Что мы знаем о лошади, какие интересные факты есть об этом животном? Ответы на эти вопросы можно найти в данном проекте.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 264 КБ |
Презентация к проекту | 1.64 МБ |
Введение
Что мы знаем о лошади, какие интересные факты есть об этом животном? Ответы на эти вопросы можно найти в данном проекте.
Если мы взглянем на историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня. Именно лошадь и собака, прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня.
Уходят в прошлое слова, обозначающие понятия, связанные с использованием лошадей. И это, конечно, очень печально, ведь люди забывают о существовании лошади, а ведь до середины двадцатого века часто использовали это животное для перевозки грузов, людей, в промышленности, на транспорте. Сейчас же лошади применяются в основном для любительской верховой езды и в спорте. Изменяется и вид древних пород.
Почти 6000 лет прошло со времени приручения человеком дикой лошади, и за это время в различных странах мира выведено около 250 различных пород лошадей. В начале 3-го тысячелетия лошадь остается другом и верным помощником человека в его разносторонней деятельности. О лошадях написаны тысячи книг - и научных, и художественных. О них сложены легенды, предания, сказки, песни, стихи и целые поэмы. И все это не случайно.
Данная исследовательская работа ориентирована на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры.
Используя словари, научно - популярную литературу и другие источники, важно было собрать разнообразную информацию об истории слова «конь» в русском языке.
Тема моей работы – «Портрет одного слова». Почему портрет?
Художник, создавая портрет, думает о том, чтобы появившееся на холсте изображение не просто передавало очертания внешности человека, но чтобы взгляд, жест, поза приобщали зрителя к некой тайне, волновали, вызывали желание думать, спорить.
Говорят, что писатель тоже рисует, но рисует словами. Каждое слово уникально. А что несет в себе слово?
Создавая портрет слова «конь», я ставила перед собой цель овладеть навыками лингвистического анализа, выявить взаимосвязь языковых явлений, познакомиться с историей русской культуры, богатством языка. Я попробовала выступить в качестве лингвиста, исследователя, историка, постаралась открыть тайну слова. В этом мне помогли различные словари, литературные и исторические источники.
Лошадь – самое благородное из завоеваний человека, она была и остается верным другом и помощником, неся человека в вихре битвы или радуясь вместе с ним на прогулке. Работу над этим проектом я начала еще в 2014 году, в год Лошади по восточному гороскопу. Это подтолкнуло меня к исследованию именно этого слова. Да и результаты опроса школьников, который был проведен среди 6-7-х классов в ходе предварительной работы, убедили меня в нужности и актуальности данной темы.
Из 128 проанкетированных учеников лишь 32 привели примеры 5 и более произведений литературы и народного творчества, где описывается лошадь. А пословицы и фразеологизмы смогли назвать единицы.
Мне удалось собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «конь» в русском языке. В результате работы у меня получился мини – словарь с комплексным разносторонним описанием слова «конь».
Этнографическая страница
В славянской традиции конь – одно из наиболее мифологизированных животных. Кони сопровождают высших языческих богов и христианских святых. В то же время конь – существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, он проводник на «тот свет». Отсюда представление о том, что конь способен предвещать судьбу и прежде всего смерть. Некоторые из этих поверий зафиксированы в сборнике пословиц и поговорок В.И. Даля: Кони ржут – к добру; Конь воина обнюхивает – убитым быть; Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет; Знать, там и умереть, где конь валялся.
В фольклоре типичный мотив – конь, предвещающий смерть своему хозяину (сюжет о смерти Вещего Олега от коня, нашедший отражение в стихотворении А.С. Пушкина « Песнь о Вещем Олеге»). Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж.
Существовал также обычай ряжения на святки и другие праздники. На Юрьев день у русских ( в Рязанской губернии) делали «коня» (ряженого), на котором ездил пастух. На выгоне этот «конь» вступал в потешный бой с «конем» из другой деревни. На праздник Ивана Купалы изготавливали карнавальное чучело с использованием маски – черепа коня, который в завершение праздника сжигали на костре или бросали в воду. Здесь конский череп обозначал нечистую силу, ведьму, смерть, которую следовало уничтожить.
Особую роль конь играл в семейных обрядах. Коня давали в качестве выкупа за невесту. Коней и кобылиц, согласно «Домострою», привязывали у дома, где молодые проводили первую брачную ночь.
