«Я знаю поздно или рано,
Лавиной в сердце хлынет грусть,
Уйдут из жизни ветераны
И вздрогнет горестная Русь!
Не потому, что тяжко будет
Без дедов продолжать житье,
А потому, что эти люди
Из пепла вынесли её».
(Автор неизвестен)
Вложение | Размер |
---|---|
Мой дедушка-Ветеран войны | 0 байтов |
boevoy_put_soldata.docx | 991.62 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Малая Академия Республики Башкортостан
Исследовательская работа
Боевой путь солдата
Выполнила: Янбекова Гульнур ученица 4 в класса МОБУ лицей № 4 г. Баймака
Руководитель: Мурзагалина Дина Гафуровна
2015 г.
Тезисы исследовательской работы
«Боевой путь солдата»
Секция: начальные классы
Номинация: история
Янбекова Гульнур, ученица МОБУ лицей №4, 4 в класс
Научный руководитель- Мурзагалина Дина Гафуровна
Цель исследовательской работы: Сохранить память о солдате Х.Х. Аюпове., Республики Башкортостан, воевавшего с 8 июля 1943 года по март 1944 года и завершившего свой боевой путь на станции Бахмач, Украина
Задачи: 1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.
2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) На примере биографии моего деда Х.Х. Аюпова показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата.
Объект исследования: биография моего деда , Х.Х. Аюпова - участник Великой Отечественной войны.
Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания родственников о дедушке.
Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу! Этапы проекта:1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветерана войны).2) Основной (участие в конкурсе сочинений «Победа деда – моя Победа!», подготовка мультимедийной презентации).3) Защита проекта. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия!
Список использованной литературы:
Содержание
Введение
Трудно говорить о войне, когда о ней знаешь только по редким фильмам на экране телевизора, да по скупым воспоминаниям ветеранов войны. Ещё труднее представить, что такое война нынешнему поколению, которое и книг о войне мало читает, а узнаёт о тех событиях лишь из уроков истории. Да и сам учебник истории сейчас очень разноречив, потому как много авторов учебника, и каждый автор выражает своё мнение и взгляды на некоторые исторические факты, порой искажая их. Однако, как бы там ни было, рассказ живого участника Великой Отечественной войны есть неоспоримый факт.
Когда моя сестра Айгуль собирала материлы и работала над родословной нашей семьи, я много нового узнала о дедушке и о бабушке. И поэтому захотелось исследовать данную тему, чтобы мои племянники знали чьи они потомки и гордились, как я, что мой дед и моя семья внесли свою долю в победе Великой отечественной войны.
Я дедушку знаю по рассказам мамы и старшей сестры. И горжусь, что у меня был и есть такой дедушка. С бабушкой они воспитали, обучили, дали возможность всем детям получить образование. Сделали все, чтобы дети стали настоящими людьми и каждый нашел свое место в этой жизни. Мы, внуки нашей дедушки, с трепетом сердца искали его имя в списке военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941 – 1945-х годов в книге «Они вернулись с Победой». Нашли его имя на 10-й странице 5 – го тома.
Великая Отечественная война закончилась 70 лет назад, мои сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
И скажут, честь, воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
(А.Т.Твардовский).
Цели и задачи настоящей работы
Цель исследовательской работы: На примере биографии моего деда Х.Х. Аюпова показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата .
Задачи:
1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.
2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) Сохранить память о солдате Х.Х. Аюпове., Республики Башкортостан, воевавшего с 8 июля 1943 года по март 1944 года и завершившего свой боевой путь на станции Бахмач, Украина
Объект исследования: биография моего деда , Х.Х. Аюпова - участник Великой Отечественной войны.
Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания родственников о дедушке.
Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу! Этапы проекта:1) Подготовительный ( сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветерана войны).2) Основной (участие в конкурсе сочинений «Победа деда – моя Победа!» , подготовка мультимедийной презентации).3) Защита проекта. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы , погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир, солдаты Второй мировой войны!
