В нашей стране в последние годы различные игровые дисциплины либо стали активно развиваться (ролевые игры, историческое моделирование, различные новые игры индустрии развлечений), либо активно изучаться, что ведет к появлению большого числа научно-популярных публикаций. Проанализировав литературные источники по игровым дисциплинам, мы пришли к выводу, что на первом месте по числу публикаций стоят деловые игры. На сегодня это довольно широко известная и применяемая область. Сейчас библиография по деловым играм весьма обширна и включает в себя как теоретические работы, так и многочисленные методические разработки. Остальные типы игр, такие как ролевые, организационно-деятельностные, организационно-обучающие удостаиваются отдельных разовых публикаций. Большинство публикаций, касающихся вопроса причин возникновения игры, в качестве источника исследования принимают элементарную детскую игру. Мы же ведем речь в первую очередь о сложных играх, имеющих целевую направленность на обучение и развитие человека. При анализе литературы становится ясно, что работы, посвященные таким играм, как правило, построены в описательном ключе. Они предлагают модель построения конкретного типа игр; вполне может быть, что объясняют динамику их внутреннего функционирования и механизмы психологического воздействия на играющих. Но мало или вообще ничего не говорят о генезисе подобных игр. По этой причине нам представляется логичным первую главу посвятить описанию отдельных видов ролевых игр, сравнив их между собой и определив их место в жизни человека.
Таким образом, задачей данной работы является исследование одного из видов сложных игр (а именно ролевых игр) в городе Бийске.
Название работы:
Автор работы:
Холкин Виталий Владимирович, учащийся 10 "А" класса
Место выполнения работы
Россия
Алтайский край г.Бийск
Научный руководитель (педагог-консультант)
Шабанова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В Токарева"
Оглавление
1 Введение___________________________________________________________3 - 4стр.
2 Ролевое движение____________________________________________________5 - 7стр.
3 Ролевое движение в городе Бийске______________________________________7 - 14стр.
4 Заключение__________________________________________________________15стр.
5 Библиография________________________________________________________16стр.
I. Введение
В нашей стране в последние годы различные игровые дисциплины либо стали активно развиваться (ролевые игры, историческое моделирование, различные новые игры индустрии развлечений), либо активно изучаться, что ведет к появлению большого числа научно-популярных публикаций. Проанализировав литературные источники по игровым дисциплинам, мы пришли к выводу, что на первом месте по числу публикаций стоят деловые игры. На сегодня это довольно широко известная и применяемая область. Сейчас библиография по деловым играм весьма обширна и включает в себя как теоретические работы, так и многочисленные методические разработки. Остальные типы игр, такие как ролевые, организационно-деятельностные, организационно-обучающие удостаиваются отдельных разовых публикаций. Большинство публикаций, касающихся вопроса причин возникновения игры, в качестве источника исследования принимают элементарную детскую игру. Мы же ведем речь в первую очередь о сложных играх, имеющих целевую направленность на обучение и развитие человека. При анализе литературы становится ясно, что работы, посвященные таким играм, как правило, построены в описательном ключе. Они предлагают модель построения конкретного типа игр; вполне может быть, что объясняют динамику их внутреннего функционирования и механизмы психологического воздействия на играющих. Но мало или вообще ничего не говорят о генезисе подобных игр. По этой причине нам представляется логичным первую главу посвятить описанию отдельных видов ролевых игр, сравнив их между собой и определив их место в жизни человека.
Таким образом, задачей данной работы является исследование одного из видов сложных игр (а именно ролевых игр) в городе Бийске.
Тему предпринятого нами исследования мы сформулировали следующим образом:
Ролевая игра как социально - педагогическое явление. Игропрактика ролевого движения в городе Бийске
Объект исследования: субкультура ролевого движения
Предмет исследования: ролевое движение в городе Бийске
Гипотеза: возможно ролевые игры - это новые формы искусства, которые потенциально обладают сильным эмоциональным и рациональным содержанием, я смогу узнать это, изучив ролевые течения в г. Бийске.
Целью нашего исследования на его первом, постановочном этапе, мы считаем выявление и определение ролевых течений в г. Бийске собственными силами, используя специализированную литературу и материалы опроса.
Для достижения заявленной цели нам было необходимо поэтапное решение следующих исследовательских задач.
