конкурс
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "У нуля про запас сотни каверз и проказ" Прибылов Иван | 1004.12 КБ |
конкурс "Разговор о правильном питании" Герасимова Карина | 10.18 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа п.Центральный
Исследовательская работа
У нуля про запас
сотни каверз и проказ
Выполнил: ученик 1 класса
Прибылов Иван
Проверила: Бобрышева О.А.
учитель начальных классов
п.Центральный
2014
Содержание
Введение с.3-4
1.История нуля с.5
2.Самая важная цифра счётной системы с.6
Заключение с.7
Список литературы с.8
Приложение с.9-19
Введение
Очень давно, так давно, что трудно себе представить, когда это было, ещё до нашей эры, люди не умели считать и не знали цифр. Но им надо было определять количество добычи во время охоты и делить её между собой. Сменялись годы, прошло с тех пор много лет. Люди научились выращивать богатые урожаи, охотиться. Людям очень нужно было научиться считать. Сначала считали по пальцам рук и ног, а потом придумали названия числам.
Условный значок, которым они записывали число, - цифра – появился ещё позднее, чем названия чисел. У некоторых народов цифры обозначались буквами. Над буквами ставился специальный значок, чтобы можно было отличить букву от числа. Позже появились римские цифры. На старинных зданиях, на некоторых часах и в оглавлении книг мы можем и сейчас увидеть эти цифры. В Индии придумали, как записывать числа вот такими знаками 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. В Европе эти цифры стали известны по арабским сочинениям. Отсюда их традиционное название – арабские цифры. Само слово «цифра» тоже пришло из арабского языка.
На уроке математики мы познакомились с цифрой и числом ноль.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз -
Цифра будет все такой же.
Правда ведь, скажи?
Таким образом, нами сформулирована тема исследования: «У нуля про запас сотни каверз и проказ».
Проблема исследования: какую роль играет число ноль в семье натуральных чисел?
В связи с проблемой нами поставлена цель исследования: определить роль числа ноль в сравнении с натуральными числами.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения числа ноль.
2. Определить роль нуля в семье натуральных чисел.
3. Изучить литературу и сделать выводы по теме исследования.
На основе выше сказанного выдвинута гипотеза исследования: если поставить цифру ноль справа от других цифр, то можно увеличить число в несколько раз.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдения.
1.История нуля.
Ноль бывает разный. Во-первых, ноль – это цифра, которая используется для обозначения пустого разряда; во-вторых, ноль – это необычное число, так как на ноль делить нельзя и при умножении на ноль любое число становится нулем; в-третьих, ноль нужен для вычитания и сложения, иначе, сколько будет, если из 5 вычесть 5?
Впервые ноль появился в древневавилонской системе счисления, он использовался для обозначения пропущенных разрядов в числах, но такие числа как 1 и 60 у них записывали одинаково, так как ноль в конце числа у них не ставился. В их системе ноль выполнял роль пробела в тексте.
Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква омикрон, очень напоминающая современный знак нуля.
На стенной надписи в Индии в IX веке н.э. впервые символ нуля встречается в конце числа. Это первое общепринятое обозначение современного знака нуля.
2.Самая важная цифра счетной системы.
Как ни странно, «ничто» - самая важная цифра нашей счетной системы! Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! От нуля можно ожидать всяких фокусов. Про него даже песенки поют в лабиринте чисел:
У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у нас говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!
У этой цифры есть еще одно важное значение. Обычно мы думаем, что ноль стоит в начале ряда чисел и что любое число будет больше нуля. Взгляните, однако, на термометр. Здесь ноль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от него. Вверх идут цифры, обозначающие градусы тепла, а вниз – градусы холода. Про числа, расположенные над нулем, мы говорим: «Выше нуля». А о числах под нулем: «Ниже нуля». Что значит «ниже»? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число меньше нуля? Оказывается, может. Такие числа называются отрицательными. Чтобы отличить их от положительных, расположенных выше нуля, математики ставят перед ними знак «минус». Например, число -3 читаем так «минус три». И всем понятно, что это отрицательное число. Таким образом, нуль является как бы пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел: положительных и отрицательных. Теперь, пожалуй, вы согласитесь, что нОль – важное изобретение древних математиков.
Заключение
«Все есть число», — говорили ученики древнегреческого математика Пифагора. Значит всё можно обозначить числом. Число - это обобщение, так как разными числами можно подсчитать разные предметы. Цифры – это значки, с помощью которых записывают числа. Система счисления или нумерация – это способ записи чисел с помощью цифр.
Ноль - это уникальный знак. Ноль – это чисто абстрактное понятие, одно из величайших достижений человека. Его нет в природе окружающей нас. Без нуля можно спокойно обойтись в устном счете, но невозможно обойтись для точной записи чисел. Кроме этого, ноль находится в противовесе всем остальным числам, и символизирует собой бесконечный мир. И если “все есть число”, то ничто есть все!
На уроках математики в первом классе мы познакомились со сложением и вычитанием нуля, в дальнейшем мы подробно узнаем об остальных секретах этого числа.
Список литературы
www.proshkolu.ru
Приложение 1
Загадки про ноль
1.Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца -
Без начала и конца.
2.Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик
3. Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Приложение 2
Детские стихи про цифру ноль:
К. Зеленая
Ноль похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.
