Накануне Нового года, 27 декабря, вместе с елкой из леса в наш дом попала неожиданная гостья - личинка бабочки. Она шустро ползала по веткам ели и была очень прожорлива. Через некоторое время гусеница окуклилась, а еще через пару недель появилась бабочка. Используя определители и атласы, мы определили вид бабочки - Шерстолапка еловая или хвойная. Наблюдать за развитием бабочки в зимний период в домашних условиях было очень интересно и увлекательно.
Вложение | Размер |
---|---|
Наблюдения за бабочкой зимой | 2.79 МБ |
Мои наблюдения за бабочкой зимой | 34.53 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
п.Подтыбок Корткеросский район Республика Коми
Исследовательская работа
Тема
Мои наблюдения за бабочкой зимой
Автор работы – Шелепанова Юлия
учащаяся 6 класса
МОУ «СОШ» п. Подтыбок
Руководитель - Погуляева Надежда Гелиевна
учитель биологии
МОУ «СОШ» п. Подтыбок
Ул. Новая 22 раб. тел. 9-72-80
2014
Содержание:
стр.
1. Введение. Общие сведения о бабочках …………………………. 3
2. Мои наблюдения за бабочкой в зимний период ………………...4-5
3. Заключение …………………………………………………………… 6
4. Литература ……………………………………………………………...7
4. Приложение № 1- №2 (фотоматериалы)
Введение. Общие сведения о бабочках.
Чешуекрылые, или бабочки, мотыльки (Lepidoptera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек. Нередко дети думают, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» - чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут. Для большинства видов бабочек характерен специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком, образованным удлиненными лопастями нижней челюсти. Форма и размах крыльев весьма разнообразны: от 2 мм до 28 см. Развитие с полным превращением: имеются стадии яйца, личинки (называемой гусеницей), куколки и имаго. Личинка червеобразная, с недоразвитыми брюшными ногами, грызущим ротовым аппаратом и парными шелкоотделительными железами, выделения из которых, при соприкосновении с воздухом, образуют шелковую нить. Представители отряда Чешуекрылых распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.
Раздел энтомологии, изучающий бабочек, называется лепидоптерологией.
Цель работы: наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой или хвойной (Calliteara abietis) в зимний период.
Задачи: 1. Определить вид бабочки по её личинке и имаго;
2. Проследить за поведением личинки и бабочки в домашних условиях;
3. Изучить строение, жизнедеятельность, развитие бабочки по учебной литературе.
3
Мои наблюдения за бабочкой Шерстолапкой еловой в зимний период
Накануне Нового года, 27 декабря, вместе с ёлкой из леса в наш дом попала неожиданная гостья – личинка бабочки. Она шустро ползала по веткам ели и была очень прожорлива, после неё деревце осталось полуголой, а на полу куча мусора. Гусеница была великолепна, просто красавица! Зеленая с бархатистыми черными кольцевыми полосами. На спине 4 бело-желтых волосяных щеточки, на первом сегменте тела – две черные волосяные кисточки, на одиннадцатом сегменте – одна кисточка из буро-желтых волосков (Приложение № 1). Гусеница поедает хвою сосны, лиственницы, ели и пихты. Она питается до осени и зимует под корой или подстилкой. Чтобы личинка не уползла в какую-либо щель пола, пришлось её поместить в трехлитровую банку с крышкой с отверстиями. Днем я её выпускала (выгуливала) на елку, но большее время она находилась в банке, куда постоянно подкладывали свежие еловые веточки. Лесная красавица радовала нас своим пребыванием почти три недели, мы к ней очень привыкли. 15 января гусеница сильно забеспокоилась, металась по банке, была гиперактивной, затем успокоилась и притихла на стенке банки. За ночь образовала шелковистый кокон вокруг себя и окуклилась (Приложение № 1). В природе окуклиться она должна была в конце мая. Куколка была сначала светло-серой, но постепенно стала черной с рыжими волосками. Я осматривала её каждый день, она оставалась неподвижной и без видимых изменений.
