В своей работе ученица выдвигает гипотезу и доказывает, что балет можно отнести не только к искусству, но и спорту.
Вложение | Размер |
---|---|
balet-sport_ili_iskusstvo_prohorenko_elizaveta_2_a_kl.docx | 127.34 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 49
Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
классный руководитель 2 «А» класса
Санкт-Петербург
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. | 2 |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… | 2 |
НЕМНОГО ИСТОРИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)……………………………………………. | 3 |
БАЛЕТ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВО, НО И СПОРТ (ДАННЫЕ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)……………………………………………………….. | 3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………… | 5 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………. | 6 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………… | 7 |
ВВЕДЕНИЕ
Балетной магии фонтан
Кружился, распускаясь дымом,
И лампы хрупкая звезда
Молчала о невыразимом…
Когда мы с семьёй приходим в театр, мне кажется, что я попадаю в волшебный мир. Вот открывается занавес, и я вижу балерин, таких грациозных и красивых... Звучит прекрасная музыка, и я уже не в силах оторваться от сцены. Мне бы очень хотелось стать одной из тех балерин, которых я там вижу. Раньше я думала, что красивая осанка, пластика и гибкость балерины – это дар от природы. Но мои родители утверждают, что для артиста балета требуется хорошая физическая подготовка, большая выносливость и упорство. Впервые я задумалась о том, что балет – это не просто красивое зрелище, от которого захватывает дух. Это ещё и систематический, долголетний и очень тяжёлый труд, каждодневные тренировки и высокая дисциплинированность. Как у спортсменов. Я давно мечтаю танцевать в балете, и мне стало интересно, действительно ли мне понадобятся все те качества, о которых говорят мои родители? Данная тема стала для меня актуальна.
Цель моей исследовательской работы: узнать, можно ли балет отнести не только к искусству, но и спорту.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
Объект моего исследования – балет.
Предмет исследования – отношение людей к балету.
Мною была выдвинута гипотеза: балет – это комбинация спорта и искусства.
В ходе работы были использованы следующие методы:
НЕМНОГО ИСТОРИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Балет — это искусство сценического танца. «Некоторые из балетных представлений рассказывают зрителям о каком-то событии, происшествии или сказке захватывающим языком танца, а другие стремятся передать движением и музыкой не содержание, а скорее настроение или идею» [2, с. 193]
Термин «балет» появился в конце XVI века. Произошло слово «балет» от итальянского balletto, что означало «танцевать». Появился балет более пятисот лет тому назад в Италии. Но в те времена это был не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, который передавал определенное настроение. Итальянские дворяне наслаждались танцами, поэзией и музыкой, объединяя их в одно представление.
Учителя в те времена назывались танцмейстерами, а «балетные движения были похожи на элегантные и достаточно простые придворные танцы» [2, с. 194] Сам балет в то время не назывался балетом, это название он получил во время царствования французского короля Генриха III.
В 1581 году королева Катерина Медичи приказала устроить большой праздник в честь свадьбы в королевской семье. «Празднество вылилось в огромный балет, в котором приняли участие сотни танцоров, певцов и актёров» [2, с. 193] Танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения и руководили целыми группами людей, которые участвовали в танцах.
Любопытно, что продолжительность первого балетного представления составляла около пяти часов. Это было творение итальянского балетмейстера Бальтазарини. Называлось представление «Комедийный балет королевы».
Известно, что танцовщицу, исполняющую в балете главную партию, называют прима-балериной. А из энциклопедии А. Леокума «Скажи мне, почему?..» я узнала, что первой прима-балериной была известная актриса по фамилии Лафонтен.
БАЛЕТ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВО, НО И СПОРТ (ДАННЫЕ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
При проведении исследования я в первую очередь обратилась к толковому словарю. Меня интересовали два понятия: искусство и спорт. Словарь С. И. Ожегова даёт следующие определения:
После этого я прочитала и проанализировала несколько источников по данной теме. В одной из прочитанных мною статей на сайте http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=865
говорилось о проблеме взаимоотношения спорта и искусства вообще. Оказывается, этому вопросу посвящена огромная литература. Один французский ученый в докладе на 4-й сессии Международной Олимпийской академии обосновывал положение о том, что «искусство – спорт, а спорт – искусство, и между ними нет никаких границ или отличий. Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский на страницах журнала "Театр" прямо утверждал, что спорт, без всякого сомнения, является искусством (Приложение № 1). Он говорил, что «из специфических искусств спорт ближе всего к балету, где средством художественной выразительности служит человеческое тело» [5]. Более того, на сайте http://operaibalet.ru/mezhdunarodnye-baletnye-konkursy я узнала, что, оказывается, в 2005 году во время проведения Х Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве реализовали идею возникновения Федерации балетных конкурсов! А это значит, что в балетном искусстве тоже имеют место соревнования, как и в любом виде спорта.
