Я считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - ваши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.
Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо осознавать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.46 КБ |
tezisy.docx | 17.92 КБ |
proekt.ppt | 2.78 МБ |
«Отечество- 2015»
Детская организация «Солярис»
Детское объединение «Юные волонтеры»
Программа «Родословие»
Тема «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны»
Работу выполнила ученица 6 класса
МКОУ «СОШ №11» а. Уллуби-Юрт
Дангатарова Динара Джахверовна
Домашний адрес: Нефтекумский район,
а. Уллуби-Юрт, ул. 60 лет Октября,3
индекс-356898
Детское объединение «Юные волонтеры»
Руководитель: Дангатарова Гульмира
Сабирмуратовна, педагог- организатор
МКОУ СОШ №11.
89064721309
Оглавление
Введение. 3
Глава I.История моей семьи в годы Великой Отечественной войны 7
Глава II. Судьба Дангатарова Омара Динмухамбетовича 8
Глава III. Судьба Султанова Джафарва Скултановича 9
Заключение. 11
Литература. 13
Приложение.
3
Введение
Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает генеалогия. Генеалогия - это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи людей.
К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедушек.…Живем, не ведая своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы.
В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.
Я считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - ваши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.
Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо осознавать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.
4
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Патриотическое воспитание школьников – актуальная проблема в условиях современной России
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу.
Актуальность
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. В 2015 г. наша страна будет праздновать 70-летие Победы над фашизмом. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я задалась целью узнать о жизни родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей моей семьи. В своём небольшом исследовании я использовала воспоминания Дангатаровой Гульсим Ажахверовны, моей бабушки, и моего дедушки Дангатарова Абдулхамита Омаровича. Их рассказы я сравнивала с историческими данными, которые находила в справочной литературе и публицистических изданиях. Также я использовала документы из семейного архива.
5
Надеюсь, что моя работа будет иметь практическую направленность и может быть использована на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.
Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать, как увековечена память героев войны.
Реализация проекта «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны» позволяет прикоснуться к «живым» документам истории семьи, будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.
Исследование охватывает территорию Нефтекумского района, Ставропольского края (а. Уллуби- Юрт), Арзгирского района Ставропольского края (село Шангрик).
6
Цель: изучить вклад моей семьи в историю Победы.
Задачи:
4.Собрать фото и документальный материал по изучаемой теме.
5.Сохранить память о солдатах – Дангатарове Омаре Динмухаметовиче и Султанове Джафаре Султановиче.
Методы исследования: изучение архивных материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации, опрос, беседа.
Объект исследования: участники ВОВ: Дангатаров Омар Динмухаметович и Султанов Джафарв Султанович.
7
Глава 1. История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны
Я расскажу о своих прадедушках, судьба которых так или иначе была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.
После беседы со своими бабушками и дедушками, а также родителями, я узнала многое и сделала выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье.
Многие не вернулись с фронта, другие потеряли свои семьи в результате вражеских бомбардировок.
Война - это горе! Чем измерить потери человеческих жизней?
И те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем…
Человеческая память… Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Но как человек может помнить о большом, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Задумавшись над этим, я решила узнать, кого из моих родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину. Для этого мне пришлось провести настоящую поисковую работу. Я и моя семья решили составить генеалогическое древо семьи Дангатаровых.
Вначале расскажу об основателе рода, о своем прадедушке, об Дангатарове Омаре Динмухаметовиче.
8
Глава 2. Судьба Дангатарова Омара Динмухамбетовича
Мой прадед участник Великой Отечественной войны. Всех подробностей я не знаю. Свой проект я писала на основе воспоминаний отца и деда. По моему убеждению, человек, который прошёл огненный ад, не очень хочет даже своим близким рассказывать об этом, видимо начинает щемить сердце и болеть душа.
Передо мной на стене висят медали, ордена. Это награды моего прадеда, мне не довелось встретиться с ним, но я очень люблю этого человека и хочу рассказать о нём. Мой прадед Дангатаров Омар Динмухаметович родился 1916 году. Закончил три класса. До войны он работал в своем родном селе трактористом. Впервые же дни войны он ушел на фронт. Когда мой прадед вернулся из фронта, моего деда еще не было. Он ушёл на войну, как и все в 1941 году, а вернулся 1945 году, когда закончилась война. По рассказам он воевал в Пензе, и там же на войне он потерял левую руку- стал инвалидом.
У моего прадеда была дружная крепкая семья-4 дочери и 1 сын мой дед. После войны прадед не работал, так как был инвалидом. И когда моему деду было 39 лет, а папе10 лет в 1988 году моего прадеда не стало.
