Данная работа посвящена изучению особенностей современных газетных заголовков. Целью работы является рассмотрение и выявление особенностей газетных заголовков периодической печати Пензенской области.
Вложение | Размер |
---|---|
zagolovki_gazet.docx | 41.54 КБ |
Министерство образования Пензенской области
XVIII научно- практическая конференция школьников «Старт в науку»
секция «Лигвистика»
Заголовки газет в периодической печати Пензенской области
(на примере газет «Пензенская правда», «Наша Пенза», «Трудовой путь»).
Автор работы: Шаипова Рамиля Зиннятовна,
2001 г. р., Пензенская область, Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села
Индерка Сосновоборского района
Пензенской области, 8 класс
Научный руководитель: Гафарова Румия
Джафяровна, учитель русского языка и литературы,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села
Индерка Сосновоборского района Пензенской области
2016 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………с.3-5
Основная часть………………………………………………………….с.6-12
1. Особенности построения заголовков………………………………..с.6-10
2. Выразительно-изобразительные средства газетного заголовка…..с.10-12
Заключение……………………………………………………..………с.13-14
Список использованной литературы…………………………………..с.15
Приложения………………………………………………………………с.16-19
2
Введение
Открывая любую газету или журнал, первое, с чем сталкивается читатель, – это заголовки. Интерес к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возник в 60-е гг. XX века. Интерес этот не случаен, так как именно в эти годы существенно усложнилась структура газетного заголовка, расширился круг его функций. Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание. Исследование психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому так важно журналисту выбрать заголовок для своей публикации. В нескольких словах, одним предложением нужно не только передать основной смысл статьи, ее содержание, но и привлечь, заинтересовать читателя. Заголовок – лицо всей газеты, он влияет на популярность и приобретаемость издания.
В словаре С.И. Ожегова заглавие определено как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей, как заглавие литературного произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание. Безусловно, это определение верно и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия “заглавие”, но газетный заголовок имеет свою специфику. Он живет на газетной странице, следовательно, отражает характерные особенности газеты. Для этого в заголовке могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. В заголовке могут использоваться пословицы,
3
поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности.
Таким образом, изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией.
Данная работа посвящена изучению особенностей современных газетных заголовков. Целью работы является рассмотрение и выявление особенностей газетных заголовков периодической печати Пензенской области. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить классификацию заголовков;
- рассмотреть заголовок в средствах массовой информации;
- определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков;
- проследить использование выразительных средств на конкретных примерах.
Объект исследования: заголовки газетных статей газет «Пензенская правда», «Наша Пенза», «Трудовой путь».
Гипотеза: умение составлять заголовки значительно повышает эффективность публикаций.
Актуальность темы состоит в том, что современная действительность отличается всё увеличивающимися скоростями: в передаче информации, общении друг с другом, работе в любой отрасли. Но при этом не перестаёт цениться качество работы. Тенденция распространяется и на средства массовой информации. В настоящее время наблюдается появление большого
4
количества новых изданий разных направлений и ориентирующихся на читателей определенных социальных сословий. Прежде всего, издатели стремятся заинтересовать, привлечь внимание к изданию с помощью сенсационных заголовков.
Основной метод исследования описательный. Он предполагает следующие приемы: наблюдения, сопоставления, изучения теории, количественной обработки данных, обобщения, анализа языкового материала.
Практическая значимость. Данная работа может быть интересна тем, кто занимается анализом СМИ. Кроме этого исследовательскую работу могут использовать практикующие юные журналисты в качестве краткого руководства по созданию заголовков.
5
Основная часть
В синтаксическом отношении заглавие любого периодического издания строится по определенным моделям, порожденным общими законами синтаксиса. Существует большое разнообразие газетных заголовок по их синтаксическим типам: заголовки - слова, заголовки - словосочетания, предложения разных типов, части предложений. Широко употребляются простые (односоставные и двусоставные) и сложные предложения. Экспрессивны заглавия, созданные на основе переносных значений слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. Типичны безличные и неопределенно-личные формы (относящиеся ко всем, фиксирующие ситуацию как характерную, чуть ли не закономерную) для заголовков-резюме, комментирующих заголовков.
