Реферат
Вложение | Размер |
---|---|
реферат | 45.84 КБ |
Министерство образования и науки Камчатского края
КГБОУ СПО “Камчатский педагогический колледж”
Реферат
История развития образования на Камчатке XVIII – н. XX века
Студентки 1-го курса
школьного отделения
Рудаевой Юлии Вячеславовны
Руководитель: Хаданович А.Е.
Петропавловск-Камчатский
2013 г.
План
Введение 3
Стеллера 5
Заключение
Список литературы
Обращение к региональному компоненту является важным вопросом в настоящее время, поэтому тема реферата, выбранная нами, актуальна. Вопросы исторического характера всегда были и остаются интересными для всех, кто желает разобраться в непростых поворотах нашей жизни. В предложенном тексте мы вслед за авторами реферируемых работ проследим тонкости трудного пути к процветанию образования на Камчатке. Затрагивая чувства, настойчивость участников преобразований, мы перенесемся в XVIII, а затем в XIX век. Думаю, что затрагиваемая проблема никого не оставит равнодушным.
История Камчатского учительства - это по-настоящему героическая страница жизни. Представьте себе, какой недоступной, оторванной от цивилизации, дикой и не обустроенной была Камчатка к середине XVIII века когда на её территории зарождалось школьное образование. Первобытный уклад жизни местных народов никак не связывался с необходимостью образования, но без него их невозможно было придти к христианству, поэтому первые подвижники просвещения занимались сначала элементарным образованием, чтобы открыть разум ительменов и коряков для дальнейшего понимания ими основ православия. Сложной была история камчатской школы. Учебные заведения открывались и закрывались, переходили изза одного ведомства в другое, но неизменным оставалось одно – героическое подвижничество учительства. Практически до 1950-х годов учитель в Камчатских школах был единственным “ ученым человеком “ а потому – советчиком, зачастую – писарем, аптекарем, режиссером и артистом при постановке местных праздников и вечеров, агроном, переводчиком, позже – вожатым и представителем сельской власти и т.д. учитель всегда был на острие жизни. Он и сегодня остается таким, прослеживая долгий исторический путь Камчатского учительства, не раз хотелось воскликнуть: слава вам, наши учителя! Наши вам почтения и восхищения! И оставайтесь всегда такими: жизнелюбивыми, добрыми, порядочными, отзывчивыми, умными и т.д. А в трудную минуту думайте о том, как жилось вашим предшественникам, как им приходилось преодолевать не просто жизненную неустроенность и многочисленные проблемы, а самих себя, чтобы не сломаться, не опуститься, или просто не уехать, бросив “ эту дикую Камчатку “.
Образование на Камчатке XVIII в.
Школы Беринга и Стеллера
Первые четыре десятилетия после официального присоединения Камчатки к России, малочисленные священники, прибывающие на полуострове, занимались крещением иногородцев да исполнением церковным треб в кругу Русских Казаков, купцов и кто то из них в частном порядке обучал грамоте детей, но таких данных в исторических источниках не найдено .
А почему же не создавалась официальная система первичного образования на присоединенных территориях, где оставались жить Русские вместе с аборигенами? Наверное дело в том что три первых Русских острога – Верхне-Камчатски , Нижне – Камчатски и Большерецке – имели только часовни по этому школ при них просто не полагалось . Но главной причиной было то, что , во-первых , даже в самой России до 1725 года существовал очень мало народных пригородских школ, а , во – вторых , в отсутствии на далёком полуострове постоянных священников. Да , начиная с 1705 года , священники находились здесь беспрерывно. Поэтому единственному священнику некогда было заниматься ещё и образованием детей – успевать бы крестить, крестить и крестить…
Но в 1736 году на Камчатке уже могли бы заняться не только просвещением“ для успешного нравственного перерождения камчадалов”, но и обучению их, потому что 22 декабря 1730 года Правительствующий Сенат постановил послать на Камчатку сверх приходских священников высшую духовную особу с образованием.