1 этап. Изучить весь круг доступной нам литературы по проблемам изучения ролевого движения в мире, России, Алтайском крае и особенно нашего города. Этот этап естественно необходим для получения всей накопленной информации, касающейся формирования с точки зрения обществознания данного направления.
2 этап. Проанализировать статьи публикации , посвящённые анализу ролевого движения на территории г.Бийска по материалам социальных опросов.
3 этап. Провести собственные исследования и результаты сравнить с кругом доступной литературы.
4 этап. Составление сводных таблиц движений и организаций ролевиков г.Бийска.
5 этап. На этом завершающем этапе исследования мы попытались обобщить материал и определить значимость ролевого движения и отношения общественности к ролевикам. Основной источниковой базой предпринятого нами исследования являются статистические материалы исследований и работа непосредственно с ролевиками.
Кроме того, написание данной работы было бы невозможно без изучения всего доступного круга научной литературы по уже вышеупомянутым нами проблемам, так или иначе связанным с вопросами нашей темы.
Актуальность и научная новизна нашего исследования заключается в том, что в наше время отчётливо ощущается необходимость определения статуса ролевого движения, неформальных игровых объединений молодёжи, занятий ролевыми играми и связанных с ними различных видов деятельности
Методы и приёмы
Коллекция иллюстрации, фотографии, материал и др.
Изучая ролевое движение, мы старались придерживаться ряда правил: не искажать факты, проявлять терпимость к существующим интерпретациям, последовательно обосновывать исходные позиции, методы исследования и полученные результаты.
Ролевое движение
Когда в СССР появился в русском переводе "Властелин Колец" Толкиена, это произвело настоящий фурор в сознании многих наших сограждан. Они открыли для себя принципиально новое хобби и способ активного отдыха. Мир Толкиена был настолько привлекательным, что возникло искушение погрузиться в него с головой и забыть о проблемах окружающей действительности. Неожиданно случилось то, чего первоначально никто не предполагал - "темные силы" не пожелали сдаваться и послушно терпеть поражение согласно сценарию. Началась "отсебятина" и спектакль превратился в игру. Подобные игры стали проводиться ежегодно и по несколько раз в год. Изучение творчества фантастов перешло в ролевое движение по наследству еще от клубов любителей фантастики 80-х годов.
Следует отметить, что ролевые игры быстро вышли за пределы "толкиенизма". Их участники поняли, что играть-то можно по любому сценарию. В 1996-1999 тематика игр и контингент продолжает расширяться - происходит распадение толкинистического монолита на толкинистов и ролевиков. Выбор игр огромен - от магических («Десять Поверженных») до исторических («Волки Одина») и мистериальных («Завоевание Рая»). Вскрываются новые пласты культуры - Япония, Индия, архаика, барокко, античность, христианская мистика, собственно европейское Возрождение, Шотландия, Норвегия и многое другое. Выбор книг, по которым делаются игры, также огромен. Масштаб игр различный ( от 30 до 1000 человек).
Ролевые игры - это и форма организации молодежного досуга, и воспитательное средство, и содержание деятельности как клубов по интересам, так и неформальных объединений. Неформальные организации, практикующие ролевые игры как форму организации досуга, уже к началу 90-х годов получили настолько широкое распространение, что возник даже специальный внутренний термин "ролевое движение". Основная цель ролевой игры - не выигрыш, не отыгрыш, а сам процесс игры, процесс погружения в эскапизм. Игрок полностью принимает на себя созданного литературой или воображением персонажа и действует как бы от его лица. Игрок живет придуманной судьбой с чужим именем в неком чужом мире.
Следует выделить несколько ветвей ролевого движения:
1).Ролевик
2).Толкиенист
3).Файтер
4).Бард
5).ДнДшник
6).Реконструктор
7).Менестрель
Разновидность ролевых игр
Ролевые игры имеют не мало разновидностей, которые значительно отличаются друг от друга. В различных изданиях встречается множество подходов к их классификации. По масштабам (длительность, количество участников, игровая территория) выделяются малые и большие игры; по месту проведения – кабинетные, полигонные, полевые, городские; по характеру взаимодействия – словесные, театрализованные, интерактивные, боевые. Ну и конечно, существуют комплексные игры, которые при доминировании одного вида включают другие виды игр в качестве элементов, эпизодов.
