Описание исследовательской и практической работы над творческим проектом по созданию хореографической постановки, сюжет которой создан на основе на исторических событий, с использованием современной музыки, элементов народной хореографии и стилизированного костюма.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская часть творческого проекта "Русь Златоглавая" | 85.36 КБ |
ПРИЛОЖЕНИЕ к творческому проекту "Русь Златоглавая" | 2.58 МБ |
Муниципальное образование город Муравленко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Творческий проект
«Русь Златоглавая»
Предметная область: история, хореография, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, технология, мировая художественная культура.
Руководитель:
Бондаренко Роман
Исполнители:
Консультанты:
г. Муравленко
2011 г.
Содержание:
Введение.--------------------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Исследование и анализ ----------------------------------------------------------------------------5
1.1 Музыкально-драматический анализ песни группы «Любэ» «Край синеокий»---8
1.2 Исторические предпосылки создания песни «Край синеокий»----------------------10
1.2.1 История Киевской Руси.-------------------------------------------------------------10
1.2.2 Киевский Князь Владимир Святославович.-------------------------------------13
1.2.3 Крещение Руси.-----------------------------------------------------------------------14
1.3 Влияние искусства на познавательную активность.------------------------------------17
1.4 Создание формы и фабулы творческого проекта о Киевской Руси и князе Владимире.-------------------------------------------------------------------------------------------18
1.5 Художественно-выразительные средства в танце.--------------------------------------18
1.5.1 Костюм, как средство раскрытия образа в танце.-----------------------------19
1.5.2 Оружие X –XVI века.----------------------------------------------------------------20
1.5.3 Художественное оформление тканей.-------------------------------------------21
Глава 2. Исследование затрат для реализации проекта.----------------------------------------------22
Глава 3. Практическая часть проекта.-------------------------------------------------------------------24
3.1 Изготовление костюмов.----------------------------------------------------------------------24
3.1.1 Создание эскизов костюмов.-------------------------------------------------------24
3.1.2 Пошив костюмов.--------------------------------------------------------------------24
3.2 Изготовление танцевальных атрибутов. ---------------------------------------------------25
3.2.1 Создание эскизов для росписи шарфа.------------------------------------------25
3.2.2 Выполнение росписи ткани.-------------------------------------------------------25
3.2.3 Оформление копий и меча.-------------------------------------------------------26
3.3 Постановка и исполнение танцевальной композиции.---------------------------------26
Заключение.---------------------------------------------------------------------------------------------------28
Библиография.-----------------------------------------------------------------------------------------------29
Приложение.--------------------------------------------------------------------------------------------------30
Введение.
Мы считаем, что сегодня нет более актуальной проблемы, чем воспитание патриотизма. На наш взгляд, основные источники информации, такие, как уроки истории и литература не дают желаемого результата.
Для решения этой проблемы, мы поставили перед собой цель – оживить историю России через танец, создать творческий проект, объединяющий музыку, хореографию, сценический костюм. Возможно, благодаря зрелищности проекта, молодежь пропустит историю через себя, глубже проникнет в ее суть, почувствует себя достойным представителем народа с тысячелетней историей и культурой.
Результатом работы над нашим проектом является создание и исполнение хореографической постановки на основе народной хореографии с использованием стилизованного костюма. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
Работа над проектом ведется поэтапно:
Глава 1. Исследование и анализ.
Но и тогда, когда во всей планете
Пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким «РУСЬ»!
Есенин С.А.
Сколько в строках поэта патриотического чувства, обращённого к своей Родине! А вот есть ли среди нас, представителей подрастающего поколения, истинные патриоты? И что такое «патриотизм» вообще? Это особое чувство или конкретные действия? Патриотизм (гр. pater – родина, отечество). Любовь к родине и преданность своему отечеству, стремление своими действиями служить интересам родины, привязанность к родной земле, языку, традициям.
(8. с. 176) Вероятно, в каждом молодом человеке присутствует дремлющий патриотизм, который нужно пробуждать. Люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру. Наверное, сколько людей — столько путей. В этом должны помочь: семья, общество, школа, средства массовой коммуникации, искусство. Однако, мы все сильнее отрываемся от своих корней. Почему это происходит? На современного российского школьника обрушен мощный и мутный поток «массовой культуры». Массовое молодежное сознание в сфере культуры выглядит сегодня в России на западный манер - вкусы, увлечения, музыкальные интересы значительной части молодежи заимствуются со стороны. Ценностная ориентация и вкусовые пристрастия явно направлены в сторону развлекательного «искусства» (псевдоискусства). В результате - заметное ослабление морально-этических устоев в российском обществе, или наоборот зарождение русофобии, как следствия принижения значимости национальной культуры. Мы считаем, что у подростков отсутствуют стимулы для изучения родной культуры, фольклора, соблюдения традиций. Народное творчество, которое несет в себе огромный воспитательный заряд, все реже находит сторонников среди молодежи. Может среди носителей современной культуры есть те, кто может пробудить в молодежи дремлющий патриотизм, заставить задуматься о России, ее прошлом и будущем?
