Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Множество чатов, программа ICQ, блоги (личные дневники) – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей России. В последнее время начал образовываться особый сленг, особый язык Интернет-общения, который постепенно перебирается в нашу повседневную жизнь. Цель данной работы – исследовать влияние Интернет-общения и Интернет-сленга на современный русский язык и практическую грамотность учащихся. Я считаю, что эта проблема актуальна, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сам, невольно употребляют сленговые выражения, порой за собой даже не замечая этого.
Вложение | Размер |
---|---|
issl_rab_obshchenie_v_internete.rar | 962.52 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 2 им. А.А.Араканцева г. Семикаракорск
Ростовской области
Исследовательская работа на тему:
«Влияние общения в сети Интернет на практическую грамотность»
Выполнила: Медведева Ангелина,
ученица 11 «А» класса
МБОУ СОШ № 2
Руководитель: Метелёва Е.Л.,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
г. Семикаракорск
2014 год
Содержание
2.1. Специфика общения молодежи в сети Интернет стр. 3
2.2. Формы виртуального общения стр. 3 - 4
2.3 Виды общения стр. 4 - 5
2.4. Результаты анкетирования стр. 5 - 9
2.5 Типы ошибок стр. 9 - 10
3. Заключение стр. 11
4. Список использованной литературы стр. 12
5. Приложение стр. 13 - 17
Введение
Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Множество чатов, программа ICQ, блоги (личные дневники) – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей России. В последнее время начал образовываться особый сленг, особый язык Интернет-общения, который постепенно перебирается в нашу повседневную жизнь. Вашему вниманию представлен пример переписки в ICQ. Давайте попытаемся перевести это на нормальный литературный язык. Слайд 2
Цель моей работы – исследовать влияние Интернет-общения и Интернет-сленга на современный русский язык и практическую грамотность учащихся. Я считаю, что эта проблема актуальна, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сам, невольно употребляют сленговые выражения, порой за собой даже не замечая этого. На переменах ученики общаются только на «своем» языке, и на замечания учителя, отвечают, что так все сейчас говорят, это модно. Слайд 3
Я выдвинула гипотезу – неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками, а также способствует формированию нового вида речи – устная речь в письменной форме.
Я поставила перед собой следующие задачи:
-изучить информацию об особенностях общения подростов через Интернет, формах виртуального общения;
-исследовать представления учащихся и преподавателей по поднятой проблеме;
-посетить различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги, на которых часто общаются ученики школы;
-изучить часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов и выявить особенности влияния языка Интернет-общения на русский язык.
Объект исследования: современный молодежный сленг. Для того чтобы проанализировать влияние Интернета на грамотность, объектом моего исследования стали сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками и учащимися нашей школы.
Предмет исследования: язык общения подростков в Интернете, особая письменная устная речь, типы ошибок: неграмотность обыкновенная, неграмотность нарочитая, использование сокращений, смайлов и т.д.
Используемые методы: провела опрос по данной проблеме среди учеников 8-11 классов. Результаты продемонстрированы в работе, взяла интервью у учителей русского языка, провела обработку анкет и построила диаграммы. На основании всего этого сделала выводы.
Основная часть
Специфика общения молодежи в сети Интернет
Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет. Во-первых, это анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений, а вследствие этого раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения, поскольку риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Во-вторых, это добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. В-третьих, это затрудненность эмоциональной компоненты общения. В то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
Формы виртуального общения.
Поскольку межличностная коммуникация в Интернете явление сравнительно новое, исследования, посвященные этому виду общения, весьма фрагментарны и несогласованны. Так, например, существует множество попыток классифицировать формы общения в Интернете и жанры электронной коммуникации. Слайд 4
Можно выделить следующие общеизвестные формы:
7. Блоги
Кончено же, каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит коммуникация. Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы. Невозможно использовать во время коммуникации в Интернете стандартные невербальные средства (жесты, мимика и т.д.). Подача информации привела к созданию системы так называемых смайликов, с помощью которых может быть выражена достаточно разнообразная гамма чувств. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги. Блог - это сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Порой обитатели Интернета не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона. Слайд 5 Если текст понравился, его награждают типовой похвалой "Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо". Если пост показался скучным - "Низачот", "Ацтой", «Неасилил". Такое откровенное коверкание языка - отнюдь не признак тотальной безграмотности посетителей блогов и чатов. Авторы подобным образом передать нюансы своих эмоций: иронию, сарказм, удивление, негодование? Таким образом, прибегают писатели сети к отклонению от норм русской словесности.