Вторая школа открылась в зиму с 1740 года на 1741 год по инициативе Витуса Беринга. Обучались в ней, скорее всего, желающие нижние чины. Но после отбытия экспедиции с Камчатки, в мае 1741 года деятельность школ оказалась под угрозой. Большерецкую школу взял под свое покровительство охотский командир Девиер. Он назначит в неё учителем ссыльного поручика Пражевского, а в 1742 году он же завёл школу и в Нижне-Камчатске, в которой попеременно участвовали грамотные Казаки.
В.Д.Сергеев в своей книге «Страницы Истории Камчатки» сообщает о том, что первая школа открылась в Большерецке в 1741 году при помощи Беринга и Стеллера. Обучал детей грамоте и счету ссыльный Иван Гуляев. Глубоко заинтересованный в сохранении школы, Стеллер обратился в Петербург с просьбой о том, чтобы прислали студентов, которые могли бы обучать детей. Затем Беринг и Чириков открыли школу в Петропавловске. Кроме школ, где ученикам давались зачатки грамотности,существовали гарнизонные школы, в которых молодых людей обучали военному делу и ремеслам.
Наблюдательный Беринг заметил, что ительмены «многие желают детей своих обучать русской грамоте». Но из-за многочисленных трудностей в доставке учебников и учебных пособий условия обучения были трудны,вместо бумаги часто употребляли выделанные тюленьи шкуры или бересту. И тем не менее к середине XVIII века было открыто около 20 школ, в которых обучались уже несколько сот учащихся. Для занятия учительских должностей на Камчатку были присланы студенты московской академии. Миссионерские школы действовали в Петропавловске, Большерецке Тигиле, Верхне-Камчатске, Нижне-Камчатске, Ключах, Хайрюзове, Иче, Паратунке и в других местах. Располагались они в церквях, часовнях, избах.
Прибытие на Камчатку духовной миссии архимандрита Иосафа Хотунцевского способствовало распространению Православия среди коренного населения Курил. Камчатские священники Иванов и Волков к 1745 году крестили 174 человека, а к 1749 году количество принявших новую веру возросло до 208 человек. Новообращенные обратились даже в Камчатскую миссию с просьбой прислать им постоянного священнослужителя «для утверждения их в новой вере» и учителя, для обучения айнских детей грамоте. К сожалению, возможности прислать священника у миссии не было, а вот школу в 1749 году учредили.
Просвещение в первой половине XIX века.
В Петропавловск, объявленный столицей Камчатки, перевели часть жителей из Верхне-Камчатска и Нижне-Камчатска . Основная работа легла на достойные плечи начальника Камчатки П.И.Рикорда . Именно ему выпала честь открыть в Петропавловске ремесленную школу открытие состоялось 27 февраля 1817 года . Цель школы очевидна : необходимость подготовки местных мастеров .
Передача ремесленной школы в другое ведомство внесла изменения в контингент воспитанников. 18 сентября 1822 года в Петропавловск на смену Рикарду прибыл капитан второго ранга Ф.Е. Станицкий. В декабре 1826 года Станицикого сменил новый глава Камчатки – А.В. Голинищев. За 25 лет существования Камчатского духовного училища через него прошли 122 воспитанника , среди них были и камчадалы. Уже в декабре 1840 года Н.В. Страннолюбибский обратился в Петербург с проектом объединения школы грамоты и ремесленной школы в одну школу кантонистов, но этот проект был отвергнут .
В 1849 году Камчатку посетил генерал-губернатор Н.Н Муравьев. В связи с этим повышался и статус всей камчатки. Но в Петропавловске оставались без присмотров ещё 130 мальчиков , а денег на обучение у всех не хватало, тогда Завойко составил проект учреждения не ранжированной роты кантонистов . Но все вышло иначе , и гораздо лучше. В связи с тем, что Петропавловск стал главной военно-морской базой на востоке. В 1852 году в училище было 29 воспитанников, а в школе кантонистов – 52 мальчика.
Народное образование во второй половине XIX века - н. XX в.