Мы решили найти среди популярных исполнителей, тех, чье современное творчество непосредственно связано с историей и культурой России. По совету учителя музыки мы прослушали альбом «Рассея» популярной группы «Любэ». Из всех прослушанных песен нас особенно взволновала песня «Край синеокий». В мелодии и тексте песни заключается глубокий смысл: воспеваются великие подвиги князя Владимира, безграничная любовь к Родине, мужество и единство нашего народа. После прослушивания мы ощутили чувства гордости и сопричастности, так как являемся наследниками великой истории России. Возникла гипотеза: «если песня «Край синеокий», являясь частью современного искусства, способна активизировать нашу познавательную активность, то возможно мы найдем способ, с помощью которого наши ровесники в условиях школьной среды смогут пропускать историю Родины через себя, глубже проникать в ее суть и ощущать себя достойными представителями народа с тысячелетней историей и культурой».
Наша цель – узнать на примере песни группы Любэ «Край синеокий», как с помощью популярных и доступных форм современного искусства активизировать интерес к изучению истории России.
Таким образом, Объект исследования: песня группы Любэ «Край синеокий» и исторические предпосылки создания песни. Предмет исследования: влияние искусства на активизацию изучения истории и развития чувства патриотизма.
Задачи.
Для достижения поставленной цели нам необходимо:
Методы работы:
Исследование – поиск необходимой для исследования информации (библиотеки, фильмотеки, сайты сети Интернет);
Тестирование – разработка и проведение анкеты «Изучение значимости истории Киевской Руси в современной жизни российского общества». Обработка полученных данных с занесением в таблицу и созданием на основе данных диаграмм;
Анализ – аналитическая обработка полученной информации в ходе исследования и тестирования;
Творческий синтез – создание искомой модели, способной подтвердить или опровергнуть выдвигаемую нами гипотезу.
Практическая и теоретическая значимость исследования:
● Глубокое изучение истории и культуры Киевской Руси и исторической фигуры князя Владимира Святославовича;
● Анализ современного отношения к истории и культуре Киевской Руси, князю Владимиру;
● Изучение влияния различных форм искусства на познавательную активность в области предмета «история России»;
● Определение оптимальной формы творческого проекта и его фабулы о Киевской Руси и князе Владимире, для которого исследовательская работа станет научной основой.
Новизна и актуальность исследования.
Сегодня на разных правительственных уровнях принимают программы патриотического воспитания молодежи. Мы надеемся, что наше исследование песенного творчества группы «Любэ» с целью дальнейшего практического применения станет частью общегосударственной программы. Мы считаем, что сегодня нет более актуальной проблемы, чем воспитание патриотизма. Мы видим, что те основные источники информации (уроки истории, литература) не желаемого результата и хотим найти и предложить свое решение проблемы.
1. 1. Музыкально-драматический анализ песни Любэ «Край синеокий».[1]
Песня «Край с синеокий» входит в альбом «Рассея» группы « Любэ» . Стиль – народная песня в композиторском стиле, «фолк-рок» на основе русских распевов. Исполнение смешанное: сольное исполнение и хоровое пение.
Мы определили характер сольного исполнения – повествовательный, былинный. Драматургия песни состоит из трех частей. Для первой характерна спокойная, лирическая мелодия, размеренная метроритмика, мягкое звучание. Солист выступает в роли рассказчика, летописца. Во второй части сольное исполнение дополняется хоровым пением, на которое ложится основная смысловая нагрузка – объединение людей. В переходах от одной части к другой звучит колокольный звон, который является символом православия Руси. Стилистика переходов - гимновая. Лейтмотивом всей песни является колокольный звон. Он подчеркивает ключевые моменты в драматургии – момент объединения и ликования. Третья часть – возвращение в начало, повторение первой части. В финале произведения звучание колокола подводит к мысли о величие Руси и непобедимости русского народа.
Тема песни: Становление государственности в Киевской Руси X века времен правления Владимира Святославовича.
