Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т.к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Поэтому участие молодежи в избирательном процессе становятся все более значимыми на сегодняшний день. Готовы ли мы идти на выборы? Пойдем ли мы голосовать, когда нам исполнится 18.? Осознаем ли мы свою роль в принятии того или иного решения?
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_nam_vybirat_budushchee._mbou_sosh_no_42.docx | 804.12 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
муниципального образования Абинский район
Районный конкурс по вопросам избирательного права
«Нам выбирать будущее»
Номинация – исследовательская работа
Тема: «Деятельность избирательных комиссий по вовлечению молодежи в избирательный процесс (на примере Абинского района)»
Автор
Ученица 9 «Б» класса
МБОУ СОШ № 42
Ленда Инна
Руководитель –
учитель истории и обществознание
МБОУ СОШ № 42
Антипец Елена Петровна
Оглавление.
1.Введение
2.Характеристика молодежи, как активного участника избирательного процесса
3.Роль и место избирательного права в системе образования
4. Деятельность Абинской территориальной избирательной комиссии по вовлечению молодежи в избирательный процесс.
Введение
Президент, глава правительства, выдвигают хорошие инициативы, в государстве разрабатываются неплохие программы, но на местах, в различных субъектах они не выполняются, потому что на руководящих постах сидят люди, которые давно добились для себя благополучия, зачем им думать о других. Надо привлекать молодежь к управлению государством, различными организациями. Для этого надо все сделать для повышения политической активности молодежи.
Общеизвестно, что социально-экономическое развитие страны зависит от политической активности граждан страны. Наша страна заметно отстает от развитых демократических государств. Особенно настораживает низкий уровень правовой культуры и гражданской активности молодого поколения.
По Конституции наше государство демократическое правовое. Но как мы далеки от этого. Думаю, что мы на пути к правовому государству. Одной из важнейших социально-политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Процесс этот очень трудный и долгий, т.к. надо выработать современную правовую систему, обновить законодательство, формировать правовую культуру граждан, общества, представителей государственных органов, дать возможность общественным объединениям взаимодействовать с государством на основе гражданских прав.
Эта задача будет выполнима, если в ее решение будет вовлечена молодежь. А ее нужно учить со школьной скамьи. Не только расширять и углублять правовые знания учащихся, но, в первую очередь, культивирование правового поведения, выработку прочных правовых традиций.
Одной из важных задач является то, как выпускники школ относятся к выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также праве каждого гражданина избирать и быть избранным.
Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т.к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Поэтому участие молодежи в избирательном процессе становятся все более значимыми на сегодняшний день. Готовы ли мы идти на выборы? Пойдем ли мы голосовать, когда нам исполнится 18.? Осознаем ли мы свою роль в принятии того или иного решения? Нет, потому что этому вопросу очень мало уделяется времени в школе ( всего 1 час на уроке обществознания в 9 классе!!!). Наши родители пассивно относятся к данному вопросу, многие сами не всегда участвуют в голосовании и с нами об этом речи не ведут.
Мы знаем, выборы- необходимый признак демократического правового государства. В соответствии со ст.3 конституции РФ «Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Ст.32 « Граждане имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Знаем, но не понимаем, что настоящее и будущее человека, а также страны в целом зависит от нашей деятельности, нашего кругозора, мировоззрения, менталитета.
Исходя из всего сказанного, определилась проблема исследования, каковы причины низкой избирательной активности молодежи, как сделать молодежь активной на выборах. Решение данной проблемы является целью исследования.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику молодежи, как активному участнику избирательного процесса;
2.Определить роль и место избирательного права в системе образования;
3.Определить формы и методы по повышению избирательной активности молодежи и проанализировать работу избирательной комиссии Абинского района по привлечению молодежи в избирательный процесс.
Для решения поставленных задач использовала методы:
- анализ научной литературы;
-Анализ периодической печати по данной проблеме (газеты «Восход», «Абинский муниципальный вестник», журнал департамента молодежной политики Краснодарского края «Регион-93»
-Анализ социологического опроса.
^
Характеристика молодежи, как активного участника избирательного процесса
20 лет исполнилось избирательной системе, 20 лет нашей Конституции. За этот период российские граждане 5 раз избирали Государственную Думу, 5 раз избирали президента, приняли участие в двух референдумах в 1993 году. Кроме того, за этот период времени было проведено множество избирательных кампаний в субъектах Российской федерации. До недавнего времени почти каждое воскресенье в 150-миллионной стране со 107 миллионами избирателей проходили выборы на том или ином уровне. Опыт волеизъявления российских избирателей определения накоплен немалый, ни в одном государстве так часто выборы не происходили.
На мой взгляд, наступила пора серьезная анализа. Когда смотришь телевизионные передачи, читаешь газеты, просматриваешь статистические данные, то невольно делаешь вывод, что судьбу страны решает старшее поколение. И в нашем поселке на избирательный участок приходят в основном жители, которым далеко за 40-50 лет. Молодежь в это время находится в городе т.к. там обучается и не задействована в выборах или просто занимается другими делами. А ведь будущее России как правового демократического государства будет в скором времени находиться в руках сегодняшних молодых избирателей в возрасте до 30 лет и будущих избирателей-учащихся школ, лицеев, высших учебных заведений
В Российской Федерации численность молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет составляет почти 35 миллионов. Как воспитать у молодых и будущих избирателей чувство патриотизма и высокой гражданской ответственности за будущее страны? Как вовлечь их уже сегодня в управление государственными и общественными делами через различные формы молодежного самоуправления? Как привить правовые знания и элементы политической культуры?
