Научно-исследовательский проект по обществознанию: "Движение Чайлдфри или жизнь без детей" , награда-диплом 2 степени
Всероссийская конференция "МИР-ЗЕМЛЯ-ВСЕЛЕННАЯ", Приморский район.
Вложение | Размер |
---|---|
работа | 201.13 КБ |
презентация | 557.5 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 438
Приморского района Санкт-Петербурга
Исследовательский проект на тему:
«Жизнь без детей или движение Чайлдфри»
Работу выполнила:
Юлгушева Эльмира, ученица 10 класса
Руководитель проекта:
Белявская Ю.В.,
учитель обществознания и истории
Санкт-Петербург
2014
Оглавление:
3.1Что такое чайлдфри?
4.Практические исследования
4.1. Проведение анкетирования учащихся
4.2. Анализ опроса в виде диаграмм
4.3 Систематизация материала
5.Заключение
6.Список использованной литературы
7. Приложение
Пояснительная записка.
Исследовательская работа по обществознанию на тему:
«Жизнь без детей или движение Чайлдфри»
Выполнила: Юлгушева Эльмира, ученица 10 класса
Город: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 438
Приморского района Санкт-Петербурга
Руководитель проекта: Белявская Ю.В. ,учитель обществознания и истории
Предмет: обществознание
Целью нашего исследования было выяснить отношения старшеклассников к жизни без детей.
Исходя из этого, мы определили следующие задачи исследования:
Гипотеза: Движение Чайлдфри- хорошо это или плохо? Положительно ли скажется это движение на развитие общества в целом или приведет к полному исчезновению человечества?
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет. Результаты исследования будут изложены в форме доклада для участия в конференции «Мир, Земля, Вселенная» в г. Санкт-Петербург, школа №438.
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.
2.Введение
Совсем недавно, блуждая в дебрях интернета, я наткнулась на совершенно мне незнакомое слово – «чайлдфри». Современный русский язык пестрит иностранными словами, и это было как раз одно из таких. Я узнала значение этого слова и ту информацию, которую оно несет. Оказалась, это движение пропагандирует жизнь без детей. Где же здравый смысл, где же логика? Не придем ли мы к жизни на земле без людей?
Это стало одной из причин выбора мной темы для исследования. Моя тема: «ЖИЗНЬ БЕЗ ДЕТЕЙ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ ЧАЙЛДФРИ». Второй причиной выбора этой темы стала моя семья!
Сама я живу в большой и дружной семье, где соблюдаются традиции, помогают друг другу, уважают, переживают за членов семьи. У меня много братьев и сестер которых я люблю, и наша большая семья рада рождению каждого ребенка у наших близких и родных! Это большое счастье – знать, что ты не одинок, что тебя любят и поддерживают.
Меня поразила современная позиция многих людей разных стран о том, что жизнь без детей прекраснее. На глазах разваливается институт семьи, рвутся родственные связи, семья, а ведь семья- это кристалл общества. Семья – одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей. Там, где она разрушается, исчезает и государство в целом, таким примером являются всемирно известные библейские города Садом и Гоморра и наконец Римская империя.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Я решила провести исследование и провела соц. опрос среди своих сверстников, с целью выяснить отношение моих сверстников к жизни без детей и их отношение к движению Чайлдфри.
3.Теоретические исследования
В ходе работе были использованы теоретические методы общенаучного исследования: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы по данному вопросу, изучение и анализ социально-культурного опыта, метод анализа и синтеза, а также эмпирические методы исследования: беседа и использование опросов.
Феномен «чайлдфри» только недавно вошел в научный дискурс. Это явление, с одной стороны, имеет древние корни, но, с другой, – оно молодо и непривычно для большинства граждан нашей страны. Ведь «чайлдфри» принято называть людей, выбравших для себя осознанную и добровольную бездетность при биологической возможности иметь детей.
С древних времен в истории человечества были известны люди, которые стремились не к семейной жизни, а уеденному одинокому бытию ради какой-то высокой цели, например, служения Богу. Примеров тому множество: от жриц языческой богини Весты – знаменитых весталок, которые связывали себя обетом безбрачия и бездетности, до насельников христианских монастырей. При этом подобная бездетность (как и безбрачие) никогда не осуждались в обществе. На таких людей окружающие смотрели с уважением, как на достойных соплеменников, пожертвовавших собой ради высокой миссии служения Богу.
При этом прочие одинокие члены общества или бездетные супруги вызывали, скорее, жалость у окружающих. Именно они получили отчасти обидные наименования «старых дев» или «холостяков» (от слова «выхолощенный», то есть не имеющий потомства). Как отмечает современный историк В.В. Долгов, рождение ребенка в древнюю эпоху «повсеместно рассматривалось как безусловное благо и божественная милость» [1, с. 44]. При этом, по мнению ученого, именно продолжение рода было главной и непререкаемой целью жизни подавляющей части населения [1, с. 65].
Феномен «чайлдфри» (англ. childfree — свободный от детей) возник на западе во второй половине XX столетия (в 90-е гг. Лесли Лафэйетт создала одну из первых популярных групп чайлдфри «The Childfree Network»). Согласно исследованиям ученых, в современных западных странах около 5,5–6,6 % людей детородного возраста относят себя к этой социальной группе.
В Россию и страны бывшего СССР чайлдфри как некое идеологическое движение пришло в конце XX столетия. Сегодня в нашем государстве существует небольшое сообщество людей, относящих себя к чайлдфри.
Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Основная идея чайлдфри — отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни.
Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и т. п. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри.
Чайлдфри–сообщество прямо не ассоциирует себя с какими-то идеологическими и оккультными моделям.
Этимология и применение
Термин «childfree» возник в США в противовес слову «childless» («бездетный»). На волне эмансипации «защитники прав человека» придумали термин childfree (детосвободный), утверждая, таким образом, что отсутствие детей — это привилегия «развитого» социума.
История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елена Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей США (ныне не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network.
Чайлдфри в США
В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлд-фри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих.
Чайлдфри в России
Чайдфри для России достаточно новое явление. Однако исследователями отмечается, что на сегодняшний день в социальной сети «ВКонтакте существует чуть более десяти открытых для публичного просмотра групп о движении чайлдфри и примерно столько же закрытых. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ. Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников — сторонников идеологии.
Противники движения чайлдфри — люди с традиционным взглядом на семью — характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно. «Чужие» для чайлдфри — это «пролайфовцы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви, общество, которое навязывает традиционные стереотипы семейного счастья (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мяско»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки»).
В 2013 г. прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «ВКонтакте» заблокировало по ее требованию несколько групп и один личный аккаунт, в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения. Прокуратура сочла, что сообщества пропагандировали нарушение прав несовершеннолетних: в них, в частности, «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», а также «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям».
Дети – цветы жизни, но лучше, если они произрастают на чужих клумбах. Сегодня эту точку зрения разделяют все больше людей. Успешные, состоявшиеся, творческие, интеллектуально одаренные, они уверены, что будут счастливы без памперсов, бессонных ночей, детских криков и скандалов по поводу невыученных уроков. Чем же так непривлекательна роль родителей, и какова в этом роль мегаполиса? В чем причина массового нежелания рожать, воспитывать, заботиться среди столичных жителей? Представители философии чайлдфри рассказали порталу «В Москве», как они пришли к решению стать последними представителями своего рода.
Между тем, пока в обществе к чайлдфри отмечается отрицательное отношение, их часто называют паразитами и эгоистами. Многие не готовы понять и принять такой образ жизни.
Тем не менее, представители движения чайлдфри гордятся, что большинство великих людей, ученые, мыслители, художники, деятели искусств не оставили потомства. Это Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Эммануил Кант, Людвиг ван Бетховен, Мусоргский. Из современных чайлдфри наиболее известны: Опра Уинфри, Рене Зеллвегер, Джордж Клуни, Сандра Баллок. Кэтрин Хепберн, Грета Гарбо, Квентин Тарантино, Микки Рурк, Вайнона Райдер.
Обобщая вышесказанное, мы можем обратиться к научному положению М.О. Ермихиной, согласно которому родительские установки молодых людей формируются под воздействием трех факторов: родительской семьи, собственного опыта и социального окружения [6, с. 6]. Фактически, установка на бездетную семью формируется у чайлдфри по той же схеме, обозначенной нами в виде следующего рисунка:
Результаты нашего исследования позволили изучить, насколько мотивы бездетности у чайлдфри соотносятся с приведенной схемой.