Идея песни. «За землю родную, За святую веру…»
Сверхзадача песни: «Многая лета, многая лета, Многая лета Русской земле!»
Конфликт: Между гармонией мирной жизни и угрозой внешнего врага, которому нельзя уступать свою землю.
Таблица музыкально-драматического анализа песни группы Любэ «Край синеокий».
Анализ музыкального сопровождения | Текст песни | Образный ряд | Вектор Исследования |
Негромко, лирично звучат гусли. | Музыкальное вступление: | летописец гусляр, мирная жизнь. | История Киевской Руси. |
Сольное исполнение. спокойная, лирическая мелодия, размеренная метроритмика, мягкое звучание. Солист выступает в роли рассказчика, летописца. | 1 куплет: Зорюшка-зоря, родная сторонка Вольная воля, травы-ковыля. Над полем, над лесом Песня журавленка Слышится из даля. 2 куплет: Край синеокий - Божия обитель, Льется прям в сердце Несказанный свет. Над полем, над лесом Ангел твой хранитель Людям глядит во след. | девушка жнец хлеб жито береза колос журавли поле ангел-хранитель лебедь, храм, свет, хоровод. | Культура и быт восточных славян. |
Колокольный звон. Набатный звон. | Лейтмотив. | храм купола колокол крест пожар | История Киевской Руси: внешние враги. |
Сольное исполнение дополняется хоровым пением. | 3 куплет: Так ведется из покон – Не сдавайся зверю Колокольный слыша звон, Богу помолясь, За землю родную, За святую веру Собирал дружину Володимир-Князь. | князь Владимир, богатырь, дружина, сеча. | Киевский князь Владимир Святославович. Дружина князя. |
Музыка и вокал приобретают современное звучание в стиле тяжелого рока. | 4 куплет: В наших жилах та же кровь, Что у дедов наших, И все так же в отчий кров Метит ворон глаз. За землю родную, За святую веру Собирал дружину Володимир-князь. | ворон воины печенеги, битва. | Ратные подвиги. Крещение Руси. |
Гимновая стилистика. Колокола. | Лейтмотив. Многая лета, многая лета, Многая лета Русской земле! Многая лета, многая лета, Многая лета Русской земле! | Храм, Свечи, купола, Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | Крещение Руси. Житие святых. |
Возвращение в начало, повторение первой части. | 5 куплет Край синеокий – Божия обитель, Льется прям в сердце Несказанный свет. Над полем, над лесом Ангел твой хранитель людям Глядит во след. | свеча дети вера, надежда, любовь. | Крещение Руси. Житие святых. Историческое значение принятия христианства на Руси. |
Звон колокола. | Финал | победа величие, радость | Канонизация Князя Владимира. |
Выводы: Проведя музыкально-драматический анализ песни и обобщив данные в таблицу, нам удалось определить точное направление исследования:
1.2. Исторические предпосылки создания песни «Край синеокий».
1.2.1 История Киевской Руси.[2]∗
Свыше одиннадцати веков тому восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки - Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически держал средневековье. На огромной территории от Черного к Белому морей, от Карпатских гор к Волге жили русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада и Константинополя, Кракова и Конуры Большого Булгара и Итилью. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные каменные храмы и нарядное деревянное жилье, создавал могучие фортификационные сооружения своих больших и малых городов, строил на тысячи верст защитные валы против кочевников. На весь мир славились изделия древнерусских мастеров. В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь. Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира. Источниками воссоздания истории Киевской Руси являются письменные и вещевые (археологические) достопримечательности. Главными письменными источниками являются летописи: “Повесть временных лет”, Киевский, Галицко-волынский, Новгородские, Суздальский, Московский, Никонивский и др. Немало ценного добавляют и другие письменные достопримечательности - кодексы и записи норм права, княжеские земельные грамоты, и тому подобное.