Семья Аюповых
Несмотря на свое ранение и инвалидность дедушка до пенсии работал в колхозе. С бабушкой Шамсенисой воспитали восьмерых детей. Дедушка умер в 1997 году 25 мая, в возрасте 74 лет. Я дедушку знаю по рассказам мамы и старшей сестры. И горжусь, что у меня был и есть такой дедушка. С бабушкой они воспитали, обучили, дали возможность всем детям получить образование. Сделали все, чтобы дети стали настоящими людьми и каждый нашел свое место в этой жизни. Мы, внуки нашей дедушки, с трепетом сердца искали его имя в списке военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941 – 1945-х годов в книге «Они вернулись с Победой». Нашли его имя на 10-й странице 5 – го тома.
К сожалению, не все родственники и братья дедушки вернулись с войны. В списке погибших в Великой Отечественной войне в пятой книге «Память» на 366 странице их имена, фамилии. Из них Аюпов Шагит Гиззатович погиб и похоронен в Эстонии. А Аюпов Ахмадия Гиляжетдинович, Аюпов Даян Низаметдинович, Аюпов Нажметдин Искахович и двоюродный брат Аюпов Муллаян Аиткулович пропали без вести.
Война гуляет по России
Я, ученица 4 в класса Лицея №4 города Баймак, Янбекова Гульнур Миннихановна.
Хочу рассказать вам о своем дедушке, ветерана Великой Отечественной Войны, участника Курской битвы, о солдате, который прошел и вернулся живым из войны.
Мой дедушка Аюпов Хуснитдин Хусаинович - участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы – родился 28 декабря 1923 года в деревне Новомунасипово Бурзянского района. Дедушка ушел на войну 6 мая 1943 года, в 19 летнем возрасте. Прошел краткосрочные курсы в Алкино под Уфой. 8 июля их отправили на фронт.
Историческая Курская битва…Первый бой, первые потери… Все новобранцы попали 487-й стрелковый полк 143-ей дивизии, который с большими потерями вышел с боя. Утро 7 сентября – ожесточенные бои - тяжело раненный дед отстал от своих однополчан на станции Бахмач - Украина. А дальше - госпиталь. После госпиталя не смог воевать, на всю оставшуюся жизнь остался инвалидом второй группы. В марте 1944 года дед вернулся в деревню.
За боевые заслуги награжден Орденом Отечественной войны и многочисленными медалями.
Вопросы , которые я задавали дедушке:
— Расскажи о самом запоминающемся событии войны?
— Его нельзя выделить. Все бои, все сражения были значительными. Значимо было всё, начиная от самих людей, до общего духа, позволившего победить. Наши войска пошли в наступление. Прорвали линию фронта и пошли в наступление.
— Каким был первый день войны и День Победы?
— Война началась внезапно. Никто не ожидал нашествия немцев. В деревне,где я родился и вырос в этот день народ собрался возле правления колхоза . Все плакали и проклинали немецких фашистов. Здесь же люди давали клятвы отомстить и прогнать немцев из наших земель. День Победы праздновали все: от мала до велика. Чувствовались общая радость и облегчение. Все обнимались и поздравляли друг друга с Победой. В госпитале мне вручили орден Славы III-степени.
— Что помогло выстоять в этом страшном испытании?
—Я был очень молод. Мысль о том, что после войны вернусь на Родину, внушала: надо выстоять до конца!
— Какую награду считаешь самой дорогой?
— Самая большая награда для меня — Орден Славы III-степени. И вера в то, что люди помнят о Великой Отечественной войне.
Заключение
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы , погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!
К мерцающим звёздам ведя корабли, —
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли!
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
(Р. Рождественский).
Список использованной литературы:
Как нарисовать черёмуху
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Есть ли лёд на других планетах?
Под парусами
Усатый нянь