15 февраля администрация «ВКонтакте» по требованию прокуратуры заблокировала группы сторонников движения чайлдфри (childfree (CF) – «свободный от детей», «бездетный»). Это люди, принципиально не желающие иметь детей. Речь идет не о тех, кто не способен завести ребенка по медицинским причинам или религиозным убеждениям. Чайлдфри – идеология, сознательный отказ от продолжения рода. Как говорят психологи – вплоть до фобии, как утверждают сами «отказники» – до добровольной стерилизации.
Предварительно было установлено, что в данной социальной сети существует около 30 сообществ, пропагандирующих идеи чайлдфри и объединяющих сторонников этого движения. Около половины групп являются «закрытыми» для сторонних пользователей, половина – открыты для всеобщего просмотра. Автор статьи вступил в контакт с модераторами закрытых групп с просьбой пригласить участников к диалогу и возможному участию в опросах. Часть модераторов категорически отвергли данное предложение, часть согласились на него. В итоге доступными оказались следующие группы: «Адекватные чайлдфри» (http://vk.com/childfree_club); «Мы не хотим детей (ЧАЙЛДФРИ)» (http://vk.com/childfree_forever); «Территория чайлдфри» (http://vk.com/childfree.zone); «Задай вопрос чайлдфри»(http://vk.com/club40523907); «Чайлдфри. Иметь детей не хотим и не будем» (http://vk.com/club30986844); «Мы чайлдфри +18» (http://vk.com/club27275610).
Следует отметить, что предложение автора данного исследования, обращенное к
В данном случае действуют несколько различных установок на бездетность:
- отсутствие потребности в детях (отсутствие инстинкта продолжения рода, страх беременности и родов, неприязнь к детям, воспоминания о травмах собственного детства, нелюбовь к собственным родителям, отсутствие эмоционального контакта с ними, отсутствие уважение к ним, обиды на родителей);
- установка на индивидуализм и гедонизм (стремление сохранить собственную свободу, нежелание жертвовать ради ребенка своим покоем, здоровьем, душевными и физическими силами, установка на карьерный рост и достижение социального успеха, желание посвящать все свободное время себе и своим интересам, желание сохранить финансовое благосостояние);
- мировоззренческая позиция, оправдывающая бездетность (принятие мифа об элитарности бездетных, стремление не множить человеческие страдания на земле, неизбежно возникающие с рождением каждого ребенка, представление о бессмысленности рождения ребенка, которое в любом случае окончится его смертью, отсутствие способности быть хорошим родителем, страх перед ответственностью за воспитание ребенка, обращение внимание на проблему перенаселения планеты и истощения ресурсов, обращение внимания на плохие социально-экономические условия в стране, не позволяющие рождать детей).
При этом данные установки, актуальные для чайлдфри, формируют из них достаточно сплоченную малую социальную группу, которая, однако, всегда будет противопоставлена общественному большинству. Этим объясняется та агрессия, которую испытывает часть чайлдфри по отношению к другим членам социума. Фактически, мы можем говорить о 3 уровнях «погружения» в данную группу.
Первый уровень предполагает осознанную установку на бездетность, которая, однако, не сопровождается презрением ко всем «детным» людям и желанием навязать им свою точку зрения. Чайлдфри, находящиеся на этом уровне, не испытывают агрессии к тем, кто обзавелся детьми.
Второй уровень характеризуется стремлением закрыться от остального «детного» мира, это затаенное неприятие общепринятых ценностей, которое может выплеснуться в виде различных психических проявлений: от депрессии до невроза. Люди, находящиеся на таком уровне, испытывают определенный дискомфорт, так как взлелеянная ими внутренняя агрессия к детям и людям, воспитывающих родных детей, постоянно разрушает их собственную личность.
Третий уровень наиболее опасен, так как он предполагает осознанное неприятие чайлдфри того образа жизни, в котором живут большинство людей. Отсюда рождается ненависть к миру, к людям, а также к детям (сами чайлдфри среди своих единомышленников выделяют такую особую категорию как чайлдхейт – «детоненавистники»). Данный уровень характеризуется ярко выраженной агрессией и фактической неспособностью к диалогу с теми людьми, которые не разделяют взглядов чайлдфри.
Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что отчасти социальные процессы, происходящие в современном мире, способствуют тому, что такая социальная группа как чайлдфри получает свое распространение. Кризис семьи и детско-родительских отношений, материальная независимость супругов друг от друга, занятость женщин в профессиональной сфере, потребительская культура, установка на индивидуализм и гедонизм приводят к тому, что у многих молодых людей не формируется потребность в родительстве. И это серьезная социальная проблема, требующая поистине всенародного государственного рассмотрения и решения.