Точкой отсчета русской истории летописец Нестор считает 852 г.: "В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим". ( Традиционная же дата образования русского государства - 882 г. В этом году новгородский князь Олег, опираясь на дружину и ополчение Северной Руси, подчинил своей власти град Смоленск (племенной центр кривичей) и Киев (племенной центр полян), устранив местных князей. Соединив под своей властью северный и южный районы обитания восточных славян, князь Олег получил полный контроль над международными торговыми путями. Киев был провозглашен столицей нового государства. Формальные договоры киевских князей с Византией свидетельствуют, что с этого времени Русь выступает организованной политической и торговой силой. Однако образовавшееся государство было еще очень не прочным и скорее представляло собой объединение полунезависимых племенных княжений. Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку продолжали существовать зависимые от него местные племенные князья (в Чернигове, Переяславле, Любече, Полоцке и др.). Желая подчеркнуть независимость Киева, а также собственную силу и значимость, великие князья иногда именовались тюркским титулом хакан (каган). Однако киевские князья не были самодержцами. Они управляли от имени своих родственников и ближайшего окружения - крупного боярства, формировавшегося из племенной знати и верхушки дружины. В свою очередь, боярство располагало собственными дружинами. Основная боевая сила киевских князей, дружина, [3]∗формировалась из людей различного происхождения и различных народов. Постепенно из верхов дружины и племенной знати сформировался господствующий класс Киевского государства. Материальной основой существования этого класса в IX - первой половине X в. были военные походы и связанные с этим грабежи и контрибуции, а также примитивная форма дани ("полюдье"). Полюдье представляло собой регулярный, упорядоченный сбор дань в пользу князя и его дружины или дружины его приближенных.
Великие киевские князя в начальный период существования Руси опирались на жителей новгородского севера - здесь набирали в помощь дружине воинов (летописные "веховнии вои"); для Новгорода была установлена особая дань ("урок"), распределявшейся между князем и дружиной; княгиня Ольга ввела в Новгородской земле вместо полюдья дань в определенных размерах ("оброк") и назначила специальные места ("погосты"), где ее принимали княжие мужи ("даньщики"), что, несомненной, уменьшало бесчинства дружинников среди местного населения. Новгородский север помогал сохранять связь со Скандинавией, откуда князья в трудную минуту призывали боевую силу - варягов. Объединение восточнославянских земель вокруг Киева заняло в целом более столетия. Столь долгий период можно объяснить рядом причин: огромные, неосвоенные земледельцами территории, прочность племенных традиций, многонациональный состав населения, пограничное положение между Европой и Степью. Основой экономики восточных славян являлось пашенное земледелие. Природно-климатические условия определяли особенности его ведения. В южных степных и лесостепных районах преобладала переложная система земледелия. В северных лесистых районах с бедными почвами практиковалась подсечная система земледелия. Восточными славянами применялись пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (на юге) и соха (на севере). Среди зерновых культур использовались рожь, ячмень, пшеница, просо, гречиха (восточные славяне переняли данную культуру от волжских булгар еще до IX в.), ячмень. Ассортимент плодоовощных культур был разнообразнее (например, благодаря византийцам, с X в. славяне стали разводить вишню и огурцы). Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Оседлое население Восточной Европы разводило крупный рогатый скот, свиней, коз, домашнюю птицу. Скотоводство, сочетавшееся с земледелием, было связано с освоением лесов и кустарниковых пустошей. В раннее средневековье домашний скот отличался небольшими размерами. Лесные промыслы снабжали жителей топливом и служили источником разного рода сырья. В восточноевропейском экспорте воск занимал второе место сразу за пушниной, а медовые напитки бытовали повсюду. У восточных славян были развиты различные виды ремесла. Мастера кузнечного дела обеспечивали местное население добротными железными орудиями труда и традиционными видами оружия, такими как наконечники для копий и стрел, боевыми ножами и топорами. Гончары изготавливали хорошего качества керамику. Ювелиры владели различными способами выделки украшений: перегородчатая эмаль, чернь, скань, чеканка и т.д. Существовал оживленный торговый обмен между различными племенами и народами (согласно находкам археологов). С образованием транзитных европейских путей восточноевропейская элита включилась в международную евроазиатскую торговлю, продавая, в основном, пушнину.
Мы видим, что Русь к X веку стала местом синтеза различных культурных традиций, которые и сегодня можно проследить в повседневной жизни граждан нашей страны. Культурные традиции и ремесла современности берут свое начало еще с времен Киевской Руси. Результаты анкетирования,[4]∗ проведенные среди учащихся средней школы и категории, взрослых старше 26 лет показывают, что треть опрошенных воспринимают историю Киевской Руси на подсознательном субъективном уровне. Это доказывает, что спустя 1000 лет треть населения страны считают Киевскую Русь прародиной и колыбелью культуры. Пиковой точкой Киевской Руси является правление Киевского князя Владимира Святославовича.
