Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 141 КБ |
Краевая научно – практическая конференция
Малой сельскохозяйственной академии учащихся
Содержание витамина С в соках и его влияние на организм человека
Научно-исследовательский
проект выполнен ученицей
11 класса МОУ СОШ № 18
г. Приморско-Ахтарска
Секериной Ольгой Юрьевной
Руководитель:
учитель химии Блинова Е. М.
г. Краснодар
2008
Содержание:
1. Введение ………………………………………………………….. 3
2. Обзор литературы …………………………………………………. 4
3. Материалы и методика выполнения работы……………………. 4
4. Результаты исследования
4.1. Значение витамина С для здоровья человека ………………… 5
4.2. Социологический опрос ……………………………………… 5
4. 3. Содержание витамина С в соках……………………………… 8
4. 5. Результаты исследований ……………………………………. 9
5. Вывод …………………………………………………………….. .10
6. Список литературы ……………………………………………….12
7. Приложение ……………………………………………………….13
Введение
Простуда причиняет людям неисчислимые страдания. В среднем на одного человека в год приходится примерно три простудных заболевания. Болезнь, как правило, длится от трёх до десяти дней и сопровождается скверным самочувствием. Простуда часто приводит к различным осложнениям – бронхиту, синуситу (воспаление придаточных полостей носа), воспалению среднего уха, мастоидиту (воспаление сосцевидного отростка уха), менингиту (воспаление мозговой оболочки), бронхопневмония. Иногда простуда провоцирует обострение хронических заболеваний, таких, как артрит, болезни почек и сердечные заболевания. В настоящее время, безусловно, многих волнует проблема сбалансированного питания детей, подготовки ребенка к зиме (пикам простудных заболеваний), т.е всестороннее укрепление детского организма, способного воспротивится инфекции. И конечно одним из главных компонентов, влияющих на иммунную систему является витамин С (аскорбиновая кислота), а фруктовый сок содержит наибольшее содержание этого ценнейшего витамина. Но зачастую ведущие производители соков, принебригают это, и не беспокоятся о потребителях.
Именно в связи с этим цель исследования проекта:
- определение содержания витамина С в соках и его влияние на организм человека.
Для достижения вышеприведенной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить необходимую литературу по данному вопросу;
-провести определение витамина С в соках ведущих производителей с помощью химического анализа;
- провести соцопрос среди учащихся среднего звена (выяснить употребляют ли они: витамины, соки, фрукты и в каком количестве);
- проанализировать полученные экспериментальные данные
- выяснить влияние витамина С на организм.
1 Обзор литературы
Существуют различные исследования русских и зарубежных учёных, посвященные витамину С, но первооткрывателем этого вещества по праву считается Л. Полинг. Природа не одарила Лайнуса Полинга отменным здоровьем. Он часто серьёзно болел, но пытливый ум и природная наблюдательность позволили ему выработать определенные принципы, которые изложены в книге «Витамин С и здоровье».
В статье «Недостаток витаминов укорачивает жизнь» автор Н. Тихонова утверждает, что мы испытываем гиповитаминоз круглый год, он не смертелен, но укорачивает жизнь на несколько лет, подтачивает здоровье и мешает работать.
Витамин С является самым неустойчивым. Пожалуй, нет такого витамина, чтобы влияние окислительных агентов было выражено так сильно, как на витамине С. При тепловой обработке разрушающим фактором для витамина С является кислород.
(Жванко Ю. Н., Панкратов Г. В., Мамедова З. И.)
В книге «Всё о пище с точки зрения химика» Скурихина И. М., Нечаева А. П. растительные соки обладают лечебными свойствами — регулируют кровяное давление, способствуют лечению пищеварительного тракта, простудных заболеваний, а главное они отличное профилактическое средство в борьбе с различными заболеваниями.
2 Материалы и методика выполнения работы
Для исследования этой проблемы подробно изучался вопрос о влияние витамина С на здоровье учащихся 12 – 13 лет. Был проведён социологический опрос учащихся 6 – 7 классов МОУ СОШ № 18. В работе проводилось определение витамина С в соках: методом йодометрии.