Как уже упоминалось, конь связан со смертью, т.к. везет хозяина на тот свет. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином. Эта функция коня отразилась в сказках : волшебный конь (Сивка – Бурка, Конек- Горбунок) помогает сказочному герою попасть в иной мир : «тридевятое царство», «на вершину стеклянной горы» и т.п.
У лошадей есть священные покровители, принявшие мученическую смерть, братья Флор и Лавр ( по др. версии – Фрол и Лавер).
Предание утверждает, что после перенесения мощей этих святых в Константинополь прекратился падеж скота. В связи с этим на Руси Флор и Лавр и почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением во многих губерниях вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.
Фролы – 31 августа – день памяти этих святых, покровителей лошадей, конский праздник. В этот день лошадям давали отдых, их купали, вплетали ленты в хвосты и гривы, приводили к церкви для окропления святой водой.
При этом считалось, что нужно объехать вокруг церкви или часовни три раза. Иногда по окончании молебна устраивать скачки.
Это интересно
Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцеленный и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который еще не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращенными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и были засыпаны землей. Впоследствии их мощи были признаны нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан в 1200 и 1350 годах соответственно.
Лексикографическая страница
В отечественных толковых словарях слово конь и лошадь тесно связаны друг с другом. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение этих слов объясняется ссылками друг на друга:
Конь м., стар. комонь <…> лошадь; лошадь добрая, не кляча; на югъ сБв. и въ Сиб. рБдко говорять лошадь; жеребецъ или меринъ, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возитъ, лошадь пашетъ, конь подъ с Бдломъ. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.)
Лошадь ж., [татар], лошадка, -дочка, - душка; лошаденка, -ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, меринъ. По употребленью, бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подсеБдельная и подручная).
В современных толковых словарях первично слово лошадь, ссылкой на которое объясняется значение слово конь. Такое определение находим в словаре под редакцией Д.Н. Ушакова:
Лошадь
1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. Рабочая л.. верховая л.
2. Только мн. Конный экипаж (разг.) Ехать на лошадях.
(Толковый словарь русского языка.)
Интересно то, что только в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой появляется толкование слова лошадь, опирающееся на биологическую характеристику животного.
Лошадь. Крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных.
(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой описывает три значения слова конь:
Конь.
( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Интересную информацию об особенностях употребления слова конь и лошадь находим в Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой:
Лошадь, конь. Крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т.п. Лошадь – наиболее общее название этого животного; слово конь употребляется обычно в тех случаях, когда говорится о верховой, нерабочей лошади, о лошади быстрой, сильной, горячей и т.п., особенно в поэтической, в приподнятой речи, в фольклоре, а также употребляется в специальной речи военных, коннозаводчиков для обозначения самца лошади. (Словарь синонимов русского языка).
Таким образом, мы видим, что в толковых словарях русского языка слово лошадь первично. Именно оно используется для обобщающего названия животного, причем в толковании слова лошадь чаще встречаются ссылки на использование этого животного человеком, чем ссылка на биологическую классификацию.
Слово конь обычно обозначает самца лошади и используется в фольклоре, в торжественной речи, в речи военных и коннозаводчиков.
Этимологическая страница
Слово конь – общеславянское, то есть оно известно во всех славянских языках: украинском – кiнь, белорусском – конь, болгарском – конь, словенском – konj, польском – kon и др. Однако его происхождение остается неясным. Обычно оно объясняется как произошедшее от древнего корня *komnь или *kobnь. К этому же корню восходят слова комонь «конь» и кобыла.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Известна также версия, связывающая слово конь и ковать: обычай подковки лошадей, перенятый у германцев, существеут со 2 века нашей эры.
Слово кобыла - общеславянское. Сопоставляется с латинским cabo «конь», caballus «лошадь, мерин».
Слово лошадь памятниках письменности отмечается с 12в. Современная его форма возникла предположительно под влиянием формы род. падежа лошате существительного лоша «лошадь». Существительное лоша является преобразованным заимствованием из тюркских языков: алоша « лошадь, мерин».
Общеславянское слово жеребец произведено от утраченного слова жеребъ, которое восходит к древнему корню жербъ (*gerbъ), буквальное значение которого « плод чрева, дитя».
Фразеологическая страница
В русском языке много устойчивых выражений со словами « конь» и «лошадь». Лошадь в русской культуре – символ труда, добросовестной работы, и это отражено во фразеологизмах и поговорках: рабочая лошадка, работать как лошадь, работать как конь, упорный как конь, лошадиная сила, ломовая лошадь. Кто в кони пошел, тот воду вози.
