В проектной работе автор ставит проблему наркотизации подростков в России и задается вопросом, как можно предотвратить данный процесс. Для решения этой проблемы в работе ставятся следующие задачи: дать характеристику подросткового периода; выяснить причины и последствия наркомании как формы девиантного поведения; выяснить, как проводится профилактика наркомании среди подростков; попытаться предложить свои рекомендации для предотвращения распространения наркотиков.
В работе представляются статистические данные ВЦИОМ, акцентируется внимание на тенденциях современных подростков, изменении вкусов и предпочтений. Особое внимание в работе уделяется психологическим причинам наркотизации подростков и отдельно рассматривается ситуация в семье.
В заключении автор предлагает один из способов профилактики наркомании среди подростков, разрабатывает сценарий классного часа для учащихся 5-6 классов, разрабатывает небольшую брошюру для данного классного часа.
Работа будет интересна учащимся при изучении темы «Девиантное поведение» курса «Обществознание».
Вложение | Размер |
---|---|
narkomaniya_kak_deviantnoe_povedenie_podrostkov_tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 30.18 КБ |
План
Введение
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.
Начиная с 90-х годов XX века в России наблюдался рост негативных явлений в обществе, в частности увеличением случаев девиантного поведения, к числу которых относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, вандализм, суицид, бродяжничество и др. И большую тревогу вызывает факт увеличения количества подростков, которые склонны к девиантному поведению.
По данным статистических исследований в России постоянно употребляют наркотики около 6 миллионов человек. Статистика 2014 года приводит данные в 500 тысяч наркозависимых людей, тех, кто добровольно встал на медицинский учет. Из них более 60% наркоманов – молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет, 20% — дети, школьники, и только 15% — люди старше 35 лет.[1] По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения) существенно выросла озабоченность россиян проблемой наркомании (с 34% в марте до 42% в июне 2014 г). Значимость проблемы наркомании за год возросла в полтора раза (с 29% в июне 2013 г.), а в большей степени эта тема сегодня волнует жителей городов-миллионников (54%)[2].
Но в большей степени эта проблема очень острая, т. к. затрагивает молодое подрастающее поколение. Если перевести проценты в цифры, то получится, что 100 тысяч подростков принимают наркотики и встали на учет в 2014 г., а по всей стране эта цифра достигает 1200 тысяч человек.
Цель данной работы: выяснить, как можно предотвратить наркотизацию подростков.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
Характеристика подросткового периода
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка.
Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Кризис идентичности.Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.
Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.
Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.
Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.
Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.
Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
Существует еще и кризис тринадцати лет – это фаза, в течение которой подросток изживает свое детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов. В целом, это период ломки и отмирания старых интересов и вызревания биологической основы, на которой развиваются новые интересы[3].
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».[4]
Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицатель ных поступков подростков отмечается в 42 раза(!) боль ше, чем у младших школьников.[5]
Наркомания как форма девиантного поведения подростков: причины и последствия
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем .
Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:
Также можно выделить следующие причины наркотизации подростков:
Каковы последствия принятия наркотиков подростками?
При приёме наркотиков возникает эйфория, тело становится как будто невесомым, исчезают временные и пространственные границы. Однако цена острых ощущений очень высока: человек быстро попадает в физическую и психологическую зависимость от принимаемых средств и приобретает толерантность (устойчивость к воздействию), вынуждающую постоянно повышать дозу. Передозировка же нередко приводит к угнетению дыхательного центра и смерти от остановки дыхания.
Помимо сильнейшей тяги к употреблению наркотика, будь то алкоголь или наркотики в общепринятом понимании этого слова, у человека возникают и другие серьезные проблемы:
·непосредственное изменение психики, вызванным наркотиком во время его действия (опьянение, галлюцинации);
·вред, наносимый собственно веществом (цирроз при алкоголизме) или процессом его употребления (гепатит у внутривенных потребителей наркотиков);
· ломка;
·психические расстройства, отличные от обычного эффекта (различные мании);
·разрушение психики под воздействием наркотика (слабоумие, амнезия);
·повреждения, вызванные нарушением инстинкта самосохранения, координации движений и т.п. под воздействием наркотика (отморожения у алкоголиков, падения с окон из-за появления мнимой способности к полёту у потребителей ряда галлюциногенов или стимуляторов).
Под действием наркотиков человек совершает правонарушения,суицид, насилие, может отличаться особой жестокостью.
Наркоманом в той или иной степени может стать практически любой человек - жизнь непредсказуема, однако существуют люди, более склонные, чем другие, к наркозависимости. Человек, ставший наркоманом, довольно быстро проходит все стадии деградации (распада) личности, и в скором времени становится проклятием для своей семьи, своих близких и обузой для окружающих.[8]
Таким образом, мы приходим к выводу, что основной причиной наркомании среди подростков является неблагоприятная обстановка в семье.
Профилактика наркомании среди подростков
В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.
Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:
Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.
Профилактика должна соответствовать следующим требованиям:
Также в комплексе мер по профилактике наркомании должно быть организовано телефонное консультирование.
Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:
Наркомания – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркотизации у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.
Сочетать наркотики и учебу невозможно, поэтому молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.
Для обеспечения активной работы по профилактике наркомании, больным требуется соответствующая законодательная база. Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц.[9]
Но несмотря на все профилактические действия, результат может быть и не достигнут, если не будет активной воспитательной роли семьи. Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:
1. источник эмоциональной поддержки;
2. носитель властных полномочий;
3. пример для подражания;
4. источник жизненного опыта
Благополучное протекание подросткового возраста очень во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются.
Заключение.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Но в любом случае и семья, и школа, и психологические службы должны действовать вместе, в одном направлении, иначе никакого результата не будет.
Список литературы
Интернет-ресурсы
[1]http://vsemstop.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-2014-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/
[2]http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11488
[3]Выгодский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4. С. 20-27.
[4]http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta
[5]Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 314.
[6]Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психологический журнал. 1991. Том 12, с.53
[7]http://psixolog.by/ru/podrostokm/66-alkoginarkomvpodrvozraste.html
[8]http://www.narcomaniac.ru/file/posledstvia.htm
[9]http://prozavisimost.ru/narkomaniya/profilaktika-narkomanii.html
Цветок или сорняк?
По морям вокруг Земли
Бабочка
Шум и человек
Убунту: я существую, потому что мы существуем