В музее Угутской школы собрана неплохая коллекция подлинных предметов материальной культуры. Так как не все предметы поступают в фонды музея в пригодном для экспонирования виде, задача актива музея – привести вещь в порядок, а иногда и реставрировать ее.
Актуальность работы состоит в представлении фондов школьного музея путем экспонирования подлинных памятников старины, имеющих не только историческую, но и эстетическую ценность.
Целевая аудитория проекта – учащиеся Угутской школы – посетители школьного музея.
Цель проекта: реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея для последующего экспонирования.
Задачи проекта:
1. Провести камеральную обработку коллекции;
2. Провести склейку фрагментов;
3. Восполнить недостающие фрагменты с помощью подходящих материалов;
4. Провести тонировку восполненных фрагментов с соблюдением правил научной реставрации.
В ходе работы коллекция была очищена от загрязнений, промаркирована, фрагменты рассортированы по сосудам. Сосуд № КП-92/1-6 склеен и реставрирован. Было воссоздано дно и часть стенки, реконструирована форма венчика, замаскированы небольшие утраты и трещины.
После мероприятий по реставрации цветочный горшок может быть выставлен в разделе «В гостях у бабушки» постоянной экспозиции школьного музея.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_keramika.doc | 75 КБ |
2015_keramika.pptx | 2.04 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Практико-ориентированные проект:
«Реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея»
Исполнитель: Учащиеся 5 "А" класса МБОУ "Угутская СОШ" Звягина Мария Руководитель: кандидат культурологии, учитель истории и обществознания Фефилова Татьяна Юрьевна |
Угут, 2015
В музее Угутской школы собрана неплохая коллекция подлинных предметов материальной культуры. Так как не все предметы поступают в фонды музея в пригодном для экспонирования виде, задача актива музея – привести вещь в порядок, а иногда и реставрировать ее.
Актуальность работы состоит в представлении фондов школьного музея путем экспонирования подлинных памятников старины, имеющих не только историческую, но и эстетическую ценность.
Целевая аудитория проекта – учащиеся Угутской школы – посетители школьного музея.
Цель проекта: реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея для последующего экспонирования.
Задачи проекта:
В ходе работы коллекция была очищена от загрязнений, промаркирована, фрагменты рассортированы по сосудам. Сосуд № КП-92/1-6 склеен и реставрирован. Было воссоздано дно и часть стенки, реконструирована форма венчика, замаскированы небольшие утраты и трещины.
После мероприятий по реставрации цветочный горшок может быть выставлен в разделе «В гостях у бабушки» постоянной экспозиции школьного музея.
Содержание
Список источников и литературы
Введение
В 2015 году Школьному музею «История Угута – история Югорского края» исполняется 10 лет. В школе можно увидеть разделы постоянной экспозиции музея и несколько временных выставок.
Выставлять в экспозиции школьного музея имеет смысл лишь красивые, целые вещи, которые привлекут внимание учащихся. Так как не все предметы поступают в фонды музея в пригодном для экспонирования виде, задача актива музея – привести вещь в порядок (почистить, постирать, отутюжить и т.п.), а иногда и реставрировать ее.
Актуальность работы состоит в представлении фондов школьного музея путем экспонирования подлинных памятников старины, имеющих не только историческую, но и эстетическую ценность.
Целевая аудитория проекта – учащиеся Угутской школы – посетители школьного музея.
Летом 2014 г. в фонды школьного музея поступила коллекция русской керамики. Коллекция состоит из нескольких сосудов, разбитых на крупные фрагменты. В результате сортировки по цвету и форме было определено, что черепки принадлежат трем сосудам – двум цветочным горшкам и одному горшку для приготовления пищи. Было решено в первую очередь заняться восстановлением одного из наиболее полно сохранившихся цветочных горшков. Цветочный горшок плохо профилированный, с плоским донышком и слегка отогнутым венчиком. Работа по его реставрации должна быть более простой, чем работа над сильнопрофилированным горшком для приготовления пищи.
Цель проекта: реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея для последующего экспонирования.
