Работа М.Д. Ширшова, представленная для участия в научно-практической конференции «Шаг в будущее» затрагивает вопросы дискурсологии. Целью исследования является изучение характеристик спортивного сайта как жанра спортивного дискурса.
Использованные М.Д. Ширшовым различные методы исследования (описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений; поисковый метод на этапе сбора материала; приём систематизации и классификации; анализ и обработка собранного материала, а также дискурс-анализ) позволили автору в полной мере интерпретировать фактический материал исследования по различным аспектам репрезентации спортивного пространства на сайте.
Результатом данного исследования служат следующий теоретический вывод: спортивный сайт U.S.Biathlon обнаружил все структурные компоненты спортивного дискурса, что позволяет говорить о научном подходе к репрезентации спортивного пространства на сайте, а именно:
1. Система базовых ценностей представлена в полном объеме на сайте. Однако, обнаружены и другие базовые ценности: «безопасность», «личная ответственность», «правовое сопровождение спортсмена».
2. Все основные стратегии, характерные для спортивного дискурса, нашли свое отражение в различных разделах сайта.
3. Не все структурные единицы нормативной модели типично-событийной статусно-ролевой спортивной коммуникации представлены в текстовых материалах сайта, однако, все они репрезентируются в видео-роликах, репортажах, трансляциях гонок.
4. В спортивном дискурсе сайта в его устной форме в качестве прецедентных выступают фоновые тексты культуры, освоенные большинством ее представителей, а в письменной форме – все тексты, на основе которых выстраивается весь корпус внутренней и внешней институциональной коммуникации.
5. Для спортивного дискурса сайта не характерно наличие типичных дискурсных формул, зафиксированных в риторических фигурах, анекдотических ситуациях, запечатленных в профессиональном юморе. Вместе с тем, такие типичне дискурсные формулы как знаки отличия широко представлены на сайте в фотографиях, логотипах, видео-роликах.
Вложение | Размер |
---|---|
plan_issledovaniya.docx | 24.66 КБ |
Сайт U.S.Biathlon: случайный набор информации или научный подход к репрезентации спортивного пространства?
Ширшов Максим Дмитриевич
Ханты-Мансийский округ
г.Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
9 класс «В»
План исследования
Сегодня во всех областях человеческой деятельности возрастает не только роль иностранных языков, но и «конструктивное восприятие национальных культур» [21; 184]: усиливается интерес к изучению языка, языковой личности в их взаимосвязи с феноменом национальной культуры. Ведь «языковая ипостась человеческой личности является неотъемлемой частью структуры национального сознания и коммуникации» [там же; 189].
К «особому виду коммуникации, зародившемуся как потребность в реализации биологических, психофизических, духовных и творческих способностей индивида» А.П.Седых относит и спорт [там же; 186], который «представляет собой популярное, многозначное и вместе с тем, противоречивое социальное явление, занимающее важное место в общественной жизни» [там же; 186].
«Спорт занимает все более важное место в культуре современных обществ, соответственно возрастает и значение научных исследований в этой области» – под этим утверждением английских исследователей Нейла Блейна и Раймонда Бойла [Блейн, Бойл, 2005; 464: Цит. по Малышева; 3] сегодня готово подписаться все большее количество ученых-гуманитариев, и в том числе лингвистов.
Различные стороны спорта как феномена культуры освещены в трудах философов, социологов, психологов, историков и лингвистов (Й. Хейзинга, U. Eco, A. Beard, Л.И. Лубышевой, Р.А. Пилояна, И.Г. Кожевниковой, В.Р. Богословской и др.) [цитата по Панкратова], что обусловлено, «во-первых, актуальностью спорта вообще; а во-вторых, тем, что спорт возник с основной целью - максимально раскрыть физические способности человека и обеспечить их демонстрацию» [15].
Итак, «спортивная деятельность выступает как один из видов коммуникативного взаимодействия» [19;189]. Интегративной частью коммуникации данного типа является спортивный дискурс, в рамках которого функционирует и манифестируется национальный менталитет» [там же]. При этом, по мнению Е.Г. Малышевой, «большой и значимой частью … спортивного дискурса» является дискурс масс-медиа[1] [15], который сегодня, по мнению некоторых исследователей, « является … ведущим типом дискурса» [19].
