Вопрос: «А может ли электронный дневник вытеснить бумажный вариант?» Задавшись этим вопросом, я решила провести исследование: «Можно ли прощаться с бумажным дневником?»
Предмет исследования: школьные дневники бумажный и электронный.
Цель моего исследования: изучить степень использования электронного дневника и возможность вытеснения бумажного варианта.
Задачи исследования: определить возможность перехода на электронный дневник в пределах нашего лицея.
Методы исследования:
· анкетирование;
· эксперимент;
· сбор информации и её анализ;
· изучение литературы и интернет-ресурсов;
· интервью;
сравнение полученных результатов.
Вложение | Размер |
---|---|
работа | 30.4 КБ |
презентация | 2.88 МБ |
Название работы:
«Можно ли прощаться с бумажным дневником?»
Автор работы: Плиева Элла
Место выполнения: МБОУ-лицей, 3 класс, Владикавказ
Научный руководитель: Джаноян Елена Владимировна,
учитель информатики
Владикавказ, 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 3
Бумажный школьный дневник …………………………………………. 4
Электронный дневник …………………………………………………... 7
«За» и «против» использования электронного дневника …………….. 9
Заключение ……………………………………………………………… 12
Источники ……………………………………………………………….. 13
Введение
Школьный дневник - основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося.
Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Когда я была первоклассницей, у меня был только один дневник – бумажный, почти такой же, как и у моих родителей. Но перейдя во второй класс, я получила другой вариант школьного дневника электронный. Его внедрение происходит на моих глазах и с моим участием. У меня возник вопрос: «А может ли электронный дневник вытеснить бумажный вариант?» Задавшись этим вопросом, я решила провести исследование: «Можно ли прощаться с бумажным дневником?»
Предмет исследования: школьные дневники бумажный и электронный.
Цель моего исследования: изучить степень использования электронного дневника и возможность вытеснения бумажного варианта.
Задачи исследования: определить возможность перехода на электронный дневник в пределах нашего лицея.
Методы исследования:
Участники исследования: учащиеся лицея, ученики 3 «А» класса, учителя.
Предположу, что электронный дневник вытеснит бумажный.
Бумажный школьный дневник
Школьный дневник появился еще в дореволюционной России. «Спутникъ школы», так назывались первые дневники, предназначался для учащихся низших учебных заведений. Уже 100 лет дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. Каким же был дневник в годы Советского периода нашей истории? Обложка Дневника была из сероватого картона. На первой странице помещались «Указания по ведению дневника» или «Правила для учащихся школ РСФСР». Далее следовали страницы: – Предметы и ФИО преподавателей – Расписание уроков – Расписание факультативных занятий – Расписание внеклассных и внешкольных занятий.
После этого шли всем знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывалось расписание и домашние задания, выставлялись текущие оценки. Оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда – одним столбцом, четверг, пятница, суббота – другим, воскресенье – в уме. В конце дневника шли страницы: – Каникулы – Заметки классного руководителя – Трудовая практика и общественно полезный труд – Сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика. Все четко, строго, лаконично – документ есть документ.
По принципу использования и способам занесения информации школьный дневник можно сравнить с еженедельником. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик. Представители старшего поколения утверждают, что у них отношение к школьному дневнику было совсем иное, чем у нынешних учеников. Он действительно воспринимался как документ. В нем не было лишних записей, которые не отражали сути учебного процесса, и уж тем более картинок. А сейчас дневник напоминает записную книжку с яркими деталями, дополнительной информацией. Любой ученик пытается его индивидуализировать.
Производители бумажно-беловых изделий поддерживают ребят в стремлении сделать свой дневник особенным. Из блеклой книжки с белой или серой обложкой школьные дневники превратились в красочную продукцию на любой вкус и цвет. Огромное разнообразие материалов, которое сегодня может предложить современная промышленность, неуемная фантазия дизайнеров ежегодно превращают его в привлекательный информативный продукт.
Безусловно, классические белые дневники продолжают выпускать, но даже они претерпели значительные изменения. Их обложка изготавливается из плотного мелованного картона, который дольше сохраняет презентабельный внешний вид и не ворсится. А внутренний блок делается из высококачественной бумаги повышенной белизны. Меньше всего изменения коснулись «сетки» расписаний. До сих пор разворот традиционно разделяется на шесть дней недели, а каждый из них – на несколько уроков. Однако теперь для разлиновки практически не применяется черный цвет, гораздо чаще используются яркие тона: красный, синий, зеленый. При этом она не обязательно одноцветная, иногда производители «раскрашивают» ее в два тона. По своим очертаниям «сетка» стала более округлой, сгладились углы и появились дополнительные украшения. Все это делает дневник менее «официальным» и более персонализированным.