1.2.2. Киевский Князь Владимир Святославович.[5]∗
Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Святослав перед Болгарским походом назначил в наиболее важные города своих сыновей наместниками киевского князя. Владимир I получил в управление Новгород. Вскоре после гибели отца он, опираясь на новгородцев и варягов, уничтожил своих братьев и стал великим киевским князем. В отличие от своих предшественников Владимир значительно больше уделял внимания внутренним делам государства, избегая крупных военных предприятий. Окончательно были присоединены радимичи (982 г.) и вятичи (984 г.) а также Червонная Русь. Практически все населенные восточными славянами земли вошли в состав Киевского государства. В девяти крупнейших городах Владимир посадил на княжение своих сыновей, чем значительно укрепил контроль над прилегающими землями. Он расширяет и укрепляет столицу: строит оборонительные сооружения, комплекс дворцов. Постоянные набеги печенегов на южные рубежи Руси заставляют Владимира заняться вопросами военного градостроительства: чтобы обезопасить столицу от набегов печенегов, он приказывает построить вокруг Киева несколько сторожевых городков и населить их "лучшими мужами" от различных племен. Крупных войн Владимир не вел, ограничиваясь походами на соседей. На это были свои причины - политика дальних походов себя не оправдала, к тому же постоянную угрозу для Руси представляли печенеги, и опасно было оставлять Киев без защиты.[6]∗
Образование обширного единого государства потребовало закрепления произошедших изменений в законодательном порядке. В первую очередь Владимир провел религиозную реформу. Он отобрал из огромного языческого пантеона Древней Руси несколько главных божеств, среди которых выделялся Перун, и сделал их главными богами всего государства. В Киеве было воздвигнуто капище, и летописец отметил особый пыл в языческих жертвоприношениях этого периода. Дело дошло до заклания людей. Желая подчеркнуть силу и независимость Киевского государства, Владимир чеканит первые русские монеты - златник и сребреник, не игравшие, впрочем, существенной роли в купле - продаже.
Мы считаем, что из двух главных дел князя Владимира: объединение Руси и крещение Руси, - второе является более значительным, поэтому его стоит рассматривать и исследовать отдельно.
1.2.3. Крещение Руси. [7]∗
Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного. Еще в I веке по Р. Х. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города с множеством христианских храмов. Второй период относится ко времени царствования византийского императора Василия Македонянина. В третий раз массовое крещение славянороссов произошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги, после ее крещения. Святая Ольга построила много христианских храмов. Но крещение Русского государства в целом, крещение всего народа произошло только при святом Владимире, который по праву называется просветителем русского народа светом Христовой веры. Князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов. И вот эти послы в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией созерцали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров. «Поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние диаконов и рассказав им о служении Богу своему», то есть, пояснив общий смысл богослужебной символики. «Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». Так было принято историческое государственное решение о крещении Руси. Князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе. Одновременно князь повелел везде сокрушать идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Херсона (Корсуни). В храмах, устроенных по велению князя Владимира, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном славянском языке, по тем книгам, которые еще за столетие до того были переведены с греческого на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими. Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. У самого же князя Владимира после принятия святого крещения явилась разительная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного состояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека — его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы. Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления Православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Опираясь на исторические источники и собственные исследования,[8]∗ мы можем сделать определенный вывод:
1. Для молодого поколения история Киевской Руси, Князя Владимира, крещение Руси является осознанной частью культурного наследия;
2. Основным источником получения знаний по прежнему являются уроки истории;
3. Более 50% опрошенных проявили желание изучать историю в активных проектно-исследовательских формах;
4. Практически все опрошенные (около 80%) не смогли назвать ни одного художественного произведения на данную тематику.
1. 3 Влияние искусства на познавательную активность.[9]∗
Проведя анкетирование, мы убедились в том, что интерес к культуре и истории нашей страны все же присутствует. Только большее впечатление на подростков и их патриотические чувства влияют более зрелищные формы искусства, такие как хореографическая постановка, спектакль, шоу-программа, фольклорный праздник и т.п. Не смотря на то, что, согласно опросу, лидирующие позиции в познавательной активности занимает документальное кино, большая часть и детей и взрослых хотят активно участвовать в исследованиях и проектах. Работая над творческой работой, непроизвольно расширяешь круг исследования, и в результате получаешь более глубокие знания в изучаемой области. Нам пришлось прочитать много специальной литературы по истории, этнографии, культуре Киевской Руси. И только ознакомившись с этими источниками, у нас сложилась устойчивая картина символического образного ряда этой эпохи, которую мы занесли в таблицу.[10]∗ Таким образом, нами сделан вывод:
1.Создание произведения искусства не возможно без детального изучения первоисточников и научно-познавательной литературы;
2. Погружение в изучение формирует осознанное отношение к историческим событиям, формируя чувство сопричастности и наследственности;
3. Сопричастность влияет на развитие патриотизма, а значит становиться личным, духовным достоянием;
4.Желание создать произведение искусства возникает из личных субъективных потребностей автора;
5. Творческий продукт позволяет пропагандировать свои мысли и чувства другим, а значит, охват изучения и воспитания увеличивается.
