В данной статье проанализированы заголовки из газеты «Информ Полис» (№ 7 (1168) от 18 февраля 2015 г., № 9 (1170) от 4 марта 2015 г.) и газеты «Номер один» (№9, 2015 г.).
Вложение | Размер |
---|---|
Способы актуализации газетных заголовков | 20.08 КБ |
Способы актуализации газетных заголовков
Соболева С.С. , Д 1427
Научный руководитель – преподаватель Котова Ю.В.
УУКЖТ УУИЖТ ИрГУПС
Средства массовой информации прочно закрепились в жизни современного общества. Мы узнаем новости, мнения экспертов, различные факты именно из СМИ.
К СМИ относятся: телевидение, радиовещание, газетная печать и интернет. Несомненно, газетная пресса – одна из древнейших форм средств массовой информации, и сегодня она располагает большими возможностями оперативно отобразить реальную действительность. Первое, с чем сталкивается читатель газеты – это заголовки газетных публикаций, которые являются первым сигналом, побуждающим прочитать газетный материал. Газетные заголовки несут определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время они имеют и эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание.
Цель исследования: выявление способов актуализации, применяемых в газетных заголовках для привлечения читателей.
Предмет исследования: газетные заголовки и способы их актуализации
Методы исследования: анкетирование, анализ и изучение газетных заголовков.
Материалы данной работы можно использовать на занятиях русского языка.
Для того, чтобы узнать, какие заголовки наиболее привлекательные для читателя, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 78 человек. Это студенты нашего колледжа, возрастом от 16 до 20 лет.
В анкете предлагалось 28 газетных заголовков, из них студентам надо было выбрать 3 наиболее интересных. Рассматривались заголовки из газеты «Информ Полис» (№ 7 (1168) от 18 февраля 2015 г., № 9 (1170) от 4 марта 2015 г.) и газеты «Номер один» (№9, 2015 г.).
Анкета содержала следующие заголовки:
1)Почему Бурятия теряет Омуль?
2)Гуляем на Масленицу по правилам
3)Срок за фото со свастикой
4)Как правильно освятить автомобиль
5)Что с памятником погибшему моряку?
6)Проводим и встретим Белый месяц
7)Заговор против Гершевича?
8)Невероятное преображение
9)Особенный день необычных женщин
10)Хотел уйти. Но может остаться
11)Какой будет весна
12)Красота спасет мир, или женщины и буддизм
13)Судьба и удача…на лопатке
14)Из «пампушки» - в «стройняшку»
15)Раз пошли на дело…
16)Ад вместо счастья.
17)Как Улан-Удэ пережил 8 марта?
18)Бесплатная приватизация дворцов
19)Убил, расчленил и прячется в тайге…
20)Авиация в зоне турбулентности
21)Дешевый рубль влечет монголов
22)Жертвы чиновничьего непостоянства
23)Давайте без напряга!
24)Романтики оперных концертов
25)Окончил бой
26)Без расчета на брак
27)Агрессивная «Шкода»
28)Ламы освятили молочную продукцию к празднику
Большая часть респондентов выбрала заголовок «Убил, расчленил и прячется в тайге» - 34 человека, «Ад вместо счастья» - 19 респондентов, а 17 человек предпочли заголовок «Срок за фото со свастикой»
Проанализируем газетные заголовки. Рассматриваемые заголовки можно распределить по группам:
1. Вопросительные конструкции:
«Почему Бурятия теряет омуль?»- вопросительная конструкция выступает в роли ориентира, ключа к последующему под ним материалом и звучит интригующе.
«Заговор против Гершевича? «Как правильно освятить автомобиль?»- вопросы, выполняющие информативную функцию.
Конструкции с вопросительными словами: «Какой будет весна? Что с памятником погибшему моряку?»
2. Риторические восклицания:
Давайте без напряга! Кроме того, используется жаргон.
3. Олицетворения, метафоры:
«Как Улан-Удэ пережил 8 марта», «Жертвы чиновничьего непостоянства», « Романтики оперных концертов», «Дешевый рубль влечет монголов»
4. Эпитеты:
«Агрессивная «Шкода», «Особенный день необычных женщин»
5. Гиперболы:
«Невероятное преображение»
6. Умолчание:
«Судьба и удача на лопатке…», «Раз пошли на дело…», «Убил, расчленил и прячется в тайге…» - начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее.
7. Конструкции, обнаруживающие ассоциативно - смысловую связь с художественными строками:
«Красота спасет мир или женщины и буддизм»
8. Антонимичные пары
Используются для сопоставления противоположных реалий действительности.
«Проводим и встретим белый месяц»
Антитезы - «Из «пампушки» - в «стройняшку», «Ад вместо счастья»
«Хотел уйти. Но может остаться»
Итак, в ходе анализа установлено, что с целью актуализации читательского внимания журналисты часто употребляют в заголовках вопросительные конструкции, эпитеты, умолчание, метафоры и антитезы
Результаты анкетирования показали, что студентов привлекают заголовки с умолчанием и антитезой.
«Достаточно большой заголовок делает любую новость большой»
(Из американского фильма «Гражданин Кейн»)
Горячо - холодно
Юрий Алексеевич Гагарин
В Китае испытали "автобус будущего"
Колумбово яйцо
Аэродинамика и воздушный шарик