В этом плане такие сообщества как чайлдфри даже полезны, так как они позволяют наглядно увидеть, чем живет часть наших сограждан. Такие сообщества также помогают осознать, насколько важен период детства человека для всего его дальнейшего развития. Ведь, как правило, чайлдфри – это дети, не познавшие в своей жизни настоящей родительской любви, доброй и требовательной, они не желают рождать своих детей, не желают продолжать свой род, потому что не умеют любить, не умеют жертвовать собой, обретая в этом ни с чем несравнимое человеческое счастье
Статистика и исследования
Полемика
Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два частично пересекающихся аспекта: личный и политический.
Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком эгоистичные, чтобы завести детей, не вносящие вклад в будущее их нации и т. д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по гораздо более эгоистичным причинам; некоторые основания для того, чтобы стать чайлдфри, скорее самоотверженны; и всегда рождается достаточно много детей, чтобы гарантировать будущее некоторых наций.
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками».
Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию. Однако бывают трудности с поиском врача, готового её провести, особенно в возрасте 20-30 лет (возможно, из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся все более и более политизированными. Книга «Благо ребёнка» Беркетта утверждает, что чайлдфри оказываются перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток введения правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».
С другой стороны, возмущение, широко распространенное среди чайлдфри, не ведет к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному.
Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:
Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал — перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл — все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академ городке и получать «академическую» пенсию, а вы — нет.
— статья «Я мать, и вы мне все должны»[10], газета «Комсомольская правда», 12 марта 2010 года
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно. В России данное движение массового понимания также не встречает.
Однако, данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.
Я свободный человек и делаю, что хочу. При этом я, конечно, не собираюсь нарушать какие-либо законы. Я говорю, что у меня есть девушка. Что не хочу обременять себя ребенком. Мне это нравится. Но я не утверждаю, что вам это должно нравиться. Я говорю, что мне нравится сыр, но не настаиваю на том, что сыр должен нравиться всем. Люди могут согласиться. Могут не согласиться. Эдвард Лисовский |
В целом, наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованны, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев.
Childfree и карьера
Большой спрос на ЧФ как на профессионалов и руководителей — вопрос такой же спорный, как легалайз и выдача водительских прав женщинам.
С одной стороны, какому же начальнику не хочется иметь работника, не обсуждающего в рабочее время памперсы, не приносящего проблем с больничными на детей и с ужасным изобретением человечества — «декретным отпуском»? К тому же, хоть и далеко не всегда, ЧФ гораздо более мотивированы, чтобы таки выполнять свою работу как следует, потому что в силу того же эгоизма выбирают ту работу, которая им нравится, и потому делают её хорошо.
С другой же стороны, ЧФ гораздо менее удобны в конторском быту и хозяйстве, хотя бы просто ввиду гораздо меньшего конформизма, приверженности традиционным ценностям.
3 Практическое исследование.
Вопрос 1.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
Анализ показал, что основной возраст респондентов 69% это 16 лет.
Вопрос 2.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
Анализ показывает, что современная семья – это семья не многодетная. Количество детей 1-2 ребенка соответственно 56% и 19%.
Вопрос 3.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
На основе диаграммы можно сделать следующие выводы:
1.Большинство молодых людей желают иметь детей, но не больше , чем было в их семье.
2. 46% респондентов считают идеальной семьей- семью с двумя детьми.
3. Только 8% говорят о семье большой и многодетной.
Для современной молодежи семья- это маленький мир, где мало детей.
Вопрос 4.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
Анализ дает возможность предположить, что будущая Россия не останется без детей, так как основная масса молодых людей считают семью- основой жизни.
Вопрос 5.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
В современной России, судя по опросу еще очень сильны христианские ценности, которые сказываются и на мировоззрении респондентов. Семья- это любовь и взаимопонимание.
Вопрос 6.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
Из этого всего можно сделать вывод, что большинство современной молодежи в России любят детей, а это 100% гарантия рождения детей в будущем в созданных ими семьях.
Вопрос 7.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
Большинство респондентов приветствуют многодетность, но это не говорит о том, что их семьи будут такими.
Вопрос 8.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
1. 51% современной молодежи считают, что смогли бы взять ребенка из детского дома.
2. 23% считают, что не смогли бы взять ребенка из детского дома.
Вопрос 9.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
1. 50% современной молодежи негативно относятся к людям, которые не хотят иметь детей.
2. 28% молодежи нейтрально относятся к таким людям.
3. 19% респондентов считают отсутствие детей нормой в современном обществе
Вопрос 10.
В результате соц. опроса было опрошено 39 человек.
Анализ показывает, что данное движение , зародившееся в США в России еще не получило такого распространение.
4.Заключение
Проведя исследование я поняла, что для Росси еще не все потеряно. Что религиозные ценности не позволяют институту семьи исчезнуть окончательно. Почти все мои одноклассники мечтают о семье и детях, которых они будут любить и помогать им расти. Большинство ребят видят в семье свое будущее и процветание, залог счастливой жизни и благополучия. В представлении ребят семья- это в первую очередь дети!
Движение, появившееся в США, еще не обесценило институт семьи в нашей стране и за этим следит государство, а в частности прокуратура. Но нельзя винить во всем Запад, многие современные социальные процессы, происходящие в современном мире, способствуют тому, что такая социальная группа как чайлдфри получает свое распространение. Кризис семьи и детско-родительских отношений, материальная независимость супругов друг от друга, занятость женщин в профессиональной сфере, потребительская культура, установка на индивидуализм и гедонизм приводят к тому, что у многих молодых людей не формируется потребность в родительстве. И это серьезная социальная проблема, требующая поистине всенародного государственного рассмотрения и решения.
Что такое чайлдфри — скоропреходящая мода или долговременная тенденция, которая будет развиваться (и до какого предела?) необходимо, конечно, больше исследований более серьезных организаций.
5.Библиографический список
http://polit.ru/article/2010/10/15/childfree/
6.Приложение
Анкета!
1. Ваш пол и возраст.
2. Сколько детей в вашей семье?
3. Сколько детей должно быть в идеальной семье?
5. Что самое главное в семейной жизни?
6. Любите ли вы детей?
7. Многодетная семья- это хорошо или плохо?
8. Смогли бы вы взять ребенка из детского дома?
9. Как вы относитесь к людям, которые не хотят иметь детей?
10. Знаете ли вы что-нибудь о движении чайлдфри?
Слайд 1
«Жизнь без детей или движение Чайлдфри» Работу выполнила: Юлгушева Эльмира, ученица 10 класса Руководитель проекта: Белявская Ю.В., учитель обществознания и историиСлайд 2
Введение Совсем недавно, блуждая в дебрях интернета, я наткнулась на совершенно мне незнакомое слово – «чайлдфри». Современный русский язык пестрит иностранными словами, и это было как раз одно из таких. Я узнала значение этого слова и ту информацию, которую оно несет. Оказалась, это движение пропагандирует жизнь без детей. Где же здравый смысл, где же логика? Не придем ли мы к жизни на земле без людей? Это стало одной из причин выбора мной темы для исследования. Моя тема: «ЖИЗНЬ БЕЗ ДЕТЕЙ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ ЧАЙЛДФРИ». Второй причиной выбора этой темы стала моя семья! Сама я живу в большой и дружной семье, где соблюдаются традиции, помогают друг другу, уважают, переживают за членов семьи. У меня много братьев и сестер которых я люблю, и наша большая семья рада рождению каждого ребенка у наших близких и родных! Это большое счастье – знать, что ты не одинок, что тебя любят и поддерживают.
Слайд 3
Цель и задачи Целью нашего исследования было выяснить отношения старшеклассников к жизни без детей. Исходя из этого, мы определили следующие задачи исследования: Эмпирическим путем выяснить как влияет данное мировоззрение на развитие личности молодежи. Какие понятия о семье формируются или сложились у подростков 15-17лет Предположить возможные причины появления данной социальной группы в современной России. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. Систематизировать материал. Сделать выводы по теме исследования. Выполнить компьютерную презентацию.
Слайд 4
Гипотеза Гипотеза: Движение Чайлдфри- хорошо это или плохо? Положительно ли скажется это движение на развитие общества в целом или приведет к полному исчезновению человечества? Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет. Результаты исследования будут изложены в форме доклада для участия в конференции «Мир, Земля, Вселенная» в г. Санкт-Петербург, школа №438. Объект исследования: учащиеся 9-11 классов .
Слайд 5
Результаты исследования Вопрос 1. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. Анализ показал, что основной возраст респондентов 43% это 16 лет.
