"Что написано пером - не вырубишь топором"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku.docx | 605.13 КБ |
prezentatsiya_po_russkomu_yazyku.pptx | 601.79 КБ |
МБОУ СОШ №2 г.Лысково
Проект
«Фразеологизмы русского языка»
Выполнил:
Демин Иван
ученик
2 «б» класса
2014 г.
Оглавление:
1. Актуальность выбранной темы
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Цель
5. Задачи
6. Гипотеза
7. Результаты опроса одноклассников
8. Результаты повторного опроса одноклассников
9. Выводы
10. Источники
Актуальность выбранной темы
Еще в дошкольном возрасте я замечал в разговорах взрослых странные, непонятные мне и оттого порой смешные выражения: без году неделя, заруби на носу, точить лясы. А однажды дед сказал мне: «Если хочешь вырасти умным и добрым человеком, с детства слушайся родителей - «мотай на ус». Я очень удивился! Что мне нужно мотать на ус? Как это делать? Да и усов то у меня пока еще нет и будут не скоро. А потом я стал замечать такие «крылатые выражения» в беседах с другими ребятами, в книгах и мультфильмах. Какой же удивительно разнообразный и богатый наш родной язык!
И вот на неделе русского языка я решил попробовать разобраться с тайнами некоторых подобных выражений, узнать их первоначальный смысл, уточнить современное значение и подобрать к ним шутливые стихи и загадки, чтобы лучше запомнить эти «крылатые выражения» и научиться правильно и к месту применять их в своей речи. Понимание таких выражений (фразеологизмов) при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком. Поэтому моя работа так важна для меня.
Кроме этого, может быть моя работа пригодится и другим ребятам начальной школы, если вдруг учителя захотят использовать её на уроках литературного чтения или внеклассных занятиях.
Объект исследования
Фразеологизмы:
Бить баклуши
Бить ключом
Вилами на воде писано
Профессор кислых щей
Считать ворон
Без царя в голове
Предмет исследования
Тайны русского языка
Цель:
Сборник стихов и загадок о некоторых фразеологизмах.
Задачи:
1. Развить интерес учеников к русскому языку.
2. Научить ребят правильно понимать и применять в своей речи фразеологизмы.
3. Выбрать наиболее интересный материал для сборника.
Гипотеза:
Я предположил, что создав интересный сборник стихов и загадок к фразеологизмам, ребята научатся лучше понимать и применять их в своей речи.
Результаты опроса одноклассников
А для начала я решил провести опрос среди ребят нашего 2 б класса. Я предложил 5 девочкам и 4 мальчикам послушать пять первых фразеологизмов, с которыми я познакомлю Вас позже, и попросил их ответить на вопрос: «Как они понимают значения услышанных выражений?» Результаты оказались не утешительными.
Только трое ребят из девяти смогли правильно разобраться с предложенным заданием. И я решил обязательно провести похожий опрос ещё раз после демонстрации ребятам моего проекта и сравнить результаты. А пока обещанные фразеологизмы!
Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).
ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета.
Раньше баклушами называли чурки из осинового чурбана, из которых делали мелкие изделия - ложки и т. д. Первоначальное значение этого выражения - "делать очень несложное...
«Бить баклуши» – бездельничать.
Нам простуда нипочём,
В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода –
Вот здоровы мы всегда.
Жизнь в школе бьёт ключом: днём уроки и занятия в спортивной секции, вечером диспуты и вечера вопросов и ответов. П Жизненные силы бьют в нём [Штольце] ключом, и он употребляет их на полезную деятельность (Д. Писарев).
Бить ключом - значит ни минуты не сидеть на месте, не иметь свободного времени.
Всех убеждает повсюду Вадим:
С Марса пришелец общается с ним.
Только не верят Вадиму нигде –
ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ).
Помимо гаданий на бобах, на кофейной гуще, существовал на Руси еще один способ - когда гадалки бросали в воду камень, а затем старательно подсчитывали образовавшиеся круги на воде, от количества которых и зависел исход предсказания. Эти круги звались когда-то "вилами" (возможно, от слова "виться").
«Вилами на воде писано» – так скажут о том, что почти невозможно, маловероятно
В далёком королевстве,
За тридевять морей
Учёный жил известный,
ПРОФЕССОР КИСЛЫХ… (ЩЕЙ).
Он щи варил отменно,
И каждый день с утра,
Готовил непременно
По три больших котла.
Происхождение. Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.
Профессор кислых щей - незадачливый, плохой мастер
«Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ).
Происхождение: Выражение «Без царя в голове» является производным от пословицы: «У каждого свой царь в голове», где царь – это ум, мысли, соображение. «Без царя в голове» - всё равно, что без ума в голове.
«Без царя в голове» говорят про глупого, несообразительного, неосмотрительного человека.
