверстники, одноклассники и ребята младше или старше меня по возрасту. Понятно, что у государства, системы образования, родителей схожие задачи – вырастить, сформировать достойную личность, которая бы могла адекватно чувствовать себя в современном обществе и т.д. Педагоги изо дня в день, изо всех сил стараются передать каждому школьнику, накопленный нашими предками арсенал знаний и умений. А что же заставляет нас учеников каждый день совершать поход в школу? Тяга к знаниям? Общение со сверстниками? Стремление обеспечить себе достойное будущее? Или что-то еще? Меняются ли эти побудительные силы в зависимости от возраста?
Поэтому главная цель данного исследования состоит в определении мотивов, которыми руководствуется школьник в процессе обучения в различные возрастные периоды на примере обучающихся школы №183.
Объект исследования: мотивы обучения школьников
Предмет исследования: мотивы обучения школьника в различные возрастные периоды.
Для достижения планируемой цели требуется выполнить следующие задачи:
Исследование проводилось с помощью следующих методов:
Всего в исследовании приняло участие 161 школьник. Базой исследования стали обучающиеся начальной - 36 человек, средней - 67 и основной -58 школы №183.
Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа (бланк анкеты см. в приложении 1-3).
Понятие мотива и мотивации
Итак, что же такое мотив? Какой смысл в это понятие вкладывают ученые? Ученые, изучая мотивы, которыми руководствуются школьники в процессе обучения, употребляют и такой термин, как мотивация. В психологическом словаре, мотивы рассматривают как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Еще говоря о мотивах, ученые определяют мотив, как совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определённую её направленность. Помимо этого, из некоторых энциклопедий можно узнать, что мотив - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. По мнению Селезневой, мотив - это причины поступков их намеренья и побуждения [7]. Однако Климов считает, что мотив - это любые переживания и даже бессознательные явления, процессы психики, побуждающие ту или иную активность [4].
Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. В понятие мотивация у педагогов вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. Их также можно определить и как отношение к предмету деятельности (учебной, социальной, профессиональной и т.д.).
Анализ рассмотренных формулировок, характеризующих сущность педагогического термина «мотив» позволил нам утверждать, что мотив это осознаваемая причина, которая побуждает человека к действию.
Таким образом, мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяет её направленность. Кроме того, ученые утверждают, что одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл. Это в общем виде и определяет их мотивацию учения. Так, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего в этих случаях речь идет о познавательных мотивах (стремлении узнать что-то новое). Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других отношения с другими людьми. Кроме того, одни и те же мотивы, по мнению ученых в разном возрасте могут иметь разную значимость для школьника, а значит и побудительную силу.
Так в начальной школе я точно знал, что иду в школу для того, чтобы увидеть своего учителя, чтобы узнать что-то интересное и новое на уроках, а сейчас обучаясь в среднем звене на первое место ставлю общение с друзьями и мое отношение к некоторым урокам тоже изменилось и приобрело избирательный характер.
Классификация мотивов
В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Вот почему мотивы рассматриваются как сложные психологические образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
По уровням влияния на учебную деятельность мотивы подразделяются на следующие группы:
Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на результаты учебного процесса. И среди них можно выделить побудительные мотивы, которые лежат в основе различных действий.
Таким образом, анализ рассмотренных формулировок, характеризующих сущность педагогического термина «мотив» позволил нам утверждать, что мотив это осознаваемая причина, которая побуждает человека к действию.
Мотивы обучения также иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, учебной группы (класса), общества. Они приобретают форму подсказок, советов, требований и даже принуждений. Однако истинный источник положительной мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему воздействию, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.
В дидактике также выделяются осознанные и неосознанные мотивы обучения. Первые выражаются в умении учащихся рассказывать о том, какие причины побуждают их к тому или иному уровню учения, выстроить их по степени значимости. Неосознанные же мотивы лишь ощущаются, существуют на уровне подсознания в смутных, не контролируемых сознанием влечениях к учебной деятельности.
Определение ведущих мотивов обучения школьников
Обучение для большинства школьников связано с необходимостью посещать образовательное учреждение. Нравиться ли ходить в школу обучающимся нашей школы? Утвердительно на вопрос ответили 54% анкетированных детей, обучающихся в начальной школе. В среднем звене процент детей, охотно спешащих в школу, снизился до 29%. А вот в старшем школьном возрасте процент учащихся, положительно настроенных на посещение образовательного учреждения, повысился вновь до 64%. Но необходимо отметить, что большинство из них 36% привлекает лишь возможность школьного общения со сверстниками.
