Исследовательский проект.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 864.16 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРГАСОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Проект
«В какие игры и игрушки играли наши прабабушки и прадедушки, и в какие играем мы »
Авторы работы:
Учащиеся 6 «Б» класса
Ельницкая Татьяна
Тихонова Влада
Шевелева Карина
Руководитель:
Учитель истории:
Котлягина Е.В.
Каргасок 2015г.
Содержание
Введение
Мы выбрали тему: «В какие игры и игрушки играли наши прабабушки и прадедушки, и в какие играем мы», потому что нам интересно узнать, во что играли наши прадедушки и прабабушки в свое детство.
Весь материал представлен в виде последовательных воспоминаний наших прабабушек и прадедушек о детских играх и забавах. Интересна информация о куклах, с которыми играли девочки.
Цель исследования: собрать как можно больше информации о том, во что играли, и какие игры существовали у прабабушек и прадедушек, используя их воспоминания.
Задачи исследования:
Актуальность темы в XXI веке уже очевидна. В XXI веке дети больше времени проводят за компьютерными играми, чем на улице. Они больше общаются виртуально, чем лично с человеком. Ребятам расскажем в какие игры и игрушки играли наши прабабушки и прадедушки, и в какие играют сейчас.
Мы знаем, что послевоенное время – это тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Редко, но иногда ребятам удавалось поиграть на улице со сверстниками. Детям особо играть было некогда, помогали по хозяйству, ходили в школу, но свои первые игрушки и игры с друзьями помнят наши прадедушки и прабабушки до сих пор.
Но все равно дети находили время для игры. Когда мы задали вопрос прабабушкам и прадедушкам, во что они играли в детстве, они назвали много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играем и мы с друзьями.
У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.
Игрушки, в которые играли наши прабабушки и прадедушки
Основной игрушкой для нее была кукла. «Кукол в то время делали из холста, голову набивали опилками или паклей. Раскрашивали лицо куклы карандашами, но карандаши были не у всех, поэтому раскрашивали углем и кирпичом. Одежду делали из различных тряпочек и фантиков». (по воспоминаниям Стариковой Лукерьи Григорьевны).
Играли так же в посудку, собирали разные черепки битой посуды и играли в нее. Очень бережно к ней относились, тщательно мыли и аккуратно складывали.
Зинаида Павловна очень хорошо помнит самодельные куклы. «В то время были самодельные куклы, которые изготавливали из нескольких тряпочек, а потом на них шили одежду. Волосы делали из травы или соломы. Сверху чтобы волосы не выпадали завязывали платок. Лицо рисовали углем». (по воспоминаниям Певневой Зинаиды Павловны)
«Основной игрушкой был самодельный самолет из дерева, столько было счастья. Очень бережно относился к нему. (по воспоминаниям Певнева Дмитрия Ивановича)
«Кукол не было. Они шили их из различных лоскутков, они их сшивали и обвязывали вокруг куклы верёвкой, либо кукол делали из соломы. Кто умел, тот строгал кукол из дерева». (по воспоминаниям Лихачёвой Марии Дорофеевны)
Игры
«Играли в салочки (натягивали резинку и прыгали через нее), а так же играли в догонялки и прятки. В то время были сборщики макулатуры и одежды. Мы сдавали макулатуру, а в замен, получали глиняные свистульки.
В летнее время играли в лапту, мяч в то время мяч был тряпичным. Строили шалаши из веточек, который, служил для ребят домиком.
Зимой играли в снежки, катались на санках и лыжах (лыжи были самодельные). Лыжных ботинок в то время не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не удобно, но зато ноги долго не замерзали. А так же мы катались с горки на картонке». (по воспоминаниям Стариковой Лукерьи Григорьевны)
«Любимыми играми летом у нас были догонялки, лапта, прятки, жмурки. Зимой играли в снежки, строили крепости, катались на санках и на лыжах. (по воспоминаниям Певневой Зинаиды Павловны)
«Летом мы играли в игру 12 палочек (напиливали чурочки, расставляли их по порядку кидали в них палками кто больше собьёт чурочек, тот и выиграет). Играли в мячик, в прятки. В зимнее время года играли в снежки, катались на санках и на горках, подкладывая картонку. (по воспоминаниям Лихачевой Марии Доровеевны)
Таблица «Летние игры»
№ | Название игры | Ф.И.О. участников | Из воспоминаний |
1. | «Посудка» | Старикова Лукерья Григорьевна. | Собирали разные черепки битой посуды и играли в нее. Очень бережно к ней относились, тщательно мыли и аккуратно складывали. |
2. | «Догоняжки» | Певнева Зинаида Павловна. | Бегали друг за другом кого заденет водящий тот и голит. |
3. | «12 палочек» | Лихачёва Мария Дорофеевна. | Они напиливали чурочки, расставляли их по порядку и кидали в них палками кто больше собьёт тот и выиграет. |
«Жмурки» | Завязывали глаза и бегали друг от друга кого заденет водящий тот выходит из игры. | ||
«Прятки» | Выбирали водящего, водящий считал до 10, и искал игроков, кого он найдёт, тот будет голить. | ||
«Лапта» | Кидали мячик и отбивали его руками (мяч был тряпичный). |
Проанализировав эту таблицу, мы обратили внимание на то, что у игр « «жмурки», «прятки», «догоняжки» - правила игры дошли до нас без изменений. Раньше дети играли в посудку из того, что находили, в наше время помимо с покупной посудкой, мы играем и с тем, что нашли дома (бутылочки, ненужные стаканчики).
