Работа посвящена истории семьи Копыловых,живших в уральской казачьей станице Ново-Николаевка Новолинейного района.В работе содержаться описание истории села,описываются исторические события,с которыми связано появление семьи в этой станице.Также в работе есть описания казачьего быта,особенностей языка.Объясняется происхождение топонимов "Ново-Николаевка", "Гирьял".Описывается как события коллективизации повлияли на семью Копыловых,как сложилась их дальнейшая судьба.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_andreeva_a._8_klass.docx | 29.2 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ЛОКОМОТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
Исследовательская работа по истории
Подготовил: Андреев Александр
Ученик 8в класса
Руководитель
Величко Н.А.
ЛОКОМОТИВНЫЙ ГО
2014
ВВЕДЕНИЕ.
Цель работы: собрать материал об истории своей семьи.
Задачи работы: 1. Узнать из рассказов родственников, соседей, друзей моих родственников об образе жизни, занятиях моих предков.
2.Найти фотографии своих предков- прабабушек и прадедушек, установить годы их жизни, составить генеалогическое древо нашей семьи.
3. Встретиться с ныне живущими родственниками и жителями села Ново-Николаевка и узнать, как и почему мои предки оказались в этом селе.
Актуальность работы. Человеческая жизнь, к сожалению, очень коротка. Поэтому мы не очень много знаем о своих предках. Современная жизнь насыщенна разнообразными событиями, ритм ее так насыщен, что иногда нам просто некогда или не очень хочется просто сесть рядом со своими бабушкой или дедушкой и просто их спросить: А какими они были твои мама и папа, дедушка и бабушка? А их мама и папа? Не всегда нам хватает времени на то,чтобы узнать как они жили, кем работали,что кушали, что носили.и когда мы этого не знаем, история нашей страны, нашего края становится безликой и неинтересной. А когда мы это узнаем, становится интереснее знакомиться с той эпохой, в которой они жили. История и культура сильны преемственностью поколений и мне хотелось бы в своей работе протянуть ниточку времен от моих предков к моей семье,рассказать об этом своим детя и внукам.
Новизна работы. Я считаю, что новизна моей работы заключается в том, что в ней представлены мало известные диалекты, существовавшие в этой местности. А также мало известные факты из жизни раскулаченного и выселенного населения в годы коллективизации.
Моя семья – жители села Ново-Николаевка.
Воспоминания моих родственников о нашей семье начинаются с момента заселения ими села Ново-Николаевка Карталинского района. Точная дата приезда на эту территорию не известно, но примерно это произошло в начале 20 века.
Почему появилось это село? Вероятно это было связано с тем, что казаки, проживавшие на Новой пограничной линии стали нуждаться в больших земельных наделах и в соответствии с мероприятиями Столыпинской аграрной реформы, начинается «нарезание» новых участков земли. На одном из таких участков и было создано село Ново-Николаевка.
По мнению бывшего учителя истории Ново-Николаевской восьмилетней школы Аверкиевой Надежды Борисовны, урожденной Смирновой,существует 2 версии происхождения названия села. 1. Вероятно, переселенцами были жители Николаевской крепости, которые и новое место жительства решили назвать в честь Святого Николая-Чудотворца, но уже с приставкой «Ново». 2. Земли нарезал человек по фамилии Николаев и поэтому было решено назвать село в его честь, но так как уже была Николаевская крепость, то для того чтобы не путаться, новое поселение назвали Ново- Николаевским.
Итак, в начале 20 века семья моих предков в составе моих пра-пра-прадеда Сидора ,его жены и четверых сыновей, у каждого из которых были уже семьи и дети, прибыли в это село. На берегу реки Карталы – Аят построили большой дом, в котором все и поселились. Сейчас, к сожалению, на этом месте стоит только засохший тополь и на том берегу реки дома больше никто не строил. Предки мои были зажиточными крестьянами- кулаками-как тогда называли таких. Они построили ветряную мельницу, плотину на реке и водяную мельницу. У них была своя маслобойня и кузница. Работали сами в поле от зари до зари и в летнее время до осени нанимали батраков-наемных рабочих, так как сами не справлялись с большим объемом работы. К батракам относились уважительно они ели за одним столом с хозяевами. Дети тоже активно участвовали в работе: старшие доили коров, а их было около 30,пасли овец и свиней, поливали огород- сами обеспечивали себя овощами на весь год. При этом могли себе позволить нанимать для старших дочерей горничных.
Женщины также активно участвовали в домашней работе. Они шили, пряли, вязали одежду – к 9 годам девочки уже вязали шали из пуха. Шерсть и пух пряли осенними и зимними вечерами при свете луны-экономили на свечах. На зиму заготавливали не только овощи: квасили капусту в деревянных бочках-кадках, солили огурцы, мочили яблоки, но и коптили мясо, рыбу, колбасы ,сыры, топили масло и сало. В общем вели натуральное хозяйство.
