Считалки известны ещё в далёкие времена. Раньше их называли не только считалки, но и просто счёт, пересчёт, говорушки, счетушки. Никто сейчас не может определить, кто же придумал считалки. Сочинял их народ. Мы решили выяснить, пользуются ли считалками в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 55 КБ |
МБОУ «Поводимовская средняя общеобразовательная школа»
Дубёнского муниципального района
Республики Мордовия
Исследовательская работа
Автор: ученица 2 класса
Иванова Екатерина
Руководитель: воспитатель ГПД
Чичайкина Т.М.
2014 г.
Содержание:
1. Считалки, их назначение в древние времена.
2. Значение считалок для детей.
I. Введение.
Я люблю играть со своими друзьями. Выбрать водящего в прятки можно: ты предложил – значит, ты первый водишь. Но мы пользуемся считалками. Почему? Зачем нужны считалки? Интересна ли считалка моим сверстникам?
Тема исследовательской работы: Нужны ли детям считалки?
Цель исследования: выяснить, интересны ли считалки детям в настоящее время.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Объект исследования: устное народное творчество.
Предмет исследования: считалки.
Методы исследования: изучение литературы, опрос.
Практическая значимость работы в том, что её результаты, т.е считалки, можно использовать в играх, на улице, на уроках физической культуры.
II. Теоретическая часть.
Считалки известны ещё в далёкие времена. Раньше их называли не только считалки, но и просто счёт, пересчёт, говорушки, счетушки. Никто сейчас не может определить, кто же придумал считалки. Сочинял их народ.
В далёкие времена считалки использовали взрослые. В те времена не было техники, которая помогает людям сейчас. Трудиться было тяжело и даже опасно. Люди придумали распределять обязанности . С помощью считалок определялось, кто пойдёт на войну, какова будет твоя роль на охоте, в торговле. Считалки являлись своего рода гаданием, жребием. Никто не оспаривал результаты считалок – это была воля судьбы. Люди верили в силу слов, некоторые считалки были похожи на заклинание:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди и замочек отомкни.
Часто использовали странные, не существующие слова. В основе считалок, имелось представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Если считалка заканчивалась на несчастливое число: не стоит делать важное дело. Определением благополучного завершения дела, определялось тем, что счёт заканчивался на счастливое число.
Очень часто в считалках счёт скрывался другими словами:
Ази, двази, призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Это суеверие связано с тем, что нельзя пересчитывать некоторые предметы, животных, а то жди неудачи, неприятностей, гибели. В деревнях до сих пор живёт это суеверие. Нельзя считать только что родившихся крольчат, цыплят, других малышей, а то жди их болезни. Нужно подождать, пока они подрастут. Со временем у взрослых считалки утратили такую большую, значимую роль.
Считалками пользовались дети как в далёкие времена, так и сейчас. Самое главное её назначение: она является любимым помощником в распределении ролей в прятках, в пятнашках, в «волках и овцах» и в других играх. Иногда играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я –первый!». Но многие из детей хотят быть первыми или наоборот.
Считалки, в которых выбирают водящего. Все дети встают в круг. Один играющий встаёт в середине и рассказывает считалку. Произнеся каждое слово, он «по часовой стрелке» касается рукой всех играющих, включая себя. На кого выпадет последнее слово, тот и водит. Касаясь друг друга, дети учатся доверию. Примеры считалок:
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой.
…
Вышел ёжик из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
Считалки, в которых выбирают водящего. Все дети встают в круг. Один
Играющий встаёт в середине и рассказывает считалку. Произнеся каждое слово, он «по часовой стрелке» касается рукой всех играющих, включая себя. На кого выпадает последнее слово, тот выбывает. Так считаются до тех пор, пока не выйдут все. Последнему предстоит водить. Пример считалки:
Вышла мышка как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Выходи из круга вон!
Также считалки сочинял народ. Но и поэты любили этот жанр. Есть очень знаменитые авторские считалки. Считалка Сергея Михалкова «Чур, я- первый!»
« Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята-
Их по счёту ровно пять…» /Котята./,Люции Зубковой
«Мы делили апельсин,
Много нас, а он один…/Апельсин./.
Есть такие считалки, которые уже давно считают народными, а они авторские. Помните:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет…
Пиф-паф! Ой- ой- ой!
Умирает зайчик мой!
Сочинил эту считалку поэт Ф. Б.Меллер. в 1851 году. А дети уже придумывают разные версии и концовки этой считалки.
Что так нравится детям в считалках? Их предназначение сохранилось, ведь на кого падёт выбор, тому и повезёт. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирает по воле случая. Детские считалки вырабатывают в характере такие качества, как чувство товарищества и честность.
III. Практическая часть.
Я с помощью своего руководителя провела исследование среди своих одноклассников. Моей целью было выяснить, какие самые популярные считалки. Также я хотел узнать, знают ли мои друзья считалки на мордовском языке. Результаты я оформила в виде мини – книжки.
( Приложение 1).
В ходе исследования я выяснила, что мои друзья любят считалки. Считалки стали любимыми стихами, которые дети с удовольствием учат. Считалки в настоящее время используют в обучении математике, развитии речи, играх. Сочиняют считалки и взрослые и дети.
Цель моей работы достигнута: я выяснила, что считалки интересны детям. Эти считалки нами собраны в мини-книжку. Их легко запомнить, можно сочинить и новые. В ходе работы также я узнала, какие считалки были в нашем селе. Они тоже представлены в книжке.
V. Литература.
1. Весёлые странички. Русские народные сказки, считалочки, потешки и песенки. / Под ред. Ткачук А.Н. –М.:Русич, 2013 -128с.
2. М.П. Чередникова «Голос детства из дальней дали».- М:Лабиринт,2002 г.- 224с.
3. http// www.1000plusligra.ru
4. http//lyrik.-mir.com/gedicht228833.html
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Щелкунчик
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Сочинение