Таким образом, мы пришли к выводу, что образование и творчество неразрывный процесс и одно не может обходиться без другого. Нам необходимо придумать форму творческого проекта, который сможет вовлечь в процесс познания истории Киевской Руси как можно больше участников.
1. 4. Создание формы и фабулы творческого проекта о Киевской Руси и князе Владимире.
Проанализировав, анкетные данные, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной формой творческого проекта будет шоу программа в жанре театра танца и моды. Таким образом, мы сможем вовлечь в проект хореографические коллективы, художественно-прикладные коллективы и всех желающих участвовать. Мы предлагаем свой фабульный* ход работы:
«Три сестры – Вера, Надежда и Любовь солнечным днем во время жатвы отдыхают после работы. Вокруг колосится спелая пшеница. Налитые колосья покачиваются на ветру. Эту мирную картину нарушает тревожный звон колокола – он возвещает о приближении вражеских войск. На защиту русской земли выходит Князь Владимир. София (символ веры и Руси), она вручает князю Владимиру меч. Князь Владимир облачается в доспехи, получает благословление и, собрав дружину, выходит на защиту родной земли. В это время девушки собираются в храме. Воины под предводительством князя ведут бои с недругом и одерживают победу. Апофеоз: Многая лета Русской земле! Благодаря вере и единству русского народа Россия жила, жива и будет жить!
1.5. Художественно-выразительные средства в танце.
Опираясь на сюжет постановки, мы определились с рядом действующих лиц:
Для того, чтобы точнее передать особенности эпохи и характер героев, необходимо облачить исполнителей постановки в сценический костюм. Для создания оригинальных эскизов костюмов нам необходимо изучить особенности покроя, расцветки и отделки женского костюма, костюма князя, одежды воинов.
Эстетический идеал красоты и особенности костюма Древней Руси.
Внешний облик, красота древних руссов вызывали восторженные отклики у европейцев и азиатов. Древние путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте, описывая руссов, обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу, красивые русые волосы. Высокие критерии красоты с глубокой древности определяют эстетический народный идеал, о котором рассказывается в былинах и поется в народных песнях.
Привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным решением, применяемыми тканями и украшениями, цветовым сочетанием.[11]
К наиболее общим особенностям, характерным для костюма этого исторического периода, можно отнести следующие:
Учитывая то, что в сюжете постановки присутствует батальная часть, нам нужно изучить виды боевого оружия, которые использовались славянами при ведении боев.
В Древней Руси копье являлось самым распространенным видом вооружения. Копейщик являлся основой русской армии. Опытный воин метал копье очень точно. Для этого ему было необходимо много тренироваться с мишенями. Дальность полета копья, брошенного рукой, составляла 30-40 м. На конец копья надевали кусок тряпки, окрашенный красителем, так что место попадания в мишень сразу было видно. Потом переходили к поединкам между двумя воинами с использованием копий с тупыми наконечниками, окрашенными краской. [12]
Самым почетным видом оружия на Руси был меч.
«Спору нет, длинный славянский меч незаменим в борьбе с юрким степным кочевником.
Он не подпустит его близко, не даст стоптать конем, достать саблей; перерубит копье и аркан. Он и рожден там, в постоянных стычках Запада и Востока…»
«Вещий Олег». Васильев Б.Л.
В русских былинах ни разу меч русского богатыря не поднимался для бравады, ради обретения им богатства или престола. Меч надевался только в тяжелую годину или как часть парадного костюма – как символ статуса.
Описание меча: Прямой, длинный, чуть сужающийся к острию тяжелый клинок. Рукоятка и гарда, торчащие из ножен, всегда украшались, даже на самых простых мечах. Клинок иногда тоже украшали рисунками или магическими знаками. Вдоль лезвия шла продольная канавка – дол, облегчавшая клинок меча и увеличивающая его маневренность.
1.5.3 Художественное оформление тканей.