Из воспоминаниймоего деда Дангатарова Абдулхамита Омаровича
Мой дедушка очень любит рассказывать о своем отце. Он говорит « Я горжусь своим отцом, горжусь его орденами и медалями».
Он рассказывает, что прадед хорошо справлялся с одной рукой. Он даже смастерил кухонный шкаф для дома и мой дядя Садых Мечитович директор МКОУ СОШ №11 помогал ему в этом. Этот кухонный шкаф мы до сих пор храним, как музейную реликвию.
У нас дома на стене на видном месте висят медали и ордена моего прадеда.
9
Мои бабушка и дедушка живут в ауле Уллуби-Юрт. Они не застали войну, они родились позже. Но хорошо помнят рассказы своих родителей о том страшном времени. И моя бабушка Дангатарова Гульсим Ажахферовна мне об этом поведала.
Мой прадед Султанов Джафар Султанович родился в селе Шангрик Арзгирского района 13 июня 1922 года в семье крестьянина. Рос крепким, умным ребенком. Учился в школе хорошо. Закончил 7 классов. Дома во всем помогал родителям. В 18 лет 12 июня 1941 года был призван на действительную военную службу и направлен в часть. 23 июня 1941 года принял военную присягу при 35 стрелковом полку. С июня по июль 1941 года служил в 35 стрелковом полку в должности стрелок. В июле попадает в эвакуационный госпиталь и находится там до сентября по ранению в левую ногу. С сентября 1941 года по май 1942 года служит 269 военной стрелковой колонне в должности стрелок. С1942года по май 1943 года в 41 истрибительной противотанковой бригаде заместителем командира орудия. С мая 1943 года по июнь 1945 года там же, но в должности новодчика 100 мм пушек. С июня 1945 года по ноябрь 1946 года служит в 593 артиллеристском противотанковом артиллерии в должности командира орудия 100 мм пушек.
Султанов Джафар Султанович прошел нелегкий путь советского солдата от Северного Кавказа до Берлина, участвовал во многих боевых операциях под командованием генерала Жукова. За боевые заслуги был награжден орденом «Красной Звезды», за отвагу №737472, за боевые заслуги, за взятие Варшавы, за победу над «Германией». И в послевоенный период он активно участвовал в востановлении народного хозяйства.
Воспоминание Дангатаровой Гульсим Ажахверовны - моей бабушки.
10
Моя бабушка вспоминает своего отца, как хорошего семьянина. Их в семье было 5 детей. И самой старшей была моя бабушка. Мой прадед вернулся с фронта в1946 году. В 1948 женился на красивой туркменке по имени Хурлыка. И прожили они 6 счастливых лет и нажили двоих детей Гульсим и Гайтархан. Но судьба так распорядилась, что дети остались без матери. Когда мама умерла, они были совсем маленькие. Тогда моей бабушке было 5 лет, а её сестренке всего 3 года. Затем он женился второй раз и семье родились еще две сестры и брат. Но своего отца моя бабушка помнит мутно, так как растила её бабушка. Мой прадед активно участвовал в востановлении сельского хозяйства. После войны он работал завтоком, затем шофером. В 1966 году, когда моей бабушке было шестнадцать лет, в расцвете сил в 44 года моего прадеда не стало.
Закончив писать историю своих прадедов, я сидела за столом и смотрела на ордена и медали, на справки и документы полувековой давности, и испытала чувство страха и гордости. Сколько прадедам пришлось пережить боли за свою Родину.
11
Заключение
Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.
В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.
Когда в роду сильна преемственность и достоинство в почете, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка, «поднимает» планку его целеустремленности и достижений».
Да, многое о жизни и подвигах моих предком остается еще не известно, но я надеюсь, что данная работа будет продолжаться. Вся семья заинтересовалась поисковой работой в данном направлении. Мы подняли семейные архивы, нашли фотографии военных лет, воспоминания очевидцев.
Я выступала с этой работой перед своими одноклассниками, на школьной краеведческой конференции «Склоняем пред вами знамена» на
тему «Мой прадед- герой» и надеюсь, что ребята тоже заинтересуются своей родословной.