Естественно, главное, что отличает современный дневник от его предшественника, – обложка. За исключением белых экземпляров, она уже не несет на себе точных данных: фамилии и имени ученика, номера школы и класса. Она превратились в яркий рисунок, занимающий все пространство. Именно поэтому теперь обложку можно назвать информативной в психологическом плане. Во-первых, глядя на нее, практически безошибочно можно определить, кому принадлежит дневник – мальчику или девочке. Во-вторых, по рисунку можно судить о возрасте владельца. И самое интересно, что сюжет, изображенный на обложке, может рассказать о характере ученика и иногда о его увлечениях.
Дневник учащегося — документ, принятый в общеобразовательной школе. В дневник записываются домашние задания и проставляются оценки за день, за учебную четверть, за год. Для учащегося дневник — это конкретный план работы на каждый день.
Из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок. Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает. В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе.
Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции.
Электронный дневник
Еще, будучи Президентом России, Дмитрий Медведев на одном из заседаний президиума Госсовета предложил сделать школьные журналы и дневники электронными. Такая мера, считает Дмитрий Медведев, в том числе должна способствовать и обучению педагогов компьютерной грамотности. С 2012 года планы Президента и Министерства образования и науки осуществились, электронные дневники стали повсеместно внедряться в школах. Регионы страны постепенно переходят на новую систему организации данных.
Электронный дневник школьника – это система для взаимодействия между школьниками, учителями, родителями и администрацией образовательных учреждений. С его помощью родители могут следить за успеваемостью своего ребенка, узнавать расписание занятий, отслеживать прогулы и отметки. Теперь можно также заблаговременно узнать о времени проведения родительского собрания. Для этого достаточно подписаться на соответствующую sms-услугу.
Для школьника система удобна тем, что позволяет в любой момент уточнить расписание занятий и заданный на дом учебный материал. При желании можно просмотреть статистику своих оценок и их рейтинг за любой выбранный период.
Для учителя электронный дневник – быстрый и удобный способ общения с родителями учеников. Поможет такая форма и при подготовке отчетов по успеваемости в классе. В некоторых случаях дневник позволяет проводить электронное тестирование учеников даже в отсутствие их в школе по уважительным причинам. Вне всякого сомнения, понадобится определенное время, чтобы система полностью интегрировалась в образовательный процесс. Со временем электронный дневник войдет в общую систему документооборота российских школ.
Изучая историю возникновения электронного дневника в нашей стране, у нас появился вопрос: «А есть ли электронный дневник в других странах?» Мы выяснили, что в мировой практике электронный дневник вытесняет дневник бумажный. В 2003г. Государственным оператором сотовой связи Объединённых Арабских Эмиратов была запущена услуга «Мобильная школа». В 2004 г. более ста английских школ подключились к информационной системе, позволяющей родителям оперативно узнавать всю информацию об учёбе ребёнка. Есть система интернет-дневников и в Индии, Корее, Сингапуре, Латвии, Украине. В Европе работает система электронного оповещения и бумажных дневников там давно не существует.
В нашей стране электронные дневники вводят повсеместно. Для его введения школа выбирает информационную систему, которая позволяет вести электронный учет успеваемости в журналах и дневниках, при этом предоставляя и другие возможности для контроля, общения, которые необходимы ученикам, учителям и родителям. Наиболее известные информационные системы – Дневник.ру, 1dnevnik.ru, Ballov.net, ИН-КЛАСС, NET-школа, ОКО.ру. В нашем регионе выбрана всероссийская бесплатная школьная социальная сеть Дневник.ру. Целью сайта является создание единой сети для школ, учителей и родителей, также содержащей в себе текущую информацию об учёбе школьника.
«За» и «против» использования электронного дневника
Конечно же, электронный дневник очень удобен. Но, есть ряд факторов, которые должны быть учтены для введения этого вида дневника:
Мною было проведено исследование в пределах нашего лицея путем анкетирования учащихся по этим факторам. В опросе участвовало 158 человек, Были предложены следующие вопросы:
Есть ли у Вас дома компьютер? | |
Есть ли у тебя собственный компьютер? | |
Сколько компьютеров у Вас в семье? | |
Подключен ли Ваш компьютер к сети Интернет? | |
Если у Вас есть выход в Интернет, насколько он бесперебойный? | |
Как часто в Вашем доме выключают электричество? | |
Всегда ли у Вас есть доступ к компьютеру, подключенному к сети Интернет? | |
Пользуетесь ли Вы электронным дневником Дневник.ру? | |
Как Вы считаете, может ли электронный дневник полностью заменить бумажный? | |
Как следят родители за Вашей успеваемостью? |
После опроса можно сделать следующие выводы:
В моем классе, задавшись вопросом: «А можно ли обойтись без бумажного дневника?» я провела эксперимент «Три дня без бумажного дневника».