Задачи проекта:
Этапы проекта:
№ этапа | Названия этапа | Мероприятия | Даты |
1 | Камеральная обработка коллекции |
| 1 – 14 ноября 2014 г. |
2 | Склейка сосуда | Склейка фрагментов сосуда | 8 – 31 ноября 2014 г. |
3 | Восполнение утраченных фрагментов |
| 1 – 26 декабря 2014 г. |
4 | Тонировка восполненных фрагментов | Тонировка | 27 – 28 декабря 2014 г. |
Ресурсы проекта:
Реставрация процесс трудоемкий и медленный. Так как между каждым этапом работ необходим перерыв от 24 до 48 часов (высыхание клея, пасты для лепки), то выполнение работ растягивается во времени. Проект рассчитан на 2 месяца (ноябрь – декабрь 2014 г.).
Методика работы с керамикой хорошо описана в научной литературе. Технология гончарного дела и способы формовки описаны Брайном М. Фаганом и Кристофером Р. ДеКорсом в книге «Археология: В начале»[1] и И.Г. Глушковым в работе «Керамика как археологический источник»[2]. Названия отдельных частей сосуда и методика замеров его основных параметров посвящена часть «Программы статистической обработки керамики…» разработанной В.Ф. Генингом[3]. Описанию формы сосудов и особенностей обжига русской керамики – глава «Гончарное дело» в работе Б.А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси»[4], а так же раздел «Керамика» в обобщающем труде «Древняя Русь: Быт и культура»[5].
Методика реставрации керамики отражена в материалах форумов и обсуждений в сообществах «Археологическая керамика»[6], «Эксперимент»[7], «Археология – реставрация / консервация»[8], «Полепи-ка! Археология своими руками»[9], а также в статье С.В. Хаврина и Т.В Шлыковой «Реставрация керамики…»[10].
Для реализации проекта необходимы:
После мероприятий по реставрации цветочный горшок должен быть выставлен в разделе «В гостях у бабушки» постоянной экспозиции школьного музея.
Описание проекта
В школьном музее хранится коллекция русской гончарной керамики первой половины XX века. Коллекция состоит из фрагментов нескольких сосудов. Часть фрагментов темно-оранжевого (терракотового) цвета, часть – темно-коричневого.
На первом этапе была проведена камеральная обработка коллекции.
Черепки были помыты в теплой воде с помощью зубной щетки. Особое внимание уделялось очистке сломов, так как песчинки песка могли помешать дальнейшей склейке. Для просушки черепки укладывались в один слой и оставлялись на 24 часа.
После полного высыхания черепков они были рассортированы по цвету и форме. В результате выяснилось, что коллекция состоит из трех сосудов. Двух цветочных горшков и одного темно-коричневого лакированного горшка.
Фрагменты были промаркированы черной тушью. В Книгу поступлений школьного музея они были занесены под номерами КП-90/1-11, 91/1-11, 92/1-6.
На втором этапе работы была проведена склейка сосуда № 1 (МУШ-И КП 92/1-6). Склейка фрагментов производилась с помощью клея ПВА. Этот клей был выбран как наиболее близкий по свойствам к клею ПВБ, который рекомендуют использовать реставраторы по фарфору и керамике. Так как клей ПВБ разводиться ацетоном, пары которого вредны для здоровья, или спиртом, он не может быть использован в школе. Клеи типа «Момент» не подходят для склейки керамики, так как они глубоко проникают в структуру глины и их действие необратимо. ПВА разводится водой, а соответственно может быть полностью удален, что является важным условием для любой реставрации.
При склейке сосуда фрагменты собирались попарно, а потом оставлялись для просушки на 24 часа.
На третьем этапе была поставлена задача восполнить недостающие фрагменты сосуда. Необходимо было восстановить около половины донышка и часть стенки включая венчик.
В качестве материала для реконструкции была выбрана паста для лепки «Jovi». По свойствам паста напоминает глину, но легче в обращении, позволяет работать без спешки и затвердевает на воздухе.
Реставрацию начали со дна сосуда. Был вылеплен круг нужного диаметра и толщины. На него поставили готовый сосуд и ножом для пластилина отрезали по сохранившейся части дна. Затем, полученный фрагмент прилепили к сосуду. После полного высыхания дна, начали работу над стенкой. Стенку моделировали ленточным способом, начиная с дна сосуда «поднимаясь» к венчику. Особое внимание уделяли склейке лент и креплению пасты к стенкам горшка.