Таким образом, в каждом возрастном периоде есть значительная часть учащиеся, у которых зачастую отсутствует желание посещать образовательное учреждение. Кроме того, с возрастом количество школьников, желающих идти в школу, именно за новыми знаниями уменьшается.
В чем же дело? Каковы же причины такой ситуации?
Для большинства школьников всех возрастных категорий, основными причинами нежелания являются:
Отсутствие возможности выспаться 32%. 37%,38%
Большое количество школьных запретов 35% 13% 11%
Не готовы уроки на следующий день 7% 20% 19%
Скучные уроки в расписании 3% 16% 20%
Плохие отношения с одноклассниками 16% 7% 6%
Много других интересных дел 75% 9% 9%
Если проанализировать преобладание тех или иных причин в зависимости от возраста, то можно заметить следующее.
В младшем школьном возрасте на первый план выходит такая причина, как наличие школьных запретов. Наверняка ребенку трудно привыкнуть к новой для себя роли школьника. Можно предположить, что обучающиеся начальной школы отрицательно реагируют на ограничение двигательной активности, трудно привыкают к новому распорядку, необходимости выполнять домашние задания и т п.
В среднем звене свое нежелание посещать образовательное учреждения, ребята связывают в большей степени с ограничением времени, которое отводиться для утреннего сна и тем, что не успели выполнить уроки. Можно предположить, что увеличенная образовательная нагрузка, связанная с возросшим количеством школьных предметов, большим количество уроков, объемным домашнего задания, отрицательно сказывается на работоспособности ребят. Другими словами накапливается умственное утомление, которое иногда переходит в переутомление- все это сказывается на общем состоянии здоровья школьника.
В старшем школьном возрасте схожие тенденции. Но значительную роль в списке причин, занимает причина, связанная с наличием в расписании скучных предметов. Можно предположить, что большинство старшеклассников, определившись к этому времени с выбранной профессией, избирательно подходят к процессу обучения, деля уроки на «нужные» и «ненужные».
Таким образом, в ходе исследования определены причины, которые отрицательно воздействуют на желание идти в школу, среди них наличие утомления, ограничения связанные с режимом обучения, не свойственные ребенку (ограничение двигательной активности, статическое напряжение и т. д), наличие школьных предметов, которым школьник не может найти применения в своей будущей профессиональной сфере.
Вместе с тем, несмотря на внушительный список причин, вызывающих нежелание идти в школу, практически все опрошенные школу посещают. Какие же побудительные силы движут учащимися? Внешние силы, к которым можно отнести принуждение родителей, общества, или внутренние побуждения личности школьника?
Анализ полученных данных позволил обобщить ответы участников исследования и определить следующий список мотивов, побуждающих школьника посещать образовательное учреждение: получение новых знаний (или учебно-познавательный мотив) (см. классификацию в обзоре литературы); хорошая профессия (узкий социальный (позиционный) мотив); общение со сверстниками (мотив социального сотрудничества); так принято в обществе (широкий социальный мотив – долг, ответственность, понимание социальной значимости обучения) и внешний мотив принуждения (заставляют родители)
Процентное соотношение мотивов в каждой возрастной группе не одинаково. Так в начальной школе на первом месте учебно-познавательный мотив 44%. Кроме того, значительное место занимает узкий социальный мотив, который характеризуется школьниками, как желание в будущем иметь престижную профессию.
Анализ данных полученных в ходе анкетирования обучающихся среднего звена или основной школы, выявил преобладание мотива социального сотрудничества. Для учащихся этого возрастного периода, становиться более значимым общение с одноклассниками, межличностные отношения. Учебно-познавательные мотивы постепенно отходят на другой план.
Данные, полученные в ходе исследования мотивов посещения школы обучающихся старших классов, позволяют нам утверждать следующее:
Преобладающим мотивом в данном возрасте является узкий социальный мотив, который выражается в стремлении получить в будущем хорошую профессию, поступить в престижный ВУЗ, сдать ЕГЭ, сделать карьеру….. Так же высокий процент набирает мотив социального сотрудничества, общение остается значимым для школьника данного возраста.