Издревле конь был необходим в крестьянском хозяйстве, он был верным помощником человека, поэтому настоящий хозяин заботился о своем коне: Гладь коня мешком – не будешь ходить пешком; Кнут коню не помощник; На лошадь не плеть покупают, а овес; Погоняй коня не кнутом, а овсецом; Коня гладь не рукой, а овсом и мукой; Конь тощой – хозяин плохой.
Старый конь, не один год служивший хозяину, был достоин уважения и в пословицах стал символом жизненного опыта: Старый конь борозды не портит; Старый конь мимо не ступит; Молодец молодой конь, а с ним без хлеба будешь ( в соху не годится).
В русских пословицах конь – это вольное, свободолюбивое животное: Какими заклепами ни замыкай коня, он все рвется на волю; Степного коня на конюшне не удержись; И конь на свою сторону рвется; У коня овса без выгребы, а он рвется на волю; То и конь, что треноги рвет; Весело коням, когда скачут по полям.
Можно вспомнить фольклорный образ могучего коня в былинах и сказках: Конь копытом бьет, убила грызет; Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя валит.
И все же, каким бы свободолюбивым ни был конь, он должен быть послушен человеку. Хозяин должен быть осторожен, а порой и строг с норовистым конем: Что ни конь, то норов; запрометчивому ( заносчивому) коню не верь в езде; Заносчивого коня построже зануздывают; На ретивую лошадь не кнут, а вожжи; Конь-то добр как добр, а норове – то есть как есть; Жалеть коня – истомить себя; Не каждый конь ко двору приходится.
Много можно добиться не только строгостью, но и лаской: Обойдешь да огладишь, так и на строгого коня сядешь.
Особое отношение к коню на войне. Кони, как и люди, несли военную службу, участвовали в сражениях и не раз выручали своих хозяев. Не случайно до нас дошло множество пословиц, отражающих воззрения казаков, большую часть жизни проводивших в седле. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал казаку во всех земных делах:
Без коня не казак; Казак с конем и ночью и днем; Казаку конь себя дороже; Казак сам голоден, а лошадь сыта; Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает; У коня душа человечья.
По традиции перед отъездом казака на войну жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника. То же повторялось после возвращения казака с войны на свое подворье: Конь. Мой конь, ты мой верный друг; Конь мой, вся моя надежда; Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!; Конь не выдаст, и враг не съест.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли его близкие. Об умершем и сейчас на Дону говорят: привязал коня или пошел бурных коней ловить.
Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, отчего возникло большое количество примет и гаданий. Некоторые из них зафиксированы В.И. Далем: Кони ржут – к добру; Конь воина обнюхивает – убитым быть; Знать, там и умереть, где коня валялся.
Обобщая сказанное, можно заметить, что в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах конь изображен как помощник и верный друг человека, символ свободы, достатка и успеха. Видим, не случайно даже сегодня, до сих пор используют выражение быть на коне, обозначающее « находиться в благоприятных, удачно сложившихся обстоятельства, иметь успех» .
Страница сочетаемости
Слово, с которым может сочетаться слово конь ( лошадь), можно разделить на две группы. К 1-ой относятся общеупотребительные слова.
Прежде всего, это имена прилагательные, обозначающие различные качества: хороший, горячий, породистый, резвый, скаковой и т.п.
Часто используются глаголы, обозначающие действия, направленные на лошадей: кормить, поить, чистить, запрягать, пасти и др.
Отдельные группы образуют имена существительные :
Вторую группу составляют слова, известные не всем носителям языка, т.е. ограниченные в употребления.
Так, особого внимания заслуживают прилагательные, обозначающие масти лошадей. Для лошадей традиционно принято выделять четыре основные масти: гнедая, рыжая, серая и вороная. Остальные масти считаются производными от этих основных четверых мастей. В коневодческой практике употребляют более 30 названий мастей. Приведем самые распространенные их них.
Гнедая масть – лошадь, корпус которой коричневого окраса различных оттенков, а грива, хвост и нижние части ног черные.
Вороная масть– черная окраска всего туловища, головы, конечностей, гривы и хвоста.
Караковая масть – лошадь с черным окрасом корпуса, гривы и хвоста и с рыжими или коричневыми подпалинами на морде вокруг глаз, под мышками и в пахах. Это самый темный вариант гнедой масти.
Буланая масть – желтовато- песочная или золотистая с черными гривой, хвостом и нижними частями ног.
Каурая – «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже- коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище.
Изабелловая – шерсть кремового цвета или цвета топленого молока, кожа на всем теле розовая, глаза голубые.