Во время работы возникли непредвиденные трудности. В процессе сушки, паста сильно уменьшилась в объеме и в месте крепления лент образовались сквозные трещины. Произошло это из-за слишком быстрого высыхания пасты (в кабинете было очень жарко или был сквозняк). Трещины заделали латексной шпатлёвкой. Этой же шпатлёвкой выровняли неровности венчика.
После завершения работ аккуратно смыли пятна от пасты и шпатлёвки с керамических фрагментов горшка.
На четвертом этапе восстановленные фрагменты были тонированы акварельными красками. Тон акварели был подобран максимально близкий к основному цвету керамики. Научная реставрация предполагает сохранение истории бытования предмета, соответственно, все замазанные трещины и восполненные фрагменты сосуда должны быть заметны, но не нарушать общего эстетического вида предмета.
В результате реставрации сосуд приобрел экспозиционный вид.
Заключение
Целью проекта «Реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея» являлась реставрация цветочного горшка из коллекции русской керамики поступившей в школьный музей в 2014 г. Так как керамика оказалась в сильно фрагментированном виде, возникла необходимость провести камеральную обработку, склейку и по возможности реставрацию сосудов с целью их дальнейшего экспонирования в залах школьного музея.
Планировалось реализовать проект в течении двух месяцев (ноябрь – декабрь 2014 г.). При этом было учтено, что реставрация – процесс трудоемкий, а между каждым этапом работ необходим перерыв от 24 до 48 часов (высыхание клея, пасты для лепки). Однако, из-за актированных дней в ноябре, а затем карантина в феврале, время работы увеличилось почти в два раза. Работы были завершены лишь к концу февраля 2015 г. Таким образом, на реализацию проекта потребовалось четыре месяца.
В ходе работы коллекция была очищена от загрязнений, промаркирована, фрагменты рассортированы по сосудам. Сосуд № КП-92/1-6 склеен и реставрирован. Было воссоздано дно и часть стенки, реконструирована форма венчика, замаскированы небольшие утраты и трещины.
После мероприятий по реставрации цветочный горшок может быть выставлен в разделе «В гостях у бабушки» постоянной экспозиции школьного музея.
Опыт реставрации цветочного горшка может быть использован для восстановления и придания экспозиционного вида всем сосудам данной коллекции.
Список источников и литературы
[1] Фаган Б.М., ДеКорс К.Р. Археология: В начале. – М., 2007.
[2] Глушков И.Г. Керамика как археологический источник. – Новосибирск, 1996.
[3] Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // Советская археология. – 1973. № 1. С. 114 – 135.
[4] Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. – М., 1948.
[5] Древняя Русь: Быт и культура / Под ред. Б.А. Колчина, Т.И. Макаровой. – М., 1997.
[6] www.vk.com/club1874076
[7] www.vk.com/experimental_archaeology
[8] www.vk.com/ol_v_f_s
[9] www.vk.com/club40344139
[10] Хаврин С.В., Шлыкова Т.В. Реставрация керамики из археологического комплекса Догээ-Баары (III-I вв. до н.э., Тува) // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. – Сургут., 2004. С. 16-21.
Слайд 1
МБОУ « Угутская средняя общеобразовательная школа» Реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея Исполнитель: ученица 5 «А» Звягина Мария Руководитель: канд. культ., учитель истории и обществознания Фефилова Т.Ю. Угут, 2015Слайд 2
Цель работы: реставрация керамического сосуда из фондов школьного музея для последующего экспонирования Задачи работы: Провести камеральную обработку коллекции; Провести склейку фрагментов; Восполнить недостающие фрагменты с помощью подходящих материалов; Провести тонировку восполненных фрагментов с соблюдением правил научной реставрации.
Слайд 3
1 этап: Камеральная обработка коллекции
Слайд 6
2 этап: Склейка сосуда
Слайд 7
3 этап: Восполнение утраченных фрагментов
Слайд 14
4 этап: Тонировка восполненных фрагментов
Слайд 15
Горшок цветочный Музей Угутской школы (КП-92/1-6)
Слайд 16
4 этап: Тонировка восполненных фрагментов Наши планы…
Сказка "Узнай-зеркала"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Аэродинамика и воздушный шарик
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Валентин Берестов. Аист и соловей