С апреля 1855 году по воле Великого князя Константина Николаевича, Петропавловск перестает быть главным портом России на Тихом океане. Камчатка вновь остается без школы. В 1864 году в России началась реформа школьного образования, в которое предшествовали положение «О начальных народных училищах».
Петропавловскую церковно-приходскую школу открыли в 1865 году. В 1878 году открылась школа в Мильково, которую переименовали в церковно-приходское училище. В 1883 году было открыто Тигильское сельское училище.
В 1888 году была открыта церковно-приходская школа в селе Никольском на острове Беринга , в 1890году-в селе Паратунка .В 1889-1890 учебном году в документах начинает упоминаться Паланская церковно-приходская школа, учителем и законоучителем в которой служит священник Владимир Серебренников.
С 1893 года работает общественная школа грамоты в Апаче. Учительствует Кирилл Ф.Антонов ,а с 1904 года – Иннокентий Колегов. В 1894году открываетсяприходская школа на острове Медном, а в 1895 году-сельская школа грамоты в Толбачике, где учителем служит камчадал, выпускник Мильковской школы - Ферапонт Семёнов. В школе обучаются 4 мальчика и 5 девочек все-камчадалы.
Летом 1865 года архиепископу Иннокентию было отправлено представление об открытии в Петропавловске церковного училища. Автор сообщает, что учителем назначался соборный дьякон И. Малахов, который к тому времени занимался обучением детей духовного звания. В случае отлучки или болезни его мог заменить соборный дьякон А. Черных.
Наконец состоялось долгожданное событие: 16 августа 1865 года в Камчатском Петропавловском соборе была совершена божественная литургия в честь открытия училища, а с сентября 1865 года начались занятия.
На 1 января 1866 года в Петропавловском церковном училище обучались 13 мальчиков и 12 девочек под руководством И. Малахова. Занятия были самые обыкновенные: с уроками и переменами, с экзаменами и каникулами и, конечно, с оценками. Только оценки в школьных свидетельствах были непривычными для современных школьников: "хорошо", "порядочно", "не худо". Дети находились в школе ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, по пять часов в день, до и после полудня. В летние месяцы ученики увольнялись от учения для помощи родителям по хозяйству и отдыха. В учебное время дети осваивали чтение по церковной и гражданской печати, краткий катехизис, священную историю, церковное пение, письмо, молитвы, а по мере успехов — первую часть арифметики, счисление на счетах и прочие науки.
10 января 1872 года это учебное заведение было изъято из ведения духовенства и по желанию городского управления передано в ведение городского общества.
С 1 января 1900 года Петропавловское училище стало двухклассным. Ежегодно на него планировалось отпускать из бюджета 2265 рублей. 17 марта того же года Министерство народного просвещения России выделило 14747 рублей на строительство здания под это училище. Назначен был законоучителем священник Николай Коршунов.
В 1909-09 учебном году в училище с новым статусом числилось 78 человек: 54 мальчика и 22 девочки. Тогда же окончивший училище Иннокентий Косыгин был оставлен при нем для подготовки к педагогической работе. Преподаватели стали получать настолько сносное содержание, что теперь можно было вызвать опытного учителя и с материка. Это училище стало достаточно популярным.
В 1910-1911 учебном году в училище появились новые учителя. Почетным смотрителем стал Г.Т. Подпругин. В шести классах училища числилось 115 учащихся, из них девочек – 28.
Осень 1910 года стала знаменательной тем, что 7 октября при училище открылся интернат на 24 человека. 24 января 1911 года были утверждены Правила для интерната при Петропавловском городском училище. В первом учебном году после открытия интерната в нем проживало 24 ученика, а в следующем 34.Большенство из них на полном обеспечении. Денег катастрофически не хватало. Училище стало практиковать постановку платных вечеров, но и они приносили мало.
Исходя из бедственного положения, 10 августа 1912 года хозяйственный комитет постановил новых воспитанников в интернат не принимать и ходатайствовать перед губернатором об изыскании им источников на 8 тысяч рублей для содержания интерната. Интернат продолжал существовать на скудные деньги жертвователей вплоть до 1919 года, когда был окончательно закрыт.