После смерти родителей за старшего остались первый по рождению брат Василий Сидорович и его жена, их уважительно называли Мама большая и Тятя большой. Кроме Василия и его семьи в одном доме проживали и его младшие братья – Петр, Иван и мой пра -прадед Дмитрий Сидорович ( 1880-1953гг.) Копыловы. Еще до приезда в Ново- Николаевку он женился (примерно в 1904-1905г.) на моей пра-пра-бабушке Баталовой, ставшей Копыловой, Евдокии Степановне (р.14.03.1885-15.02.1968г.). из какой семьи была Евдокия Степановна не известно, но видимо тоже из зажиточной – старшая сестра ее была замужем за атаманом станицы Полтавской (ныне микрорайон Полтавка г. Карталы).
По воспоминаниям моих родственников, Леонтьева Владимира Константиновича (1942г.р.) и Мурашкиной Анны Константиновны(1953г.р.) – его сестры, в семье Дмитрия Сидоровича и Евдокии Степановны родилось 18 детей. Пятеро умерли в младенчестве- тогда уровень развития медицины был низким и детям не ставили прививок. Как рассказывала старшая их дочь Татьяна Дмитриевна ( в замужестве Величко 1906-1993г.г) малышей «накрывала младенченская»- инфекционное заболевание на тот момент времени необъяснимого происхождения. Это заболевание пытались лечить знахарки – ею впоследствии и стала Татьяна Дмитриевна- через заговоры как тогда говорили «С Божьей помощью». При этом гарантии излечения младенца не было никакой. « Действительно, надеялись только на помощь Господа»- говорит старшая сноха Татьяны Дмитриевны Валентина Порфирьевна Величко(1931г.р). Знахарка в течении нескольких часов читала над младенцем молитвы, поила и обтирала его святой водой, затем младенец засыпал и мог проспать несколько суток. Если он просыпался, то выздоравливал, в противном случае умирал во сне.
Еще 9 детей умерли по разным причинам в более взрослом возрасте, но не достигли совершеннолетия. Выжили и выросли всего четверо: старшая дочь Татьяна 1906г.р., сын Петр 1912г.р., мой прадед Павел 1914г.р. и младшая дочь Клавдия 1922г.р.
События революции и гражданской войны нашу семью не особенно затронули – семья приняла власть большевиков и несмотря на то, что в нашем крае события 1917-1918гг сопровождались военными столкновениями, они не раскололи семью и не принесли с собою жертв. Гораздо большее влияние на судьбу семьи оказали события, связанные с коллективизацией.
В апреле 1929г. XVI партийная конференция приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства. Он предусматривал ускоренное осуществление модернизации экономики – в первую очередь за счет развития добывающей и обрабатывающей промышленности, особенно тяжелой металлургии. Предполагалось также объединение наделов крестьян- единоличников в коллективные хозяйства- колхозы и переход к обработке земли с использованием техники.
Первоначально предполагалось проводить коллективизацию постепенно и на основе добровольности. Так, согласно первому пятилетнему плану, к 1933 году намечалось объединить в колхозы около 20% крестьянских хозяйств. Однако в ноябре 1929 года плановые показатели по всем основным показателям развития страны были увеличены. Одновременно И.В.Сталин выступил со статьей «Год великого перелома», в которой утверждалось, что в колхозы якобы уже пошла основная масса крестьянства и задачи проведения коллективизации близки к выполнению. Это выступление на местах поняли как указание повысить темпы создания колхозов. Однако добровольно в колхозы вступали лишь беднейшие крестьяне. Кулаки и те середняки, которые не желали идти в колхоз, раскулачивались: их земли и имущество передавались колхозам, их самих и членов их семей высылали в отдаленные районы страны.
Такая же участь постигла и нашу семью. Правда, чтобы из бежать раскулачивания, четыре брата решили разделиться и разделить все имущество – чтоб не числиться особенно зажиточными. Мой пра-прадед Дмитрий Сидорович по договоренности с братьями получил водяную мельницу и построил отдельный дом на противоположном берегу реки. Этот дом был сначала просто обмазанным глиной, затем его постепенно подстраивали. Этот дом до сих пор стоит на том же месте в с. Ново-Николаевка по ул. Набережная дом 7. А остатки мельницы- мельничные жернова еще долгое время были видны на дне реки сразу у плотины. Моя мама – Наталья Сергеевна(1966г.р.) рассказывает, что раньше девочкой ходила с подружками купаться на речку и в воде они были видны. Несколько лет назад весеннее половодье было очень сильным, вода снесла часть плотины и ею засыпало эти жернова. Сейчас в воде они не видны.
Примерно в этом же году(1929) родители решили женить моего прадеда. Ему исполнилось 16 лет- возраст по тем временам подходящий для женитьбы. И девушка в деревне была, которая ему нравилась – моя прабабушка. Но раньше молодежь не спрашивали, кто кому нравится и родители решили женить его на девушке по своему выбору, но не на той, которая ему нравилась. Как рассказывает мой двоюродный дед Копылов Юрий Павлович(1938г.р.) прадедушка рассказывал ему, что даже не думал, что его собираются женить. Несмотря на то что семья была зажиточная, ко всему относились экономно- поэтому сыновьям, не вошедшим в брачный возраст брюки не давали носить- женился- получай брюки. А так парни ходили в длинных рубахах до колен – наподобие современных платьев. Так вот прадед еще в такой рубахе ходил и отец ему скомандовал- переодевайся, поехали сватать. Так и женили его.