Вообще, многие исследователи отмечают изменения, происходящие с русским языком, функционирующим в сети. На мой взгляд, наблюдается сращивание, взаимовлияние письменных и устных форм вербального общения, в результате появилось особое лингвистическое явление - существование письменной разговорной речи.
Виды общения
Online | Offline |
Этот вид общения требует наличия нужного человека за компьютером, находящегося в сети и в нужной программе. | Этот вид общения не требует присутствия человека в сети за компьютером. Когда он будет в сети, он сможет прочитать сообщения, написанные ему за время его отсутствия |
Offline общение.
Цель форума - побеседовать с единомышленниками, обсудить что-либо. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Администраторы беспощадно карают нарушителей банами (запретами на написания сообщений). Следовательно, на форумах соблюдается хоть какой-то порядок в общении благодаря администраторам.
В блогах царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. За порядком в своем дневнике смотрит его владелец. Там так же, как и в ICQ, используется огромное количество сленга.
Online общение.
Данный вид Интернет-общения является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому в online общении они отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. Так постепенно начал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг. Я провела мой собственный опрос пользователей и выяснила отношение подростков к Интернет-сленгу.
Результаты анкетирования
Возраст опрашиваемых 14-18 лет
1-ый вопрос: Общаешься ли ты в сети Интернет? (Диаграмма № 1) Слайд 6
Было всего опрошено 94 учащихся 8-11 классов. Все ученики однозначно ответили, что общаются ежедневно и активно.
2 -ой вопрос: Используешь ли ты при общении сленг? (Диаграмма № 2)
Слайд 7
Вашему вниманию представлены результаты по классам. Подавляющее большинство учеников при общении в сети Интернет используют сленг. В 10-х классах без этого просто не представляют свою жизнь, поскольку ни один человек не дал отрицательного ответа. Таким образом, общий результат таков: 81 человек – да, 9 – нет, иногда - 6. (Диаграмма № 3) Слайд 8
3–ий вопрос: Почему ты используешь сленг? (Диаграмма № 4) Слайд 9
По мнению опрашиваемых, это связано с тем, что такое общение раскрепощает людей, делает общение более доступным и свободным. Некоторые ответили, что это значительно экономит время, кто-то считает модным. В результате подсчёта лидирует ответ: экономит время – 31 человек, 19 человек считают, что такое общение прикольно, у 15 опрошенных это вошло уже в привычку (а как говорится: привычка – вторая натура), для 10 человек такая форма общения является более простой, а 8 человек ответили, что просто удобно. Из полученных данных невольно напрашивается вывод, что Интернет-сленг активно перебирается в активную речь подростка.
4-ый вопрос: Применяешь ли ты орфографические правила, когда общаешься в Интернете? (Диаграмма № 5) Слайд 10
Ответы меня не удивили: 49 человек правила не применяют, 28 из опрошенных вспоминают об орфографических правилах и 16 иногда их применяют.
Для меня интересным оказалось то, что наблюдается тенденция повышения при общении в сети Интернет орфографической грамотности у учащихся старших классов. Здесь на диаграмме наглядно видно. Возможно, этому есть объяснение. Учащиеся 9-11 классов готовятся к сдаче итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, предположительно это заставляет ребят осознанно печатать тексты, вспоминать правила орфографии. (Диаграмма № 6) Слайд 11
5-ый вопрос: Ставишь ли ты знаки препинания при общении?
Примерно такая же ситуация наблюдается и здесь. Судя по анкетам, уровень пунктуационной грамотности повышается к 11 классу. Выпускники школы чаще задумываются о правильности постановки знака препинания, чем, например, восьмиклассник. (Диаграмма № 7) Слайд 12
В итоге результаты таковы: 35 человек ответили – да, 30 – нет, 28 – иногда. Конечно, ситуация в целом остаётся плачевной. (Диаграмма № 8) Слайд 13
6 –ой вопрос: Используешь ли ты смайлики и другие значки?
Как я уже выше говорила: Интернет-общение ограничивает возможности в использовании невербальных средств общения (мимика, жесты, темп речи), поэтому, чтобы выразить всю гамму чувств, многие прибегают к использованию специальных значков – смайликов. (Диаграмма № 8) Слайд 14
Подавляющее большинство опрошенных (88 чел) ответили утвердительно, 4 человека не используют смайлики и 3 человека – иногда.
7-ой вопрос: Какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в сети Интернет? Слайд 15
Здесь на слайде представлен неполный список, больше напоминающий язык, которым пользуются какие-нибудь секретные службы.