В газетах Пензенской области достаточно часто в качестве заголовков выступают 2 типа словосочетаний, которые приобретают в газете вполне самостоятельное значение. Это словосочетания типа:
- существительное +существительное: «Герой Днепра», «Знак привилегии», «День сердца», «Болезни полугодия», «Метод пряника», «Отпуск без пальмы?», «Чудо у крылечка», « Роман с хлебом», « От гранта до гранта», «Дом для Надежды».
- прилагательное + существительное: «Золотые девчонки!», «Замечательный сосед», «На постоянном контроле», «Счастливые улыбки», «Юные олимпийцы».
Массовыми в СМИ сегодня являются глагольные конструкции. Можно выделить следующие типы глагольных конструкций:
6
- предикат + субъект действия = грамматической основе двусоставного предложения: «Иванами Россия держится», «За парты сядут все», « В Пензе подешевел борщ»;
- предикат+ объект действия = односоставному определенно-личному или неопределенно-личному предложению: «Убираем кочаны поздних сортов», «В центре Пензы ковали деньги», «Отвечали за десять веков», «Продам воспоминания недорого»;
- побудительные предложения: «Готовь-ка шубку летом», «Пусть меня научат», «Голосуй за Пензу!», « Торгуйся, не ленись!», «Ёлки-палки покупай!»
- инфинитивные конструкции: «Венчаться в новом соборе», «Достичь дна и оттолкнуться», «Сохранить жизни и улучшить питание», «Сотворить невозможное».
Побудительные предложения и инфинитивные конструкции очень близки и по структуре и по доле выразительности. Но их доля в объекте нашего исследования, к сожалению, мала: 7% заголовков.
Наши газеты тяготеют к парцелляции – намеренному членению предложений на короткие части и неполному предложению – с пропуском одного из членов предложения. При последнем активную позицию занимает тире – обязательный знак препинания для неполного предложения. Вот типичные примеры подобных конструкций: «Пензенская земля- без химоружия», «В магазине- всё своё», «Родителям- благодарность, детям- мороженое», «За нами- город», «Колбаса с …. оттенком», «А кирпич сломается..» , « Быт заел. Совсем» и др.
В исследуемых газетах много назывных конструкций. Они очень
7
похожи на словосочетания, но отличаются 1-2 дополнительными словами и относительной законченностью мысли, свойственной любому предложению: «Грустная мелодия её жизни», «Любовь с первого слова», «Бюро добрых услуг». «Пензенские туфельки для Золушки», «Битва за честь халата», «Ломтик хлеба за пазухой», «Герои спортивных баталий», «Тайны Лысой горы». Подобных предложений в общей системе заголовков газеты – 15-20%. 8-10% в объекте нашего исследования приходится на заголовки, представляющие собой простое предложение с именной частью составного сказуемого (выраженного существительным) с неизменным спутником такого предложения – тире. Такие предложения делают заголовки емкими, содержательными: « Фок – остров спорта и здоровья», «Осень- пора ОРВИ», « Сказочная страна - библиотека».
Заголовки можно классифицировать в зависимости от типов предложений. Восклицательные предложения, их цель - передать радость, раздражение, гнев или активное желание что-либо изменить, высказать рекомендацию. Заголовок-вопрос играет роль мотива, побуждающего читателя разобраться в проблеме, если же в конце предложения знак вопроса не ставится, то это не вопросительное предложение, а разъясняющий вопрос-констатация. Общий вопрос провоцирует сомнение в истинности бесспорного, частный вопрос предполагает некоторую осведомленность читателя, его задача - что-то выяснить или уточнить. Конкретный вопрос - требует определенности, альтернативный вопрос предполагает выбор.
В исследуемых заголовка много таких предложений: « Средство лечения или наживы?», «Отпуск без пальмы?», «Ночь искусств: успеть везде!», «Вот как Фома все устроил!», «Маэстро, шаурму!»