Т. Шатских
На горшке сидит король,
Ищет всюду цифру ноль.
Можем подсказать ответ:
Ноль – когда чего-то нет!
А. Сосина
Ноль – задумчивый мудрец.
Где начало, где конец
Сам не может разобрать.
Как его нам не узнать!
А. Сметанин
Вы не встретите миногу,
Чтоб плыла в строю не в ногу.
Почему? Да, просто ног
Ровно НОЛЬ у рыб миног
М. Придворов
А в строю-то им раздолье…
Ой, совсем забыл про ноль я!
Так его и нету, вроде,
Хоть и водится в природе.
Т. Лаврова
Ноль не значит ничего.
Очень жалко мне его.
Он хороший: круглый, гладкий,
Всё с подсчётами в порядке.
Ноль со всеми очень дружен,
Он везде и всюду нужен.
Ноль не требует наград,
Завершает цифр ряд.
В. Черняева
Цифра нуль — пустое место
Или просто — ничего.
Нуль раздулся в знак протеста,
Чтоб заметили его.
Нуль, запомни, детвора, —
Лишь от бублика дыра.
Бублик сделали из теста.
Вот мы скушали его.
Результат — пустое место,
Не осталось ничего.
Ничего нет, в самом деле.
Нуль никак не сосчитать.
Этим бубликом, что съели,
Будем нуль обозначать.
Ноль и нуль — одно и тоже.
Нуль, как цифра — пустота!
Нуль пощупать каждый может,
Пробуй сам, пожалуйста!
Присмотрись к велосипеду,
У него есть два нуля.
На нулях к реке поеду
Через рощу и поля.
Хулахуп кручу руками.
Посмотреть сюда изволь.
Талией кручу, ногами
Обруч, словно цифру ноль.
А вчера пришли подружки,
Мне баранки принесли,
Бублики большие, сушки -
Все съедобные нули!
Есть кругом нули. Быть может,
И другие цифры есть.
Мне приятней нулик всё же,
Нулик-пончик можно съесть.
И ещё есть нуль, не спорю,
Ноль я на море видал.
Ходят корабли по морю,
И у них есть ноль-штурвал.
Есть «обувка» у машины.
Этим нуликам я рад.
Нулики — четыре шины —
Целы? Значит, едем в сад!
И. Финк
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СОЛЬ
Что за цифра этот ноль?
Если ноль, то значит пусто.
Ноль конфет – нам очень грустно.
А вот если ноль проблем,
Это нравится нам всем.
В. Аношина
Нуль - число, не пустота,
Сила в нём и красота.
Нуль всегда всё округляет
И на числа так влияет,
Что из хилой единицы
Десять может получиться,
Если шесть нулей добавить,
Миллионом кол вдруг станет -
Удесятеряет числа
Нуль, как цифра, очень быстро.
Но бывает нуль другой -
Человек с ним не герой,
Тот, кто трусоват, ничтожен
Очень он с нулём похожий -
Нуль без палочки, пустышка,
Неприметный, даже слишком.
Если говорят «ты нуль»,
Это хуже вражьих пуль.
Будь хотя бы единицей,
А за ней ставь вереницей
Несколько нулей подряд,
И тогда сам будешь рад,
Что не стал ты пуст и кругл,
Как тот одиночка нуль.
С. Пизик
Папа чай пил спозаранку,
Аппетитно ел баранки.
Сын баранку взял из плошки,
Призадумался немножко,
Отогнал рукою моль
и сказал : -«Она как НОЛЬ!.
Если ноль на стол положишь,
То и съесть его не сможешь.
Ноль – ничто, пустое место,
Ни картина и не тесто,
Ничего : ни мед, ни мел…»
…Что же папа с чаем съел?
Приложение 3
Сказка про ноль.
Жил на свете Ноль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Ноль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим – пребольшим. Цифры 1, 4, 7, худые и угловатые, завидовали Нулю. Такой он был круглый, внушительный.
- Быть ему вожаком, - пророчили вокруг.
А Ноль важничал и раздувался как индюк. Поставили как-то Ноль впереди двойки, тройки и пятерки, да еще запятой отделили от них, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина цифр уменьшилась вдруг в десять раз! Поставили Ноль впереди других цифр – то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержания никакого.
Услышал это Ноль и загрустил… Но грусть беде не помощник. Надо что-то предпринимать. Ноль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.
С завистью поглядывал Ноль на другие цифры: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым же удавалось вырасти в квадрат или куб, и тогда они становились важными величинами.
Попробовал и Ноль подняться в квадрат, потом в куб, но ничего не получилось.
Бродил ноль по белу свету, несчастный, обездоленный. Однажды увидел он цифры, выстроившиеся в ряд, друг за другом, и потянулся к ним: надоело одиночество. Ноль подошел незаметно, стал скромно позади всех. О чудо! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он удесятерил их величину.
Приложение 4
Пословицы, крылатые выражения.
Ноль без палочки. – Ничего не стоящий, незначащий человек.
Ноль внимания. – Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Абсолютный ноль или круглый ноль. – Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Свести к нулю. – Лишать всякого смысла, значения.
Приложение 5
Думай, считай, отгадывай (задачи на сообразительность).
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут? (нисколько)
Ребусы:
(скворец)
Повезло! Стихи о счастливой семье
Нора Аргунова. Щенята
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Как нарисовать лимон акварелью
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна