Эта работа направлена на формирование бережного отношения к Природным питьевым источникам, укреплению здоровья через использование родниковой воды.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_issledovatelskiy_proekt.doc | 81.5 КБ |
Экологический исследовательский проект
«РЕКИ, РОДНИКИ, ПРУДЫ – НЕТУ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ!»
Исполнители: Ильиных Наталья,
Иванова Евгения,
Скоромных Анастасия,
Бызов Сергей,
Иванова Александра
Руководитель: Паньшина
Светлана Геннадьевна
2013 год,
с. Новопаньшино
Содержание
Введение | 3 | |
Глава 1. | Работа с литературным и справочным материалом | 5 |
Глава 2. | История использования людьми родника | 6 |
2.1 Обустройство родника (этапы работы) | 6 | |
2.2 Характеристика родника «У камушка» | 6 | |
2.3 Названия родника, предложенные учениками МБОУ СОШ №14 | 7 | |
Глава 3. | Исследовательская работа | 8 |
Литература | 11 | |
Приложение | 12 |
Введение
Вода, ты не имеешь ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать.
В тебе получают наслаждение, не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты нужна для жизни: ты сама жизнь!
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты наибольшее богатство на свете…
( А. де Сент-Экзюпери)
Людям, живущим в городе, не приходится ходить за водой к роднику или
колодцу – она поступает в квартиру из водопровода. Однако в сельской местности, вдали от населенных пунктов, ситуация может быть совсем другой. Хотя в последнее время и в городах, если где-то в округе бьет из-под
земли родничок, люди предпочитают брать воду в нем, а не из водопровода,
потому что она намного чище и вкуснее.
Тема нашего проекта: «Родниковая вода полезна и чиста!»
Цель: сформировать общее представление о пользе родниковой воды.
Наш проект направлен на формирование бережного отношения к Природным питьевым источникам, укреплению здоровья через использование родниковой воды.
Задачи:
1) Познакомить с историей родника с. Новопаньшино;
2) Рассказать о целебных качествах «Крещенской» воды;
3)Формировать бережное отношение к природе
Этапы реализации проекта:
I. Работа с литературой и справочным материалом
1. Познакомились с историей родников Новопаньшинской администрации.
2. Составили словарик терминов по теме проекта.
3. Узнали лечебные свойства родниковой воды, взятой на Крещение.
II. Исследовательская работа
С целью определения качества родниковой воды и ее пользования среди учащихся нашей школы провели социологический опрос.
III. Литературное творчество
IV. Практическая работа
1. Конкурс рисунков обустройства родника.
2. Оказание помощи в благоустройстве родника.
3. Доставка родниковой воды ветеранам ВОВ, труженикам тыла.
Глава 1. Работа с литературным и справочным материалом
Языческие народы всех времен обожествляли воду как неиссякаемый
источник жизни, как вечно живой родник, оплодотворяющий другую великую стихию – землю. К воде шли с миром, поклонами и молитвами. О целительных, «очистительных» свойствах воды рассказывают многие предания, недаром воду использовали в разных обрядах и гаданиях. Святые
родники, озера, реки всегда почитались в народе. «Плевать в колодец – все равно, что плевать в лицо матери», - говорили на Руси. Но, даже сейчас, многие люди, живущие в городе, предпочитают брать воду из колодцев и родников.
- А кто может дать определение слову «родник»?
Родник – это источник, представляющий собой естественное отверстие в
поверхности земли.
Тонкая струйка была под землёй,
Ей захотелось большой стать водой.
Люди на помощь прийти постарались,
Так как они в ней очень нуждались.
Лом и лопата, кирка и совок –
Вот и забил из земли родничок.
Труд людской вознаграждён
Водой чистой, ключевой!
Вода, которая вытекает из родников, когда-то выпала в виде дождя. Дождевая вода впитывается в землю и проникает в скальный грунт по трещинам. Конечно, часть воды остается у поверхности и испаряется в воздух, а также поглощается растениями через их корневую систему. Остальная вода под действием силы тяжести опускается вниз на столько, насколько позволяет грунт. Глубоко под землей на различной глубине имеются участки, где все пустоты грунта заполнены водой. Это – зона подземных вод, а их верхний уровень – уровень воды. Родник образуется тогда, когда для воды находится естественное отверстие в земле, расположенное ниже уровня этого слоя воды. Вот почему многие родники находятся в долинах или в других низких местах. Родник «У камушка» возник на правом берегу реки Каменки, на его северном склоне. Температура воды родника достаточно высокая, составляет +4 градуса. Расход воды за 1 минуту – 24 литра.
