Творческий проект посвящен знаменитому танцу русских моряков "Яблочко"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yablochko_.docx | 48.14 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Историей матросского танца я заинтересовался не случайно. В этом году я и мои одноклассники стали исполнителями номера «Матросский танец». Мы с огромным желанием разучивали номер, было интересно изучать танцевальные движения, которыми впоследствии мы смогли рассказать целую историю из жизни матросов на корабле. Танцевали мы под музыкальное попурри и, конечно же, среди них была мелодия знаменитого «Яблочко». Премьера номера состоялась на празднике «Посвящение в кадеты». Мы с ребятами получили огромное удовольствие не только от процесса разучивания номера, но от выступления, так как зал нам аплодировал почти весь номер. Обратившись к истории танца «Яблочко»я выяснил, что даже у танцев есть своя история, которая открывает новые интересные факты из истории нашей страны. В связи с этим и была выбрана тема проекта:«Танец русских моряков «Яблочко» – шедевр, рожденный революцией».
Актуальность:Около 100 лет матросский танец «Яблочко» не сходит со сцены. Он есть в составе репертуаров многих профессиональных танцевальных коллективов, а также является украшением любого детского репертуара. В чем секрет этой постановки, почему до сих пор она притягивает балетмейстеров, танцовщиков и с восторгом принимается зрителем? На этот и другие вопросы, связанные с историей танца «Яблочко» мы попытаемся ответить в процессе данного исследования.
Объект исследования: история хореографического искусства
Предмет исследования: танцевальное искусство России в период революционных событий.
Цель: в процессе исследования выявить особенности матросского танца «Яблочко» как шедевра народной хореографии.
Задачи:
В работе над проектом использовались методыполучения знаний, характерные для искусствознания и исторических наук: описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, интерпретация фактов, искусствоведческий анализ.
Итоговый результат исследования - творческая работа теоретическогохарактера в области хореографического искусства, раскрывающая особенности матросского танца «Яблочко» как шедевра народной хореографии.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. «Яблочко» – русский народный танец иноземного происхождения
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях.
И «Яблочко» - песню
Держали в зубах.
М. Светлов «Гренада»
Огромное значение для танца имеет музыка. Во многом успех танца его будущая сценическая жизнь зависит от музыкального сопровождения. Говоря о танце «Яблочко», не возможно не пропеть слова частушки с известным зачином «Эх, яблочко да на тарелочке».
Если говорить о музыке танца, то в ее основе песня-частушка с разнообразными текстами, впервые она появилась в годы Гражданской войны. Цель мелодии и слов – повышение боевого духа Красной Армии. После Октябрьской революции наиболее широко в устной поэзии была представлена (именно) частушка. Простота этой формы приводит к большой лёгкости переработки, при которой путём замены одного-двух слов достигается коренное изменение всей политической направленности произведения в целом. Таковы, например, известные частушки с зачином «Я на бочке сижу», «Эх, яблочко» и др.
Частушка это один из самых распространённых жанров русского фольклора,она была и остаётся одной из характерных примет народного быта. Особую популярность приобрела с конца XIX века, и широчайшее распространение получила в первой половине ХХ столетия.
Частушка генетически связана со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными дразнилками. Тогда частушки создавались преимущественно сельской молодёжью, исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон-мажорный. Тематика, главным образом, любовно-бытовая. Однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской). Например:
«Эх, кадетик молодой, Куда котишься?
Первой Конной попадешь, Не воротишься».
«Эх, яблочко, с боку зелено,
Колчаку на Урал, Ходить не велено».
«Эх, яблочко, Да покатилось!
Эх, царская власть, Да провалилась».
Существует версия, что корни «Яблочка» связывают с молдавской и украинской песенными традициями. В Молдавии бытовала похожая плясовая песня «Калач», а на Украине — плясовая припевка:
«Ой, яблучко,
Куди ж котишся?
Пусти, мати на вулицю,
Гулять хочеться!»
Попав на Черноморский флот, она стала припевкой к матросским танцам, а затем — революционной частушкой. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, экспрессия.
Исполнение данного вида танца не требует особо много места, что, в условиях ограниченного пространства на судне, далеко немаловажно.Хореографическая лексика танца «Яблочко» также имеет иноземное происхождение и довольно долгую историю. Первые матросские танцы появились еще в средние века. Ярким примером такого танца можно назвать английский хорнпайп, который появился в середине XVI века. Он сформировался из английских миниатюр и вначале танцевался исключительно мужчинами в ботинках на жестких подошвах. Хорнпа́йп (англ. hornpipe, от horn — рог и pipe — труба) — народный танец под синкопированную мелодию, название которого произошло от названия древнего валлийского и шотландского музыкального духового язычкового инструмента. Танец, изначально очень далекий от моря, но к началу XVIII века стал популярным среди моряков.Стоит отметить, что во многих танцах люди часто подражают особенностям и движениям разнообразных профессий, хорнпайп не стал исключением. Так“хорнпайп моряков” был основан на движениях, которые характерны для морских обязанностей, например, имитация буксировки канатов, гребля, лазание по вантам и салют. Танец состоял из подскоков с элементами чечетки (пола касается то носок, то пятка, создавая эффект барабанной дроби). При махе вперед нога обычно сгибается в колене. Движения руками почти отсутствуют (они либо вытянуты по швам, либо сложены перед собой, либо кисти находятся на поясе).
Однако сегодня мало кто знает, что такое английский хорнпайп, но все знают знаменитое «Яблочко» и многие смогут пропеть слова известной частушки. На российской почве танец трансформировался, получил забавное название «Яблочко», благодаря одноименной частушке, и пополнился различными движениями русской плясовой. Основные движения танца – это естественно движения англо-ирландского хорнпайпа, на которые постепенно наслаивались элементы русской плясовой. По сути, русские матросы уложили мелодию «Яблочка» в английский хорнпайп, разбавив его национальными танцевальными украшениями.
Возможно, формирование танца продолжалось несколько веков, но когда мы говорим о рождении танца «Яблочко» - мы имеем ввиду революционный период в истории нашей страны. Именно революция 1917 года не только изменила политическое и экономическое устройство страны, но и коренным образом повлияла на культуру, на стили и жанры в искусстве. Эти глобальные изменения коснулись и танцевального искусства.
Человек революции - это человек, который обрел свободу, победил в борьбе, строит новую жизнь своими руками, своей волей. Потому и танцы народа молодой Страны Советов светились радостью раскрепощения, самоутверждением, бурным оптимизмом. Они, в большинстве своем массовые, возникали повсеместно на площадях и улицах сел и городов, в них выражал свои чувства духовной и физической свободы победивший народ. Так возникло в дни Великой Октябрьской социалистической революции «Яблочко» как танцевальный образ передававший настроение народа.
Исполнялся танец на палубах, и был он соединением русской «Барыни» и традиционных матросских чечеточных движений. Но, пожалуй, самой основной составной частью танца был его внутренний задор, вызванный состоянием азарта, объединявшим всех людей. Эта черта и определила тот успех, который имел танец по всей революционной России. С палубы корабля «Яблочко» переходит в солдатские казармы, а вслед за этим исполняется повсеместно.
Не было ни одного праздника, где бы этот танец не исполнялся. Автор этого танца — коллективный: революционный народ. Но коллектив в данном случае — это не определенно сложившийся ансамбль, группа людей, это множество одаренных личностей, каждая из которых привнесла свое индивидуальное в общее дело создания нового танца. В этом танце слились традиционные формы мужского русского перепляса и индивидуальные способности импровизаторов.
Таким образом, на русской почве матросский хорнпайп трансформировался в танец, который, прежде всего, понимается как свободная импровизация эмоций, выражение настроения и русского национального характера. Танец российских моряков «Яблочко» - это демонстрация широты русской души, силы, сноровки и удальства! Но, история появления танца на этом не закачивает, «Яблочко» ждет профессиональная сцена и долгая сценическая жизнь.
2.2. Первая постановка танца «Яблочко»
Танец российских моряков «Яблочко» -
это демонстрация
широты русской души,
силы, сноровки и удальства!
Сложно и, пожалуй, невозможно проследить путь, который проходит рожденное народом выразительное средство, прежде чем оно найдет свое воплощение в языке сценического действия профессионального искусства. Однако попробуем проследить путь от рождения впервые послереволюционные годы народного танца «Яблочко» до развернутой сцены мужского кордебалета в 1-м акте спектакля «Красный мак», послужившего прообразом многих героических сцен в будущих балетах, в сценических композициях в репертуаре будущих ансамблей танца.
Профессиональная сцена также жила новыми идеями. Однако балет терял свою популярность. Ведь новому революционному зрителю не нужны ни наивные сказочки, ни трогательные любовные истории. После революции в балетный театр пришел «новый» зритель, которому нужен современный революционный спектакль.
Советское искусство делало только первые шаги. Театры нуждались в новом репертуаре, в новых современных пьесах. Балету приходилось особенно трудно. Больше других жанров он был скован условностями, ограничен строгими законами классической хореографии. Но всем им, особенно молодежи, влюбленной в свое искусство, хотелось приблизить его к жизни, сделать понятным и близким народу.
