Исследовательская работа на тему: «Человек с горящим сердцем». Cтановление личности и творческая деятельность Бирюковой Татьяны Степановны. Встреча и беседа с Бирюковой Т.С.; интервью с коллегами, изучение документов семейного архива, материалов периодической печати.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_chelovek_s_goryashchim_serdtsem.doc | 54.5 КБ |
Исследовательская работа на тему: «Человек с горящим сердцем».
(номинация «Люди труда»)
Выполнила: Огурцова Полина, ученица 6 класса ГБОУ РМЭ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования».
Руководитель: Ибраева Зинаида Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ РМЭ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования».
Объект исследовательской работы: становление личности и творческая деятельность Бирюковой Татьяны Степановны.
Цель: 1.Изучить систему работы педагога, методиста, руководителя отдела образования.
Задачи: 1. Выяснить принципы работы на разных должностях.
2. Определить главные направления её деятельности в Новоторъяльской школе – интернате.
3.Составить карту «Форма работы с педагогическим коллективом района в качестве руководителя отдела образования».
4. Подготовить материал для экспозиции музея Новоторъяльской школы-интерната.
Методы исследования: встреча и беседа с Бирюковой Т.С.; интервью с коллегами, изучение документов семейного архива, материалов периодической печати.
Гипотеза: огромный вклад Бирюковой Т.С. в развитие образования района и воспитания подрастающего поколения.
пгт Новый Торъял, 2014г.
Содержание.
Введение. Слово об учителе__________________1 стр.
Глава 1. Становление педагога._______________2 стр.
Глава 2. Творческая деятельность.____________3-5 стр.
Заключение._______________________________5 стр.
Список использованной литературы.__________6 стр.
Приложение.______________________________7-10стр.
Введение. Слово об учителе.
Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Учитель - это отличный психолог, великолепный актёр, но самое главное, учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг.
Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть. Но только не учитель. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего, есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой неизмеримый труд в каждого из нас.
Если посмотреть на карту Республики Марий Эл, то без труда можно найти наш посёлок Новый Торъял. Любуясь красотой природы нашей малой родины, мы осознаем, что наша судьба связана с её историей. Каждый человек, волею судьбы оказавшийся в Новом Торъяле, оставляет часть своего сердца в этом прекрасном посёлке. Так произошло и с Бирюковой Таьяной Степановной, в девичестве Чечеватовой. Она очень удивительный человек, повлиявший на судьбы многих торъяльских детей.
Если жить только для себя, то от прожитого
Не останется и следа.
Если же жить для других, то другие сберегут то,
Чему служил, чему отдавал силы.
Эти слова Дмитрий Сергеевич Лихачёв точно отражают жизненное кредо учителя.
Глава 1. Становление педагога.
Татьяна Степановна родилась в Ульяновской области. Росла в простой крестьянской семье. Училась в семилетней школе. В четвёртом классе её приняли в пионеры. Она была очень нарядной в этот день: в синем платье и белых валенках. Ей повязали красный галстук. В школе Таня любила петь, танцевать. Была самой активной, задорной, энергичной. Окончив семилетку на «хорошо», Татьяна продолжила учёбу в педагогическом училище. Училась старательно. Четыре года она была председателем профкома. Приобрела опыт работы с людьми. Очень мечтала работать там, где были трудности с учительскими кадрами, хотя её не хотели отпускать из училища, но она рвалась в школу. Поехала на приём к секретарю Ульяновского обкома партии. Там девушку сразу поняли.
В 1966 году Татьяну Чечеватову направили в Марийскую республику. Их было 30 девушек. Из них четверо оказались в Новоторъяльском районе, в том числе и Татьяна Степановна.
Глава 2. Творческая деятельность.
Трудовая биография Татьяны Степановны началась в 60-х годах в качестве учителя в Захарейковской начальной школе, что недалеко от Пектубаева. С огромным радушием принял коллектив школы молодую учительницу, но недолго поработала она с детьми. Её пригласили в райком комсомола и предложили новую должность. Для Татьяны это событие было не только неожиданным, но и, казалось, недопустимым. Её утвердили заведующей отделом школ.