Первого февраля появилась бабочка (Приложение № 2). Она висела на веточке и немного шевелилась. Я открыла банку, вытащила веточку с бабочкой и она, запорхав крылышками, полетела. Летала по комнате, садилась на обои, мебель, на мою ладошку. Передние крылья буровато-серые с темными точками и бурым рисунком, задние крылья – бело-серые. Маскировочная окраска на фоне коры ели. Размах крыльев около 5 см. Лапки шерстистые, мохнатые. Наконец можно было по появившейся бабочке и гусенице определить вид насекомого. Используя школьный атлас-определитель бабочек и определители отряда
4
Чешуекрылых по интернету, мы определили, что перед нами самка
бабочки Шерстолапки еловой или хвойной ((Calliteara abietis) из семейства Волнянки. Распространены по всему миру, известно 2700 видов. И, к большому сожалению, наша бабочка оказалась злостным вредителем хвойного леса.
Пятого февраля бабочка отложила яйца, а седьмого февраля она умерла. Мы были очень огорчены этим событием, так как успели привязаться к ней. Было интересно наблюдать за нашей бабочкой.
Благодаря этой бабочке, я многое узнала о жизни этих прекрасных животных из литературы и интернета: их строение, развитие, значение в природе и жизни человека, многообразие и распространение. Роль бабочек в естественных экосистемах заключается в том, что, будучи консументами первого порядка, они являются неотъемлемыми участниками пищевых цепей. Личинки и куколки являются звеньями в питании птиц, мелких млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Бабочки выступают опылителями многих видов цветковых растений. С целью борьбы с гусеницами-вредителями лесного хозяйства используются как классическая фумигация инсектицидами, так и биологические методы.
В результате хозяйственной деятельности человека – вырубки лесов, осушения болот – численность многих видов бабочек значительно сократилась, а некоторые из них находятся на грани вымирания. На размеры популяции бабочек сказываются малейшие изменения в видовом разнообразии растительности мест их обитания.
5
Заключение
С древних времен разные народы связывали мотыльков с любовью, душой, возрождением. У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души. У славян слово бабочка произошло как уменьшительное от слова «бабка». Традиционно считалось, что душа умершего продолжает жить в виде бабочки. В литературе бабочки чаще выступали в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых русские поэты Василий Жуковский, Иван Бунин, Афанасий Фет и другие.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Выводы: 1. Наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой в домашних условиях было очень интересно и увлекательно;
2. Узнала много нового о жизни бабочек из литературы, научилась работать с определителями;
3. Я стала более любознательной, оказывается рядом столько нового и неизведанного.
6
Литература:
Биология. Животные. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Вентана-Граф» 2013 г.
Школьный атлас-определитель насекомых. Б.М. Мамаев. Москва «Просвещение» 1985 г.
Школьный атлас-определитель бабочек. М.П. Корнелио. Москва «Просвещение» 1986 г.
Атлас. Бабочки. В. Мурзин, А. Братцев. Москва «Тропа» 1993 г.
Фауна Республики Коми. Насекомые. Энциклопедия. Интернет-издательство. http://www.tomovl.ru/fishingline_fauna.html
Бабочки – Энциклопедия «Вокруг света». Интернет-издательство. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title.
Насекомые – вредители леса. Яновский С.А. www.pandia.ru
Основы лесоводства. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Учебное пособие для учащихся средней школы. Москва «Просвещение». 1986 г.
7
Тезисы
«Мои наблюдения за бабочкой зимой»
Автор работы – Шелепанова Юлия
ученица 6 класса
МОУ «СОШ» п.Подтыбок
Руководитель – Погуляева Н.Г.
учитель биологии
МОУ «СОШ» п.Подтыбок
Корткеросский район РК
Чешуекрылые, или бабочки, мотыльки (Lepidoptera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек.
Цель работы: наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой или хвойной (Calliteara abietis) в зимний период.
Задачи: 1. Определить вид бабочки по её личинке и имаго;
2. Проследить за поведением личинки и бабочки в домашних условиях;
3. Изучить строение, жизнедеятельность, развитие бабочки по учебной литературе.
Накануне Нового года, 27 декабря, вместе с ёлкой из леса в наш дом попала неожиданная гостья – личинка бабочки. Гусеница была великолепна, просто красавица! Зеленая с бархатистыми черными кольцевыми полосами. На спине 4 бело-желтых волосяных щеточки, на первом сегменте тела – две черные волосяные кисточки, на одиннадцатом сегменте – одна кисточка из буро-желтых волосков. Лесная красавица радовала нас своим пребыванием почти три недели, мы к ней очень привыкли. 15 января гусеница сильно забеспокоилась, металась по банке, была гиперактивной, затем успокоилась и притихла на стенке банки. За ночь образовала шелковистый кокон вокруг себя и окуклилась. Первого февраля появилась бабочка. Наконец можно было по появившейся бабочке и гусенице определить вид насекомого. Используя школьный атлас-определитель бабочек и определители отряда Чешуекрылых по интернету, мы определили, что перед нами самка бабочки Шерстолапки еловой или хвойной ((Calliteara abietis) из семейства Волнянки. Пятого февраля бабочка отложила яйца, а седьмого февраля она умерла. Мы были очень огорчены этим событием, так как успели привязаться к ней. Было интересно наблюдать за нашей бабочкой.
Выводы: 1. Наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой в домашних условиях было очень интересно и увлекательно;
2. Узнала много нового о жизни бабочек из литературы, научилась работать с определителями;
3. Я стала более любознательной, оказывается рядом столько нового и неизведанного.
Мои наблюдения за бабочкой зимой
Чешуекрылые, или бабочки, мотыльки (Lepidoptera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек. Нередко дети думают, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» - чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут. Развитие с полным превращением: имеются стадии яйца, личинки (называемой гусеницей), куколки и имаго. Представители отряда Чешуекрылых распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.
Раздел энтомологии, изучающий бабочек, называется лепидоптерологией.
Цель работы: наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой или хвойной (Calliteara abietis) в зимний период.
Задачи: 1. Определить вид бабочки по её личинке и имаго;
2. Проследить за поведением личинки и бабочки в домашних условиях;
3. Изучить строение, жизнедеятельность, развитие бабочки по учебной литературе.
Накануне Нового года, 27 декабря, вместе с ёлкой из леса в наш дом попала неожиданная гостья – личинка бабочки. Она шустро ползала по веткам ели и была очень прожорлива, после неё деревце осталось полуголой, а на полу куча мусора. Гусеница была великолепна, просто красавица! Зеленая с бархатистыми черными кольцевыми полосами. На спине 4 бело-желтых волосяных щеточки, на первом сегменте тела – две черные волосяные кисточки, на одиннадцатом сегменте – одна кисточка из буро-желтых волосков. Гусеница поедает хвою сосны, лиственницы, ели и пихты. Она питается до осени и зимует под корой или подстилкой. Чтобы личинка не уползла в какую-либо щель пола, пришлось её поместить в трехлитровую банку с крышкой с отверстиями. Днем я её выпускала (выгуливала) на елку, но большее время она находилась в банке, куда постоянно подкладывала свежие еловые веточки. Лесная красавица радовала нас своим пребыванием почти три недели, мы к ней очень привыкли. 15 января гусеница сильно забеспокоилась, металась по банке, была гиперактивной, затем успокоилась и притихла на стенке банки. За ночь образовала шелковистый кокон вокруг себя и окуклилась. В природе окуклиться она должна была в конце мая. Куколка была сначала светло-серой, но постепенно стала черной с рыжими волосками. Я осматривала её каждый день, она оставалась неподвижной и без видимых изменений.
Первого февраля появилась бабочка. Она висела на веточке и немного шевелилась. Я открыла банку, вытащила веточку с бабочкой и она, запорхав крылышками, полетела. Летала по комнате, садилась на обои, мебель, на мою ладошку. Передние крылья буровато-серые с темными точками и бурым рисунком, задние крылья – бело-серые - маскировочная окраска на фоне коры ели. Размах крыльев около 5 см. Лапки пушистые, мохнатые. Наконец можно было по появившейся бабочке и гусенице определить вид насекомого. Используя школьный атлас-определитель бабочек и определители отряда Чешуекрылых по интернету, мы определили, что перед нами самка бабочки Шерстолапки еловой или хвойной (Calliteara abietis) из семейства Волнянки. Распространены по всему миру, известно 2700 видов. И, к большому сожалению, наша бабочка оказалась злостным вредителем хвойного леса.
Систематическое положение бабочки:
Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Класс: Насекомые
Отряд: Чешуекрылые
Семейство: Волнянки
Род: Шерстолапки
Вид: Шерстолапка еловая
Пятого февраля бабочка отложила яйца, а седьмого февраля она умерла. Мы были очень огорчены этим событием, так как успели привязаться к ней. Было интересно наблюдать за нашей бабочкой.
Благодаря этой бабочке, я многое узнала о жизни этих прекрасных животных из литературы и интернета: их строение, развитие, значение в природе и жизни человека, многообразие и распространение.
С древних времен разные народы связывали мотыльков с любовью, душой, возрождением. У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души. У славян слово бабочка произошло как уменьшительное от слова «бабка». Традиционно считалось, что душа умершего продолжает жить в виде бабочки. В литературе бабочки чаще выступали в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых русские поэты Василий Жуковский, Иван Бунин, Афанасий Фет и другие:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Выводы: 1. Наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой в домашних условиях было очень интересно и увлекательно;
2. Узнала много нового о жизни бабочек из литературы, научилась работать с определителями;
3. Я стала более любознательной, оказывается рядом столько нового и неизведанного.
Спасибо за внимание!
Тезисы
«Мои наблюдения за бабочкой зимой»
Автор работы – Шелепанова Юлия
ученица 6 класса
МОУ «СОШ» п.Подтыбок
Руководитель – Погуляева Н.Г.
учитель биологии
МОУ «СОШ» п.Подтыбок
Корткеросский район РК
Чешуекрылые, или бабочки, мотыльки (Lepidoptera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек.
Цель работы: наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой или хвойной (Calliteara abietis) в зимний период.
Задачи: 1. Определить вид бабочки по её личинке и имаго;
2. Проследить за поведением личинки и бабочки в домашних условиях;
3. Изучить строение, жизнедеятельность, развитие бабочки по учебной литературе.
Накануне Нового года, 27 декабря, вместе с ёлкой из леса в наш дом попала неожиданная гостья – личинка бабочки. Гусеница была великолепна, просто красавица! Зеленая с бархатистыми черными кольцевыми полосами. На спине 4 бело-желтых волосяных щеточки, на первом сегменте тела – две черные волосяные кисточки, на одиннадцатом сегменте – одна кисточка из буро-желтых волосков. Лесная красавица радовала нас своим пребыванием почти три недели, мы к ней очень привыкли. 15 января гусеница сильно забеспокоилась, металась по банке, была гиперактивной, затем успокоилась и притихла на стенке банки. За ночь образовала шелковистый кокон вокруг себя и окуклилась. Первого февраля появилась бабочка. Наконец можно было по появившейся бабочке и гусенице определить вид насекомого. Используя школьный атлас-определитель бабочек и определители отряда Чешуекрылых по интернету, мы определили, что перед нами самка бабочки Шерстолапки еловой или хвойной ((Calliteara abietis) из семейства Волнянки. Пятого февраля бабочка отложила яйца, а седьмого февраля она умерла. Мы были очень огорчены этим событием, так как успели привязаться к ней. Было интересно наблюдать за нашей бабочкой.
Выводы: 1. Наблюдать за развитием бабочки Шерстолапки еловой в домашних условиях было очень интересно и увлекательно;
2. Узнала много нового о жизни бабочек из литературы, научилась работать с определителями;
3. Я стала более любознательной, оказывается рядом столько нового и неизведанного.
Рисуем осенние листья
По морям вокруг Земли
Под парусами
Хитрый коврик
Притча о гвоздях