Идея балета «Красный мак» появилась из новостной ленты газеты того времени: «Художник Михаил Иванович Курилко достал из кармана свежий номер «Правды». Артисты, сидевшие тут же, в одном из фойе Большого театра, с интересом прислушивались к разговору.— Вот, пожалуйста: в китайском порту задержан советский пароход. Разве это не тема для современного спектакля? Представьте себе китайских грузчиков, надрывающихся от непосильной работы, надсмотрщика, начальника порта... Все они впервые видят советских людей, впервые видят, каким радостным может быть свободный труд. Разве этот контраст между человеком свободным и рабом, надрывающимся ради горсти риса, этот конфликт двух враждебных миров не может стать темой балетного либретто?»
Художник с увлечением продолжал свою импровизацию. Одна за другой рождались сцены будущего балета, вырисовывались характеры действующих лиц.Было придумано даже название — «Красный цветок». Цветок алого мака, подаренный советским капитаном китайской танцовщице, становился символом борьбы за свободу.
«Первый акт был написан. Глиэр играл пляску советских матросов, заканчивающую первое действие. Музыка звучала ярко, с подъемом.Но чего-то не хватало. Хотелось большей остроты, современности.
— Хорошо бы найти тему такую же броскую и доходчивую, всем знакомую. — Курилко задумался. — А что, если...
Ему вспомнился двадцатый год, в которой он добирался из Одессы в Москву: вокзал, забитый шумной, беспорядочной толпой. Среди толпы он заметил молодого матроса, который, растягивая мехи своей старенькой гармошки, пел на мотив «Яблочка». Подпрыгивающий озорной мотив так и звал пуститься в пляс. В гармонисте плясало все. Плясали его пальцы, проворно и с удовольствием перебиравшие лады, плясали плечи, туго обтянутые форменкой, плясали ноги, отстукивавшие лихую чечетку: с каблука на носок, с носка на пятку; приплясывала, казалось, и бескозырка, чудом державшаяся на густых пшеничных волосах.
Курилко улыбнулся воспоминаниям. «А что, если эту?» Он пропел куплет «Яблочка» и сам удивился, как крепко засели в памяти слова и мотив песенки.
Глиэр подошел к роялю. Помолчал, прислушиваясь к только что прозвучавшей мелодии. Сможет ли этот озорной, легкомысленный мотивчик вырасти в большой музыкальный эпизод, стать достойной характеристикой советских моряков? Он сыграл его, уже обдумывая возможности будущего развития. Потом улыбнулся: «Что ж, это может быть очень интересно!»
Премьера состоялась 14 июня 1927 года в Большом театре. И вот к финалу подходит первый акт: «Теперь очередь за нашими ребятами. Белыми чайками прямо по канатам слетают они с корабля на землю. Все расступаются. Морякам разных стран интересно посмотреть, как пляшут советские матросы.Зал тоже замер. Вдруг по рядам пробежал ветерок. Люди повернулись друг к другу, заулыбались. Еще бы! Они услышали мелодию, которая была для них своей, близкой, была другом их революционной молодости. Вместе с ними «Яблочко» катилось по всем фронтам гражданской войны, согревало их на коротких привалах, веселило у походных костров. Могли ли они забыть эту, неведомо кем сочиненную мелодию, когда сами не раз подбирали к ней хлесткие рифмы, заменяя коротким куплетом боевую листовку».
Теперь «Яблочко» уверенно вошло в зал Большого театра. Уже не прежним, легкомысленно подпрыгивающим мотивчиком, а широкой энергичной мелодией. Преображенная рукой мастера, озорная песенка выросла в большое музыкальное полотно, стала портретом нового, невиданного прежде коллективного героя — отряда советских моряков.
«Казалось — обрушилась лавина. Зал содрогнулся от аплодисментов. Хлопали крепко, по-рабочему, от всей души: народ понял и признал труд композитора и артистов. Разве могла быть награда выше и почетней, чем эта?».
Таким образом, «Красный мак» это был первый балет на современную тему, в целом принятый широкой публикой, и это было большим событием в культурной жизни молодого Советского государства. Однако сценическая жизнь балетаограничилась несколькими балетными сезонами и пережила несколько редакций, чего нельзя сказать о тематическом номере 1 акта - матросском танце «Яблочко», сценическая жизнь которого продолжилась отдельно от балетного спектакля.
2.3. Сценическое наследие танца «Яблочко»
«Эх, яблочко – песней славится
Столько лет живет и все не старится!»