Народное образование во второй половине XIX - н. XX в.
В 1910 году августейшая семья Николая IIподарила Камчатке в лице миссионера иеромонаха Нестора (Анисимова) церковь и школу с приютом при ней. Это были разборные здания, которые отец Нестор в 1912 году доставил на север полуострова – в селение Тиличики. Так появилась в Тиличиках Иосафовская церковь и церковно-приходская школа при ней. В те годы эта школа была единственной для коряков.
В 1912 году во Владивостоке были построены и перевезены на Камчатку еще несколько церквей со школами и приютами для них. Деньги на это лично мать Николая IIвдовствующая императрица Мария Федоровна. Одна из церквей досталась Петропавловску-Камчатскому, но после революции она была перевезена в с.Николаевку, где находится и действующей церковью на Камчатке.
Две другие церкви были поставлены иеромонахом Нестором в Пенжино (Каменном, в устье р. Пенжины) и Начиках. Церковь и школа привезены и собраны на острове Карагинском. По свидетельству иеромонаха Нестора к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами, 42 школы (имеются в виду и Чукотка с Охотским краем). Сегодня с полным основанием, согласно преемственности, можно назвать школу в Тиличиках именем Святого Великомученика Императора Николая II, а в Начиках – именем императрицы Марии Федоровны Романовой.
Строили школы и в уездах. Одной из первых в 1916 году была заложена школа в селе Малка. Она предполагала быть настолько удобной, что молодые учителя просились работать именно в ней. Выпускник Петропавловских педагогических курсов 1916 года Николай Петрович Логинов тоже писал прошение о назначении в его Малку, но из-за неготовности школы был направлен сначала в Тауйск, а за тем начальство переиграло и отправило его в с. Колпаково. Позже он переехал в Апачу, где работал в местной церковно-приходской школе.
Лесновская одноклассная церковно-приходская школа перестроена жителями за свой счет из старого общественного дома в 1912 году. Учителем ее был священник Николай Степанович Каргопольцев. В конце 1914 года в ней обучалось 25 детей: 15 мальчиков 10 девочек. В1914 году на содержание школы поступило 1100 рублей из казны и 2002 рубля от жителей села. Благочинный камчатских церквей протоиерей Даниил Шерстеннников, посетивший школу в том же 1914 году, отметил, что «здание школы нуждается в конопатке, оклейке внутри и окраске. Нужна школьная мебель – парты, столы и шкафы. Нет учебных пособий. Мало книг и учебников».
В фондах Камчатского краевого объединенного музея имеется интересный рапорт 1913 года от местного священника (имя не разборчиво) с острова Медного камчатскому благочинному Д. Шерстенникову. Приведем вслед за автором книги выдержку из этого рапорта: «На острове Медном насчитывается 110 душ мужского пола и 118 душ женского пола, а всего обоего пола 228 душ, все крещены, православного вероисповедания; раскольников и сектантов нет. В отчетном году родилось 6 душ мужского пола и 7 душ женского пола, а всего обоего пола 13 душ. Повенчано 5 браков. Умерло 11 душ мужского пола и 12 женского, а всего умерло 23 души. Население острова инородческое, переселенное когда-то с американских островов Атту и Атха, Курильских островов и Камчатки, в настоящее время перероднилось посредством браков и слилось, можно сказать, в один род. Говорит на исковерканном алеутском языке. Русский язык хотя и знает, но между собой считает за позор говорить на нем, и говорит на русском наречии только с русскими».
Дети до поступления в школу не говорят по-русски и не знают названий даже самых необходимых предметов, что вредно отзывается на школьных успехах, ибо первоначально надо учить их говорить по-русски, а потом только приступать к обучению грамоте. Насколько трудно с ними заниматься, видно из того, что за 20 лет существования школы небыло ни одного выпуска…
Все дети, достигшие школьного возраста, к 1 сентября 1912 года были приняты в школу. Три человека ходил в класс, не имея уставленных 8 лет. Всех учеников 1 января 1913 года состояло 14 человек, в т.ч.5 мальчиков и 9 девочек. третьего отделения в этом году не было, т.к трое прошлогодних учеников второго отделения оставили школу, не окончив её курса, чтобы помогать родителям в работах.