Журналисты часто используют вопросно-ответную форму: « У вас есть вопросы? Тогда мы идем к вам», « Нужен врач? Тогда мы едем к вам!»,
8
« Сел за руль пьяным? В тюрьму!», «Проблем много? Поможем!»
Главное для заголовка - индивидуальность, для достижения этого можно и нужно использовать образные, эмоциональные средства языка. Ими являются: аллегория, олицетворение, антитеза, метафора, цитаты, образы и др. В анализируемых статьях мы нашли такие заголовки:
1. Заголовки-фразеологизмы: «Замести следы не удалось» ( «Наша Пенза», 25.11.2015),
2. Заголовки, образованные путём трансформации строк из песен:«Экипаж машины легковой» («Наша Пенза», 04.11.15); «Молодым везде у насдорога?» («Пензенская правда», 19.05.2015); «Эта служба и опасна, и трудна» («Наша Пенза», 04.11.15); « На солнечной поляночке…»(«Наша Пенза», 26.08.2015), « Министр сказал: «Поехали!» …»( «Наша Пенза», 26.08.2015), « Колодец, дай воды напиться!» («Пензенская правда», 13.10.2015), «Кондуктор не спешит..» («Пензенская правда», 29.09.2015).
3. Заголовки, образованные путём трансформации пословиц и поговорок: «Тарелки бьются на удачу» ( «Наша Пенза», 18.11.2015), « Будет дом, будет пища» («Пензенская правда», 06.08.2015), « Дважды в одну воду» («Пензенская правда», 18.08.2015), «Возраст кулинарии не помеха» («Пензенская правда», 27.10.2015), «На Интернет и суда нет?»(«Пензенская правда», 10.11.2015).
4. Заголовки, образованные путём трансформации названий кинофильмов, фраз из кинофильмов: « Тамалинский « Морозко» («Пензенская правда», 29.12.2015), « Комиссар Мегрэ из Кузнецка» («Наша Пенза», 27.10.2015), «Вышел Ёжик из тумана!» ( «Наша Пенза», 02.12.2015), « Корни: назад в будущее» («Пензенская правда», 14.08.2015).
9
5. Заголовки- строки из стихотворений: « Я согласен на медаль» («Пензенская правда», 29.12.2015), « Кто б в рабочие пошел…»(«Пензенская правда», 06.08.2015), «Есть женщины в наших селениях» («Трудовой путь»,16.09.15).
Таким образом, мы увидели, что изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой, фразеологией.
2. Выразительно-изобразительные средства газетного заголовка.
Заголовок – всегда суть, стержень, ядро содержания статьи, репортажа, очерка, интервью в журналистике. Это визитная карточка. Иногда журналисты обдумывают название своей работы дольше, чем пишут саму работу. Меняют, отшлифовывают каждое слово в заголовке, так как осознают, что «встречают человека по одёжке», так же, как статью по названию. Выразительный заголовок может передать не только суть статьи, но и мысль автора или его отношение к изображаемому, эмоционально воздействовать на читателя, «зарядить» его на прочтение.
Выразительность заголовка может достигаться любыми языковыми средствами. Такими средствами являются тропы и фигуры. Они выстраивают текст определенным образом и предопределяют возможности использования слов.
Среди художественно-изобразительных лексических средств можно выделить метафору: «Сердце вышло из- под контроля» («Пензенская правда»,29.09.2015), «Железный конь» подождет» («Пензенская правда»,29.09.2015), «Золотой голос России» ( «Наша Пенза», 18.11.2015) «Хрустальные кадры» («Пензенская правда»,18.08.2015). Есть среди заголовков и эпитеты: «Теплая весть» («Наша Пенза», 07.10.2015),
10
«Беспокойное хозяйство» («Наша Пенза», 11.11.2015).
Среди исследуемых заголовков можно выделить заголовки с ироническим значением: «Троллейбус приравняют к электричке?» («Пензенская правда»,13.10.2015), «По следам сбежавшей электрички» («Наша Пенза»,18.11.2015), «Молодым везде дорога?» («Пензенская правда»,19.05.2015)
Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным: «Умер, как воин, - на поле боя» («Пензенская правда»,20.10.2015), « Почти как люди. Только с хвостом» («Пензенская правда»,29.12.2015).