Глава 2. История использования людьми родника
Пользоваться родником стали давно, скорее всего с начала основания села, когда люди приметили ключик.
Вот что мы узнали о самом раннем использовании родника от Паньшина Олега Анатольевича «Когда мой дедушка был маленьким (лет 100 назад), ходил в лес по ягоды, то обязательно заходил на ключик, чтобы напиться прохладной, холодной воды. Этот ключик находится на берегу реки. Вода в нём чистая, чистая и вкусная». Активно стали ходить за водой на родник в 1984 году после того, как построили недалеко благоустроенный посёлок из 2-этажных домов и коттеджей. Новоселы въехали в новые дома, а водопровода нет. Мужчины прошлись по берегу Каменки и обнаружили три родника. Самый «сильный» родник раскопали, дали воде волю. А в 1987 году на родник поставили бетонное кольцо, вывели из него трубу для выхода воды. Прошло более 25 лет, а родник все «работает».
2.1 Обустройство родника (этапы работы)
- Рассказ учащимся об областной программе «Родники»
- Знакомство с родниками на местности.
- Конкурс рисунков обустройства родника.
- Обследование самого «сильного» родника гидрогеологом из
г. Екатеринбурга, директором Пригородного центра экологии и
природоведения, фотохудожником из г. НижнегоТагила.
- Совместная работа учащихся школы с Новопаньшинской территориальной администрацией.
- Конкурс стихов.
(Приложение 1)
2.2 Характеристика родника «У камушка»
Родник находится на правом берегу реки Каменки, на его северном склоне. Температура воды родника достаточно высокая, составляет +4 градуса. Расход воды за 1 минуту – 24 литра.
Этот дивный родничок.
Чистой он воды,
Вода в нём - слёзы из земли.
Но совсем не горькие они,
А кристально чистые.
Воду из родника проверили екатеринбургские доктора,
Идеально чистая она.
На обустройстве родника ребята работали дружно, хотя спорили и горячились, как выполнить ту или иную работу лучше. Все делали своими руками из подручного материала. Мужчины подвозили глину, щебенку, камни, вычистили русло реки, территорию вокруг родника, изготовили обшивку, поставили изгородь, сколотили скамейки. Женщины обкладывали родник и дорожку к роднику камнями, белили и красили. Ребята посадили деревья – елочки, чтобы зимой не заметало тропинку к источнику. Малыши тоже трудились вместе со старшими: убирали щепки, наливали воду в лунки, а потом поливали саженцы. После работы с удовольствием пили воду из родника: у нее отличный вкус. Придешь домой - и даже не хочется пить воду из-под крана, вкус уже не тот. Вот так – то! Родник обустроили, но как его назвать?
Какое имя ему дать?
2.3 Названия родника, предложенные учениками МКОУ СОШ №14
1). Названия, связанные со словами «вода», «родник»:
«Живая вода», «Родничок», «Родник на болоте», «Вовкин родник», «Чистая
вода», «Чудо – родничок», «Лечебный родничок», «Капля удачи», «Слеза земли», «Исток», «Слезинка», «Чистый ключ», «Золотой ручеек», «Капелька».
2). Названия, связанные со словами «жизнь», «здоровье»:
«Исток жизни», «Чистая жизнь», «Спаситель людей», «Сила жизни»,
«Источник здоровья», «Ключик жизни».
3). Названия, связанные со словом «камень»:
«Камушек», «Каменный родник», «Камнеломка».
4). Другие названия:
«Святой источник», «Святая вода», «Вулкан удачи», «Молодежный»,
«Сахаринка», «Колесо удачи», «Кристалл», «Чистюля», «Золотник»,
«Малышок», «Лягушачий родник», «Слеза Перуна», «Серебрянка».
Думали, гадали – родник «У камушка» назвали.
Глава 3. Исследовательская работа
В ходе работы над проектом нами был проведен социологический опрос
среди учеников, учителей, работников школы, а также брали интервью у
жителей села о роднике и родниковой воде. Получили следующие ответы:
Качество воды
Использование родниковой воды
Из родника воду берут для утоления жажды в жару, приготовления пищи, питья, консервирования овощей, ягод, фруктов, умывания, обливания и лечения человека и животных. Когда нет воды в водопроводе у жителей поселка (150 семей – 600 человек), то ее используют на все хозяйственные нужды, питье скоту. Берут эту воду и для крещения малышей. Те, у кого рядом родник, берут для бани.