12
Моё исследование помогло узнать много нового, интересного о жизни советских людей в годы войны в тылу. На уроках истории мы изучаем факты, которые изложены в учебниках, а живые воспоминания очевидцев тех событий помогают глубже осознать весь трагизм военного времени, история становится ближе и понятнее. Я горжусь тем, что мои прадеды с честью прошли все испытания, которые выпали на их долю. Как и многие советские люди, они мужественно воевали, защищая свою Родину, героически трудились, помогая приблизить Победу. Я обязательно расскажу об их нелёгкой жизни своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились. Мне очень хочется, чтобы как можно больше людей стали интересоваться своей родословной, чтобы записывали истории, которые могут рассказать бабушки и дедушки. Время уходит, участников Великой Отечественной войны становится всё меньше. Их воспоминания бесценны также как и их награды. Они позволяют дополнить уже известные факты и узнать новые. И может быть тем школьникам, которым не очень интересно бывает на уроках истории, рассказы родственников, прошедших через многие испытания, помогут изменить своё отношение и к предмету, и к истории страны в целом.
Практическое значение: Эту работу можно использовать для проведения классных часов и мероприятий, посвященных ВОв.
13
Литература
1. Аббасов А.М. Семейный родословник. Воронеж, 1994г. С 24-26.
2. Аксенов А.И. Генеалогия. // Вопросы истории, 1972. N10. С.206-212.
3. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России.// История и генеалогия. М., 1977. С. 57-79.
4. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии наук. Т.1-4. СПб., 1836-1838.С.98-102.
5. Мошаров Н.Д. Как начать составлять свою родословную: консультации для начинающих. М., 1991. С 34-38.
6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980г. С 33-34.
7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
8.Воспомининие Дангатаровой Г.А.
9.Воспомининие Дангатарова А.О.
Я выбрала тему «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны», потому что считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - ваши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.
Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. В 2015 г. наша страна будет праздновать 70-летие Победы над фашизмом. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я задалась целью узнать о жизни родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей моей семьи. В своём небольшом исследовании я использовала воспоминания Дангатаровой Гульсим Ажахверовны, моей бабушки, и моего дедушки Дангатарова Абдулхамита Омаровича. Их рассказы я сравнивала с историческими данными, которые находила в справочной литературе и публицистических изданиях. Также я использовала документы из семейного архива.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.
Исследование охватывает территорию Нефтекумского района, Ставропольского края (а. Уллуби- Юрт), Арзгирского района Ставропольского края (село Шангрик).
Цель: изучить вклад моей семьи в историю Победы.
Задачи:
1.Собрать материал об участии в Великой Отечественной войне близких родственников.
2. Исследовать материал, касающийся истории наших семей и Великой Отечественной войны.
3.Исследовать и изучить данные о прадедушках – ветеранах Великой Отечественной войны.
4.Собрать фото и документальный материал по изучаемой теме.
5.Сохранить память о солдатах – Дангатарове Омаре Динмухаметовиче и Султанове Джафаре Султановиче.
Методы исследования: изучение архивных материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации, опрос, беседа.
Объект исследования: участники ВОВ: Дангатаров Омар Динмухаметович и Султанов Джафарв Султанович.
Я расскажу о своих прадедушках, судьба которых так или иначе была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.
После беседы со своими бабушками и дедушками, а также родителями, я узнала многое и сделала выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье.
Но как человек может помнить о большом, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Задумавшись над этим, я решила узнать, кого из моих родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину. Для этого мне пришлось провести настоящую поисковую работу. Я и моя семья решили составить генеалогическое древо семьи Дангатаровых.
Вначале расскажу об основателе рода, о своем прадедушке, об Дангатарове Омаре Динмухаметовиче.
Мой прадед Дангатаров Омар Динмухаметович родился 1916 году. Закончил три класса. До войны он работал в своем родном селе трактористом. Впервые же дни войны он ушел на фронт. Когда мой прадед вернулся из фронта, моего деда еще не было. Он ушёл на войну, как и все в 1941 году, а вернулся 1945 году, когда закончилась война. По рассказам он воевал в Пензе, и там же на войне он потерял левую руку- стал инвалидом.
У моего прадеда была дружная крепкая семья-4 дочери и 1 сын мой дед. После войны прадед не работал, так как был инвалидом. И когда моему деду было 39 лет, а папе10 лет в 1988 году моего прадеда не стало.
Из воспоминаниймоего деда Дангатарова Абдулхамита Омаровича
Мой дедушка очень любит рассказывать о своем отце. Он говорит « Я горжусь своим отцом, горжусь его орденами и медалями».
Он рассказывает, что прадед хорошо справлялся с одной рукой. Он даже смастерил кухонный шкаф для дома и мой дядя Садых Мечитович директор МКОУ СОШ №11 помогал ему в этом. Этот кухонный шкаф мы до сих пор храним, как музейную реликвию.
У нас дома на стене на видном месте висят медали и ордена моего прадеда.