С разрешения администрации лицея нами были собраны дневники. Три дня мои одноклассники вместе со мной учились без бумажного варианта дневника. По истечении третьего дня дневники были возвращены, и мною был проведен опрос.
|
|
|
|
|
|
Проанализировав ответы моих одноклассников, можно сделать выводы:
Заключение
Делая итоговые выводы, я могу сказать, что исследование путем анкетирования, и эксперимент, поставленный в моем классе, показали, что еще рано полностью переходить на электронный вариант дневника, выбрасывая бумажный, потому что благосостояние семей учащихся не одинаково и нельзя ущемлять права даже одного ребенка.
Со временем, а для этого может пройти не один год, бумажный дневник может исчезнуть самостоятельно, так как необходимости для его ведения не будет, но для этого у учащихся, учителей и родителей должно в привычку войти использование электронных версий журнала и дневника. А пока, можно пользоваться обоими вариантами, не забывая сохранить на память свой первый бумажный дневник.
Некоторые главы местного самоуправления поспешили предложить сделать одним из экспонатов местного музея школьный дневник, так как в следующем году все учащиеся перейдут на его электронный аналог.
Я хотела бы попросить руководителей образования не спешить говорить «Прощай!» бумажному дневнику.
Источники
Слайд 1
«Можно ли прощаться с бумажным дневником?» Плиева Элла, 3 класс, МБОУ-лицейСлайд 3
Скан бумажного дневника Эллы, если за 1 класс есть – отлично, если нет, то любой.
Слайд 4
Предмет исследования: школьные дневники бумажный и электронный. Цель моего исследования: изучить степень использования электронного дневника и возможность вытеснения бумажного варианта. Задачи исследования: определить возможность перехода на электронный дневник в пределах нашего лицея. Методы исследования: анкетирование; эксперимент; сбор информации и её анализ; изучение литературы и интернет-ресурсов ; интервью; сравнение полученных результатов ( MS Excel) Участники исследования: учащиеся лицея, ученики 3«А» класса, учителя.
Слайд 9
Скриншоты с электронного дневника Эллы по теме
Слайд 11
Наличие компьютера в доме учащегося, которым он может беспрепятственно воспользоваться. Бесперебойное подключение компьютера к сети Интернет. Своевременное заполнение своего сектора деятельности в дневнике учителями.
Слайд 12
Анкета
Слайд 13
У 2 % учащихся в доме вообще нет компьютера.
Слайд 14
Почти половина учащихся не имеет собственного компьютера.
Слайд 15
68 человек из 158 имеет один компьютер в семье, и только 90 учеников из 158 имеет беспрепятственный доступ к компьютеру.
Слайд 16
У 10 человек компьютер не подключен к сети Интернет, а значит, воспользоваться услугами электронного дневника они не смогут.
Слайд 17
У значительной части учащихся (65 из 158) наблюдаются отключения Интернета на какой-то период.
Слайд 18
Только у 27 человек электричество, которое необходимо для работы компьютера, бывает постоянно, а у остальных наблюдаются проблемы с его отключением.
Слайд 19
42 человека из 158 вообще никогда не пользуются электронным дневником Дневник.ру , хотя им доступ для этого предоставлен.
Слайд 20
Родители предпочитают следить за успеваемостью своего ребенка по-старинке , пользуясь бумажным вариантом дневника (90 из 158).
Слайд 21
67 учащихся предпочитают бумажный дневник, 23 электронный вариант, а 68 учеников пользуются обоими вариантами.
Слайд 22
Эксперимент «Три дня без бумажного дневника» Как ты обошелся без бумажного дневника? Свободно Мне было трудно Я не заметил его отсутствия 2. Из каких источников ты узнавал домашнее задание? Записывал в тетрадь или черновик Узнавал у одноклассника или учителя Пользовался электронным дневником 3. Как узнавали родители о твоей успеваемости? Из электронного дневника Из моего рассказа Никак 4. Какую фразу ты хотел бы сказать после эксперимента? Как хорошо, что мне вернули дневник! Я и не заметил, что дневника не было! 5. Отсутствие дневника повлияло на твою успеваемость? Да Нет 6. Как ты считаешь, нужен ли тебе бумажный дневник? Нужен Не нужен
Слайд 23
Большей части учеников (21 из 28) было сложно без бумажного дневника.
Слайд 24
В основном все ученики кроме двоих домашнее задание записывали в тетрадь или черновик.
Слайд 25
А вот большая часть родителей об успеваемости ребенка узнавали в электронном дневнике.
Слайд 26
Половина учеников считает, что отсутствие дневника повлияло на его успеваемость.
Слайд 27
После эксперимента все дружно сказали (25 из 28): «Как хорошо, что мне вернули дневник!»
Слайд 28
И каждый в классе считает, что ему нужен бумажный дневник.
В Китае испытали "автобус будущего"
Сказка "Колосок"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лист Мёбиуса