Можно сделать вывод, что учебно-познавательный мотив, который характеризуется ориентацией на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов и воплощает в себя истинное назначение образования, снижается от класса к классу. На первый план выходят мотивы социального характера, которые заключаются в стремлении подростка к общению и стремлении занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих.
Как же расценивают школьники свое желание получать новые знания?
Анализ диаграммы позволяет нам утверждать следующее:
Исследование оценки степени желания получать новые знания определила следующие тенденцию - снижение познавательных мотивов от класса к классу. Так в младшем школьном возрасте преобладает высокая оценка степени желания, в среднем и старшем средняя, причем показатели высокой оценки своего желания в старшем школьном возрасте значительно ниже.
Что же, по мнению школьников, приводит к снижению учебно-познавательных мотивов? Каковы же причины снижения желания к получению новых знаний у учеников?
Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет в числе причин снижения учебно-познавательных мотивов выделить следующие:
Причины снижения познавательных мотивов
Если рассматривать процентное распределение причин в каждом возрастном периоде можно отметить следующее:
в начальной школе снижению учебно-познавательной мотивации будет способствовать не понимание предмета.
в среднем и старшем звене основным отрицательным фактором, способствующим снижению мотивации, является тоже непонимание предмета и уже преобладание других интересов.
Таким образом, снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, способов преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников, неприменимых в жизни знаний.
Могут ли повлиять на повышение и поддержание мотивации к получению новых школьников какие-либо действия родителей и педагогов?
Анализ данные полученных в ходе анкетирования, о родительских действиях, которые, по мнению школьников, могли бы служить поддержанию интереса к учебе позволяют нам говорить о том, что в качестве наиболее популярных рецептов:
Кроме того, по мнению учеников, родителям не следует:
заставлять детей учиться только потому, что так надо,
ругать за плохие оценки и непонимание предмета,
запрещать какой-либо вид деятельности, интересный для ребёнка, в целях наказания за плохое обучение,
контролировать.
Анализ данных, посвященных мнению учеников о действиях педагогов, способствующих поддержанию учебной мотивации, выявил следующее:
В младших и средних классах, ученики считают, что для повышения интереса к учёбе, учитель должен время от времени развлекать учеников. По мнению обучающихся младших классов, с целью повышения интереса к учёбе, учитель на уроке может станцевать, рассказать анекдот, спеть и т.п.
Вести уроки так, чтобы ученикам нравился новый материал, он был интересен для них. Так же следует чаще приводить примеры из жизни, проводить эксперименты.
В среднем звене к этому списку прибавляется желание учеников получать ту информацию, которая будет полезна им в будущем. Кроме того, они предлагают ввести больше дополнительных занятий (посещать по желанию), для улучшения отметок и получения информации, не введённой в школьную программу.
По мнению большинства старшеклассников, учителям следует интересней рассказывать новый материал, время от времени говорить о проблемах нашего времени.
Заключение
При выполнении данной исследовательской работы были решены следующие задачи: проведен понятийно-терминологический анализ слов «мотив», «мотивация»; классифицированы мотивы обучения; определены мотивы обучения в школе у обучающихся школы №183 в различные возрастные периоды; выявлены причины снижения мотивации к обучению в школе.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
На основе мнения учащихся с целью повышения мотивации составлены рекомендации для учителей и родителей (приложение 4)
Список используемой литературы
1.Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие .- М: ТК Велби, 2004.-208 с.
2.Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студентов вузов.-М.:Владос.2003-160с.
3.Григорович Л. А. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студентов вузов. -М.:Гардарики.2003-475с.
4. Климов Е.А. Психология. Учебник для средней школы .-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1997.-287с. ISBN5-85178-032-0
5.Психология. Словарь .Под общей редакцией А.В.Перровского-2 издание, исправлено и дополнено.: политиздат , 1930.-494с ISBN/5-250-00364-8
6.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. - М.: Гардарики, 2002. -517 с.