Что же представляет собой танец «Яблочко»?Ритм и мелодия танца яблочко построены по музыкальному квадрату, а фигуры танца рассчитаны на 8-16 тактов в исполнении. Если говорить о музыкальном размере, то это размер - 2/4, темп может варьироваться: плавно переходя от медленного до весьма быстрого. Традиционно матросский танец начинается с медленных, но очень широких движений, танцор появляется на сцене, прохаживаясь, но сила и темперамент предстоящего танца уже ощущается. Постепенно темп начинает нарастать, а исполнители берутся демонстрировать искусную технику исполнения. Пляска «Яблочко» несет с собой уйму силовых трюков, хлопушек, присядок, веревочек. Кроме того, очень хорошо знаком многим зрителям и сам традиционный костюм исполнителей танца «Яблочко». Это всегда бескозырка, тельняшка, широкие брюки и обязательный атрибут – белозубая улыбка.
Сцена Большого театра подарила танцу яблочко новую жизнь на профессиональной сцене. Матросский танец в балете «Красный мак» стал прообразом многих героических сцен в будущих балетахи кинофильмах.
Однако в трагические для нашей страны годы – в годы Великой Отечественной войны «Яблочко» вновь вернулось на фронт. Знаменитая песня-частушка била теперь по новому врагу старым, проверенным оружием.
«Эх, яблочко, с боку зелено.
Фашистам в Москву ходить не велено!»
В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные пляски. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив, и почти каждый коллектив свое «Яблочко». Среди концертных номеров, приготовленных артистами для фронта, популярностью пользовались: "Пляска всех родов войск", поставленные артистом И. Куриловым, "Казачья пляска" и "Русский перепляс" П. Вирского, "Тачанка" В. Варковицкого, "День на корабле" И. Моисеева. В этих постановках находил отражение героизм советских людей, прославлялись бойцы Красной Армии, высмеивались фашисты.
В послевоенный период танцевальный образ «Яблочко» активно используется в кинематографе. В 1946г в рамках научно-исследовательской работы в области оптических перекладок и монтажа был снят короткометражный фильм «Яблочко». Среди наиболее известных кинофильмов, где для раскрытия образа русских моряков использовалось «Яблочко» можно назвать такие фильмы как,«Максимка» (1952), «Александр Пархоменко» (1942, новая редакция 1962), «Оптимистическая трагедия» (1963).
Сегодня матросский танец «Яблочко» - это концертный номер в сценических композициях и в репертуаре как профессиональных, так и самодеятельныхколлективов. Наиболее известные профессиональные ансамбли, в репертуаре которых есть «Яблочко» - это ансамбль И. Моисеева, «Гжель», ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, ансамбли песни и пляски Северного флота и Черноморского флота, ансамбли песни и пляски Балтийского флота и Тихоокеанского флота. А также многие другие профессиональные и самодеятельные коллективы различных областей и регионов России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая историю танца «Яблочко», мы выявили интересный факт, что танец, который является символом русских моряков и воспринимается как шедевр русской танцевальной культуры, имеет иноземное происхождение.
Этот танец своими корнями уходит в далекое средневековье. Английский хорнпайп и песня-частушка предположительно молдавского или украинского происхождения трансформировались в русский народный танец «Яблочко» с характерными национальными чертами. Он был популярен не только среди моряков, но и в рядах Красной армии и использовался для поднятия боевого духа в период Гражданской войны. Но на этом история революционного танца не закончилась.
Народный танец «Яблочко» появился на сцене благодаря балетному искусству. И если быть точным, то благодаря Михаилу Ивановичу Курилко и композитору Рейнгольду Морицевичу Глиэрау. М.И. Курилко подсказал Р.М. Глиеру мотив известной песни для музыкальной темы русских моряков в балете «Красный мак». «Этот мотив знали практически все "Эх Яблочко, да на тарелочке...", а те, кто не знал, пытался подпевать, ведь этот мотив был у всех на слуху». Популярность мелодии и движения русской плясовой были близки зрителям – успех был предопределен!
Сегодня танец русских моряков «Яблочко» воспринимается как шедевр русской народной хореографии. Его популярность и успех у зрителя определяет и знаменитый мотив песни-частушки, и хореография русской плясовой с национальными особенностями, и неизменные чечеточные движения матросского танца. И, конечно,главная составляющая - это национальный дух танца, который пронизан чувством патриотизма, чувством духовной и физической свободы Русского народа.
25
Хитрый коврик
По морям вокруг Земли
Всему свой срок
Как нарисовать небо акварелью
Загадочная система из шести экзопланет