На сегодняшний день в молодежной среде можно наблюдать две абсолютно противоположные тенденции: с одной стороны - стремление участвовать, и очень активно, в политической жизни страны; и с другой - апатию ко всем политическим процессам, происходящим в России. Это очень заметно по передачам, которые мне приходится смотреть. В чем причина? Можно выделить три причины:
- Первая причина. Политические партии только-только начинают вовлекать молодежь в управление государством. Заговорили о разработке молодежных программах, о необходимости включения в списки представителей молодежи. В районах стали создаваться Молодежные парламенты и политические клубы. В Государственной Думе стали мелькать лица молодых.
-Вторая причина. Молодые люди не знают цены свободы и демократии. Они не жили в тоталитарном обществе, не испытывали на себе запреты и ограничения, не отстаивали право жить в условиях демократического общества. Молодежь все получила при рождении и считает это закономерным. Нет сегодня у молодежи устойчивых интересов и целей, а в результате, зачем идти голосовать за политические партии, политических лидеров, которые могли бы защитить, отстаивать права, свободы, интересы молодых граждан.
-Третья причина-это формирование гражданской позиции. Это не только проблема социализации молодежи, но и проблема устойчивости традиций в семье, в обществе, в государстве.
Вот поэтому и складываются модели негативного электорального поведения молодых людей. Провела социологический опрос среди старшеклассников, которые не достигли совершеннолетия и среди молодежи поселка. Старшеклассникам были заданы вопросы:
1.Как ты относишься к выборам вообще?
2.Участвуют ли ваши родители в голосовании в период выборов?
3.Достигнув 18 лет, ты пойдешь на избирательный участок, чтобы проголосовать за кандидата в депутаты?
4.Хорошо ли ты знаешь свои избирательные права и надо этому учить в школе?
В результате анализа опроса (было опрошено 45 человек – учащиеся 9-10 классов) выяснилось, что100% старшеклассников ответили на первый вопрос так: кандидаты много и красиво говорят, много обещают, но потом – забывают выполнять обещанное. Все делается за деньги, много тратится средств на рекламу. Не нравится, как депутаты обливают друг друга «грязью», 75 % родителей посещают избирательные участки, 100% учащихся пойдут голосовать, т.к. это все равно интересно - будешь чувствовать себя уже причастным к государственным делам, 45% плохо знают об избирательном процессе и считают, что этому надо учить.
Молодежи поселка (старшие братья и сестры, родственники учащихся 9 классов) были заданы вопросы:
1.Как ты относишься к выборам вообще?
2.Участвовал ли ты в голосовании?
3.Что ты можешь сказать об избирательном праве и избирательном процессе?
4.Если на выборы не ходил, то почему?
Социологический опрос был проведен среди молодежи от 18 до 30 лет (опрошено 22 человека). 18 % молодежи участвовали в голосовании. Подтвердились теоретические познания о моделях негативного отношения молодежи к выборам.
Первая модель - «На выборы не хожу, потому что никому не верю» это объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей и института выборов. Молодые избиратели полагают, что кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под депутатов - победа обеспечена. Вторая - «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит. Это объясняется тем, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные представлять и реализовать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы. Эта часть молодежи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже давно все решено.
Третья - «На выборы не хожу, потому что мне неинтересно. Эта модель характерна для молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса.
^
Роль и место избирательного права в системе образования
Вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день - совершенствовать и реализовать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодежи в избирательный процесс.
Задачи:
^ Нас молодых надо постоянно убеждать в том, что Родину надо любить не за то, что она такая богатая и большая, а за то, что она есть.
Ведь любят же американцы свою Америку и своего президента, немцы –Германию и свое правительство, хотя проблем в этих странах и различных ситуаций тоже очень много.
Поставленные задачи необходимо решать, чтобы молодежь была информирована, способна трезво оценить и выработать верную линию в избирательном процессе. Пора совершеннолетия для каждого молодого человека-это время формирования жизненных принципов, время неуемной энергии, это новый этап пути, когда приходится учиться, работать, неся ответственность за свои поступки.
Был проведен опрос и среди учителей. По мнению педагогов, за последние годы интерес к преподаванию прав человека вырос. Сами педагоги активно участвуют в избирательном процессе, проводят разъяснительную работу с учениками и родителями. Считают, что только работы педагогического коллектива недостаточно. Нужен пример родителей, желание видеть своих детей с активной жизненной позицией. Это трудно решаемый вопрос, т.к. потеряно целое поколение, которое на сегодняшний день безразлично относятся ко всем политическим событиям. Не понимая, что судьба страны зависит от каждого из нас.