Для усиления эстетического воздействия на зрителя мы решили, что танец девушек, символизирующий картину мира, должен быть дополнен «верхним» рисунком – в их руках будет легкий шарф, который в процессе танца меняет свое назначение – вначале будет колосом, затем станет частью набатного колокола, а в какой-то момент - женским головным убором. Шарф станет более эффектным элементом, если мы его украсим художественной росписью. Для этого появилась необходимость изучить технику росписи ткани.[13]
Глава 2. Исследование затрат для реализации проекта.
Наименование | Цена за единицу товара (р.) | Расход | Стоимость |
1.Краски акриловые. | 210 | 1 шт. | 210 |
2. Кисть | 25 | 1 шт. | 25 |
3. Морилка | 45р | 1шт. | 45 |
4.Тесьма декоративная. | 30 | 22,75м. | 682,50 |
5. Резинка бельевая | 30р. | 1шт. | 30 |
6. Ткань «сетка» | 100 | 4 м. | 400 |
7. Косая бейка | 10 | 20 м. | 200 |
8.Парча | 120 | 3 м. | 360 |
9.Флизелин | 30р. | 3 м. | 90 |
10. Тесьма декоративная | 20 р. | 6 м. | 120 |
11.Габардин | 120р. | 9.53 м. | 1143 |
12. Краски «Батик-хобби» | 330р | 1 шт. | 330 |
13. Эмаль-аэрозоль (металлический хром) | 135р. | 2 шт. | 270 |
14.Органза | 200 р. | 5.6 м. | 1120 |
15. Тесьма «зиг-заг» | 5 р. | 30 м. | 150 |
16. Кристалон | 120. | 3 м. | 360 |
17.Креп -сатин | 120 р. | 19.6 м. | 2352 |
18. Флизелин | 60 р. | 6 м. | 360 |
20. Ватман | 8р. | 6л. | 48 |
22. Кисти «Пони» № 1,2, 3,8 | 80р. | 1шт. | 80 |
23. Кнопки | 20р. | 4пач. | 80 |
24. Цветные контуры | 100р. | 1уп. | 100 |
Итого: | 8555.5 |
Глава 3. Практическая часть проекта.
3.1.1 Создание эскизов костюмов.
Создание эскиза женского костюма осуществлялось на основе реконструированных костюмов древнерусской крестьянки. Он отличается простотой покроя и отделки. Костюм состоит из белой длинной рубахи с длинными рукавами и поневы — юбки, состоящей из трех несшитых прямоугольных полотнищ с ромбовидным рисунком, укрепленных на поясном ремешке. По низу, горловине и рукавам рубаха оформлена тесьмой и полосой отделочной ткани. Костюм дополняется венцом – головой повязкой в виде ленты.[14]
При создании эскизов костюмов воинов и князя мы опирались на исследования в области истории костюма, иллюстрации книг и картины известных художников. Костюм копейщика состоит из рубахи и портов, поверх которых надевается короткая кольчужная рубашка с разрезами по бокам и короткими рукавами, подхваченная кожаным поясом.*
Костюм князя отличается формой и количеством нашивок («металлических пластин») на кольчуге и дополняется драпирующимся плащом.*
Одежда княгини с тиснеными дробницами была взята за основу эскиза костюма Софии. Костюм состоит из нижнего белого платья без рукавов и верхнего полупрозрачного платья, украшенного парчой, золотой тесьмой и богато украшенным очельем. Головным убором Софии является кокошник в виде золотого купола, оформленного декоративными элементами: и тесьмой.[15]
3.1.2 Пошив костюмов.
По созданным нами эскизам учитель технологии В.И. Рогова приступила к пошиву коллекции сценических костюмов. Участники проекта вносили посильную помощь в покраске тканей и изготовлению отдельных элементов. *
3.2 Изготовление танцевальных атрибутов.
3.2.1 Создание эскизов для росписи шарфа.
Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий основной замысел художественного произведения или отдельной его части.
В своем эскизе мы наметили композиционное построение будущего рисунка. Рисунок, состоящий из двух расположенных друг против друга пшеничных колосьев и васильков, будет находиться в центре изделия.
Цветовая гамма рисунка - золотые и голубые оттенки, сочетается с элементами отделки костюмов исполнителей и отражает замысел постановки (ощущения присутствия на поле, среди колосящейся пшеницы). *
3.2.2 Выполнение росписи ткани*
Для росписи ткани мы использовали следующие материалы и инструменты:
- краски «Батик-хобби»;
- краски акриловые универсальные;
- акриловый контур по ткани;
- деревянная рама;
- кнопки канцелярские;
- стеклянная трубочка;
- мягкие кисти;
- резиновая груша.
Шаг 1. Нанесение состава резервирующего.
