Исследование истории одного из древнейших монастырей Росси. Впечатления от паломнической поездки в Псково - Печёрский монастырь.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pskovo_-_pechyorskiy_monastyr.docx | 39.54 КБ |
«Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»
Заседко Алексей Николаевич
Россия, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», 4 класс.
Тема «Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь» выбрана мной не случайно. Летом 2011 года мы с мамой были здесь, в самом западном монастыре в России. Ехали на машине из Санкт-Петербурга в сторону города Пскова. По пути остановились у величественного памятника Александру Невскому, который, возвышаясь над лесом, виден издалека. Прикоснулись к древним стенам Псковского Кремля, были в Троицком храме, построенном Святой равноапостольной княгиней Ольгой. Наш паломнический путь лежит в Псково-Печорский (Успенский) мужской монастырь.
Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь расположен на исконно русской земле в 53 км. от Пскова на самой границе с Эстонией. Своё название (Печёрский) получил от пещер «Богом зданных», открытых в 1392 году, в которых в древние времена жили монахи – пустынники. В 1473 году священноинок Иона (в миру Иоаннн) ископал в пещере храм в честь Успения Божией Матери, вокруг которого и выросла Свято – Успенская Псково-Печёрская обитель. Удивительное место, где располагается монастырь - это не холм, не гора, а наоборот, дно глубокого оврага. Стены Печорской крепости в 2 м. толщиной идут по склону глубокого оврага, по дну которого протекает ручей Каменец. Общая длина стен свыше 700 метров.
Настоящий расцвет обители в 16 веке связан с именем ее игумена Преподобномученика Корнилия. Было это во времена царя Ивана Грозного. Во время Ливонской войны царь приезжал в монастырь молиться. Как положено, Корнилий встретил царя с хлебом и солью и спросил у него разрешения обнести, построить вокруг монастырских построек крепостную стену. Царь крепость строить позволил, но при условии, что она должна быть очень маленькой и сможет уместиться на шкуре быка. Корнилий вынужден был разрезать шкуру быка на узкие полоски и ими обогнул все монастырские здания, по ним и строил стены. Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по-особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Царь Иван Грозный воевал вблизи Риги 7 лет. Возвращаясь в Москву, он решил вновь посетить Печерский монастырь, но на том месте уже стояла огромная крепость. Царь был в ярости, увидев ее. Корнилий был оклеветан недоброжелателями и обвинён в измене. Разгневанный царь увидел Корнилия, который встречал его хлебом и солью у ворот монастыря и крепости, вытащил меч и отрубил Корнилию голову. Голова катилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям. Надвратная церковь Николы Ратного. Именно под этим храмом произошла трагедия с Коринилием. Построена эта церковь над Святыми воротами была игуменом Корнилием и архитектором Петром Заболотным. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны. Внутри находится деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. Вот отсюда голова катилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям .... а царь раскаялся в своем смертном грехе, подхватил падающее тело умирающего монаха. Дорога, по которой царь Иван Грозный нёс тело Корнилия вниз, к Успенскому храму называют Кровавый Путь. 28 августа, в честь Престольного праздника территория монастыря ежегодно украшается ковром из живых цветов. По случаю Праздника в Псково-Печерский монастырь ото всюду съезжаются цветочницы, которые умеют так красиво украшать. Кровавый путь бывает украшен праздничным цветочным ковром.
В самом древнем Успенском соборе находятся главные святыни обители: чудотворный образ Успения Божией Матери (1521 г.) и гробница с мощами святого игумена Корнилия. В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо. Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы. В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). В Сретенском храме обители находятся чудотворные иконы Божией Матери "Троеручица" и "Взыскание погибших", покоятся мощи схииеромонаха преподобного Симеона (Желнина), целителя и провидца, умершего в 1960 году.
- крепостная стена, длиной около 700 м, с 9 башнями
- пещерная церковь Успения (1473г.)
- Благовещенская церковь (1541г.)
- надвратная Никольская церковь (1565г.)
- двухъярусная звонница (XVI- XVII вв.)
- святые ворота (XVI в.)
- большая звонница (XVI - XVIII вв.)
- ризница и библиотека (XVII в.)
- больничная Лазаревская церковь и кельи (XVIII в.)
- Покровская церковь (1759г.)
- Михайловский собор (1827г.)
- Сретенская церковь (1870г.)
- 7 пещер, являющихся монастырским кладбищем
5.2 Храмы.
Сейчас в монастыре 10 храмов. Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской Лавры (в стиле “украинского барокко”). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор - большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен. К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня. Напротив Успенского собора построен на рубеже XVIII - XIX веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании – монастырская лечебница. На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.
В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.
5.3 Святые пещеры
Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры - рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: “Богом зданные пещеры”. В нише, при входе в пещеры - гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, - гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5"С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
5.4 Святые источники.
В Псково - Печерском монастыре два Святых источника, где можно попить Святой воды: На переднем плане это Корнильевский источник, имевший в древности важное стратегическое значение для защитников крепости. Вдали надкладезная красная шестигранная часовня, в которой бьет Живоносный источник. Часовня поставлена над источником в 1910 - 1911 году на средства благотворительницы монастыря княгини Ирины Россинской.
5.5 Монастырская звонница.
Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих - в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591) - 2 тонны. Большой колокол - дар Петра Великого (1690) - 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.
К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.
Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, - с покаянием о загубленном им игумене Корнилии, на которого в свое время пали мрачные подозрения мнительного царя. Четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Александр I в 1822 году беседовал здесь с прозорливцем Лазарем. Николай II был здесь на богомолье в 1903 г. в 1911 году здесь молилась Великая княгиня Елизавета Феодоровна, спустя семь лет принявшая мученический венец.
В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.
В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии иЛатвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.
За свою историю монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, - стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.
Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).
В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.
Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, - писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. - Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.
В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием - воином и художником (1959-1975). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).
Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками. Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIXвеков. При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием. Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых. Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг. После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени - Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).
В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги. Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре. Архимандрит Тихон является наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с 1995 года. Он – 71-й игумен обители, в которой проживают и трудятся около 100 насельников. В Псково-Печерском монастыре он с 1976 года. Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени в 2006 году за заслуги в развитии духовной культуры и II степени за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовных и нравственных традиций, а также нагрудный знак "За милосердие и благотворительность".
На протяжении более 540 лет Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь является «Домом Пресвятой Богородицы», твёрдым оплотом Православия, духовной святыней, куда стекаются паломники со всех концов России и всего православного мира.
Солдатская шинель
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Сочинение
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Под парусами