В газетном языке существуют украшения – стилистические фигуры. Они делают текст и заголовки ярче, богаче, выразительнее.
Одна из самых распространенных стилистических фигур – антитеза, оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия: «Мороз спешит, тепло опаздывает» («Пензенская правда»,13.08.2015), «Пропал один-ищут сто» («Пензенская правда»,06.10.2015), «Пока не платите- потом заплачете?» («Пензенская правда»,10.11.2015).
Удвоение – повторение какого-либо слова или словосочетания «Дороги, дороги… Тема- вечная, асфальт -нет». («Пензенская правда»,18.08.2015), «Лечить, так лечить!» («Наша Пенза»,25.11.2015).
Инверсия– расположение членов предложения в необычном порядке. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова: «Пахнет яблоками август» («Наша Пенза»,19.08.2015), «Уходит лето красное- наступает время классное» («Пензенская правда»,18.08.2015).
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что выбор читателем того или иного печатного материала во многом определяется яркостью и
11
метафоричностью заголовков, люди останавливают своё внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы. Если заголовок вызывает ассоциации и находит отклик в памяти, то материал статьи лучше запомнится.
Таким образом, успех того или иного периодического издания зависит от яркости его заголовков.
12
Заключение
Газеты «Наша Пенза», «Пензенская правда»- областные издания, «Трудовой путь» - основное местное СМИ в Сосновоборском районе. Для исследовательской работы были взяты 30 номеров газет – за 2 полугодие 2015 года. В ходе данного исследования были выбраны и проанализированы с учетом поставленных задач заголовки статей за указанный выше период выхода газет.
Основное направление печатного материала - создание позитивного имиджа области и района в глазах его жителей. Доминирующие функции газетного заголовка: номинативная и информативная. При исследовании мы заметили, что для местных средств информации еще одну дополнительную функцию- создание позитивного социально-психологического тонуса в своем районе и области. Местные газеты неохотно отражают болевые проблемы: безработицу, ухудшение экологии, демографической ситуации, спад экономики и сельского хозяйства и другие. В местной прессе чаще всего многое подается в выгодном для руководства местных властей свете. Большая часть газетного материала носит уведомительный, информационный, нейтральный характер. Газета становится средством донесения до жителей достижений Сосновоборского района, Пензенской области. Заголовки отличаются разнообразными структурными моделями, отражают общие тенденции современной журналистики. Использование традиционных изобразительно-выразительных средств в заголовках показывает стандартизированность издания. Образность умеренная. Экспрессивность низкая. Газеты не тяготеет к инновациям в области заголовка, особенно газета «Трудовой путь»: «Иван Белозерцев возглавил Сурский край»(25.09.2015), «Стартовал этнический фестиваль «Венок дружбы» (13.11.2015).
13
Язык наш постоянно развивается и меняется. Современный газетный заголовок дает возможность изучать язык в его современном состоянии. Это богатый языковой материал для уроков русского языка разных типов. Конечно, нужно учитывать, что заголовки не всегда являются лучшим образцом словотворчества. Зато, как правило, заголовки газет богаты средствами выразительности. На примере заголовков можно показать богатство русского языка, многозначность и метафоричность слов, использование пословиц, поговорок и фразеологизмов в речи.
14
Список литературы
1.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: М., 1996, 335 с.
2. Новиков Л.А. Искусство слова: М., Педагогика, 1982, – 128 с.
3.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.: ТЕМП», 2007.
15
Приложения
1.Заголовки из газеты «Пензенская правда»
За 29 декабря 2015 года
1.В Новый год с Надеждой.
2.Пензенский бизнес работает на женщин?
3.Герои спортивных баталий.
4.Год кино начался с «Мужской роли».
5.Где пенсионерам жить хорошо?
6.Что показали одиннадцать месяцев.
7.И взрослым хочется на бал.