сёня, седня – сегодня
зата – завтра
щас – сейчас
тлф - телефон
прива!=), хай, при, прив, привки – привет
чё дел? – что делаешь
чё говор? – что говоришь
ок – хорошо
норм – нормально
гыыы – смешно
здаров, даров, дарофф – здравствуй
ахах – смех
пасибки, спс, пасиб – спасибо
супер – здорово
поч – почему
мб – может быть
тя – тебя
мя - меня
лю – люблю
мне нра – мне нравится
плз - пожалуйста
комп – компьютер
8-ой вопрос: Влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Слайд 16
Ответы были самые разнообразные. Большинство учащихся, независимо от параллели ответили утвердительно. Цитирую:
«Привыкаю писать неправильно, потом так пишу в записках, тетрадях»;
«Когда пишу без применения орфографических правил, разучиваюсь писать грамотно»;
«Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, конечно, привыкаю писать неграмотно».
«Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»;
Среди тех, кто считает, что никакого отрицательного влияния здесь нет, встречаются такие ответы:
«Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не меняется»;
«Я иногда меняю слова, но в тетради по русскому языку, да и по другим предметам стараюсь себя контролировать, пока это удается»
«Я пытаюсь общаться как можно грамотней, и мне это помогает»;
«Я вижу свои ошибки и их исправляю, запоминаю, как правильно пишутся слова»;
«В аське, как и везде, нужен русский язык».
После обработки анкет учащихся 8-11х классов, я пришла к выводу, что, наверное, не все ученики сейчас могут с полной уверенностью сказать, влияет ли Интернет-общение на их грамотность или нет. Тогда я решила спросить об этом у заместителя директора по УВР, учителей русского языка и литературы 1 квалификационной категории Шуплецовой Татьяны Прохоровны. Вот её мнение: Слайд 17
Итак, мнение учителя русского языка совпало с мнением учеников 8-11х классов в том, что неправильное использование слов, письмо без знаков препинания вызывает «привыкание», и как следствие из этого – ошибки в тетрадях учащихся, а также некое деградирование личности.
Учителя русского языка отмечают, что подростки начинают использовать сленг в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с взрослыми. Сейчас школьники делают примерно вдвое больше ошибок, потому что вместо чтения постоянно общаются в Интернете.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что многие пользователи Интернет-общения руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!»
Типы ошибок.
Обнаружив огромное количество ошибок в Интернет-переписке, я попыталась разбить их на следующие группы.
1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной.
2. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Все это можно назвать неким «олбанским языком». Слайд 18
Однако иногда совершенно невозможно определить, используется ли «олбанский язык» или же автор фразы абсолютно безграмотен. Привожу пример такого высказывания: «народ,а кагда белеты прадавать будут,я в касы ганял а там никаго нет,кто знает,если 3ванил туда?»
Заключение.
Общение в сети Интернет оказывает большое влияние на язык подростка. Молодые люди, общаясь между собой, уже просто не замечают употребления этих слов. Опросы показывают, что в молодежных компаниях такое общение уже давно вошло в норму. А начало всему положило общение в Интернете. Влияние такого общения на речь подростка растет. Мои друзья иногда, забываясь, писали слово в сленговом варианте в тетради по русскому языку. Среди молодежи наблюдается тотальная безграмотность. Это во многом из-за того, что теперь подростки, вместо того чтобы читать книги, постоянно общаются в Интернете. Конечно, ничего плохого в общении между молодежью нет, но люди всегда повышали свой словарный запас чтением книг. Читая книги, гораздо проще разобраться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словообороты и словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, образные выражения. В компьютерном общении грамотность почти отсутствует, а запятые редко ставят из экономии времени. Знаки чаще употребляются только для передачи эмоций и написания смайлов. И вот в таком общении подростки проводят огромное количество времени. После этого грамматика усваивается труднее. Компьютерное общение также содержит достаточно много нецензурных слов. Своей безграмотностью, своим стилем общения молодые люди лишь подчеркивают неуважение к родному языку. Этим они показывают неуважение и к самим себе. Помните о том, что любовь к Родине выражается отношением к родному языку. Давайте уважать свою Родину, свою культуру и свой язык!
Список используемой литературы.
Список используемых сайтов.
Приложение
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 4
Диаграмма № 5
Диаграмма № 6
Диаграмма № 7
Диаграмма № 8
Диаграмма № 9
Диаграмма № 10
Рисуем домики зимой
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как нарисовать черёмуху
10 осенних мастер-классов для детей