3 Результаты исследования
3.1 Значение витамина С для здоровья человека
Лайнус Полинг выработал определенные принципы, которые можно кратко выразить так: 1) не навреди (это уже знали до него); 2) поддерживай иммунную систему организма (это также неново); 3) витамины, прежде всего аскорбиновая кислота, способствуют укреплению иммунной системы организма. Витамин С стимулирует работу иммунной системы а также выработку интерферона, препятствующего размножению вирусов. Не следует бояться передозировки, единственный неприятный эффект связан со слабительным действием, в этом случае следует несколько уменьшить дозу.
* Поступление витамина С должно быть ежедневным.
Таблица 1. Нормы употребления витамина С
0 – 12 месяцев | 20 – 35 мг |
1 – 3 года | 40 |
4 – 9 лет | 50 |
10 – 12 лет | 60 |
13 – 19 лет | 80 |
мужчины | 80 |
женщины | 80 |
беременные | 100 |
кормящие грудью | 150 |
* В повышенных дозах витамина С нуждаются:
• курильщики, так как постоянно испытывают его недостаточность (каждая выкуренная сигарета разрушает 0,25 мг витамина С).
• люди, проживающие в районах с повышенным содержанием нитратов в водопроводной воде.
• все, взрослые и дети, в зимний период.
3.2 Социологический опрос учащихся 6 – 7 классов
Мною было опрошено 50 учащихся в возрасте 12 -13 лет. На вопрос «Используете ли вы Аскорбиновую кислоту (витамин С) для профилактики простудных заболеваний»? Ответили:
– 3 учащихся принимают витамин С регулярно в определенном интервале (6%)
– 24 учащихся принимают витамин С в конце зимы, весной (48%)
– 15 учащихся забывают об аскорбиновой кислоте как средстве профилактики
простудных заболеваний (34%)
– 8 учащихся затруднялись ответить или ничего не знали о свойствах этого
витамина (16%)
Из этих данных можно сделать вывод, что про витамин С обычно вспоминают, простудившись, чего редко кому удаётся избежать зимой. Это правильно, потому что он не только активизирует защитные силы организма, но и помогает нейтрализовать токсины вирусов и бактерий.
Проанализировав количество пропущенных уроков (по классным журналам) у вышеперечисленных групп учащихся, получились такие результаты
Таблица 2. Анализ кол-ва пропусков учащихся в зависимости от употребления витамина С
Группы учащихся | Количество пропущенных уроков по болезни | Течение болезни (дни, среднее к-во) |
Учащиеся, принимавшие витамин С регулярно | 0 | 0 |
Учащиеся, принимавшие витамин С зимой | 144 | от 3 до 6 |
Учащиеся, не принимавшие витамин С | 253 | от 6 до 10 |
Эта таблица доказывает, что даже небольшое количество витамина С в рационе питания увеличивает устойчивость организма к простудным заболеваниям и сокращает время течение болезни.
Витамин С необходим постоянно как средство защиты сосудов (в том числе и головного мозга), как нейтрализатор канцерогенных веществ. Велико значение аскорбиновой кислоты в укреплении сосудистых стенок, в повышении их прочности и эластичности, особенно мелких сосудов капилляров. Это объясняется тем, что витамин С оказывает влияние на образование в организме важного белка - хондромукоида, играющего важную роль в поддержании эластичности кровеносных сосудов. Поэтому при недостатке витамина С поражаются стенки кровеносных сосудов, отмечаются кровоизлияния на дёснах, коже и расшатываются зубы.