Таблица «Зимние развлечения»
№ | Ф.И.О. ветеранов | Снежки | Катание | ||
с горы | на лыжах | на санках | |||
1. | Старикова Лукерья Григорьевна. | + | + | + | |
2. | Певнева Зинаида Павловна. | + | + | + | + |
3. | Лихачёва Мария Дорофеевна. | + | + | + | + |
По таблице видно, что в зимнее время дети играли в снежки, катались на лыжах, на санках. Эти развлечения дошли и до наших дней. И нам, детям, эти развлечения очень нравятся.
Игрушки современных детей
В магазине игрушек огромное количество товара. От такого изобилия просто разбегаются глаза у ребят.
Ассортимент игрушек для мальчиков представлен различными пистолетами, самолетами, автомобилями, напичканными электроникой. Особое место занимает игрушки, выполненные в виде различных мультяшных и из кино «героев», например – Человек-паук и Бэтмен. Обычные же конструкторы, железные дороги и развивающие игры не очень-то нравятся современным мальчикам.
В отделах игрушек для девочек большое количество кукол. Куклы типа Барби в различных вариациях. Барби-принцессы, невесты, русалочки – прошлый век. Современные девочки выбирают Барби на голливудских вечеринках, деловых женщин, музыкальных фанаток, певиц, моделей.
Но больше всего девочкам нравится кукла смесь Глюкозы с Барби – образ подростка с яркими губами, супер узкими джинсами, мелированными волосами, огромной платформой, пирсингом. Для таких кукол можно приобрести всю необходимую атрибутику: мужей и детей, дома, машины, яхты, целый гардероб одежды.
Так же дети играют в мягкие игрушки. Самое главное, что привлекает современных детей в таких игрушках – наличие специальных шариков, которые придают мохнатому другу устойчивость.
Игры современных детей
Основная масса современных детей играют в компьютерные игры, большую часть времени проводят не на улице, а за своим компьютером. Оно и ясно, поскольку новое поколение растет на высоких информационных технологиях, ставшие частью нашей реальностью.
Но сказать, что сегодня дети вообще не играют во дворах, будет не совсем правильно, ведь они все, же играют, но не так часто. Как можно заметить сейчас детей на улице в два-три раза меньше по сравнению как 10 лет назад.
Мы провели опрос среди учащихся 6-х классов и вот, что у нас получилось: большинство учащихся проводит свое свободное время за компьютером, на втором месте учащиеся играют в догоняшки (на перемене, на улице), на третьем месте – прятки.
Хотелось отметить то, что ребята играют в такие игры, которые наши прабабушки и прадедушки вообще про такие не слышали, и не знают: «тука-тука», The Sims, 100 к 1.
Игра «Тука-тука» - прятки, если ты нашел, то человек бежит к столбу и говорит «тука-тука».
Игра «100 к 1» - задают сложные вопросы двум людям, и какой ответ лучше отвечен, тот и забирает баллы.
The Sims - мобильная видеоигра. Приложение дает возможность создать свой городок, наполнить его абсолютно разными персонажами и развивать отношения между ними, все это — прямо со своего устройства (компьютера). Персонажи ходят на работу, выполняют домашнюю работу, имеют свое хобби и т.д.
По опросу видно, что ребята тоже играют в такие игры как наши прабабушки – в зимнее время играют в снежки, катаются на лыжах; в летнее время играют в лапту, в прятки и догоняшки.
Заключение
В результате проделанной работе мы узнали много нового и интересного из детства наших прабабушек и прадедушек. Нас поразило то, что многие игры дошли и до наших дней, может только изменились условия игры.
Помимо информации о играх мы получили еще и дополнительную информацию. Мы узнали, что их отцы ушли на фронт. В тылу остались только те, кто не мог воевать. Жили бедно, одевались, как могли, часто перешивали старые вещи. Питались скудно. В борьбе за выживание помогало домашнее хозяйство - держали крупнорогатый скот. Охота, грибы, ягоды, дикорастущие съедобные растения помогали подкормить голодающих ребятишек. При обработке опросника прабабушек мы обратили внимание на то, что в то время семьи были большие, в семье было от 6-11 детей. Почти все опрошенные говорят, что хотя жизнь была трудная, но люди жили дружно.
Сравнивая жизнь современных детей с жизнью детей послевоенных лет, мы увидели, что мы очень похожи. Мы так же, как они, делаем то, что должны делать все дети: учимся, трудимся, занимаемся спортом, отдыхаем, готовимся защищать Родину.
Но при опросе (приложение 2) среди 6-х классов по диаграмме видно, что сегодня дети больше сидят дома, гораздо меньше времени, чем в те времена, проводят на улице, на природе, занимаются спортом. От этих занятиях нас отвлекают телевизор и компьютер, многое времени дети уделяют учебе (ребята отметила при опросе, что свободное время проводят на элективных курсах).
Мы выполнили свою цель и задачи.
Список использованной литературы
Приложение 1
Фотографии наших прабабушек и прадедушка
Старикова Лукерья Григорьевна
Певнева Зинаида Павловна
Певнев Дмитрий Иванович
Лихачева Мария Дорофеевна
Приложение 2
Анкета для учащихся
1. В какие игры вы играете сейчас?
2.В какие игры вы играли от 5 до 7 лет?
3.Чем вы занимаетесь в свободное время?
Приложение 3
Игрушки прабабушек и прадедушек
Кукла из соломы
Кукла из дерева
Глиняная свистулька
Лыжи
Катались на санках
Игрушки современных детей
Барби
Бэтмен
Человек-паук
Аэродинамика и воздушный шарик
Кто самый сильный?
Военная хитрость
Лупленый бочок
Рисуем тыкву