8.3G- это не роскошь, а предмет первой необходимости.
9.Дом для Белого.
10.Рекорды… по дешевизне.
11.Отвечали за десять веков.
12.Подари мне, Дед Мороз…
13.Кому пенять за худую крышу?
14.Я согласен на медаль!
15.Ювелирная работа… за станком.
16.Продам воспоминания. Недорого.
17.Говорить с людьми без посредников.
18.Большие рекорды.
19.Преодолевая кризис.
20.Созидая будущее.
21. Итоги 2015 года.
22.Почти как люди. Только с хвостом.
23.Не упусти время, садовод!
24.Журналисты «Пензенской правды» «впали в детство».
16
25.Что звезды и планеты нам пророчат.
26.Новый год как в кино.
27. С рыбьей чешуей в кошельке.
За 25 августа 2015 года
1.Ягодка весом 15 кило.
2.На Московской прописали «Школьницу».
3.Пензенская туфелька для Золушки.
4.С вещами на выход?
5.Бежали и шипели.
6.Помощь сельчанам с жильем.
7.Мост дружбы- от Пензы до Китая.
8.Наровчатское молоко и в столице пьют.
9.Достичь дна и оттолкнуться.
10.Библиотека под открытым небом.
11.В Пензе подешевел борщ.
12.Капитал в памперсах.
13. Пензенская история для семейного чтения.
14.О «Дизеле», Олимпиаде и Дворце единоборств.
15.Битва за честь халата.
16.Один ушел на время, другой навсегда…
17.Ломтик хлеба за пазухой.
18.Экономия у ласкового моря.
19.Может,обойдемся без царя?
20.Пенза.Химоружия -нет !
21.Иссинский район: «Наше- лучшее!».
22.Кто точит зуб на «Карьероуправление»?
23.Автовокзал: меняемся к лучшему!
17
24.Руслана-наследница древних традиций.
25.Геннадий Ерошин-кандидат в губернаторы Пензенской области от партии «Справедливая Россия».
26.Что предлагает Туктаров?
27. « Власть вспоминает о народе только накануне выборов».
28.Не упусти время, садовод!
2.Заголовки из газеты «Наша Пенза»
За 11 ноября 2015 года
1.Инспекторы против коллекторов
2.Дешевле не купишь!
3.Чтоб жилось и отдыхалось.
4.Работай мозгами-измени мир!
5.Бюро добрых услуг.
6.Бобров посчитали.
7.Новый блеск «Самовара»
8.Метод народной стройки.
9.Церковь, которую Сталин благодарил.
10.Дни большой литературы.
11.Беспокойное хозяйство.
12.Пенза без самостроя .
13.Доверяй , но проверяй.
14.Колбаса с …оттенком.
15.Заявка на успех.
16. Какое зернышко-такой и хлеб!
17.Пусть в наших домах будет тепло, светло и радостно!
18.Расправа над детством.
19.Берегите женщин!
18
20.Проблема человечества- ожирение и голод.
2.Заголовки из газеты «Трудовой путь»
За 9 октября 2015 года
1.Любители живут надеждами, а профессионал работает.
2.Иван Белозерцев: « Я нацеливаю правительство на создание максимально благоприятных условий для бизнеса»
3.Со страховкой не страшны невзгоды, ураганы и грозы.
4.Активное долголетие.
5.День сердца.
6.Целая страна за спинами героев-пограничников.
7.Повысился прожиточный минимум пенсионера.
8.Юный пешеход.
9.ФОК- остров спорта и здоровья.
10.Пензенская область на выставке «золотая осень»
11.Уборочная вошла в завершающую стадию.
12.Под шум листвы! Мы вспомним Вас…
13.Литературный вечер: «Есенин- певец страны березового ситца».
14.Состязания по двоеборью.
15.Исследование качества образования.
16.Мы молоды душой.
17.Нам года- не беда.
18.В Тешняре отметили день учителя.
19.Наказан нетрезвый водитель.
19
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Под парусами
Мороз и заяц
Лиса Лариска и белка Ленка