Прожили они около года, но никакой любви не появилось, детей родить они не успели и прадед ушел от нее и женился на моей прабабушке – Таисье. У них родилось 8 детей. Когда началась коллективизация, прабабушка ждала своего первенца. Родился сын Владимир. Но так как семья моего пра-прадеда не захотела вступать в колхоз, то их раскулачили, отобрали мельницу и выслали. Сначала в г. Серов Свердловской области, а потом в Норильск и Дудинку, что в Красноярском крае. В общем, уехали они на северный край земли, ближе к полуострову Таймыр. Прожили они там до 1936 года. Оба и Павел Дмитриевич и Таисья Ивановна работали в геологоразведочной партии, искали полезные ископаемые на крайнем Севере. В 1936 году с них сняли эту обязанность- смягчили требование к раскулаченным и разрешили проживание на территории Казахстана. Они переехали в Кокчетавскую область, село Литовочное. Здесь у них стали рождаться новые дети : в 1936 году – Нина, в 1937 – Клавдия, 1938-Юрий, 1943-Сергей- мой дед.
После окончания войны прадед и прабабушка решили вернуться в Ново-Николаевку- они считали ее своей Родиной и родители прадеда жили еще здесь. Тут у них родилось еще трое детей Мария (1948г), Любовь(1955г.) и Василий(1951г.). Вернулись на Родину, Павел Дмитриевич стал работать мастером на буровой – в Ново-Николаевке существовала своя геологоразведочная партия, Таисия Дмитриевна занималась воспитанием детей. За то что в семье родилось так много детей прабабушка получила орден «Материнской славы 1 степени». К сожалению, награду давали детям вместо игрушки и поэтому она потерялась.Трудностей было много, но рядом уже были близкие родные люди. Дмитрий Сидорович и Евдокия Степановна обрадовались и возвращению детей и конечно же внукам. Их все стали ласково называть «бабанька» и «деданька». Почему взялись такие прозвища? Анна Константиновна Мурашкина так объясняет эту ситуацию: « У соседских детей была бабушка и они ее звали «баба», и мне так это нравилось, я тоже так хотела говорить. Но когда обратилась к бабе Дусе, ей не понравилось это обращение- «Какая я тебе баба? –Бабанька я, так и зови меня». Так и потихоньку все стали ее так называть, а следом за ней и Дмитрий Сидорович стал деданькай». Они прожили довольно долгую жизнь деданька умер в 1953г., а бабанька в 1968.
Кроме этого существовало еще много таких слов в обиходе как «катетка»- так называли в селе головной нарядный платок. Хоть село уже давно не было казачьей станицей, но традиционно замужние женщины носили платки и фартуки, которые называли «запон». В праздничные дни фартуки не одевали, а в обычные ходили в них целый день- чтоб платье оставалось чистым. Деньги складывали в «гаманок» - кошелек, а продукты и хлеб – в «залавок»- длинный закрытый стол на кухне. А еще долгое время в народной памяти хранится неофициальное название села – Гирьял. Объясняют это тем, что самые первые поселенцы были родом из села с таким же названием в Оренбургской области. Существует даже такая шуточная побасенка: приехала в Ново- Николаевскую школу молоденькая учительница. Было это в 1960 году. Дороги до села асфальтированной не было, автобусы не ходили. Идет она по пыльной проселочной дороге с чемоданом пешком, ее догоняет грузовая машина, шофер останавливается и спрашивает: «Дева, тебе куда?» «В Ново-Николаевку»,- отвечает она. Шофер: «А нам в Гирьял». И поехал дальше. А потом когда учительница прошла 20 километров и пришла до места,то встретила того водителя, который объяснил ей, что надо было говорить « В Гирьял».
Мой дед – Сергей Павлович после окончания Ново-Николаевской восьмилетней школы, поступил в Троицкий автотранспортный техникум. Получил специальность механика- водителя и вернулся в родное село. В 1963 году сюда же приехала моя бабушка Галина(1945г.р.) и устроилась птичницей на местной ферме. Через год бабушка собралась уехать, но дед решил сделать ей предложение и они поженились. В их семье родилось трое дочерей: моя мама – Наталья Сергеевна, средняя дочь- Елена Сергеевна (1972г.) и младшая – Александра(1978г.).
Бабушка и дедушка всю жизнь живут в селе Ново-Николаевка. Дед много лет проработал на молоковозе, сейчас он на пенсии. Бабушка работала дояркой, а затем техником- ветеринаром сейчас она тоже на пенсии. В этом селе выросли и решили пожениться и мои родители, здесь родился и я.
Извержение вулкана
Астрономический календарь. Май, 2019
Глупый мальчишка
Сочные помидорки
Ветер и Солнце