Просматривая политические передачи, читая газеты, журналы, работая в Интернете, знаю, что в регионах многое делается для молодежи, для вовлечения их в политические и гражданские действия: создаются дискуссионные клубы и патриотические клубы, общественные организации по сохранению природы, исторических памятников, работают Молодежные парламенты, вовлекают молодежь в различные комитеты. Такая практическая деятельность даёт положительные результаты.
В нашем государстве в последние годы проводится активная работа по правовому просвещению молодежи и вовлечению ее в политическую жизнь (взяла материал из Интернета):
^ Деятельность Абинской территориальной избирательной комиссии по вовлечению молодежи в избирательный процесс.
Повышение общей культуры и воспитание происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры.
В нашем районе многое делается для повышения правовой культуры нас, будущих избирателей.
Ежегодно во всех школах Абинского района по инициативе ТИК проводится деловая игра «Выборы президента школы» и «Выборы школьного парламента» . В нашей школе эта игра проходит всегда очень интересно и активно. Кандидаты представляют свои программы, проводят агитационную работу во время предвыборной кампании. В этом году я баллотировалась кандидатом в президенты школы, но по результатам оказалась только на третьем месте.
В Абинском районе действует молодежный политический клуб «ТехнОИзбА» (что означает - «Технически образованные избиратели Абинска»), в составе которого самая активная молодежь района. На заседаниях клуба проводят дискуссии по политическим вопросам, в частности много внимания уделяется активизации электоральной активности молодёжи района, формирование у молодого поколения активной жизненной позиции, готовности и способности участвовать в общественно-политической жизни, на подготовку квалифицированных кадров системы избирательных комиссий в Абинском районе.
В рамках Дня молодого избирателя проводятся конкурсы плакатов, слоганов, кроссвордов по избирательному праву. В таких конкурсах участвуют и учащиеся нашей школы. Организуются выставки литературы для будущих избирателей в библиотеках. Организуются деловые игры-конкурсы. 10 февраля 2014 года в МАУ «Ахтырский КДЦ» проводилась игра-диспут «Мой голос – богатство страны», где прошли импровизированные выборы главы поселка. Нашу школы представляли Сериков Олег и его команда – ученики 11 класса .
В районе проводят КВН «Да! Предстоящим выборам!», конкурсы агитбригад, организуются выступления творческих молодежных коллективов с агитационными программами.
Территориальная избирательная комиссия проводит обучающие семинары для молодежной участковой избирательной комиссии.
Активно работает Совет молодых депутатов Абинского района. Молодые депутаты активно участвуют в жизни района и своих поселений, являются инициаторами многих значимых проектов для района.
Все эти мероприятия способствуют повышению правовой культуры нас, будущих избирателей, и воз можно депутатов. Но к сожалению, пока еще не все старшеклассники активно участвуют в этих мероприятиях, и конкурсах. Кому-то это попросту не интересно, а кто-то встречает непонимание со стороны родителей и друзей.
Предлагаю:
Заключение
Многоплановая деятельность российской избирательной системы по вовлечению молодых и будущих избирателей в избирательный процесс нацелена на непрерывный приток молодых, подготовленных, образованных кадров в различные сферы избирательного процесса, которые могут заинтересовать молодежь. Пройдя через систему молодежных парламентов, молодежных комиссий, иные сферы избирательного процесса, молодые люди приобретают не только опыт политического участия, но и просто жизненный опыт; не только практические навыки, но и мировоззренческие установки.
Тем не менее, для дальнейшего развития просветительской работы в молодежной среде предстоит совершенствовать существующие и разрабатывать новые формы и методы работы, новые подходы и специализированные издания. Молодым избирателям нужны знания в области избирательного законодательства.
Необходимо уделять больше внимания работающей молодежи, причем не только с целью повышения политической грамотности, но и с целью активного участия в выборах представительных и законодательных органов власти в качестве кандидатов. Молодые люди, вне зависимости от их политических убеждений, должны осознавать, что, участвуя в избирательных процедурах, они определяют основные векторы стратегического развития страны, а, значит, и формируют свое будущее, свою жизненную программу.
Литература
1.Конституция РФ .
2.О выборах Государственной Думы Федерального собрания Р.Ф.: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ.
3.МихалевН.А., Морозова Л.А. Краткий популярный справочник избирателя.- М., 1993.
4.А.Ф. Никитин Основы права , Москва.»Просвещение», 2011,
5. Журнал департамента молодежной политики Краснодарского края «Регион -93» (2012-2013 гг)
6.. Газеты «Восход», «Абинский муниципальный вестник» (2012-2014 гг)
Интернет ресурсы:
http://www.abinskiy.ru/info/tik_Abinskay/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическая выставка в школьной библиотеке «Сегодня ученик – завтра избиратель»
Работает избирательная комиссия на выборах президента МБОУ СОШ № 42
Школьные выборы. Голосуют ученики 11 класса.
Конкурс плакатов «Это наш выбор»
Заседание районного политклуба «ТехнОИзбА»
КВН «Шаг в мир выборов» 2011 год
Игра-диспут «Мой голос – богатаство страны»
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем тыкву
В Китае испытали "автобус будущего"
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Вокруг света за 80 дней