7. Я познаю мир. Психология. Детская энциклопедия. Я11. Е.В. Селезнёва; художник Н.Е. Щербаков. – М .: АСТ:Астрель,2005-395,(5) с.: иллюстрации
Приложение 1
Анкета изучения учебной мотивации первоклассников
по итогам обучения в 1-ом классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся первых классов нами были сохранены основные подходы из методики Гинзбурга М.Р. «Изучение учебной мотивации» (14, с. 39-42; 17, с. 168-170): балльная оценка и формулировка вариантов для окончания каждого неоконченного предложения учитывает наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного). Учащимся сообщается инструкция.
Для окончания каждого предложения выбери один из ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак.
1. Я учусь в школе потому, что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки:
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
a) игры и физкультминутки;
b) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) отвечать у доски;
д) узнавать новое и делать задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту. *
4. Если я получаю хорошую отметку, мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил (а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я еще больше знаю полезного
Спасибо за ответы!
Приложение 2
Анкета изучения мотивации учения школьников при переходе
из начальной школы и среднюю школу
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самых справедливых и частых по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получить впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе часто ругают;
д) просто мне не хочется учиться;
е) не могу заставить себя работать;
ж) мне трудно, я не понимаю;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что…
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) товарищи будут довольны;
в) буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать.
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я полу чаю плохую отметку, мне больше всего не нравится, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) получил плохую оценку;
в) буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Приложение 3
Анкета для изучения мотивации учения старших подростков
на этапе окончания основной школы (для учащихся 9 класса)
I.
1.Обучение в школе и знания и необходимы мне для...
а) получения образования
б) поступления в вуз;
в) будущей профессии,
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не родители;
г) не получал знания;
д) не жил.
3.Мне нравится, когда меня хваля т за...
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II.
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) хорошо знать школу;
в) доставлять пользу людям;
г) учение.
5. Моя цель на уроке -
а) усвоить что-то новое;
б) понять тему;
в) слушать и понимать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать, сидеть тихо.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю
б) повторяю, что проходили на уроке;
в) внимательно читаю задание;
г) стараюсь сделать сразу все;
д) открываю «Готовые Домашние Задания»;
е) сначала отдыхаю.
III.
7. Самое интересное на уроке -
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) новая тема, отработка материала;
г) объяснение учителя;
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) не дают списать;
д) надо исправить отметку;
е) стараюсь всегда.
9. Мне нравится делать уроки, когда -
а) тихо и ничто меня не отвлекает;
б) задают мало
в) остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) я понимаю тему;
д) есть «Готовые Домашние Задания»;
е) всегда, так как по необходимо для глубоких знаний.
IY.
10. Учиться лучше меня побуждает...
а) деньги, которые я заработаю в будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) чувство долга;
г) низкие отметки;
д) желание знаний;
е) общение.
11. Я более активно работаю на уроках, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
6) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб меня заметили;
е) изучаемый материал мне нужен.
12. «Хорошие» отметки - это результат...
а) моей упорной работы;
б) «подлизывания» к учителям;
в) подготовленности и понимания па уроках;
г) везения;
д) получения хороших знаний;
е) помощи родителей илидрузей.
Y.
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) понимания заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
д) везения;
е) внимания к объяснению учителя.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю материал;
б) смогу справиться;
в) почти всегда;
г) не будут ругать за ошибку;
д) уверен, что отвечу хорошо;
е) довольно часто.
15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я ...
а) ничего не предпринимаю
б) прибегаю к помощи других;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что пойму потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.
YI.
16. Ошибившись в выполнении задания, я…
а) делаю его снова, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи;
г) приношу извинения;
д) продолжаю думать над заданием;
е) бросаю это задание.
17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…
а) обращаюсь за помощью;
б) не выполняю его;
в) думаю и рассуждаю;
г) не выполняю его, потом списываю;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь и откладываю его.
18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют ...
а) большого умственного напряжения;
б) слишком легкие, не требуют усилий;
в) письменные домашние;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) неинтересные, не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Приложение 4
Рекомендации родителям и учителям
Могут ли повлиять на повышение и поддержание мотивации к получению новых школьников какие-либо действия родителей и педагогов?
Для поддержания интереса родителям следует
Родителям не следует:
Анализ данных, посвященных мнению учеников о действиях педагогов, способствующих поддержанию учебной мотивации, выявил следующее:
Повезло! Стихи о счастливой семье
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Военная хитрость
Астрономический календарь. Май, 2019
Как нарисовать осеннее дерево акварелью