По виду внутренних целей игры можно различить следующие их варианты. Они выделяются с делением игр по протяженности:
- игры с конкретной конечной целью;
- игры с промежуточными финалами и открытым концом;
- игры "нон-стоп", то есть непрерывно идущие в режиме реального времени.
По источникам или по методу создания (по близости игрового мира к реальности) игры делятся на:
- условные игры;
- игры по книге, обычно фантастической;
- игры с реальным первоисточником, обычно историческим.
По степени сценарности и мастерского контроля (имеется в виду контроль над прохождением сюжета) игры делятся на следующие типы:
- без сюжетного контроля;
- с общим контролем и промежуточными информационными вводными;
- с жесткими вводными для отдельных игроков (команд);
- с мастерскими персонажами (игротехниками);
- с заранее подготовленными сценками ("театралками");
- сценарная, постановочная игра с минимумом свободы у игроков.
По методу разрешения игровой задачи:
- боевая;
- интрижная или политическая;
- информационная.
По стилю бывают: игра-действие, игра-состояние и игра-изображение.
Классификация игровых задач позволяет выделить четыре группы ролей, в которых доминирует направленность на:
- изменение отношений, заданных вводной информацией;
- сохранение отношений, существующих на начало игры;
- совершение обмена одних игровых средств на другие;
- исследование всей структуры игровых отношений с последующим выделением для себя одной оптимальной ниши.
Как правило, роли конструируются так, чтобы они включали задачи разных типов. Наши исследования показывают, что успешность решения задач того или иного типа зависит от личностных особенностей игрока и уровня развития тех или иных умений взаимодействия.
Возвращаясь к проблеме классификации, выделим конкретные виды игр, которые могут быть отнесены к типу ситуационно-ролевых:
а) МИГи (или Малые ИГры), продолжительность около трех часов. В них принимает участие от 12 до 25 человек. Чаще всего игровой мир воссоздается в помещении с двумя-тремя достаточно большими комнатами, поэтому этот вид игр относят к кабинетным. Игроки получают подробные характеристики ролей с определенными задачами и целями.
Так называемые «Кабинетки» или "Павильонки", в отличие от МИГов, могут быть любой продолжительности. В многодневном варианте это называется обычно «серией игр». При этом игра может прерываться на некоторое время и идти только по выходным или в любое другое свободное время.
По характеру действия можно выделить две крайности павильонных игр:
- имиджевые (так называемые "балы" или "театралки")
- информационные (так называемые "информационки" или "лангедоки").
а) БРИГ (Большая Ролевая ИГра) – ролевая игра на местности продолжительностью до нескольких дней и количеством участников от нескольких десятков до нескольких сотен. Это самые интересные, самые увлекательные игры, приносящие наибольшее удовлетворение.
Главная игровая единица БРИГа – команда (племя, народ, банда, планета и т.д.). Чем больше игровых групп, тем больше возможностей для развития сюжета. БРИГ требует длительной и тщательной подготовки, как со стороны игроков, так и со стороны организаторов.
в) Городские игры. Игровые действия чаще всего разворачиваются в парках. Отличительной чертой игры в городе является дискретность пространства. Городские игры идут параллельно с реальной жизнью, что и является их основной особенностью. Число участников от 10 до 50, время проведения 1-6 недель.
Собственно участием в играх не исчерпывается жизнедеятельность ролевиков. На основе и анализе публикаций и интервью с участниками клубов ролевых игр предлагается наше представление об игропрактике и ее формах. Возникновение ролевого движения связано с появлением такого нового вида социальной практики как ролевое моделирование:
- создание игры (изобретение, проектирование, конструирование),
- управление подготовкой игры (подбор и расстановка соисполнителей, распределение ролей, инструктирование),
- управление игрой (инструктирование, консультирование, арбитраж, оперативная корректировка, анализ).
Что касается написания и проведения игр, то этим занимаются как мастера одиночки, так и команды мастеров.
Ролевое движение в г. Бийске
Многие годы существует ролевое движение. Однако, оно не может существовать само по себе, его поддерживает и развивает многочисленная неформальная общность людей (т.н. ролевиков). И в нашем городе ролевики не сидят на месте, стремятся достигнуть большего и преодолеть новые рубежи. Неоднократно в "Молодом Бийске" публикуются статьи, посвященные наиболее ярким эпизодам жизни Бийского ролевого движения.
При рассмотрении в социальном аспекте ролевые игры — это такое субобщество, в котором социальная организация подчиняется нормам, отличным от традиционно существующих в обществе.
В Бийске существует несколько команд ролевиков. Одни команды являются молодыми и малочисленными, другие - имеют уже значительную историю. Но у каждой Команды существует Устав, который строго выполняется всеми членами Команды. Около 12-13 лет существует команда "Тор Вар". Зародилось ролевое движение в городе с подачи следующих людей: Богданов Виктор (Derian),Иван (Гоблин), Гречушкин (Грек), Максим (Пух). Большинство игровых имен (самоназваний) у ролевиков могут сказать о человеке очень многое, так как заимствуются из различных литературных произведений, нередко имеют собственное символическое значение или перевод с одного из искусственных языков.
Этапы изменением статуса участника игрового объединения
Статус в группе | Проявление субъектности по отношению к | |
значимым ситуациям | нормам поведения и деятельности | |
Новичок | Прохождение инициации | Знакомится с правилами |
Исполнитель | Участие в ситуациях | Осваивает нормы поведения |
Интерпретатор | Организация ситуаций | Регулирует поведение и деятельность (трактует нормы, требует их соблюдения) |
Лидер | Инициирование и оценка ситуаций | Задает нормы, генерирует ценности |
Команда "Тор Вар" в 2010 году, принимая участие в БРИГах («Эмилия Романья, 102,» г. Новосибирск, 7-9 мая; «Готика 2: Долина смертной тени», 10 – 12 июня, г. Новосибирск; «Под знаком павшей звезды», 24-26 июня, г. Новосибирск, «Книга Велеса», 29 – 31 июля, г. Новосибирск; «Расколотый мир: Огни над Башней», г. Новосибирск, 5 – 7 августа; «Ведьмак: время собирать камни», г. Барнаул, 6 -7 августа) неоднократно завоёвывала Знамя лучшей Команды на игре.
Летом 2010г. в окрестностях города Бийска проходила игра Watery Grave 2010. Мастером является Димка - Лесник. В игре приняли участие около 40 человек. Мастером была чётко разработана система игры, поэтому игра имела большой успех.
Каждая игра, после ее проведения, обсуждается и анализируется участниками. Проводятся рабочие семинары и консультации, на которых обсуждаются конкретные игры. Главная задача при этом – разработка форм, в которых можно наиболее полно реализовать замысел авторов и потенциалы игры. Команда работает не только со своими играми, но и по заказам других мастерских групп, которым нужна помощь в обсуждении и оценивании готовящейся игры (постоянно поддерживается контакт с другими клубами в Новосибирске, в Барнауле), проводятся семинары (например, Юлия Флора помогает другим клубам мастерить).
Воспроизведение в рамках Команды какой-либо исторической эпохи, этноса, социума, народа, его культуры, жизненного уклада, одежды, языка получило в ролевом движении название «историческое реконструирование». Историческое реконструирование предполагает обязательное освоение конкретной техники или школы боя с оружием, максимально отражающим достоверное не только по виду, но и по весу и материалу. В Команде "Тор Вар" доминирует историческое фехтование.
Проводятся тренировки на игровом оружии. Команда предпочитает готовить фехтовальщиков-одиночек, а так же отрабатывают командную технику.
Что касается самого оружия, то в его внешнем виде и в материалах, из которых оно изготавливается, произошли большие изменения. Вначале оружие делали из дерева, но постепенно мечи из «дубинок» стали превращаться в клинки. Со временем, путем экспериментов с различными металлами и другими материалами, предпочтение отдается дюралюминиевой трубке, а игрок все чаще облачается в доспехи. В наши дни на смену дюралю пришел текстолит. Меч почти не отличить от настоящего по форме, даже режущая кромка становится все меньше и меньше. Это потребовало серьезных доспехов, поскольку игрок в поединке на таких мечах может положиться только на собственное умение фехтовальщика и на крепкий доспех. Кроме мечей существуют и другие виды оружия, и ролевики используют все его многообразие, предоставленное богатой мировой историей войн. Но предпочтение отдается все же мечу, кинжалу и луку.
Производство игрового снаряжения и сувениров занимает немалое время у ролевика. Многие игроки сами шьют свои костюмы, создают фенечки и обереги, клепают мечи и доспехи. Есть среди них добившиеся больших успехов на этом поприще и не стесняющиеся предложить другим дело рук своих, разумеется, за плату. Делаются такие вещи, в основном, по заказу, причем, стоимость их немаленькая. Все богатство ассортимента можно несколько раз в году увидеть на ярмарках, которые устраивают на игровых фестивалях. К игровой одежде и оружию, изготавливаемым участником движения для себя или под заказ, у ролевиков особое отношение. Это – предмет гордости и заботы. Будучи явлением надстроечного порядка, символика всегда была отражением образа мыслей, мировоззрения, идеологии определённого класса, который, в свою очередь, формировал чувства, образ мыслей, мировоззрение на почве своих общественных отношений. Антуражность, внешняя привлекательность способствует постоянному притоку новичков в ролевое движение.
Если в начале ролевики варились в собственном соку в родном клубе родного города, то со временем возникла потребность в общении и получении новой информации. Сейчас количество фестивалей, конвентов (КОНов), игровых семинаров постоянно растет, но самым известным является "Макарена", который существует уже более 10 лет и проводится в мае. Ежегодно этот фестиваль собирает в Новосибирске огромное количество народа со всей России. В его программе – конкурс на лучший костюм, ярмарка, театральные постановки, концертные программы, игровые и литературные семинары, бал, представление календаря будущих игр. Обязательной составляющей КОНа являются турниры: турнир мечников, турнир на ножах, турнир лучников, турнир менестрелей. Другим довольно известным фестивалем стал "Сибкон". Он собирает в Томске около 600 человек.
Сочинение и исполнение песен и музыки, представление театрализованных и концертных программ, художественных произведений неотделимы от ролевого движения.
Как и во всем ролевом движении, в музыке существует два направления. Первое – это исполнение исторической музыки, такой как европейская средневековая баллада или русская народная песня. Второе – это песни ролевой культуры, которые сочинены самими игровиками. Есть здесь и свои звезды, которых чаще знают лишь по игровым именам. На большую аудиторию песни выходят на играх и КОНах, где проходят турниры менестрелей. Большой популярностью пользуются песни Бэкки из города Барнаула. Многие члены Команды "Тор Вар" могут взять в руки гитару и исполнить что-нибудь из любимого репертуара, но лучшим исполнителем является Виктор Богданов, а также Юлия Флора.
В ходе исследования сленга ролевого движения мы основное внимание уделили статьям, написанным ролевиками и опубликованным в интернете. Кроме этого, для получения информации мы использовали интервью и наблюдение. Нами было проанализировано около сотни слов и выражений, которые мы отнесли к сленгу клубов ролевых игр.
Театральные постановки используются ролевиками, как уже отмечалось, для активизации игры. В Томск на фестиваль "Сибкон" каждый год приезжает несколько театральных групп с постановками чаще всего собственного сочинения (пример – Томская театральная группа).
Издание печатных материалов осуществляется, чаще всего, в специальных журналах. Такой литературой мало кто интересуется, поэтому существует три вида печатных изданий. Первый: самиздат на машинке или компьютере с очень ограниченным тиражом и распространением среди ближайших знакомых (газета «Брендидуимский мост»). Второй: набор и верстка издания на компьютере, а потом запуск в Интернет, кому надо – сами распечатают. Третий: профессиональные издания, к которым на данный момент можно отнести несколько набирающих обороты журналов. Это «Крылатый вестник», «Мое королевство», «Цитадель», «Magister Ludi», «Средиземье». Иногда статьи о ролевом движении можно встретить в обычных изданиях, но это лишь благодаря необычности ролевых игр для окружающих.
Однако основным времяпрепровождением ролевика остается командное или одиночное участие в играх клубного, городского, регионального, межрегионального, всероссийского масштаба и подготовка к играм.
Обычно каждый клуб выбирает несколько игр с помощью Интернет-сайтов (rolemancer.ru, mordor.kiev.ua, rpg.ru, alexander6.ru, z-kon.narod.ru drakkar.da.ru, vdv.ru, другие) или через уже упоминавшиеся печатные издания. После этого игроки клуба, которые едут на игры, готовят свою команду.
Нами было проведено исследование, где мы попытались выяснить, кто же входит в состав Команды "Тор Вар".Основу анкетируемой выборки составили юноши (мужчины) – 70%, а девушки (женщины), соответственно – 30%. Более половины участников опроса (60%) отметили свой возраст в интервале 17-23 лет, что говорит о преобладании в ролевом движении молодежи. Но значительную часть выборки (примерно четверть) составили люди, чей возраст колеблется от 23 до 30 лет. Чуть меньше одной пятой участников к моменту исследования уже исполнилось 31 год, что подтверждает привлекательность ролевого движения и для уже состоявшихся людей . Но следует отметить, что с годами количество членов Команды старше 30 лет увеличивается.
Так же нам было интересно узнать, чем занимаются в жизни участники Команды.
Основная социальная группа исследуемых – это студенты (40%), часть которых работает, параллельно с процессом обучения (16% от общего количества исследуемых). 41% – люди уже работающие, материально независимые и самостоятельные. Вместе с тем, 3% выборки составили безработные, не получающие в настоящее время никакого образования.
На рисунке № 3 показано соотношение групп по уровню образования представленных в ролевом движении. Наибольшая доля принадлежит лицам с незаконченным высшим образованием (41%), затем идет группа (40%) участников движения, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании, оставшаяся четверть приходится на тех, кто имеет среднее профессиональное (14%), среднее (5%).
Продолжительность участия в движении отражается на рисунке № 4.
Об относительной стабильности движения участников свидетельствует тот факт, что 52% участников опроса занимаются ролевыми играми более 5 лет. В данном случае, мы имеем возможность наблюдать собрание лидеров Команды. Вторая по численности (30%) группа участвующих в движении 1 – 2 года. Данная группа соответствует состояния новичка.
На основе представленной информации, можно четко выделить две основные категории участников ролевого движения: это «мастера» (авторы и организаторы игр) и «игроки. Вместе с тем, исследование позволило выделить среди «игроков» особую категорию – это «наблюдатели» или «тусовщики». Они приходят в клуб не столько для игры, сколько для общения, «из интереса» к общности. Представленность данной категории, судя по анкетам, велика – 12%, что говорит об открытости ролевого движения.
Среди сфер деятельности участников опроса значимо представлены историческое реконструирование (30%), изучение творчества фантастов, «игровых» языков, фольклора и истории ролевого движения (25%), сочинение и исполнение песен и музыки (18%). Итак, представители первой возрастной группы (до 17 лет) – школьники и студенты учреждений начального и среднего профессионального образования. Большинство респондентов данной возрастной группы участвуют в ролевом движении более пяти лет, поэтому возрастная категория из года в год меняется, возрастает количество участников старше 30 лет. Предпочитаемые занятия участников опроса в возрасте до 17 лет – ролевые игры (72%) и игровое фехтование (28%).
Картина возрастной группы старше 30 лет (15%) показывает, что ролевое движение в этом возрасте представляет интерес для людей с высоким уровнем образования (76% указали, что окончили вузы).
Половина «ролевиков» старше 30 лет отмечают в качестве своей непосредственной деятельности в ролевом движении участие в ролевых играх, 32% – написание и проведение игр, 9% – разработку игровых технологий. Кроме того, важными являются сферы изучения творчества фантастов, «игровых» языков, фольклора и истории, историческое реконструирование.
Для понимания современных реалий и социальных перспектив ролевого движения в городе Бийске показательна характеристика его «неофитов». По результатам нашего исследования, те, кто участвуют в игровых неформальных объединениях менее одного года, достаточно различаются между собой. Их возраст колеблется от 17 до 35 лет, хотя более половины (60%) составляют представители возрастной группы 17-23 года. В основном это – работающие (48%) и студенты (35%). Среди участников, возраст которых в ролевом движении не превышает года, встречаются люди, состоящие в браке (15%), имеющие детей.
Ролевое движение, которое мы изучаем, – это своеобразное социальное образование, социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия.
Жизнедеятельность Команды "Тор Вар" состоит в следующем:
1) «ремесленный цех» (изготовление реквизита, декораций для внутреннего пользования или на заказ);
2) «репетиция» (повторение одних и тех же элементов действия в целях разучивания или совершенствования исполнения),
3) «витрина» (демонстрация гостям, вышестоящему руководству, аудитории результатов собственной деятельности);
4) «проектно-конструкторское бюро» (создание методической разработки, программы деятельности, проекта);
5) «гастроль» (проведение мероприятия).
Как видно из вышесказанного, в игропрактике ролевого движения скрыты мощные социально-педагогические потенциалы. В ней представлены все сферы жизнедеятельности, выделенные А.В. Мудриком:
общение (в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми) сопровождает практически все виды деятельности и является содержанием ситуационно-ролевого взаимодействия;
познание литературных и исторических социо-культурных феноменов ролевой игры и себя как личности – в частности;
предметно-практическая деятельность (реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды) состоит в изготовлении обмундирования и издания материалов игровой культуры;
духовно-практическая деятельность (активность связана с созданием и использованием духовных и социальных ценностей) по созданию игр и произведений искусства;
спорт (где реализуется функционально-органическая активность) как игровое и историческое фехтование;
собственно игра (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях) как творческий акт, свободный полет личности, возможность выразить и реализовать себя.
Заключение
Ролевая игра, является не только формой досуга, но и полноправным видом творчества, поэтому можно сказать, что она похожа на театр, в котором актеры играют не по сценарию, а так как они хотят. Так что мы надеемся, что наша работа поможет разобраться, что же представляют ролевые игры и для чего они нужны.
Анализируя движение, можно сказать, что, в большинстве своем, ролевики бегут не от действительности или собственных проблем (хотя это тоже встречается), а от рутины и обыденности. Для одних в игре заключена возможность снятия груза социальных норм и обязанностей. Другие приходят сюда, чтобы реализоваться как специалисты в том, что не удалось в жизни. Третьи находят в игре возможность примерить различные маски, зачастую, более чем экзотические.
Именно в ролевых играх появились игры глубокого вживания.
Это лишь подчеркивает реальность эскапизма в ролевой среде, его привлекательность для молодежи. Ролевая игра - это вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения.
Крайне редко деятельность, в которую вовлечен достаточно большой сегмент общества, не имеет значимых культурных оснований. Деятельность возникает только в том случае, если она эмоционально оправдана, то есть приносит субъекту деятельности необходимые ему эмоции. Но эмоции, способные инициировать деятельность в наши дни, так же инициировали деятельность и в прошлые века. Как правило, они уже оправданы одной из культурных традиций.
Библиография
Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мысли. Учебное пособие.– М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.-576с.
Воробьева Э. Homo sapiens: человек играющий или человек тусующийся? // Крылатый вестник –2001. - №2 – С. 34
Воробьева Э. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? // Крылатый вестник –2001 - №2 – С. 22-23.
Воробьева Э. Камо Грядеши? Или два слова о тяжести короны, божьем даре и игре по имени жизнь// Крылатый Вестник.– 2001.– № 5 (13). – С.25 - 26.
Воронина Е.Ю. Белоколь О.Л. Ролевые игры – что это такое: Методическое пособие. –М.: Мос.Гор.Сюн, 1997. – 60 с.
Высокие идеи // Крылатый вестник. – 2000 -№7.– С. 2-3.
За что я не люблю ролевиков// Крылатый вестник. – 2002 -№1 (14).
Кожаринов М. Люди ищут // На стороне подростка. –2000-2001.–№ 3.– С. 17-20.
Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова.– Политиздат, 1989.– 479 с.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр подростками. – М.: Владос, 2001.–216с.
Лазеев Б. Чем живешь, ролевик? // Крылатый вестник –2000 - №7 – С. 26
Ляндсберг В. Очередная попытка классификации// Крылатый Вестник. - 2000.- № 8. – С. 22-23.
Миронов К.А. Я играю в сказочный мир средневековья и фэнтэзи// На стороне подростка. – 2002.– № 2. –С.36-38.
Немирова А. Десять лет бытования творчества Толкиена в контексте нашей культуры // Крылатый вестник –2001 – №1 – С. 12-13.
Интернет:
Борисов С., Кожаринов М. Школа ролевого моделирования: Альманах «Мастера». –[Электронный ресурс]. – Сайт port.mnet.uz .
Ролевое движение в России – истинные правила игры// Игромания. – 2000.– № 4 (апрель 2000 г.). – [Электронный ресурс].– Сайт kulichki.com. 12.11.2002 |44 Kb| – Режим доступа: http://www.kulichki.com/tolkien/podshivka/000400.htm/
Акварельные гвоздики
Белый лист
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем крокусы акварелью
В Китае испытали "автобус будущего"