Ткань с помощью кнопок закрепили на раме. Карандашом нанесли на ткани контур рисунка с заранее приготовленного шаблона. Необходимым для работы количеством состава резервирующего заполнили трубочку. Касаясь концом трубочки ткани, по карандашному следу нанесли состав резервирующий. После нанесения состава резервирующего подсушили ткань на воздухе до полного его высыхания, а затем проверить целостность и надежность контура.
Шаг 2. Заполнение контура краской.
Сначала заполнили желтой краской контуры колосков и стеблей. Затем приступили к раскрашиванию цветочных элементов синей краской. По окончании работы подсушили ткань для высыхания краски.
Шаг 3. Нанесение контура.
Для контура колосков мы использовали акриловую краску цвета «олимпийское золото» и наносили его кистью №1. Для оформления васильков нам понадобилась акриловая краска цвета «светлое серебро» и синий контур по ткани. Благодаря оформлению рисунка контуром, нам удалось закрыть следы резерва и придать рисунку большую яркость, четкость и выразительность.
Учителями технологии Сивак И.Л. и Басистым Ю.В. были изготовлены копья и меч, которые оформлялись участниками проекта. Древко копья покрывалось морилкой цвета «дуб», а наконечник – аэрозольной краской цвета «металлический хром». Эту же краску мы использовали для оформления меча.
3.3 Постановка и исполнение танцевальной композиции.*
Изготовив необходимые для танца атрибуты, мы приступили к основной части проекта – участию в постановке танца «Русь Златоглавая» (постановщик – учитель хореографии Василевских Т.В.). Танец состоит из трех частей, которые соединяются между собой логичными переходами. Первая часть – хоровод девушек с шарфами, в котором участвуют и три девочки – Вера, Надежда, Любовь. Исполнители выучили основные шаги хоровода, разнообразные рисунки, овладели навыками работы с шарфами. Большое внимание уделялось передачи характера исполнения движений – лиричный и женственный.
Во второй части танца главными исполнителями являются воины и князь. Девушки и София играют вспомогательную роль в качестве антуража к основной сцене. Характер движения воинов – четкий, напористый, мужественный. Главный замысел этой части – показать единство и смелость русских воинов, готовых, во что бы то ни стало, биться за победу, стоя на защите своей Родины. Движения ног исполнителей сопровождаются многочисленными движениями рук с копьями и мечом. Для освоения этой части танца юношам необходимо было овладеть навыками сложной координации, быстро реагировать на смену музыкальных тем, чередование ракурсов и перестроений, научиться особенностям безопасного владения копьем на сценической площадке.
Третья часть финальная, объединяет всех участников постановки. «Многая лета Русской земле!», сцена радости и ликования: благодаря трем добродетелям – вере, надежде, любви, мужеству и единству нашего народа Россия жила, жива и будет жить! Центральные фигуры Софии, Веры, Надежды, Любви и князя Владимира, обрамляют фигуры русских ратников и девушек.
После завершения постановочной работы, мы перешли к репетиционной работе на сценической площадке, направленной на совершенствование исполнительского мастерства
Заключение.
При работе над проектом мы изучили большое количество литературы в области истории Древней Руси, истории костюма, посетили сайты, на которых узнали много нового и интересного. Полученная информация помогла нам создать яркий, зрелищный, воспитывающий уважительное отношение к истории России, проект. [17]
Участники проекта в процессе работы проявили ответственность, взаимопомощь, сплоченность, творческую активность.
Вывод:
В каждом молодом человеке присутствует дремлющий патриотизм, который нужно пробуждать. Люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру. Наверное, сколько людей — столько путей. Может и наш проект поможет пробудить в молодежи дремлющий патриотизм, заставить задуматься о России, ее прошлом и будущем.
Библиография
[1]∗ См. Trek 09. Электронное приложение.
[2]∗ См. «Киевская Русь» Электронное приложение»
См. Приложение III
[3]∗ См. Дружина. Войско древней Руси. Электронное приложение
[4]∗ См. Приложение I, II
[5]∗ См. Владимир Святославович, Электронное приложение.
[6]∗ См. Печенеги, Половцы. Электронное приложение.
[7]∗ См. Крещение Руси. Электронное приложение.
[8]∗ Приложение I, II
[9]∗ там же.
[10]∗ Приложение IV
*Приложение V
[11] Приложение 7
[13] Приложение 10
[16] Приложение 15
* Приложение 16
[17] Приложение 17
Разноцветное дерево
А теперь — мультфильм
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Шум и человек
Воздух - музыкант