Слайд 6
Вопрос 2. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. Анализ показывает, что современная семья – это семья не многодетная. Количество детей 1-2 ребенка соответственно 56% и 19%.
Слайд 7
Вопрос 3. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. На основе диаграммы можно сделать следующие выводы: 1.Большинство молодых людей желают иметь детей, но не больше , чем было в их семье. 2. 46% респондентов считают идеальной семьей- семью с двумя детьми. 3. Только 8% говорят о семье большой и многодетной. Для современной молодежи семья- это маленький мир, где мало детей.
Слайд 8
Вопрос 4. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 1. 37% респондентов хотят создать семью. 2. 23% респондентов считают, что семья основана на уважении и любви родных людей. 3. 21% молодежи считают, что семья- смысл жизни. 4. 14% молодежи не хотят создавать семью вообще. Анализ дает возможность предположить, что будущая Россия не останется без детей, так как основная масса молодых людей считают семью- основой жизни.
Слайд 9
Вопрос 5. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 1. 29% респондентов считают, что самое главное в семейной жизни – это любовь. 2. 16% респондентов считают, что самое главное в семейной жизни – это доверие. 3. 14% респондентов считают, что самое главное в семейной жизни – это взаимопонимание. В современной России, судя по опросу еще очень сильны христианские ценности, которые сказываются и на мировоззрении респондентов. Семья- это любовь и взаимопонимание.
Слайд 10
Вопрос 6. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 74% молодежи любят детей. 2. А всего лишь 21% респондентов отнеслись к этому вопросу нейтрально. Из этого всего можно сделать вывод, что большинство современной молодежи в России любят детей, а это 100% гарантия рождения детей в будущем в созданных ими семьях.
Слайд 11
Вопрос 7. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 57% респондентов считают, что многодетная семья – это хорошо. 16% молодежи считают, что многодетная семья – это плохо. 27% молодежи отнеслись к этому вопросу нейтрально. Большинство респондентов приветствуют многодетность, но это не говорит о том, что их семьи будут такими.
Слайд 12
Вопрос 8. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 1. 51% современной молодежи считают, что смогли бы взять ребенка из детского дома. 2. 23% считают, что не смогли бы взять ребенка из детского дома.
Слайд 13
Вопрос 9. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 1. 50% современной молодежи негативно относятся к людям, которые не хотят иметь детей. 2. 28% молодежи нейтрально относятся к таким людям. 3. 19% респондентов считают отсутствие детей нормой в современном обществе
Слайд 14
Вопрос 10. В результате соц. опроса было опрошено 39 человек. 84 % респондентов не знают о таком движении, как чайлдфри. 16% респондентов знают о таком движении, как чайлфри. Анализ показывает, что данное движение , зародившееся в США в России еще не получило такого распространение.
Слайд 15
Заключение Проведя исследование, я поняла, что для России еще не все потеряно. Что религиозные ценности не позволяют институту семьи исчезнуть окончательно. Почти все мои одноклассники мечтают о семье и детях, которых они будут любить, и помогать им расти. Большинство ребят видят в семье свое будущее и процветание, залог счастливой жизни и благополучия. В представлении ребят семья - это в первую очередь дети! Что такое чайлдфри — скоропреходящая мода или долговременная тенденция, которая будет развиваться (и до какого предела?) необходимо, конечно, больше исследований более серьезных организаций.
Слайд 16
Библиографический список Долгов, В.В. Быт и нравы Древней Руси [Текст]. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 512 с. Чайлдфри// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%E9%EB%E4%F4%F0%E8#cite_note-autogenerated1-3 Лови, О. «Чайлдфри» — кто это? // http://gaverdovskaya.ru/public/interview/story1310.htm Choosing Childlessness: Weber’s Typology of Action and Motives of the Voluntarily Childless* — Park — 2005 — Sociological Inquiry — Wiley Online Library // http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1475-682X.2005.00127.x/abstract Files for Childfree Thesis // http://www.cfsurvey.freeservers.com/thesisfiles.htm/ Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. … канд. психол. наук. – Казань, 2004. – 22 с. Карасева С.Н. Система ценностных ориентаций современных российских женщин. // Гуманитарные научные исследования. – № 6 Июнь 2013. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3412 http://polit.ru/article/2010/10/15/childfree/ Ольга Исупова. Добровольно бездетные или "свободные от детей".
Компас своими руками
Фильм "Золушка"
Рисуем домики зимой
Шум и человек
Заповеди детства и юности