Также я прочитала мнения людей по данной проблеме на одном из форумов в Интернете (сайт https://otvet.mail.ru/question/8463697) и выявила, что их точки зрения неодинаковы. Кто-то считает, что балет – это, безусловно, искусство, а кто-то говорит о большом сходстве его со спортом.
Мною был проведён опрос среди школьников по данному вопросу. Для проведения опроса были разработаны вопросы и тестовая анкета (Приложение № 2). В опросе участвовало в общей сложности 32 человека, из них 19 девочек и 13 мальчиков (Приложение № 3).
В результате проведенного анализа результатов опроса я получила данные об отношении к балету. Из 32 опрошенных 7 человек занимаются танцами, причём совершенно разного характера. Это и хореография, и бальные танцы, и спортивные, а также современные типа хип-хоп и брейк-данс. 17 человек признались, что любят балет и хотят им заниматься (Приложение № 4).
Не вызвало удивление то, что большая часть школьников (24 человека) считают, что балет – это искусство. Однако 8 человек уверены, что балет сочетает в себе спорт и искусство.
Лидирующие позиции заняли такие качества балерины, как выносливость, терпение, собранность, настойчивость, упорство, самоконтроль и хорошая координация, что позволяет говорить о сходстве балета и спорта.
Кроме этого, я опросила взрослых в количестве 24 человек (педагогов нашей школы и родителей своих одноклассников) на предмет их отношения к балету как искусству и спорту. Оказалось, что только 3 человека относят балет исключительно к искусству, большинство же опрошенных (21 человек) считают, что балет – это сочетание спорта и искусства. Объяснялось это тем, что для балета требуется отличная физическая подготовка, каждодневные тренировки, строгий режим дня и питание. Словом, всё, как у спортсменов (Приложение № 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования выяснилось, что многие черты сближают балетное искусство со спортом. Да, безусловно, балет – это великое искусство, ведь он доставляет эстетическое удовольствие, даёт нам возможность полюбоваться красотой и грацией танцоров, послушать классическую музыку. Гармоничное сочетание музыки с танцем, поэзией и живописью дают человеку исключительно положительные эмоции. «Содержание балета рассказывается танцем, в танце раскрываются характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и действия. «Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем», – в этих словах Галины Улановой, поведавшей всему миру столько прекрасного своим танцем, заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определение, которое дал русскому балету А. С. Пушкин, в строках «Евгения Онегина» отметивший его поэтическую одухотворённость: «…душой исполненный полёт» » [1, с. 113]
Но для того, чтобы танцоры на сцене выглядели грациозными, пластичными и красивыми, им приходится долго и упорно тренироваться. Ни один танцевальный момент в балете невозможен без комплекса физических упражнений, без тренировок, без хорошей координации и силы мышц. Балет также недостижим без тех моральных и волевых качеств, которые присущи всем спортсменам, а именно: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, целеустремлённости и самовоспитания.
Труд балетного артиста и спортсмена постоянно насыщен большим физическим напряжением. Необходима систематическая физическая тренировка, соблюдение определённого режима. В труде балерины, как и спортсмена, необходим всегда строжайший самоконтроль, соблюдение точности расчёта сил, времени.
Таким образом, мы смело можем утверждать, что балет – это комбинация спорта и искусства. Моя гипотеза подтвердилась.
Занятия балетом – это способ полноценно совместить спортивное и эстетическое развитие, поэтому я считаю, что необходимо продолжать и расширять исследования в этой области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Список вопросов для проведения научно-исследовательской работы:
Выносливость, обаяние, терпеливость, собранность, беззаботность, музыкальный слух, настойчивость, упорство, мечтательность, робость, самоконтроль, хорошая координация.
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Глупый мальчишка
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Денис-изобретатель (отрывок)
По морям вокруг Земли
Девочка-Снегурочка