Учебный год начался с 1 сентября, но потом, в конце сентября ученики были отпущены на 2 недели, т.к явилось настоящее необходимость в устройстве голландской печи, а раньше сделать эту работу не было возможности… В течение года несколько дней не было занятий по причине сильных пург и один день – по моей болезни. В 1912 году было начало строительства специального здания для столярно-слесарного отделения при Тигильской двухклассной школе. В 1913 году жители села Авача на своем собрании уполномочили старосту Н.И.Рязанцева ходатайствовать об открытии школы. В том же году школу открыли в одной комнате обычного крестьянского дома, но с тем, чтобы в ней обучались и дети из Сероглазки.
Объезжая церкви и школы Камчатки, наблюдатель и благочинный камчатских церквей и школ протоиерей Даниил Шерстеннков беседовал с учителями, духовенством и населением о необходимости организации при школах внешкольного образования в виде библиотек-читален, воскресных занятий с взрослыми и т.д. Первыми подали пример, жители села Завойко 2 февраля 1912 года при местной одноклассной церковно-приходской школе было открыта первая на Камчатке вечернее (а точнее воскресное и вечерне) отделение для взрослых. Записалось 19 человек – 11 мужчин и 8 женщин. Занимался с ними учитель школы, обучал законам Божьему, русскому языку, письму и арифметике.
Тигильскому священнику Н.Мирошкину протоиерей Даниил Шерстеннков поручил создать передвижную корякскую школу для обучения детей кочевников, отец Даниил говорил с вождями кочевников, которые согласились с такой необходимостью. Кроме того, жители селения Кинкиль сами попросили устроить у них школу, пообещав, что вместе с детьми будут учиться и взрослые.
Планов и дел было много, очень много. Увы, не хватало главного: средств и учителей. И если средства пошли, благодаря активной деятельности Камчатского православного братства во главе иеромонахом Нестером, то учителей необходимо было самим, на месте.
10 июня 1911 года получил аттестат учителя начальных классов первый выпускник педагогических курсов на Камчатке Иннокентий Косыгин. Но Камчатке требовалось учителей гораздо больше. Поэтому уже в 1911 году на курсы приняли сразу 6 выпускников городского училища.
Как пишет историк Л.А. Геготаулина: “Занятия на курсах разделялись на теоретические и практические. Теоретические состояли из изучения общеобразовательных предметов и усвоения сведений по педагогике дидактике, училище ведению, гигиене со сведениями о первой помощи, а также по методике преподавания предметов в начальных училищах. Практические занятия заключались в преподавании в младших классах городского училища, в ознакомлении с наиболее употребительными в начальных училищах учебниками и пособиями и с ведением детских игр и физических упражнений. Разбор проведен курсистами уроков, исправление их конспектов производились в особых заседаниях, конференциях. Работа на курсах шла довольно интенсивно, в неделю давалось до сорока уроков».
В 1912 году было построено специально здание для учительских курсов. Открытие здания курсов (неофициально его называли училищем,состоялось 23 декабря 1912года).С большой торжественной речью перед собравшимися, выступил протоиерей Данил Шерстенников. Он перечислил этапы просвещения на полуострове, ссылаясь на работу исследователя Камчатки В.В.Маргаритова и собственные познания в истории. В заключении он выразил мысли об острой необходимости подготовки учительских кадров для Камчатки и высказал пожелания “юному учебному заведению успешного процветания”.
В1913-1914 учебном году на курсах занимались 8 человек. Весной 1314 года получили свидетельства на звание учителя М.И. Монакова, Д.И. Савинский и С.И. Тюменцев. Все они были направлены на учительские места на Камчатке. Монакова уехала на остров Карагинский, в новую школу “ от императрицы”. Тюменцев - в Пенжию, Савинский - в Кирганик, где 1 сентября 1917 года неожиданно умер.