Многие жители села Новопаньшино, деревни Старая Паньшина берут воду на Крещение – в ночь 18 на 19 января, с 12 часов ночи. К роднику выстраивается очередь в 30-70 человек. То же самое происходит и у других ключиков. Вода, взятая в крещенскую ночь, считается святой, то есть целебной. В нашей школе 100 детей ответили, что их родители берут воду с ключика от 3 литров до фляги, то есть, кто сколько унесет. К роднику идут с ведрами, бидонами, флягами, пластиковыми бутылками и банками. Самая популярная емкость – ведро. Потом воду переливают в стеклянные банки и подписывают год взятия. Школьники подсчитали, что их родители берут воду с родника – 800 литров. Но к ключику приходит больше людей пожилых, это в три раза больше – 2400 литров!
Лечебные свойства воды родника, взятой на Крещение
Народные приметы, связанные с крещенской водой
- Крещенской водой брызгают углы в домах, чтобы люди весь год не болели и были счастливы.
- Крещенской водой брызгают углы в хлеву и скот.
- Крещенской водой умываются прямо у родника в любой мороз, а уж потом берут воду. Удивительно, что щеки при этом не мерзнут.
- Крещенской водой обрызгивают домочадцев, которые не ходили ночью на родник.
- Берут воду на Крещение из открытых водоемов. Но в последнее время заметили, что и водопроводная вода обладает теми, же качествами.
Литературное творчество
Чтобы привлечь внимание к природным источникам и их охране, мы провели конкурс стихов о родниках, конкурс по названию родника и обустройству. Выпустили стенную газету о пользе родниковой воды.
Практическая работа
На протяжении работы над проектом мы сделали много новых открытий для себя и для окружающих о целебных качествах «крещенской» воды, познакомились с народными приметами, связанными с родниковой водой, взятой на «Крещение». С первых дней работы мы взяли для себя лозунг «Родниковая вода полезна и чиста!» Своей деятельностью мы привлекли внимание одноклассников, учащихся нашей школы, односельчан к тому, что родники нужно обустраивать и охранять. Одноклассники интересовались ходом работы, подсказывали, помогали в оформлении, на классных часах обсуждали содержание, отобранного нами материала, от чего нам было очень приятно. Мы надеемся, что плоды нашей работы не пропадут даром.
Литература
1.Энциклопедия «Я познаю мир. География». Маркин В.А., М., 1996.
2. Энциклопедия «Все обо всем». Ликум А. «Слово», М., 1993.
3. Абрамов Л.С. «Круговорот воды». Знание», М., 1996.
4. Журнал «Природа и человек. Свет». Орехов Д. «Источник», №4, 2000.
5. Энциклопедия «Что есть что». Широкова В., «Слово», М., 2001.
Приложение 1.
То чистый воды проводник.
Как колокольчик, сильно бренчит
Чистый и светлый родник.
Паньшина Марина, 7 класс
2. Тонкая струйка была под землёй,
Ей захотелось большой стать водой.
Люди на помощь прийти постарались,
Так они в ней очень нуждались
Лом и лопата, кирка, совок –
Вот и забил из земли родничок.
Труд людской вознаграждён
Водой чистой, ключевой!
Жигулина Наташа, 6 класс
Родник.
3. Голубая вода прозрачная
Исчезает в травах, как миг.
Так струится по мелким камушкам,
Серебрится, бежит родник.
На душе от воздуха свежего
И родных просторов красот
Просыпается чувство нежное
И в лесные просторы зовёт.
С родника начинается Родина,
Милый край, Отеческий дом.
Будем добрыми и заботливыми
Мы хозяевами в нём.
Паньшина Ирина, 8 класс
4. Есть у нас в деревне родничок.
Чистой он воды,
Вода – в нём слёзы из земли,
Но совсем не кислые они,
А кристально чистые.
Нашу воду проверили доктора,
Идеально чистая она.
Паньшин Саша, 7 класс
5. Из земли бежит вода,
Из родничка бежит она.
Речку Каменкой назвали,
А роднички жить перестали.
Лишь один и небольшой
Всех нас радует весной.
Птички весело играют,
Утром песни распевают.
Ночью светит в нём Луна,
Вся искрится она.