Быстро вошла она в жизнь комсомольской организации, её весёлый нрав был очень приятен молодёжи, Татьяну просто обожали, к ней относились с большой заботой и вниманием. Интересно проходили вечера романсов, новогодние балы, театрализованные представления, проводы русской зимы, спортивные мероприятия, концерты художественной самодеятельности, организуемые под её руководством. Об этом периоде жизни она вспоминает с удивительной теплотой:
- Комсомол дал возможность жить юношеству интересно, творчески, открыто. Наш райком комсомола был центром работы с молодёжью, подростками и детьми. По моей инициативе был создан впервые в республике сводный пионерский отряд, организованы комсомольско-молодёжные бригады. Я имела честь работать с прекрасными людьми, о которых всегда помню и благодарю судьбу, что соприкоснулась с ними. Они сыграли самую положительную роль в создании внутреннего стержня во мне.
С 1971 года жизнь Татьяны Степановны связана с детьми, со школой, учителями. Работала она воспитательницей и организатором в Новоторъяльской школе-интернате. Это другая страничка удивительных встреч и событий в жизни замечательного человека.
Работая в школе-интернате, молодой педагог создала свою систему воспитания, которой заинтересовались в республике, к ней стали приезжать учиться гости. «Я работала с упоением. Мне нравилось, что дети были хозяевами своей собственной жизни, » - рассказывает Татьяна Степановна.
Заметив огромную любовь к детям и великое трудолюбие, районное руководство предложило ей стать директором Дома творчества. Что же интересного ввела в работу учреждения добрый гений детей Бирюкова Т. С.?
1. Был создан Совет Дома пионеров, Совет родителей.
2. Клуб вожатых «Красный галстук».
3. Был организован клуб вожатых-производственников из числа парней и девчат, работающих на предприятиях, совхозах и колхозах района.
4. РОВД стал руководить отрядом юных друзей милиции. Они сумели привлечь самых трудных, несгибаемых парнишек. Им была предоставлена форма, разработано Положение
5. Юные пожарники. Им руководил зам.военкома района. Собирал командиров со всех школ, учил военному строю, проводил занятия по Уставу, по стрельбе, готовил к проведению игры «Зарница» и смотра строя и песни.
6. На базе Дома пионеров создан отряд горнистов и барабанщиков. В отряде было 20 горнистов и 20 барабанщиков. Это от их шествия замирали и взрослые и дети.
7. Выступал свой ансамбль песни и пляски «Солнышко», хор, в котором участвовало более 100 детей.
В те годы Дом пионеров был центром всего самого интересного.
Прошли годы. Татьяна Степановна – пионервожатая Новоторъяльской средней школы. Из воспоминания педагога: «Я стала старшей вожатой и начала с того, что написала детям письмо такого содержания: «Мой юный друг! Если у тебя есть желание встретиться со мной, если ты не боишься темноты, если ты хочешь интересно жить, приглашаю тебя и двух верных друзей в 22 часа на тайный костёр на реке Немда. Пароль «Сокол», ответ «Орёл». Принесите с собой два полена дров, 3 картошки. Сохрани всё это втайне! Товарищ Таня!» К костру пришло где-то 50 человек. Наша встреча продолжалась до 4-х часов утра. Разговор шёл о том, как интересно организовать свою жизнь. От ребят поступило множество предложений. А потом пели! Мечтали! Знакомились! Их покорил разговор «В кругу». Началась весёлая, насыщенная делами пионерская жизнь.
Через много лет ко мне пришли мои бывшие пионеры, и одна из них говорит: «Вы, именно Вы, научили меня понимать, что самое высокое и большое счастье, когда ты даришь людям то, что любишь сама. Помните нашу ярмарку добра? Я её никогда не забуду… Ту куклу, которую подарили мне, я берегу до сих пор и храню как «семейный талисман». Вот для этого, наверное, и надо жить, работать и любить своё дело, чтобы потом, многие годы спустя, не тебе, а твоей профессии, твоему делу получить такое признание. Я ни на миг не сожалею о тех счастливых днях, неугомонных вожатских годах. А через 30 лет я услышала однажды: «Вы для меня всю жизнь моя вожатая!»
Она всегда была в окружении мальчишек и девчонок, поднимала их на большие пионерские дела. Ребята любили старшего товарища за неспокойный характер, за горячее сердце. Большинство педагогов даже завидовали, что дети в её дружине более самостоятельные. Она считает эти годы самыми творческими в своей жизни.
Татьяна Степановна – настоящий профессионал своего дела. Опытного педагога назначают методистом отдела образования, а впоследствии и руководителем РОО. Под её руководством разработано много программ, положений для школ района. В эти годы она близко соприкоснулась с наукой, целых четыре года была членом ВНИК при академии педагогических наук. На базе нашего района были организованы академией педнаук научные практические конференции «Семья в системе общественного воспитания».
Цель всей воспитательной работы: превратиь семью в главную силу нравственного воспитания детей, создать коллектив единомышленников: дети- родители-педагоги.
