Актуальность данной работы в том, что в настоящее время дети недостаточно физически развиты. Так как много времени проводят у телевизоров, за компьютерами. Все это приводит к гиподинамии, ухудшению состояния здоровья как физического, так и психологического. Немногие дети занимаются в спортивных секциях, не используют активные формы отдыха. Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями. Целью настоящего исследования является формирование мышления о здоровом образе жизни, привлечение учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1)Собрать и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. 2)Исследовать показатели физической работоспособности учащихся, провести анкетирование. 3)Провести сравнительный анализ успеваемости учащихся занимающихся только на уроках физической культурой и учащихся, которые занимаются дополнительно в спортивных секциях и кружках. Исследования проводились с учащимися 9 классов СОШ №5. В эксперименте участвовало 78 человек. На первом этапе данной работы был проведен анализ литературных источников по теме исследования, проанализирован накопленный материал. Были выбраны цель, задачи, методы и определен объект исследования. На данном этапе основное внимание уделялось теоретическим аспектам проблемы. На втором этапе проводились измерения показателей физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского степ-теста». Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%, «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «плохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%, «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0. Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 9-х классов. Результаты анкетирования: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?» - «да» ответили 56 человек, «нет» - 22 человека. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили 13 человек, «нет» - 65 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 27 человек, «нет» - 51 человек. Я рассказала в каждом классе о пользе занятий спортивными играми, и какие качества развиваются во время занятий.
По каждому учащемуся в течение месяца были проанализированы оценки, и была посчитана средняя арифметическая. Затем подсчитывалась средняя арифметическая оценка за месяц у группы в целом, сравнивались их результаты. Специальными экспериментальными исследованиями показано, что физические упражнения влияют на повышение уровня некоторых показателей умственной работоспособности учащихся. Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Гипотеза, выдвигаемая нами ранее, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на организм школьников и их успеваемость - полностью подтвердилась. При нагрузках на занятиях усиливается обмен веществ, интенсивно включается в работу дыхательная и сердечнососудистая система. Повышается концентрация внимания, усидчивость и работоспособность.
Вложение | Размер |
---|---|
sadovnikova-2_npk_kazan.docx | 62.13 КБ |
XIV Рождественские чтения Секция: Физическая культура.
Исследовательская работа: «Влияние физической культуры на успеваемость школьника».
Садовникова Анастасия школа №5, 9 класс. Город – Чистополь.
Научный руководитель: учитель физической культуры высший категории Казакова С.В.
Чистополь 2016.
МКУ «УПРАВЛНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Тема: «Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника»
Секция: «Спорт. Здоровый образ жизни»
Выполнила: ученица 9 Б класса
Садовникова Анастасия
Научный руководитель: Казакова С.В.,
учитель физической культуры,
высшей квалификационной категории
по должности «учитель»
Чистополь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Влияние всех систем на организм человека…………......4
1.1 Сердечно-сосудистая система …………………… ……….4
1.2 Дыхательная система……………………………………….5
1.3 Мышечная система………………………………………….5
1.4 Центральная нервная система……………………………...6
1.5 Обменные процессы………………………………………..7
ГЛАВА 2. Гипотеза, цель и задачи исследования………………….8
2.1 Гипотеза……………………………………………………...8
2.2 Цель, задачи и методы исследования………………………8
2.3 Организация исследования и результаты………………….9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………16
Введение
В настоящее время дети недостаточно физически развиты. Так как много времени проводят у телевизоров, за компьютерами. Все это приводит к гиподинамии, ухудшению состояния здоровья как физического, так и психологического. Немногие дети занимаются в спортивных секциях, не используют активные формы отдыха. А спорт - это средство саморазвития и самовоспитания, и никогда нельзя забывать об этом. Как говорил выдающийся тренер Дмитрий Коркин, прежде чем стать чемпионом мира, человек должен стать «чемпионом самого себя». У учащихся с возрастом растет стремление к состязательности. Но осознание того, что в основе любого состязания лежит соревнование с самим собой, а ценность победы измеряется усилием, направленным на самоопределение, дается не всем взрослым. Без этого невозможно полноценное приобщение к спорту. Однако благодаря выразительной демонстрации своих спортивных увлечений и достижений один ученик может привлечь внимание других детей к главному в спорте.
Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, где-то даже наверстать упущенное. Мы знаем, что физическая культура способствует формированию командного духа, который так необходим в школьном коллективе.
В школьном возрасте физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей. Всему этому способствуют занятия физической культурой. Сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость - вот основные качества, на развитие которых направлены спортивные игры. Ребенок, который занимается спортом, физически разносторонне развит. Помимо того, что учащийся научится совершать сложные маневры, продумывать способы того, как обыграть и обхитрить соперника, он привыкает работать в коллективе и будет знать, что такое настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка. Дополнительные занятия физической культурой и спортом также вырабатывает у учащихся способность к жизни по расписанию, способствует развитию дисциплины.
Важность физических нагрузок, в том числе на уровне физиологии человека, потребность в движении – одна из общебиологических особенностей человеческого организма. Физическая активность относится к числу основных факторов, которые регулируют уровень обменных процессов, работу мышц и суставов, а так контролирует работу сердца и центральной нервной системы. Физические нагрузки – это мощный источник стимулирующих и регулирующих влияний на организм.
Следует выделить из всех систем две главные системы организма, на которые физическая активность оказывает наибольшее влияние – сердечно-сосудистую и дыхательную.
Глава 1. Влияние всех систем на организм человека
1.1. Сердечно-сосудистая система
В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).
Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.
1.2. Дыхательная система
Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.
1.3. Мышечная система
Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.
Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.
1.4. Центральная нервная система
Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.
Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.
Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения.
Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.
В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы. Обеспечивающие взаимодействие различных мышц при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность – повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.
1.5. Обменные процессы
Снижается уровень холестерина, триглицеридов, которые способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается обмен сахара, что препятствует развитию сахарного диабета, все обменные процессы ускоряются, что сказывается на красоте фигуры. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение организма тормозится и омоложение становится объективной действительностью.
Глава 2. Гипотеза, цель и задачи исследования
Гипотеза – предполагалось, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на успеваемость учащихся.
Цель работы: формирование мышления о здоровом образе жизни, привлечение учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
На первом этапе данной работы был проведен анализ литературных источников по теме исследования, проанализирован накопленный материал. Были выбраны цель, задачи, методы и определен объект исследования. На данном этапе основное внимание уделялось теоретическим аспектам проблемы.
На втором этапе проводились измерения показателей физической работоспособности учащихся. В рамках исследования физической работоспособности проводился следующий тест:
Гарвардский степ-тест: С помощью этого теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку в течении 5 мин., частота подъема - 30 раз в мин. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС.
Исследования проводились с учащимися 9 классов г.Чистополь СОШ №5. В эксперименте участвовало 78 человек. Измерялись показатели физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского степ-теста».
Таблица 1.
Оценка результата индекса Гарвардского степ-теста
Оценочное значение | Баллы |
плохая | 55 и менее |
ниже средней | 55-64 |
средняя | 65-79 |
Хорошая | 80-89 |
Отличная | 90 и более |
Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%, «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «плохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%, «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0.
Диаграмма 1. Показатели физической работоспособности учащихся по Гарвардскому степ-тесту.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 9-х классов.
Анкетирование
Класс ________ Фамилия, имя _______________________________
1. Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?
2. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?
3. Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?
4. Для чего вы занимаетесь спортом?
Диаграмма 2. Анкетирование учащихся 9-х классов
Результаты анкетирования получились следующие: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?» - «да» ответили 56 человек, «нет» - 22 человека. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили 13 человек, «нет» - 65 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 27 человек, «нет» - 51 человек. Таким образом, я поняла, что многие учащиеся не знают пользу от занятий физической культурой и не интересуются ни каким видом спорта. Я рассказала в каждом классе о пользе занятий спортивными играми, и какие качества развиваются во время занятий.
Следующим этапом нашей работы был сравнительный анализ успеваемости учащихся двух групп. Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Их сравнение было определено по уровню успеваемости. Исследование проводилось в течение четырех месяцев.
Месяцы | |||||||
№ | Учащиеся | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||
1 | Занимаются дополнительно | 3,9 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | ||
2 | Занимаются только на уроках | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 3,8 |
Таблица 2.
Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Уровень успеваемости.
По каждому учащемуся в течение месяца были проанализированы оценки, и была посчитана средняя арифметическая. Затем подсчитывалась средняя арифметическая оценка за месяц у группы в целом. Такая процедура проводилась каждый месяц, в течение учебного года (с сентября по декабрь) для обеих групп. Далее сравнивались их результаты. Уровень успеваемости двух групп – постоянно занимающихся (уроки физической культуры, самостоятельные занятия, секция), занимающихся только на уроках физкультуры (в баллах по пятибалльной шкале).
Из таблицы уровня успеваемости можем заметить, что у первой группы (постоянно занимающихся) успеваемость выше, чем у второй группы. Если проследить по месяцам, то заметим, что в октябре успеваемость снизилась на 0,1 балла по сравнению с сентябрем. У первой и у второй группы происходит постепенное наращивание успеваемости и самый высокий показатель был в декабре , когда происходит аттестация за четверть.
Если учесть, что занятия физической культурой и спортом повышают успеваемость учащихся по общеобразовательным предметам (на 0,4-0,7%) и снижает число пропусков уроков по болезни (на 1,3-1,7%), то становится понятным, почему проблема дальнейшего привлечения к занятиям физкультурой и спортом учеников остается по-прежнему очень острой.
Выводы
Проведя анализ данных, и пришли к выводу, что наблюдается достоверные различия между группами учащимися по исследуемым показателям физической работоспособности. Скорость восстановления процессов после напряжённой физической нагрузки у занимающихся учащихся дополнительно быстрее. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем выше индекс Гарвардского степ-теста.
Специальными экспериментальными исследованиями показано, что физические упражнения влияют на повышение уровня некоторых показателей умственной работоспособности учащихся, особенно если занятия направлены на развитие выносливости. У людей занимающихся физическими упражнениями показатели физической и умственной работоспособности более высокие и они устойчивее к влиянию разного рода помех, чем у людей не занимающихся. Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Гипотеза, выдвигаемая нами ранее, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на организм школьников и их успеваемость - полностью подтвердилась. При нагрузках на занятиях усиливается обмен веществ, интенсивно включается в работу дыхательная и сердечнососудистая система. Повышается концентрация внимания, усидчивость и работоспособность.
Даже если ученик не станет профессиональным спортсменом, такие черты характера, как упорство, мужество, настойчивость, целеустремленность помогут ему быстрее адаптироваться в обществе и приобретают лидерские качества. У ребят, которые занимаются дополнительно, улучшается координация движений, реакция. Они закаляют волю, становятся более организованными, дисциплинированными. В детском и юношеском возрасте физическая подготовка должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние – это залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любое дело.
Литература
Рисуем кактусы акварелью
Развешиваем детские рисунки дома
Император Акбар и Бирбал
Аэродинамика и воздушный шарик
Волшебная фортепианная музыка