Чубарая – светлый окрас, по которому разбросаны небольшие пятна желтого, рыжего, коричневого и черного цвета.
Среди имен существительных особую группу образуют слова, обозначающие аллюры – способы хода или бега лошади. Движения лошади подразделяются на естественные и искусственные. К естественным относятся:
К искусственным движениям относятся:
Как мы видим, далеко не все проанализированные слова сегодня известны обычным носителям языка, а в основном специалистами по разведению и дрессировке лошадей, т.е. людьми определенной профессии.
В 19 веке, когда крестьяне использовали лошадей в хозяйстве, а знать увлекалась скачками и верховой ездой, эти слова употреблялись гораздо активнее. Можно вспомнить хотя бы слова Савраска и Сивка – распространенные клички саврасой и бурой деревенских лошадей, а также сказочного коня Сивку-бурку.
Словообразовательная страница
Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова конь можно представить в виде словообразовательного гнезда.
Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учетом последовательности их образования.
Приведем фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом конь.
Слово в составе анализируемого гнезда можно объединить в несколько тематических групп.
конюшня – « помещение для лошадей», конюх – «работник, ухаживающей за лошадьми» , коновод – « тот, кто присматривает за лошадьми спешившихся всадников», коновал – « лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашнего скота в русских деревнях», конина – « мясо лошади как пища» конезавод – «коневодческий завод, предприятие по разведению породистых лошадей», коннозаводчик – «владелец конного завода», конеферма, конесовхоз.
Конка – « конно – железная городская дорога; вид общественного транспорта – специальный вагон, движущийся по рельсам, который тянули лошади»;
Коногон – «погонщик лошади, возящей вагонетку в шахте при конной откатке угля»;
Одноконка, двуконка – « вид экипажа, в который запрягали соответственно одну или две лошади».
В эту группу входят также сложные имена прилагательные: конно- машинный (конно- машинное судно); конно- ручной (конно- ручные работы), конно – железный.
Конница – « конное войско, кавалерия», конник – «конный воин, кавалерист», конногвардеец – « солдат или офицер лейб – гвардии конного полка в дореволюционной России; солдат или офицер гвардейской кавалерии», конармия – « конная армия», конармеец и конноармеец – « боец конной армии».
Прилагательные конно- артиллерийский и конно- гвардейский связаны соответственно с сочетаниями конная артиллерия и конная гвардия.
Как показал анализ, словообразовательное гнездо с исходным словом конь представляет собой закрытую структуру. Это объясняется тем, что с середины 20 в. лошади массово не используются в быту и в промышленности. С исчезновением соответствующих предметов (конка, коногон, конюший и др.) обозначающие их слова уходят в пассивный запас языка, т.е. переходят в разряд историзмов. Например, из одиннадцати сложных прилагательных, образованных от слова конный, сегодня употребляют только два: конно- спортивный и конно- прокатный.
Таким образом, активный процесс образования новых слов с корнем конь, наблюдающийся в середине 19 до середины 20вв., завершился, и описанное словообразовательное гнездо едва ли будет пополняться новыми словами.
Литературная страница
В литературе одной из самых важных является тема дороги. Ведь с ней связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые он совершает. Образ коня (лошади) неотделим от темы дороги. Конь вплоть до двадцатого века был основным транспортным средством и главным помощником. Лошадь была кормилицей для простого мужика и предметом гордости в доме знатного. На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку, и поэтому ее образ плотно вошел в русскую культуру (живопись, ваяние, литературу). Мы хотим показать, как писатели и поэты рассказывали об этих удивительных созданиях.
Согласно верованиям древних славян конь – символ добра и счастья. Славяне верили, что Даждь – бог ( Бог солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверткой златогривых коней с золотыми крыльями, поэтому особую силу приписывали оберегам в виде фигурок коня, их носили у левого плеча на цепочке. Так оберегали себя и былинные герои -богатыри. Для них конь – не просто оберег, это верный друг, предупреждающий хозяина об опасности.
Так, у Ильи Муромца по совету странников появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему «верой и правдою», а конь предлагает богатырю испытание, так как не уверен, что Илья способен владеть им. И только после того как Илья показывает ему свое мастерство, конь признает в нем хозяина. В другой версии былины странники советуют Илье вырастить себе «доброго коня».
А да корми его пшеницей да белояровой,
Да еще пой его да ключевой водой,
Еще будет тебе конь да лошадь добрая,
Еще добра-де лошадь да богатырская.