Результаты повторного опроса одноклассников
А теперь я решил проверить свои предположения из гипотезы в начале работы. Теперь я предложил тем же девочкам и мальчикам снова послушать пять первых фразеологизмов и еще столько же других. Вопрос остался прежний: «Как вы понимают значения услышанных выражений?» Результаты оправдали мои ожидания.
Семь из девяти ребят смогли правильно разобраться с предложенным заданием. Я считаю, что с поставленными задачами я справился!
Выводы:
Я думаю, что выполнив эту работу, я смог решить поставленные перед собой задачи:
И, я надеюсь, развили в себе больший интерес к русскому языку.
Источники:
Размещена в сети Интернет по адресу:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/12/15/frazeologicheskaya-rabota-v-nachalnoy-shkole
Интернет ресурсы:
2. http://rutube.ru/video/775310326ea166318fa6e578fca49440/
3. http://zanimatika.narod.ru/Book_Kril_frazi.htm
4. http://tvoyrebenok.ru
5. http:// maam.ru
6. http://frazbook.ru/2014/07/30/schitat-voron/
Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 Фразеологизмы русского языка Что написано пером – не вырубишь топором Работу выполнил : Дёмин Иван 2 б класс Руководитель : Корнилова Е.Ю. г. Лысково 2014 годСлайд 2
Актуальность выбранной темы Однажды дед сказал мне : «Если хочешь вырасти умным и добрым человеком, с детства слушайся родителей - «мотай на ус».
Слайд 3
Цель : Создать сборник стихов и загадок о некоторых фразеологизмах .
Слайд 4
Гипотеза : Я предположил, что создав интересный сборник стихов и загадок к фразеологизмам, ребята научатся лучше понимать и применять их в своей речи.
Слайд 5
Результаты опроса одноклассников
Слайд 6
Делать нечего Илюше – Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ). Не рисует, не читает, Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ). ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето – Нет на даче Интернета. Бить баклуши «Бить баклуши» – бездельничать. Раньше баклушами называли чурки из осинового чурбана, из которых делали мелкие изделия - ложки и т. д. Первоначальное значение этого выражения - "делать очень несложное...
Слайд 7
Бить ключом Нам простуда нипочём, В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ). Солнце, воздух и вода – Вот здоровы мы всегда. Бить ключом - значит ни минуты не сидеть на месте, не иметь свободного времени. Жизнь в школе бьёт ключом: днём уроки и занятия в спортивной секции, вечером диспуты и вечера вопросов и ответов. П Жизненные силы бьют в нём [ Штольце ] ключом, и он употребляет их на полезную деятельность (Д. Писарев).
Слайд 8
Всех убеждает повсюду Вадим: С Марса пришелец общается с ним. Только не верят Вадиму нигде – ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ). Вилами на воде писано «Вилами на воде писано» – так скажут о том, что почти невозможно, маловероятно. Помимо гаданий на бобах, на кофейной гуще, существовал на Руси еще один способ - когда гадалки бросали в воду камень, а затем старательно подсчитывали образовавшиеся круги на воде, от количества которых и зависел исход предсказания. Эти круги звались когда-то "вилами" (возможно, от слова "виться").
Слайд 9
Происхождение. Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен. Профессор кислых щей Профессор кислых щей - незадачливый, плохой мастер. В далёком королевстве, За тридевять морей Учёный жил известный, ПРОФЕССОР КИСЛЫХ… (ЩЕЙ). Он щи варил отменно, И каждый день с утра, Готовил непременно По три больших котла.
Слайд 10
Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать. Жил да был Воробей По прозванью Ротозей. И зимой, и летом он Обожал СЧИТАТЬ… (ВОРОН). Считать ворон «И вдруг, взглянув в сторону колодцев, Анна всплеснула руками: — Да ведь там, кажись, они, разини? Вот как расселись, ничего не видят… Чего ворон-то считаете?.. Не видите, кто приехал?» (Ф. Абрамов).
Слайд 11
«Двоек» у Борьки в четверти две. Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ ). «Без царя в голове» говорят про глупого, несообразительного, неосмотрительного человека. «Без царя в голове» говорят про глупого, несообразительного, неосмотрительного человека. Без царя в голове Происхождение: Выражение «Без царя в голове» является производным от пословицы: «У каждого свой царь в голове», где царь – это ум, мысли, соображение. «Без царя в голове» - всё равно, что без ума в голове.
Слайд 12
Р езультаты повторного опроса одноклассников
Слайд 13
Выводы : у меня получилось подобрать интересный материал для сборника, р ебята научились лучше понимать и применять в своей речи фразеологизмы, что подтверждается результатами проведённого опроса и , я надеюсь, развили в себе больший интерес к русскому языку. Спасибо за внимание !
Сорняки
Одна беседа. Лев Кассиль
Выбери путь
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Белый лист