Определены главные направления деятельности:
1.Индивидуальная работа с семьями.
2. Организация досуга семьи и детей.
3. Связь жителей деревни со школой.
4. Забота о чистоте и красоте деревни.
5. Организация праздников, лекции для жителей деревни.
За многолетний добросовестный труд, за огромный вклад в развитие образования района Татьяна Степановна удостоена звания «Отличник народного образования», неоднократно награждена Почётной грамотой правительства Республики Марий Эл.
Среди педагогов района она пользуется большим авторитетом. Тепло отзывается о ней Ситникова Лидия Георгиевна, в прошлом близкая подруга, а сейчас заместитель руководителя отдела образования:
- Это великой души человек: и в горе, и в несчастье она всегда рядом, верный товарищ. Очень преданный своему делу человек. Татьяна Степановна обладает удивительной способностью войти в доверие к людям, своей энергией заражать окружающих. В работе – большой трудоголик.
Некоторое время замечательный педагог находилась на заслуженном отдыхе, но она не могла сидеть просто так, это не стиль её жизни. Первое, что сделала, - пошла в школы, к детям, в народ. «Работа среди людей – лучший способ наслаждаться жизнью, »- говорит, улыбаясь, Татьяна Степановна. Тесно сотрудничает с нашей «районкой», пишет очерки и рассказы о земляках-тружениках, о заслуженных педагогах, об участниках войны. Она избрана председателем совета женщин посёлка Новый Торъял, кроме этого является председателем совета ветеранов отдела образования.
Сейчас Татьяна Степановна работает методистом Новоторъяльского краеведческого музея.
Вот как отзывается о Бирюковой Татьяне Степановне Новикова Галина Николаевна, научный сотрудник районного краеведческого музея, её коллега:
- Иногда задаёшься мыслью, что редко можно встретить человека, в котором сочетаются уникальность и простота, ум и обаяние, взрослость и детство. Татьяна Степановна может по-детски радоваться, огорчаться, удивляться и восхищаться искренне, от всей души, хотя за её плечами - опыт работы руководителя районного масштаба. Она всегда придёт на помощь в трудной ситуации, скажет добрые правдивые слова, и человек поверит в свои силы, раздвинет плечи и сдалает то, в чём раньше сомневался. Где бы ни работала Татьяна Степановна, она всегда остаётся Учителем, Человеком с большой буквы.
О её деловых качествах и человеческих чертах характера рассказывает Хлебов Юрий Алексеевич, член совета ветеранов войны и труда:
- Длительное время работает Татьяна Степановна в Новотоъялском районе. Я её знаю как профессионала своего дела, как неустанного труженика, внёсшего огромный вклад в развитие нашего района и республики. Любимым делом в настоящее время являются, как и прежде, встречи с детьми в школах и с ветеранами войны и труда. Неоценимую помощь оказывает в организации культурно-массовых мероприятий работникам музея, библиотеки, ДК культуры, сама проявляет большую активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение можно сказать следующее: весь собранный мною материал был систематизирован и изложен в определённой последовательности. Считаю, что поставленной цели я добилась - изучила систему работы педагога на разных этапах. Надеюсь, что результат моего исследования будет полезен и интересен учащимся нашей школы.
Татьяна Степановна – символ добра, жизнелюбия, хранительница домашнего очага. Она всегда трудится честно, самозабвенно, чтобы наш посёлок развивался и укреплялся.
Пока нас ещё окружают такие замечательные люди труда, наш долг - больше узнать о таких талантливых педагогах, написать исследовательские работы и сохранить для будущего поколения. . Татьяна Степановна не была моим учителем, но мне удалось проникнуться уважением к этому человеку. Её воспитанники – это разные люди: есть среди них и учителя , и инженеры , и поэты , и политики. Но все они получили от Татьяны Степановны пример доброжелательности, уважения и частичку щедрого сердца настоящего педагога. Я выражаю благодарность всем, кто помог мне в написании данной работы!
Библиографический список.
1.Т.С.Бирюкова. «Возрождение традиции народной». М., 1991г. АПН. 2.Бирюкова Т.С. «Из опыта работы совета отдела образования Новоторъяльского района». Й-Ола, 1989г.
3. «Сельская школа в системе социального воспитания» М.,1990г.
4.Газета «Сельская новь» № 1,2,10,30 – 2009, №29-2008, №10-2010.
5. «Сборник воспоминаний». 2009г.
Военная хитрость
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Прекрасная арфа
Почта
Извержение вулкана