Мой прадед Султанов Джафар Султанович родился в селе Шангрик Арзгирского района 13 июня 1922 года в семье крестьянина. Рос крепким, умным ребенком. Учился в школе хорошо. Закончил 7 классов. Дома во всем помогал родителям. В 18 лет 12 июня 1941 года был призван на действительную военную службу и направлен в часть. 23 июня 1941 года принял военную присягу при 35 стрелковом полку. С июня по июль 1941 года служил в 35 стрелковом полку в должности стрелок. В июле попадает в эвакуационный госпиталь и находится там до сентября по ранению в левую ногу. С сентября 1941 года по май 1942 года служит 269 военной стрелковой колонне в должности стрелок. С1942года по май 1943 года в 41 истрибительной противотанковой бригаде заместителем командира орудия. С мая 1943 года по июнь 1945 года там же, но в должности новодчика 100 мм пушек. С июня 1945 года по ноябрь 1946 года служит в 593 артиллеристском противотанковом артиллерии в должности командира орудия 100 мм пушек.
Султанов Джафар Султанович прошел нелегкий путь советского солдата от Северного Кавказа до Берлина, участвовал во многих боевых операциях под командованием генерала Жукова. За боевые заслуги был награжден орденом «Красной Звезды», за отвагу №737472, за боевые заслуги, за взятие Варшавы, за победу над «Германией». И в послевоенный период он активно участвовал в востановлении народного хозяйства.
Воспоминание Дангатаровой Гульсим Ажахверовны - моей бабушки.
Моя бабушка вспоминает своего отца, как хорошего семьянина. Их в семье было 5 детей. И самой старшей была моя бабушка. Мой прадед вернулся с фронта в1946 году. В 1948 женился на красивой туркменке по имени Хурлыка. И прожили они 6 счастливых лет и нажили двоих детей Гульсим и Гайтархан. Но судьба так распорядилась, что дети остались без матери. Когда мама умерла, они были совсем маленькие. Тогда моей бабушке было 5 лет, а её сестренке всего 3 года. Затем он женился второй раз и семье родились еще две сестры и брат. Но своего отца моя бабушка помнит мутно, так как растила её бабушка. Мой прадед активно участвовал в востановлении сельского хозяйства. После войны он работал завтоком, затем шофером. В 1966 году, когда моей бабушке было шестнадцать лет, в расцвете сил в 44 года моего прадеда не стало.
Закончив писать историю своихо прадедов, я сидела за столом и смотрела на ордена и медали, на справки и документы полувековой давности, и испытала чувство страха и гордости. Сколько прадеду пришлось пережить боли за свою Родину.
Слайд 1
«Отечество- 2015» Программа « Родословие » Тема « История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны » Работу выполнила ученица 6 класса МКОУ СОШ №11 Дангатарова ДинараСлайд 2
Цель: изучить вклад моей семьи в историю Победы.
Слайд 3
Задачи: Собрать материал об участии в Великой Отечественной войне близких родственников. Исследовать материал, касающийся истории нашей семьи в Великой Отечественной войне. Исследовать и изучить данные о прадедушках – ветеранах Великой Отечественной войны. 4.Собрать фото и документальный материал по изучаемой теме. 5.Сохранить память о солдатах – Дангатарове Омаре Динмухаметовиче и Султанове Джафаре Султановиче .
Слайд 4
Мой прадед Дангатаров Омар Динмухаметович
Слайд 5
Мой прадед с мамой
Слайд 6
Удостоверение моего прадеда Дангатарова Омара Динмухаметовича
Слайд 7
Юбилейные медали моего прадеда
Слайд 8
Ордена и медали
Слайд 9
Поздравительная открытка на 23 февраля
Слайд 10
Поздравление Ставропольского краевого Военного комиссара
Слайд 11
Выписка из акта свидетельства
Слайд 12
Книжка талонов
Слайд 13
Воспоминание моего дяди директора МКОУ СОШ №11 Садыка Мечитовича
Слайд 14
Он (Дангатаров Омар Динмухаметович) даже смастерил кухонный шкаф для дома и мой дядя Садык Мечитович директор МКОУ СОШ №11 помогал ему в этом. Этот кухонный шкаф мы до сих пор храним, как музейную реликвию.
Слайд 15
Мой прадед Султанов Джафар Султанович
Слайд 17
Военный билет моего прадеда Султанова Джафара Султановича
Слайд 20
Награжден орденом «Красной Звезды»
Слайд 21
Выступление Дангатаровой Динары на школьной краеведческой конференции «Склоняем пред Вами знамена» на тему: «Мой прадед- герой»
Слайд 22
«Навеки в нашей памяти»
Слайд 23
Девятое мая – великая дата! Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом, Когда бы и прадеды наши и деды Для нас не добыли великой Победы!
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Если хочется пить...
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Шелковая горка