Только после обретения коня начинается у Ильи богатырская жизнь. Самое страшное для воина – разлучиться с конем, поэтому когда разбойники решили ограбить Илью, то говорили:
Мы убьем его пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко!
Много добра сделал Илья для народа, разгромил татарское нашествие:
Припускал коня он богатырского
На этую на рать-силу великую.
За землю российскую
За вдов, за сирот, за бедных людей.
Интересно, что даже свою судьбу Илья сравнивает с кобылицей:
…А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезжаю,
А судьба для меня – за коня!
Влияние фольклора находим также в стихотворении А.С. Пушкина « Песнь о Вещем Олеге». Мы помним, что у коня есть также функция проводника на тот свет. Именно этот мотив нашел отражение в пушкинском произведении. «Вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», предрекает князю смерть т коня:
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего.
Князь не случайно называет своего коня товарищем, верным другом, верным слугой: конь много раз спасал ему жизнь во время сражений. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти. Однако обмануть судьбу невозможно, и страшному пророчеству суждено сбыться:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, рассказанная А.С. Пушкиным в форме старинной песни, несет в себе отголоски верований древних славян.
Сказочный мотив является основным в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Во время войны кавалеристы оставили в деревне раненого коня, которого вылечил маленький мельник Панкрат. Этого коня обидел мальчик Филька. Он с куском хлеба, посыпанным солью, вышел за калитку. Но когда конь потянулся к хлебу, мальчик наотмашь ударил коня по губам и далеко закинул хлеб в снег. « На вас не напасешься, на христарадников! Вот твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега», - закричал Филька. И после этого окрика налетела метель на деревню, затрещал мороз, замерзли колодцы, остановилась мельница, потому что река замерзла до самого дна. Воды нет, а мука у всех вышла, и бабка, плача, сказала, что ждет их неминучая смерть. «Знать и нынче, как сто лет назад, завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело», - говорила внуку старуха, много повидавшая на своем веку. Итак, обидеть коня, как и любое другое существо, значит нарушить гармонию, принести в мир зло, за которое природа будет мстить человеку. Этот грех Филька искупит своими делами, а потом и слезами перед всей деревней.
Трогательный образ лошади создал В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:
Лошадь на крупгрохнулась, и сразуза зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — — Упала лошадь! —
Автор осуждает равнодушных зевак, смеющихся над упавшей лошадью. В его душе происходит переворот, когда он видит слезы, катящиеся из глаз животного. Поэт видит в этой лошади себя самого, окруженного равнодушными, недалекими людьми. Так рождаются знаменитые строки, обращенные к лошади:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка, все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
Поэт призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие, неумение и нежелание понять и пожалеть осуждает он в своем стихотворении.
Итак, уже беглый ( и далеко не полный) обзор показывает, что в русской литературе конь изображен с разных сторон: это и верный боевой товарищ, друг и помощник человека, сопровождающий его даже после смерти, это и олицетворение самой природы, противящейся злу, и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.
Заключение
Судьба слово конь в современном русском языке отражает жизнь общества. Кони практически не используются в хозяйственной деятельности человека, и сегодня многие дети видят это животное только на картинках. Видимо, именно этим объясняется изменение толкования значения данного слова в современных словарях: указание на использование лошади в деятельности человека сменилось информацией о месте этого животного и биологической классификации. Этот процесс отразился также в системе русского языка: сократилось количество слов с корнем -конь-, составляющих активный лексический запас современного человека. Многие слова, связанные с использованием коня в деятельности человека, стали историзмами: конка, коногон, одноконка и др. Ушли в прошлое поверья и обряды, связанные с конем.
В то же время конь остается одним из важнейших символов русской культуры: кони сопровождают христианских святых, былинных и сказочных героев (Конек – Горбунок, Сивка - Бурка и др.), в русской художественной литературе конь остается одним из ярких образов, отражающих особенности русской культуры.
Таким образом, несмотря на то, что в реальности кони давно уступили место технике, образ коня по-прежнему остается привлекательным и часто используется в различных видах искусства и рекламе.
Собранный материал можно использовать как дополнение к урокам русского языка и литературы, как сообщение для тематического классного часа, так как вся эта информация дает возможность выйти за пределы одного занятия.
В заключение хочется сказать, что история любого слова – удивительная и неповторимая, за каждым словом скрываются тайны лингвистики. Данный проект убеждает в этом и вызывает интерес к слову «конь» как к носителю русской культуры.
Сочини стихи, Машина
Знакомые следы
За еду птицы готовы собирать мусор
Шум и человек
Просто так