Г.Н.Манаенко констатирует, что в рамках информационного пространства реализуются все коммуникативные дискурсы как общепринятые модели вербального поведения людей, опосредующие социальные процессы [16; 55], в том числе и спортивный дискурс, который «составляет одну из центральных и обязательных информационных рубрик-объектов массового интереса: нет такого массового источника масс-медиа, в котором не было бы раздела «Спорт» [19].
Поэтому спортивные сайты в Интернете, безусловно, представляют большой интерес.
Не смотря на признание того факта, что «спортивный дискурс, …, является подсистемой национального языка и коммуникации» [19; 184], а также того, что «спортивная терминология рассматривается как «неотъемлемая часть данной разновидности дискурса» [там же], как отмечает О.А.Панкратова, «спорт остается недостаточно исследованным с позиций теории дискурса» [19], а Е.Г. Малышева признает, что «о системном и разноаспектном изучении сферы спортивной коммуникации … приходиится только мечтать» [15; 1].
Так, объектом исследования О.А.Казенновой являлся устный тип дискурса, в частности, дискурс спортивного телевизионного репортажа, а именно специфика фразеологии в спортивных репортажах [10]. Специфика жанровой системы спортивного дискурса изучалась в трудах, Е.Г.Малышевой [15]. Итогом диссертационного исследования О.А.Панкратовой[2] стало лингвосемиотическое моделирование спортивного дискурса [19]. А. А. Игнатьева изучала способы организации спортивного дискурса [9]. К.В. Снятков К.В. изучал телевизионный спортивный дискурс [22].
А работ, посвященных изучению такого жанра дискурса как спортивный сайт, освещающий события в сфере биатлона, я не обнаружил.
Таким образом, противоречие между необходимостью изучения спортивных сайтов с позиций теории дискурса и отсутствие исследований по данному вопросу обусловили тему моего исследования.
Цель исследования – изучение характеристик спортивного сайта как жанра спортивного дискурса.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Объект исследования – спортивный сайт U.S.Biathlon. Предмет исследования – релевантные признаки сайта как жанра спортивного дискурса.
Гипотеза исследования – если спортивный сайт обнаружит структурные компоненты спортивного дискурса, то можно говорить о научном подходе к репрезентации спортивного пространства.
Методы исследования: 1.Описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений (наблюдение за английской речью); 2. Поисковый метод при организации этапа сбора материала. 3. Приём систематизации и классификации. 4.Дискурс - анализ[3] и обработка собранного материала.
Материалом для исследования послужили разделы сайта U.S.Biathlon .
Для написания моей исследовательской работы был проведен анализ следующих источников: 1) образцы звучащей английской речи, в том числе спортсменов (10 видео-роликов); 2) текстовые материалы разделов Интернет-сайта U.S.Biathlon.
Новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка изучить содержание спортивного сайта с позиций теории спортивного дискурса.
Практическая ценность работы видится в возможности использовании материала и результатов данного исследования при дальнейшем исследовании такого раздела языкознания как дискурсология.
Структура исследования соответствует логике и последовательности решения задач исследования. Работа состоит из плана исследования, двух глав, заключения, списка литературы, 4 таблиц. Работа сопровождается аннотацией и рецензией.
[1] Основу внутренней структуры понятия «язык СМИ» составляет рассмотрение особенностей конкретных подъязыков массовой информации – языка прессы, языка радио, языка телевидения, особенностей речеупотребления в Интернете [8], «уникальном и чрезвычайно перспективном средстве массовой информации» [5], который стал доступен разным слоям населения и превратился в нового вида СМИ.
[2] Лингвистическая семиотика изучает естественный язык ‒ важнейшую из знаковых систем, действующих в сфере культуры [4].
[3] Предметом исследования дискурс-анализа является высказывание, текст, «погруженный в жизнь», с целью выявления среди множества, на первый взгляд, разбросанного и не связного материала, однородности и подчиненности определенной схеме и правилу.
Рисуем подснежники гуашью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сказочные цветы за 15 минут
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Император Акбар и Бирбал