Весной 1913 года состоялся выпуск молодых учителей. Свидетелства учителя начальных классах получили: М.Г. Подпругин, Н.П.Яковлев, П.Т. Новограбленов, И.П. Ворошылив, И.А.Варен, М.П.Косыгина. В1914 -15 учебном году занималось 7 человек.
В 1916-17 учебном году занимались 7 человек. Курсистам продолжали выдавать пособие по 15 рублей в месяц.7 октября 1918 года курсы были отменены из-за отсутствия учащихся. Оставшиеся 3 курсиста – Крупин, Новограбленов . Железная были оставлены для индивидуального обучения и ускоренной подготовки их к выпускным экзаменам. Весной они успешно окончили курсы и оказались последними их выпускниками.
1 января 1913 года Петропавловское училище было преобразовано в высшее начальное училище по положению 25 декабря 1912 года. Высшее начальные училища занимали промежуточное положение между начальными и средними учебными заведениями В них могли поступать лица, получившие начальное образование в любой школе вплоть до частной . Учащиеся высшего начального училища, прошедшие курс первого и второго класса ,имели право поступать в первый и второй класс средней общеобразовательной школы. А вот для поступления в третий класс требовалось сдача экзаменов по иностранным и древним языкам, которые в городском училище не изучали, и это являлось преградой к продолжению в школе.
В связи с образованием высшего начального училища первый класс бывшего городского четырёхклассного училища выделили в отдельное начальное церковно-приходское училище. Возглавила его старшая учительница высшего училища Е.И. Воротникова. Инспектором высшего начального училища остался И.А. Циунчик.
Таким образом, в Петропавловске стало два учебных заведения –церковно-приходское училище и высшее начальное .
В высшем начальном училище образовали 4 класса. Количество учеников в них было следующим:
1 класс - 17 мальчиков и девочек;
2 класс – 18;
3 класс – 9;
4 класс – 6 человек;
Итого 50 учеников.
Осенью 1915 года Кочетков был мобилизован на фронт. На его месте работал солдат Рыбаков, затем плотник Игрушечкин, которого сменил плотник Линь.
В 1914 году прибыли учителя супруги Сусляк, позже – М.Ф. Барыкина. Занятия начались 20 августа и продолжались до 31 мая 1915 года. Учащихся было 49 человек. С этого года учебники стали не выдавать,а продавать, за исключением бедных.
Теперь в училище могли держать экзамен на первый классный чин или на звание учителя начальных училищ местные чиновники. В 1916 году заведующим стал Курилов. В четырёх классах училища занимались 61 человек.
После февральской революции 1917 года умы и сердца камчатцев вместе с россиянами захлестнуло чувство свободы и жажда демократии. Не обошло и училище. Так Камчатка вошла в новую эпоху. Впереди была октябрьская революция 1917 года и долгая гражданская война. Все это, как отмечает автор, отразилось на школе, на всей системе образования.
Таким образом, история развития образования на Камчатке рассматривалась многими специалистами, при этом каждый автор внес новые интересные сведения по этому вопросу. Камчатка прошла длительный и сложный путь по формированию образования. В представленном реферате мы опирались на мнение В.Д. Сергеева и А. Смышляева. Исследователи не противоречат друг другу, изучая проблему развития образовательного процесса на Камчатке в период с XVII по XIX век, а напротив, подчеркивают, что история развития образовательной системы на Камчатке сложна и неоднозначна, при этом авторы рассматриваемых нами книг дают возможность прикоснуться к историческим документам, ощутить дыхание ушедших времен. В их работах представлено множество знаменательных дат, известных имен, знакомство с которыми позволяет выстроить четкую картину становления образования на Камчатке в указанный временной период.
Список литературы
Извержение вулкана
Ласточка. Корейская народная сказка
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем "Ночь в лесу"
Глупый мальчишка