Таблица 3. Вегетососудистая дистония
Группы учащихся | Вегетососудистая дистония |
Учащиеся, принимавшие витамин С регулярно | __________________ |
Учащиеся, принимавшие витамин С зимой | 8% |
Учащиеся, не принимавшие витамин С | 17% |
Из материалов журнала, заметила ухудшение качества знаний учащихся, часто пропускавших уроки по болезни. В приложения на рисунке 1 изображен график зависимости качества знаний от употребления учащимся витамина С
Таблица 4. Анализ качества знаний учащихся в зависимости от употребления витамина С
Группы учащихся | Пропущено уроков по болезни | III четв. 2006-07 уч год | IV четв. 2006-07 уч год | I четв. 2007-08 уч год | II четв. 2007-08 уч год |
Учащийся, принимав ший витамин С регулярно | 17 | «5» – 9 «4» – 2 100% | «5» – 8 «4» – 3 100% | «5» – 9 «4» – 4 100% | «5» – 10 «4» – 3 100% |
Учащийся, принимавший витамин С в период ОРЗ | 52 | «5» – 6 «4» – 4 90% «3» – 1 | «5» – 5 «4» – 6 100% | «5» – 6 «4» – 7 100% | «5» – 5 «4» – 7 92 % «3» – 1 |
Учащийся, не принимавшие витамин С | 135 | «5» – 4 «4» – 4 72 % «3» – 3 | «5» – 2 «4» – 3 45 % «3» – 6 | «5» – 3 «4» – 3 46% «3» – 7 | «5» – 2 «4» – 2 31 % «3» – 9 |
Организм человека не может синтезировать аскорбиновую кислоту, поэтому поступление её в организм должен быть непрерывным. Я решила проверить содержание витамина С в соках, которые часто покупают люди в магазинах и в каком количестве их нужно пить, чтобы обеспечить организм суточной дозой витамина.
Для исследования этой проблемы были взяты соки: «Тонус» (апельсиновый, банановый), «Вико» (ассорти), «Моя семья» (яблочный), «Добрый» (апельсиновый), «Rich» (грейпфрутовый).
3.3 Содержание витамина С в соках
Содержание витаминов в соке находится в прямой зависимости от их содержания в сырье (плодах и овощах) и от соблюдения технологических требований при переработке.
Хороший сок получается из свежего, достаточно вызревшего, здорового сырья. О быстром разрушении витаминов может свидетельствовать следующий пример, в свежесобранных целых ягодах земляники содержится в среднем 40 мг % витамина С. В соке же его останется 15— 20 мг %, так как в процессе технологических операций неизбежны потери из-за окисления. В первую очередь это относится к сокам, которые, как ни один другой продукт переработки сочного растительного сырья, при соблюдении технологии изготовления сохраняют его целебные и питательные свойств. Вредное влияние кислорода обнаруживается даже при варке продуктов в посуде без крышки, погружении в холодную жидкость, частом перемешивании содержимого посуды, особенно тогда, когда она не заполнена доверху.
3.4 Определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии
При анализе жидких продуктов, например‚ соков, отмеряют 20 мл жидкости, добавляют 10 мл 2 %-ного раствора хлороводородной кислоты и 2 мл крахмала, разбавляют водой до 100 мл и титруют раствором йода до появления синей окраски. Расчет проводят по формуле: w = V(I2) . с(I2) 176 . 100 где Vпробы
Таким образом, из таблицы 5 видно, чтобы ученик получил суточную норму витамина С, ему необходимо выпить 300 мл апельсинового сока или 1200 мл яблочного сока. Наивысший показатель содержания витамина С в вышеперечисленных напитках обнаружился в соке «Rich» грейпфрутовый, а наименьший в соках «Моя семья» яблочный, содержание витамина С в 100мл/мг % сока составило 34 и 6 соответственно (приложение, рисунок 2) Витамин С очень чувствителен к реакции среды. Он очень
Название сока | Органолептические показатели | Тип продукта | Содержание витамина С в 100мл/мг% сока |
1. «Тонус» апельсиновый, банановый | Непрозрачный желто-оранжевый сок с освежающим вкусом с удачным балансом сладкого и кислого | Восстановленный, стерилизованный, неосветлённый | 27 |
2. «Rich» грейпфрутовый | Однородный розовато-оранжевый сок с мякотью, вкус с естественной горечью и ярким ароматом | Восстановленный |
34 |
3. «Вико» ассорти | Ярко – оранжевый сок, вкус насыщенный, мягкий, с ярким ароматом | Восстановленный, стерилизованный, осветленный | 23 |
4. «Моя семья» яблочный | Прозрачный, вкус насыщенный, освежающий с заметной кислинкой, аромат яблок хорошо выражен | Восстановленный, стерилизованный | 6 |
5. «Добрый» апельсиновый | Однородный, непрозрачный, вкус насыщенный, сладковатый с привкусом эфирных масел | Стерилизованный | 25 |
Таблица 5. Анализ соков методом иодометрии
хорошо сохраняется в сильно кислой среде. Поэтому при технологической обработке в кислых продуктах потери витамина С меньше. Так из таблицы видно, что в цитрусовых соках содержание витамина С больше, чем, например в яблочном. Витамины сохраняются лучше при соблюдении сроков тепловой обработки продуктов. Распространенным способом консервирования является пастеризация осветленного сока при температуре 70-72 0С в течение 30 минут. Летом и осенью мы без особого труда обеспечиваем необходимый ежедневный минимум витамина С. На вашем столе достаточно свежих фруктов, овощей, всякой зелени. Известны «чемпионы» по содержанию этого витамина: плоды шиповника, облепиха, чёрная смородина, рябина обыкновенная, лимоны и апельсины, изюм, красный перец.
Вывод
В результате проведенных исследований было выяснено:
1) Что из широко распространенных и любимых соков наибольшее количество витамина С находится в цитрусовых и согласуется с литературными данными;
2) Наибольшее содержание витамина С содержится в соках «Rich» грейпфрутовый, а наиболее низкое в соках «Моя семья» яблочный;
3) Ухудшение качества знаний учащихся, часто пропускавших уроки по болезни, напрямую зависит от употребления ими витамина С (аскорбиновой кислоты);
4) Соцопрос учащихся показал, что ребята не потребляют в необходимых дозах витамин С
5) Рацион учащихся обязательно должен содержать витамины, они повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма (это может быть применимо в школьной столовой)
6) Хуже всего приходится ранней весной, к марту в пище становится витаминов гораздо меньше
7) Забота о здоровье составляющая основы образа жизни, к этому необходимо привлекать педагогов, психологов, родителей, проводить классные часы .
Материалы данной работы можно использовать на уроках биологии при изучении тем «Гигиена питания», «Питательные вещества», «Витамины», «Обмен веществ»; на классных часах и родительских собраниях, посвящённых здоровому образу жизни.
Список литературы:1. Полинг Л. Витамин С и здоровье изд. «Наука», 1975.
2. Воспитание школьника. – 2006. - № 3. – С. 67
3. Жванко Ю. Н., Панкратов Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технохимический контроль в общественном питании. М.: Высшая школа, 1989.
4. Скурихина И. М., Нечаева А. П. Всё о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991
5. Энциклопедия для детей. Биология. Химия. Искусство. Всемирная история. – М.: Авангард+, 2000.
Приложение
.
Рисунок 1. График зависимости качества знаний от употребления учащимся витамина С
Рисунок 2. Содержание витамина С в 100мл/мг% сока
Рисунок 3.Проведение опытов
Рисунок 4.Тестируемые соки
Заявка – анкета
участника конкурса научных проектов школьников
в рамках краевой научно – практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
1. Секерина Ольга Юрьевна
2. 04. 08. 1991
3. г. Приморско – Ахтарск ул. Первомайская 7
4.
5. Паспорт 03 05 967072, выдан Отделом внутренних дел Приморско – Ахтарского р – на Краснодарского края 11. 10. 2005г
6. Приморско – Ахтарский район, город Приморско – Ахтарск
7.
8. 11 «А» класс
9. Содержание витамина С в соках и его влияние на организм человека
10.
11. Блинова Елена Михайловна, МОУ СОШ № 18, учитель химии
12. Необходим: мультимедийный проектор
Научно-практическая конференция школьников
Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика».
Содержание витамина С в соках и его влияние на организм человека
Научно-исследовательский
проект выполнен ученицей
11 класса МОУ СОШ № 18
г. Приморско-Ахтарска
Секериной Ольгой Юрьевной
Руководитель:
учитель химии Блинова Е. М.
г. Приморско - Ахтарск
2007-08 учебный год
Содержание:
1. Введение ………………………………………………………….. 3
2. Обзор литературы …………………………………………………. 4
3. Материалы и методика выполнения работы……………………. 4
4. Результаты исследования
4.1. Значение витамина С для здоровья человека ………………… 5
4.2. Социологический опрос ……………………………………… 5
4. 3. Содержание витамина С в соках……………………………… 8
4. 5. Результаты исследований ……………………………………. 9
5. Вывод …………………………………………………………….. .10
6. Список литературы ……………………………………………….12
7. Приложение ……………………………………………………….13
Три коробки с орехами
Рисуем подснежники гуашью
Глупый мальчишка
Мороз и заяц
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны