В данной работе раскрывается суть того, что сегодня многие обратились к полотну, созданному обыкновенным вязальным крючком.Кажется, что сама природа связала модные кружева из мягкой луговой травы, ярких плевых цветов, ковёр из замысловатых ажурных узоров на стёклах, а искристые снежинки слились в пушистое снежное покрывало. Ученые создали специальную базу данных, которая поможет дизайнерам, инженерам находить естественные, взятые в природе решения для своих дизайнерских разработок. При написании работы использовался опыт ученых-натуралистов, дизайнеров, конструкторов, психологов. Писатель-натуралист Джанин Бениус раскрывает суть нового направления в науке биомиметикив журнале «Наука и жизнь». Британский дизайнер Росс Лавгроув рассказывает о своём видении влиянии природы на формы, представляет свои дизайнерские работы как пример. А. Ализаров статья «Нанотехнологии вдохнули новую жизнь в бионику» рассказывает о применение бионики в процессе художественного конструирования. В статье «Хобби, модели и моделирование» под ред. Ю.С. Лебедева представлены варианты дизайнернских идей предметов быта, которые отображают функции и формы живой природы.Речь идёт о вязаном ковре для дома, который автор интерпретирует, как снег, снежный ковер, покрывающий северные просторы нашего края. Снежинки ассоциирует с летними цветами, поэтому решила вязать элементы цветов и соединить в единый ковёр, назвав его «Зимние цветы». Автор считает, что дизайнерскую идею она взяла из природы, поэтому углубилась в изучение биомиметики, как науке о мире природы, её формах, размерах, замыслу и дизайну
Слайд 1
Гипотеза Если предположить, что природа – дизайнер и генератор бионических идей, то возможно ли интерпретировать снежные просторы, как вязаный ковёр из элементов цветов ? Цель : ассоциировать снежинки с летними цветами для вязания дизайнерского коврика «Зимние цветы» Задачи 1. Выяснить, что называется «биомиметикой». 2. Изучить как художники и дизайнеры черпают вдохновение в природе 3 . Исследовать «что такое снежинка?» 4 . Исследовать мнений об ассоциациях в цветеСлайд 2
«Биомиметика» - “подражание миру природы”, учиться у неё формам, размерам , замыслу, дизайну Бионика в дизайне интерьера Росса Лавгроува Лампа-гриб Солнечные деревья Мебель – ассоциации гор, водопадов Дизайн «Eumar Santehnika
Слайд 3
БОЛЬШОЙ ЦВЕТОК СРЕДНИЙ ЦВЕТОК Миниатюрный Ассоциации снежинок, цветов с вязаными элементами. ГЕОРГИН РОМАШКА КАЛЕНДУЛА
Слайд 4
Итоги .
IX Слёт научных обществ обучающихся образовательных учреждений
города Нижневартовска
Секция № 15
Живопись, архитектура, дизайн
«Природа-дизайнер, природа-вдохновитель»
Автор: Фахретдинова Эльвина Ильдаровна.
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «средняя общеобразовательная школа № 21»
ученица 9 «Б» класса
Руководитель: Притуловская Ольга Викторовна
учитель технологии,
высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «средняя общеобразовательная школа №21»
Нижневартовск 2013г
Содержание
«Природа-дизайнер, природа-вдохновитель»
Фахретдинова Эльвина Ильдаровна,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 21», 9 «Б» класс
I. Введение
Научная статья
«Надо не выдумывать, не измышлять,
а искать, что творит и приносит природа»
В наш век новых технологий и скоростей, так часто забывается все старое, что многие века ценилось, и было на вес золота. Многие дизайнеры и модельеры сегодня обратились к полотну, созданному обыкновенным вязальным крючком. Однако обыкновенным он кажется только с виду. Кажется, что сама природа связала модные кружева из мягкой луговой травы, ярких плевых цветов. Или ковёр из замысловатых ажурных узоров на стёклах, а искристые снежинки слились в пушистое снежное покрывало. У природы можно позаимствовать много полезных идей. Ученые даже создали специальную базу данных, которая поможет дизайнерам, инженерам находить естественные, взятые в природе решения для своих дизайнерских разработок. Ученые, по сути, признали, что природа — обладатель патента.
ХХ век полностью изменил жизнь человека, среду его обитания, привычные вещи. Всесильная промышленность заполнила мир массовыми изделиями, унифицированными и безличными. Возникло несоответствие между эстетическими представлениями массового потребителя (воспитанного на «домашних» изделиях) и той продукцией, которую штампует армия железных машин. Именно это несоответствие уловили художники и увидели в нем новые, безграничные возможности для приложения своих сил. Все, что вяжется крючком, это маленькое произведение искусства и удивительно как из клубочка ниток рождается маленький шедевр - различные абажуры, скатерти, шторы, ковры, коврики, как на пол, так и на стену. Посмотрев на изделие можно почувствовать всю его уникальность: ажурные салфеточные мотивы, получили новое модное звучание: «воздушные облака», «морская пена», «хоровод снежинок». Все перекликается с сущностью природы. Природа безгранична в формах, цветовых оттенках, композициях. Достаточно обратить свой пристальный взор на это великолепие и обилие, для того, чтобы его посетила муза вдохновения.
1 раздел. Биомиметика и дизайн
В последнее время ученые и инженеры в прямом смысле стали учиться у растений, животных у самой природы. Учёные постоянно исследуют и заимствуют принципы строения различных биологических структур, чтобы создать новые или усовершенствовать уже имеющиеся материалы и механизмы. Эта отрасль инженерии называется « биомиметикой». Это новое направление науки, которое в переводе с английского означает “подражание миру природы”, Термин биомиметика впервые ввел в научную лексику американский писатель-натуралист Джанин Бениус. Суть нового направления в науке: “Основная тема исследований биомиметики – природа; мы так многому должны научиться у нее; формы, размеры, замысел, дизайн - все это требует тщательного изучения. Всех исследователей, работающих в сфере биомиметики, сплачивает единая черта – уважение к великому замыслу в природе и стремление использовать этот великий замысел, присутствующий в каждой частичке природы для решения проблем человечества». Вот что говорится в журнале «Экономист» относительно базы данных биологических патентов: «Назвав оригинальные решения биомиметики „биологическими патентами“, ученые, по сути, признали, что природа — обладатель патента».
Один из ярких мастеров современной бионики в дизайне интерьера - британский дизайнер Росс Лавгроув. Он считает, что именно природные формы являются самыми совершенными вследствие эволюционного отбора и стремится к такой же простоте и выразительности. Дизайнер проповедует простую истину: органический дизайн нравится людям, потому что он прост, так же как они. Примером подхода Лавгроува к дизайну являются его «солнечные деревья» (Приложение I, рис 1). Вскоре улицы Европейских городов будут освещаться ими. Ветви солнечного дерева украшены лампами, которые оснащены ячейками солнечных батарей. Они реагируют на уровень освещенности - автоматически загораются на закате и гаснут на рассвете.
Прежде чем исследовать природный объект, необходимо знать, что именно выбрать в природе. Нужно руководствоваться потребностями художественного конструирования и техническими возможностями воспроизведения принципов построения живых форм в дизайне. Знание проблем современного дизайна и чувство современной пластики формы может помочь отобрать необходимые и полезные функции и формы живой природы. Так например, солнечный свет, который пробивается сквозь густую листву в лесах, сквозь облака и ветви деревьев, натолкнул дизайнера на мысль, что этот эффект можно воссоздать и в мегаполисе, где не растут высокие деревья с густыми кронами, а лишь многоэтажные здания, мосты и уличные фонари вокруг. Поэтому лампа-гриб симпатичный фонарь, будет украшать улицы города. (Приложение I, рис 2).
Но одних лишь знаний проблем дизайна недостаточно для бионических открытий в природе, необходимо знать и живую природу, закономерности и принципы формообразования, учитывая единство организма и среды. Так голландский дизайнер Робин ван Хонтем спроектировал серию ваз, вдохновившись движением юлы. (Приложение I, рис 3). Гармонию горных хребтов и водопадов дизайнер воссоздал в мебели. (Приложение I, рис 4).
Наиболее ответственный этап в работе дизайнера — это исследование живой природы. На этом этапе встает вопрос, что выбирать в природе и как выбирать. Работа художника-конструктора с природными аналогами заключается не в простом сравнении, а в изыскании методов и способов технического моделирования биологических процессов. Например, красивейшие водопады дикой природы, так впечатлили дизайнеров компании «Eumar Santehnika», что родилась идея создания необыкновенных раковин для ванной комнаты, повторяя своими очертаниями потоки воды. (Приложение I, рис 5). От функции к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь дизайнерской бионики. Классическую линию в интерьерной бионике образовывают предметы, используя любые растительные мотивы: листья, травы, цветы, плоды - здесь фантазия художников неисчерпаема, как неисчерпаем мир флоры. Однако к стилю бионика относятся не только изображения цветов и плодов. Авангардную линию составляют навеянные природой ассоциации.
В конце осени, посмотрев в окно, я увидела, что выпал снег, укрыл пушистыми снежными шапками ветки деревьев, газоны. Все было покрыто белым покрывалом, которое как сказочный ковер, переливался на солнце яркими искрами. Удивительно, как одним цветом природе удается создавать красоту! Стихи А.С.Пушкина вспомнились сами собой: «Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…» (Приложение I, рис 6). Любуясь, я подумала: «Сама природа сделала великолепный снежный ковёр! Искристые снежинки это не застывшие льдинки, а настоящие зимние цветы. А ведь мне остаётся только воспроизвести его при помощи инструментов, ниток, пряжи!»
2 раздел. Интерпретации.
Интерпретация - (лат. interpretatio) - в широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. Пример интерпретации лета виден в дизайнерских работах фабрики «Sicis»(«Сичис»). Высокий мягкий ковёр из трав - в него легко провалиться. Над тобой лишь ослепительно синее небо, по которому плывут степенные стада белоснежных облаков. Интерпретация такого коврового узора сама по себе очень интересна: орнамент не вышит нитью, как обычно, а выложен миниатюрными керамическими камушками. Разноцветная узорчатая мозаика переливается как россыпь самоцветов, когда на нее падает свет. (Приложение I, рис 8, рис.9).
3 раздел. Ассоциации
«Ассоциация» в словаре Ожегова - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое (по сходству, по смежности.)
Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. На первом месте по силе эмоционального воздействия на зрителя стоит цвет. Даже, если вы видели человека всего несколько секунд, первое, что вы запомните - это то, какого цвета была на нем одежда. Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной – это желтый, летом – голубой, осенью – красный, зимой – белый. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, а зимние краски яркие, излучают ледяной пастельный свет.
При словах «летний букет» возникает ассоциация с огромной охапкой нежных полевых цветов, пахнущих летом и природой. Главная особенность летнего букета – воздушность, легкость и прозрачность. Читая строки: «Ковёр земли, травой расшитый, Росой блестит, зарёй облитый, Шумит, чуть шелестя травой» возникают ассоциации с утренней свежестью, лёгкостью и буйством красок. Цветы – это самое сильное эмоциональное воздействие, особенно холодной зимой. Они нас окружают повсюду – рисунки цветов на одежде, в качестве декора в аксессуарах, даже в вязаных коврах.
III. Исследовательская часть
1 раздел. Что такое снежинки?
Снежинки устроены слишком сложно и быстро исчезают даже при отрицательных температурах. Фотографу Уилсон Бентли удалось сфотографировать их после долгих экспериментов 15 января 1885 года. За всю свою жизнь Бентли создал 5000 изображений кристаллов снега. В 1931 году вышла книга Уилсона Бентли "Кристаллы снега" (Snow Crystals), для которой он несколько лет отбирал и систематизировал материал. (Приложение II, рис1). Снежинки - маленькие капли воды, которые превращаются в кристаллы льда. Почему они белые? потому, что внутри снежинки находится воздух, и она состоит на 95% из воздуха. Двух одинаковых снежинок мы не увидим. Снежинка падает, к ней прикрепляются другие кристаллы, и образуется каждый раз новый узор. Снежинки имеют форму окружности, внутри каждой есть точка как от циркуля, как будто природа сама очертила круг. Философ и математик Рене Декарт, разглядывая снежинки, сказал, что они похожи на лилии и розочки. Диаметр снежинок чаще всего около 5 мм, от которого отходят симметричные иголочки с узорами, напоминающие лепестки цветов. Красота их блеска завораживает… Но невольно мы всегда ждём тепла, лета.
2 раздел. Эмоциональное воздействие линий
Прямых линий и жестких углов в природе не существует. Они принадлежат к технологическому миру, созданному человеком. Стол, стул, прямоугольный лист бумаги, здания-коробки современной архитектуры - все эти творения рук человеческих несут на себе печать рассудка, логики, упорядоченности, "мужского начала". Волнистые, спиралеобразные линии (волны, облака, горные тропинки), символизируют изменчивость, непостоянство, суетливость, непредсказуемость," женское начало". Линии круглые, овальные, имеющие сложную конфигурацию - солнце, луна, скорлупка яйца, нераскрытый бутон розы, распустившийся цветок – мягкие и завершенные изобилуют в природе. Линии лепестков, сердцевинки цветов, листья, имеют округлую форму и воспринимаются позитивно. Каждый лепесток цветка симметричен друг другу. Они расходятся от центра, как лучи солнца, заставляют любоваться собой и оказывают на нас умиротворяющее, благотворное воздействие. (Приложение II, рис 2).
Сравнение цветов и снежинок
Снежинка | Цветок |
Двух одинаковых нет | Двух одинаковых нет |
Имеют форму окружности | Имеют форму окружности |
Диаметр снежинок около 5 мм | Диаметр не ограничен |
иголочки с узорами, симметричные | симметричные лепестки |
внутри есть точка, как от циркуля, | Серцевинка у всех цветов |
Блск , сверкание. красота | Яркость, аромат, красота |
Вывод.
Снежинки– это «Зимние цветы», переливающиеся как самоцветы на холодных зимних лучах, цветочные узоры на замороженном окне, покрытые инеем запоздалые хризантемы. Завораживающе красиво. Зимние цветы – это ассоциации с ромашками, астрами, календулами, георгинами, листьями. Вязаный крючком ковёр из элементов цветов – это интерпретация снежного ковра. Линии, форма, силуэт, так же, как и цвет, влияют на восприятие того, что мы видим вокруг себя, определяют наше отношение к "объектам". Вязание крючком воспроизводит мягкие природные линии овала, которые ассоциируются с уютом, покоем, защищенностью и безмятежностью. Поэтому вязание астры, ромашки, георгины составят основу элементов моего будущего ковра. Они символизируют доброту, любовь, тепло, мягкость, домашнюю атмосферу.
3 раздел. Исследование мнения
Разрабатывая идею, я решила исследовать мнение людей-одноклассников, учителей, родных.
1.1 «Ваши цветовые предпочтения?» (Приложение II.рис.1, рис.3)
Цвет | Цветовые предпочтения зимой (25 чел.) | Цветовые предпочтения летом (25 чел.) |
Красный | 10 | 15 |
Зелёный | 5 | 15 |
Желтый | 15 | 20 |
Голубой | 10 | 15 |
Белый | 10 | 15 |
Серый | 5 | 2 |
2.1. «Какие ассоциации вызывает снежинка?» (25чел.) (Приложение II.рис.4)
А) Звёздочку – 17чел.; б) Цветок -3чел.; в) Льдинку-5чел.
3.1. « Какие ассоциации вызывает снег?» (25чел.) (Приложение II. Рис5)
А) Покрывало-10 чел.; Б) Ковёр-12чел.; в) Шаль-2 чел.; г) Скатерть-1чел. (Приложение II. Рис6)
Вывод.
Исследуя мнения, видно, что многие отдают предпочтения белому цвету и зимой и летом. Потому что с белым цветом ассоциируют - цвет снежных просторов, арктических льдов, облаков. Белый цвет символизирует вечность, неизменность, бесстрастие, безмятежность. Поэтому белый цвет во всех культурах связывается с божеством и духовностью, небесными светилами. Белой была одежда жрецов. Белые животные и птицы у всех народов священны. Белый цвет всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Большинство ассоциируют снежинку со звёздочкой, но не соглашусь с большинством и выберу для себя ответ – «цветок». Предпочтения большинства, в ассоциациях, что снег – это ковёр, поможет мне утвердиться в выборе объекта: я свяжу ковёр, который будет как снег - воздушным, легким, прозрачным, и, конечно же, белым! Уверена, коврик будет настоящей дизайнерской находкой.
4 раздел. Варианты дизайн - анализа идей
Модель №1
Модель №2
Модель №3
Модель 4
Модель №4
Вывод. Из всех рассмотренных моделей я остановлюсь на №4. Постараюсь природную идею снежного ковра воплотить в реальность. Для этого исследую нитки, пряжу.
5 раздел. Испытания по выбору материала, пряжи для разработки идеи
Исследуемый материал | Результат исследования | Положительные, отрицательные качества |
1.Толстая шерстяная пряжа | образец толстый, не держит форму, мягкий | Не подходит к идее «Ковёр» |
2.Тесьма сутаж | связанный образец некрасивый, грубый | Не подходит к идее «Ковёр» |
3.Хозяйственная верёвка | в продаже только толстая, вязать из неё трудно | Не подходит к идее «Ковёр» |
4.Синтетические нитки для рыбаков | образец тонкий, мягкий, нитки дорогие | Не подходит к идее «Ковёр» |
5.Хозяйственный шнур для белья (синтетический) | образец плотный, держит форму | Подходит к идее «Ковёр» |
6.Льняной жгут | образец неаккуратный, некрасивый | Не подходит к идее «Ковёр» |
Исследования хозяйственный шнур для белья
1. На этикетке - « Шнур синтетический бельевой»
2. Определения состава по горению: - плавится, загорается жёлтым пламенем.
3. Вывод : состав – капрон.
5.Хорошие качества - прочный, не поддаётся истиранию, не растягивается, сохраняется прочность в мокром состоянии. Прекрасно подойдёт для вязания коврика
4. Недостаток - сырьем для производства капрона является фенол, бензол, толуол или циклогексан, получаемые из каменного угля или нефти. Это канцерогенные, ядовитые вещества. И считаются не экологичными веществами, опасными для человека и для природы.
Вывод:
Шнур бельевой, белый подходит для выполнения дизайнерской роботы – ковра. Он плотный и прекрасно держит форму, за ним легко ухаживать, стирать, он долговечен. Мой будущий ковёр станет арт-объектом, вокруг которого может быть выстроен весь интерьер. Его задача — удивлять и восхищать. Он может быть акцентом, ярким пятном, может служить объединяющим фоном для других предметов, выделять особую зону комнаты. Сегодня ковры переживают настоящий бум: можно найти модели всех стилей, расцветок и фактур. Но вязаные ковры – это неожиданно и креативно.
В продаже очень большой ассортимент ковров с разным составом (Приложение II.рис.7)
IV. Практическая часть
План работы.
1.Составить последовательность изготовления коврика, в виде сравнения (Приложение III. рис.1)
2.Связать элементы цветов по условному описанию (Приложение III. рис.2)
3.Соединить элементы в виде коллажа.
4. Выполнить экономический расчёт (Приложение III. рис.3)
V. Заключение
Вывод
Намеченная цель и поставленные задачи выполнены. Я убедилась, что, используя сущность природы, можно интерпретировать снежные просторы, как вязаный ковёр из элементов цветов, поэтому гипотеза подтвердилась. Используя нетрадиционный материал для работы, получился необыкновенный ковёр. В процессе работы я узнала о « биомиметике », и что основная тема исследований биомиметики – это природа. Потому что сама природа дизайнер и обладатель патента. Достаточно обратить свой пристальный взор на великолепие и обилие форм, цветовых оттенков, композиций для того, чтобы посетила муза вдохновения. Применение бионики развивает воображение, будит творческую мысль, заставляет думать, искать, познавать законы природы. Мой ковёр ажурный, воздушный, белый, как снег, укрывающий просторы моего родного края, и в тоже время он необыкновенный – не из снежинок, а из летних цветов. Ассоциации отражают своё название, поэтому ковёр назвала «Зимние цветы». Поняла, что у природы можно позаимствовать много полезных идей. Мы учимся у природы замыслу и дизайну. Думаю, что применение ковра будет не только как украшение на стене, но и как украшение праздничного стола или коврик на спинку дивана. Все, что вяжется крючком, это маленькое произведение искусства, шедевр рожденное из клубочка ниток. Мой ковер, выполненный своими руками экономически выгоден – не дорогой. Все работы на сайтах дизайнеров стоят в 4 -10 раз дороже. Работая над проектом, у меня появились новые идеи по созданию ковров своими руками, потому, что много нового узнала об истории ковров, их составу, положительным и отрицательным качествам, закрепила свои умения работы с крючком. (Приложение IV. рис.1,2,3)
VI. Литература
Военная хитрость
Можно от Солнца уйти...
Ледяная внучка
Как нарисовать небо акварелью
Аэродинамика и воздушный шарик