Выручает нас родник
В самый трудный для нас миг.
Мы заботимся о нём
И его мы сбережём.
Паньшина Юля, 6 класс
6. Есть в селе у нас родном
Чудное местечко.
Там из – под земли бьёт ключом
Чистая водичка.
Шаламова Полина, 3 класс
7. И в крещенские морозы,
И в июльскую жару
Всё село туда приходит
Жажду утолить свою.
Наш родник имеет силу,
Всех водой своей спасёт.
И окрестит, и помоет,
И удачу принесёт.
Каткова Вика, 3 класс
8. Родничок.
Журчит родник – сынок природы,
И день, и ночь не умолкая.
И рады все в округе люди:
Вода в нём вкусная такая.
Звенит, журчит, водой играя
Он словно хочет нам сказать:
«Осталось родников так мало,
И нужно их оберегать».
Шаламова Кристина, 3 класс
9. Земля слезу пустила на рассвете,
Наверно солнце ослепило её глаза.
А может, порезвился летний ветер,
Швырнув иголки, - плут и егоза!
Слезинка просочилась сквозь преграды
Наружу к радуге, к цветам …
Прекрасному вокруг сердечно рада,
И эту радость подарила нам.
Вслед за одной, бриллиантам не сравниться,
Сверкает гранями её наряд!
Бегут на свет прозрачные сестрички,
Искрясь, переливаясь и горя!
И вот уже неровной струйкой бьётся
Родник! Прорвался он домой.
От «Родины» недаром он зовётся,
Он мне, как мать, как наш Урал родной!
Бызова Мстислава, 7 класс
10. Ты бежишь небольшим ручейком,
Из–под толщи земли пробиваешься,
Словно слёзы земли несёшь воды свои
Всем людям, живущим вокруг
Ты наш верный и добрый друг.
Кондратьева Женя, 7 класс
11. На берегу реки давно возник
Прозрачный, чистый маленький родник.
К нему всегда ходил и стар, и млад,
Не думая, что и в воде есть клад.
Паньшина Виктория, 7 класс
12. Дарит нам родник
Здоровье, красоту и счастье.
Подари и ты ему
Чуточку участия.
Пономарёва Алёна, 7 класс
13. Вдоль реки бежит родник,
Из земли он к нам проник,
Много раз к нему ходили
За водой, чтобы попить,
Чтобы вылечить болезни
И здоровым всегда быть.
Говорю я всем спасибо,
Кто родник восстановил,
Тот доброе дело сотворил.
Паньшина Ольга, 7 класс
14. Люблю сидеть у родника
И слушать, как журчит вода.
Как будто хочет что–то мне сказать,
Но только я не могу его понять.
Паньшина Елена, 7 класс
15. Трепещет лес, горит луна
Но это здесь, а там одна
Лишь темнота и глушь. Но нет,
Все ждешь ты, что увидишь свет.
И только камни здесь глухие,
Но ведь они же неживые.
Они молчат, а ты поёшь
И рвёшься к воле и идёшь
К своей мечте, простору, свету,
И к солнцу тёплому привету,
К жужжанью пчёл, и пенью птиц.
Для счастья в мире нет границ.
И, наконец, тот день настал –
Ты победил, начало дал
Реке иль озеру. Герой!
Один ты совладал с судьбой.
Пробились струечки твои,
И из глубоких недр земли
Журчат, сверкают, веселят,
Бегут по камешкам, звенят.
И радуют, зовут к себе,
К прозрачной ледяной воде.
Живей, светлее стало вдруг.
Серебряным лучом вокруг
Всё осветило. Засверкали
Глаза природы; и узнали
Все о героя появленье,
И новой жизни зарожденье.
Ты выдержал все испытанья,
Ты встал на путь существованья,
Ты жив; живёшь не час, не миг.
Звени, свети, сверкай – родник.
Шубникова Татьяна, 10 класс
16. У речки небольшой, в тени – родник.
Никто не помнит – как давно возник.
Вода холодная, искристая течёт.
Родник прохладу людям
В жаркий день даёт.
Настоян травами
И запахом цветов,
Достался людям он
От предков и веков.
Так сохраним его
Для будущих людей,
Для радости и
Взрослых и детей.
Паньшин Иван, 7 класс
Философские стихи Кристины Россетти
"Морская болезнь" у космонавтов
Император Акбар и Бирбал
Груз обид
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны