СМИ сегодня заслужено носят звание «четвертой власти». Их влияние на сознание людей трудно переоценить: с их помощью формируются взаимоотношения целых стран и регионов. Однако в XXI веке как никогда мы можем наблюдать распространение такого явления, как информационная война.
Исследовательская работа «Информационные войны – здесь и сейчас», Трояна Романа, ученика 11 Б класса МБОУ СОШ №5, затрагивает проблему информационных войн в современном мире.
Основной целью работы является изучение влияния информационных войн на общество, а также выработка умения распознавать исходящие от них угрозы. В своей работе автор дает ответы на следующие вопросы: что такое информационные войны, типология информационных войн и история их возникновения. Обучающимся изучена эволюция системы ведения информационной войны, особенности информационных атак в современных СМИ. Основная часть работы посвящена исследованию ситуации в современном мире и влияния на мировую общественность информационных войн. Автор рассматривает различные источники, изучающие проблему, активно использует Интернет-ресурсы. Практическая часть работы построена на проведении социологического опроса и его обработке, выраженной в диаграммах. Автор дает рекомендации, как уберечься от влияния информационных войн телезрителю и Интернет-пользователю. Исследовательская работа «Информационные войны – здесь и сейчас» снабжена ссылками, иллюстрациями, списком используемой литературы. Работа носит актуальный характер, представляет интерес для всех мыслящих людей, которые неравнодушны к собственному будущему и будущему своей страны.
На XIX окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» работа получила III место.
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_voyny_-_zdes_i_seychas_3.docx | 80.97 КБ |
Рецензия
на исследовательский проект обучающегося 11 «Б» класса
МБОУ СОШ № 5, г. Пыть-Ях, Тюменская область, ХМАО-Югра
Трояна Романа.
Исследовательская работа «Информационные войны – здесь и сейчас», Трояна Романа, ученика 11 Б класса МБОУ СОШ №5, затрагивает проблему информационных войн в современном мире.
Основной целью работы является изучение влияния информационных войн на общество, а также выработка умения распознавать исходящие от них угрозы. В своей работе автор дает ответы на следующие вопросы: что такое информационные войны, типология информационных войн и история их возникновения. Обучающимся изучена эволюция системы ведения информационной войны, особенности информационных атак в современных СМИ. Основная часть работы посвящена исследованию ситуации в современном мире и влияния на мировую общественность информационных войн. Автор рассматривает различные источники, изучающие проблему, активно использует Интернет-ресурсы. Практическая часть работы построена на проведении социологического опроса и его обработке, выраженной в диаграммах. Также Роман Троян прибегнул к оригинальному способу изучения информационной борьбы на практике – беседа на одном из сайтов с «троллями». Троян Роман проводил уроки политинформации для одноклассников, анализируя материалы СМИ России и Украины. Автор дает рекомендации, как уберечься от влияния информационных войн телезрителю и Интернет-пользователю. Исследовательская работа «Информационные войны – здесь и сейчас» снабжена ссылками, иллюстрациями, списком используемой литературы. Работа носит актуальный характер, представляет интерес для всех мыслящих людей, которые неравнодушны к собственному будущему и будущему своей страны.
Руководитель: Карасавиди Елена Юрьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 5, г. Пыть-Ях ___________________________/Ф.И.О./
« ___» ________________ 2014 г.
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А,
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Секция: «История. Обществоведение. Политология. Социология»
«Информационные войны – здесь и сейчас»
Автор: Троян Роман,
обучающийся 11Б класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5.
Руководитель: Карасавиди Елена Юрьевна,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5.
г. Пыть-Ях, 2014 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….6
I. Основная часть…………………………………………………………………………...........7
1.1. История возникновения и развития понятия информационных войн …..………….7
1.2. Понятие информационных войн сегодня…………………………………………….8
1.2.1. Составные части информационных войн………………………………………..8
1.2.2. Информационная война как часть вооруженного противостояния…………...9
1.3. Современное видение информационных войн…………………..………………....10
1.3.1. Методы ведения и черты современных информационных войн…..………...10
1.3.2. Примеры ведения информационных войн в наше время……………………..11
1.4. События в Украине и их информационное освещение…………………………….12
1.5. Последствия информационных войн………………………………………………..15
1.5.1. В политике…………………………………………………….………………….15
1.5.2Психо-эмоциональное здоровье человека…………………………...…………..16
1.6. Предложения по нивелированию угроз,
исходящих от информационных войн…………………………………...17
Заключение………….……………………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………………………….….19 II. Приложение………...…………………………………………………………………….…20
1. Как вести себя в условиях информационной войны?…………..…………………20
2. Социологический опрос…………………………….………………………………..21
3. Разработка классного часа……………………………………………………………24
«Информационные войны – здесь и сейчас»
Троян Роман
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
11Б класс
Аннотация
Цель проекта: изучив влияние информационных войн на общество, предложить решения по нивелированию отрицательного воздействия информационных войн на человека.
Задачи проекта:
Методы исследования: теоретический (поиск, сбор, группировка и анализ информации по теме проекта), социологический (социологический опрос).
Тип проекта: исследовательский.
Форма реализации проекта:
Результатом исследования информационных войн как феномена современного мира стало комплексное предложение инструментария по нивелированию угроз для здоровья человека и общественного сознания, исходящих от них, проведение классных часов и разработка буклета-рекомендации «Как вести себя в условиях информационной войны?»
«Информационные войны – здесь и сейчас»
Троян Роман
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
11Б класс
План исследований
Проблема: информационные войны сопровождают все значимые события XXI века, являясь либо причиной события, либо откликом на него. Какие процессы изменяют общественное мнение, преобразовывают политические институты целых государств? Способны ли мы защитить наше с вами сознание от информационного манипулирования?
Гипотеза: информационные войны несут реальную угрозу стабильности мира в целом и психического здоровья человека в частности.
Актуальность проекта: СМИ сегодня заслужено носят звание «четвертой власти». Их влияние на сознание людей трудно переоценить: с их помощью формируются взаимоотношения целых стран и регионов. Однако в XXI веке как никогда мы можем наблюдать распространение такого явления, как информационная война.
Мною был проведён социологический опрос 100 учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы города. Полученные результаты[1] свидетельствуют об осведомленности в молодежной среде, самой уязвимой части общества, об информационных войнах – 84% респондентов знают об информационных войнах, 74% участников видят их проявление в новостях.
Мы можем сказать, что сегодня информационные войны несут несомненный вклад в эмоционально-психологическое состояние людей.
«Информационные войны – здесь и сейчас»
Троян Роман
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
11Б класс
Введение
По данным социологического опроса ВЦИОМ в 2013 году, граждане нашей страны больше всего беспокоятся за будущее своих детей. Это говорит о том, что, несмотря на реальный рост благосостояния россиян за последние 15 лет, мы достоверно не знаем, что же произойдет завтра: будут ли новые катаклизмы или в стране вдруг начнется гражданская война? Подогревают эти настроения и средства массовой информации. И на СМИ мы должны обратить более пристальное внимание.
СМИ сегодня заслужено носят звание «четвертой власти». Их влияние на сознание людей трудно переоценить: с их помощью формируются взаимоотношения целых стран и регионов. Однако в XXI веке как никогда мы можем наблюдать распространение такого явления, как информационная война.
Информационная война – только средство, а не конечная цель, аналогично тому, как бомбардировка – средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия. Однако я постараюсь изучить феномен информационных войн шире, в том числе, в ракурсе психологической войны.
В сети Интернет мне не раз приходилось воочию наблюдать «войну» двух противоположных мнений из-за политики государства или экономических проблем стран
мира. На телевидении я очень часто вижу не чистые факты и взвешенное объяснение журналистов, а негативные рассуждения и явно искаженные факты.
Нельзя не упомянуть и об информационном освящении ситуации в Украине, где СМИ Запада и России показывают нам абсолютно противоположные мнения. Характер подачи информации, если сравнить их, вызывает недоумение, а затем сомнения в правильности выводов той или иной стороны.
Что же действительно происходит сегодня? Какие процессы изменяют общественное мнение, преобразовывают политические институты целых государств? И способны ли мы защитить наше с вами сознание от информационного манипулирования?
1.1. История возникновения и развития понятия информационных войн
Впервые термин "информационная война" появился в наше время, в середине 80-х годов XX в. в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания "холодной" войны и явился результатом работы группы американских военных теоретиков в составе Г.Е. Экклз, Г.Г. Саммерз и др. В дальнейшем термин начал активно употребляться после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 г. в Ираке, где новые информационные технологии впервые были применены в военных целях.
Информационная война происходит из новых подходов к применению информации, определению ее роли и места в обществе. Две различные сферы функционирования информации - гуманитарная и техническая - задают два варианта трактовки термина "информационная война".
В гуманитарном смысле "информационная война" понимается как те или иные активные методы трансформации информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об определенной системе (концепции) навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения, об атаках на структуры порождения информации - процессы рассуждений.
Опыт показывает, что современные СМИ, электронные в первую очередь, формирующие информационное пространство сегодня, оказываются технологически оптимальным способом воздействия на массовое сознание.
Новый статус информационного пространства и общественного мнения, характерный для конца XX в., активно используется во внешней политике. Оказалось возможным достижение военно-политических целей посредством формирования общественного мнения. Например, американские аналитики говорят о медиа-войне, которая создает очень сильный временной прессинг на лиц, принимающих решения, не оставляя времени для консультаций и анализа последствий принимаемых решений. Следовательно, теперь противник может достигать своих целей не только военными методами, но и чисто гражданскими.
Каждое общество для самосохранения использует релевантные информационные режимы. Так, бывший Советский Союз ограничивал возможности внешних коммуникаций, видя в них опасность сохранения строя. Запад же, напротив, настойчиво требовал культурных обменов, по которым, в результате, и приходила губительная для СССР информация.
1.2. Понятие информационных войн сегодня
Информационная война (англ. Information war) — термин, имеющий два значения:
1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации.
В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.
2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
1.2.1. Составные части информационных войн
Существуют различные подходы к пониманию структуры информационных войн, однако наиболее общая, по моему мнению, типология, представлена ниже:
1.2.2. Информационная война как часть вооруженного противостояния
Ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным, а подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий - будь то на реальном поле брани, либо в экономической, политической, социальной сферах. Поэтому в качестве еще одного определения информационной войны предложим следующее: "Информационная война - это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики".
Поле действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие области:
1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства - телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.;
2) промышленный шпионаж - хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т. п.;
3) взлом и использование личных паролей VIР-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;
4) электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных коммуникаций;
5) всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.
Однако в своем исследовании я хотел бы более подробно описать именно информационно-психологический аспект «новых войн».
1.3. Современное видение информационных войн
1.3.1. Методы ведения и черты современных информационных войн
Основные черты информационной войны:
Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
1.3.2. Примеры ведения информационных войн в наше время
Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.
Ярким примером информационной войны является конфликт Израиля и Палестины, который является глобальным, поскольку затрагивает интересы более десятка стран. Противоборствующие стороны используют в своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную прессу, телевидение, радио, интернет.
Во время военной операции НАТО против Югославии в 1999 году югославские СМИ незадолго до прекращения бомбардировок сообщали о том, что ПВО страны уничтожила более 160 натовских самолётов и вертолётов. Сразу после прекращения бомбардировок начальник югославского генштаба Драголюб Ойданич объявил о 68 сбитых самолётах и вертолётах, а год спустя эта цифра была уменьшена до 37.
Информационная война также шла во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Так Михаил Саакашвили поначалу заявлял:
На нашу территорию вторглись более 80 тысяч солдат, было введено более трех тысяч единиц бронетехники и ещё около тысячи бронемашин стояло у наших границ. Наши территории бомбили несколько десятков, а может, и сотен самолетов, которые совершили более 200 боевых вылетов. Реально это была попытка искоренения и уничтожения нашего народа.
— Михаил Саакашвили
Это не соответствовало действительности: Южная Осетия — 3 тыс. личного состава и не меньше 20 танков и 25 САУ, Абхазия — 5 тыс. личного состава, контингент России — 15 тыс. личного состава.
В ходе конфликта и сразу после него российские и южноосетинские представители заявляли, что в Южной Осетии погибло более 2000 мирных жителей, впоследствии Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации удалось документально подтвердить гибель лишь 162 мирных жителей.
Однако наиболее масштабным по своему охвату примером информационной войны современности является информационное освещение событий в Украине 2013-2014 гг.
1.4. События в Украине и их информационное освещение
«Политический кризис разразился на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные «евромайданом», прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и «коктейли Молотова», стали десятки человеческих жертв.
22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого «правительства народного доверия», премьером стал Арсений Яценюк.»[2]
Вот так охарактеризовал медиа-ресурс РИА Новости события ноября-февраля в Украине. Мы можем очень долго спорить, что же случилось на самом деле, кто пришёл к власти и что ждёт Украину в будущем. Мнения по событиям «государственного переворота» трудно пересчитать, однако их все можно разделить на две полярные позиции: мнение высшего руководства России и свергнутого правительства Украины с одной стороны и позиция западных политиков и новых киевских властей.
Рассмотрим официальные позиции внешнеполитических ведомств России и ЕС по этим событиям.
Выдержки из заявления МИД России от 24 февраля 2014 года:
«В России крайне обеспокоены развитием ситуации на Украине.
В последние дни в столице и ряде других городов страны имели место вооруженные столкновения воинствующих молодчиков, боевиков из ультраправых националистических организаций с подразделениями правоохранительных органов, которые стояли на защите безопасности мирного населения и интересов государства.<…>
Вызывают глубокую озабоченность с точки зрения легитимности действия в Верховной Раде Украины. Ссылаясь фактически лишь на «революционную целесообразность», там штампуют «решения» и «законы», в том числе нацеленные на то, чтобы ущемить гуманитарные права русских и других национальных меньшинств, проживающих на Украине.<…>
Взят курс на то, чтобы диктаторскими, а порой и террористическими методами подавить несогласных в различных регионах Украины.<…>
Такое развитие событий подрывает Соглашение от 21 февраля, дискредитирует его инициаторов и гарантов, создает угрозу гражданскому миру, стабильности общества и безопасности граждан. <…>». [3]
А вот заявление президента США Барака Обамы:
«В последние несколько дней США реагировали на события в Украине. На протяжении всего этого кризиса мы основывали свою позицию на одном фундаментальном принципе: украинский народ заслуживает возможности определять свое собственное будущее. Совместно с нашими европейскими союзниками мы призвали к прекращению насилия и поддерживали украинцев в выборе курса на стабилизацию их страны, формированию правительства, пользующегося широкой поддержкой, и проведению выборов этой весной».[4]
Вот небольшой материал из русской блогосферы об информационной войне на Украине:
<…>На данный момент официальная история отформатирована западными СМИ следующим образом:
— причина внезапной эскалации насилия — не нападение группы боевиков на здание парламента, а немотивированная агрессия Януковича;
— огнестрельное оружие начали применять не боевики, а полицейские;
— Янукович — пророссийский политик;
— происходящее — это «протесты населения против поворота в сторону России»;
— у протестующих нет никакой помощи, все против них;
— во всём виновата Россия и её давление на Януковича против подписания соглашения с ЕС;
— Россия очень сильно вмешивается в происходящее».[5]
Не трудно заметить, насколько различны в своих мнениях стороны. И именно Россия и Запад выступают в роли информационной поддержки двух сторон украинского конфликта.
Но украинские СМИ сыграли одну из ключевых ролей в политическом кризисе – до сих пор не утихают не только локальные перестрелки сторон, но и ожесточенные споры внутри самой Украины. При детальном рассмотрении позиций различных телеканалов, мы с уверенностью можем сказать, что колоссальная пропаганда, перекручивание и замалчивание фактов набирает обороты.
Однако в данном случае мы будем не правы, утверждая, что современная информационная война является следствием всех событий в Украине. Косвенное информационное давление со стороны Запада на всем пространстве СНГ не ослабевает на протяжении последних 20 лет - искажение истории, навязывание «героев» истории национальных республик с сомнительной биографией, нагнетание политической ситуации в стране («коррупционные дела»), признание «исключительности» истории одного народа или страны и так далее. Мы можем констатировать, что конфликт на Украине именно вызван информационным давлением западных и украинских СМИ.
Так как сегодня основное потребление информации населением происходит в Интернете и социальных сетях, я провёл небольшой эксперимент – стал участником политической дискуссии с оппонентом из Украины. Наши взгляды не совпали. Однако и конструктивной беседы не удалось – как в моем случае, так и в большинстве случаев в Интернете лишь подогреваются негативные и в целом радикальные настроения самим же населением. Есть даже специальная категория людей, занимающаяся лишь разжиганием конфликтов – Интернет-«тролли». Стоит заметить, что некоторые из них вовсе не являются простыми людьми, а сообщения пишутся со страниц-«однодневок».
Для того чтобы немного разобраться в ситуации, оперировать данными с разных «фронтов» информационной войны, попытаться отречься от эмоциональной составляющей новостных сводок, в своем классе я провел несколько уроков политинформации, на которых мы всем классом изучали новости украинских и российских СМИ.
На основе всего выше перечисленного были составлены рекомендации, призванные помочь членам информационного общества грамотно анализировать все происходящие события, а также сохранить свое эмоциональное и психологическое равновесие. (см. приложение стр.[6]
1.5. Последствия информационных войн
Влияние информационных войн на жизнь современного общества трудно переоценить. Я попробовал систематизировать последствия информационных войн, а также подкрепить свои рассуждения мнениями людей, специализирующихся на работе в сфере информационной безопасности и здравоохранении.
1.5.1. В политике
Основной целью ведения информационных войн сегодня является изменение общественного сознания в «правильное» русло, направленное на:
Все выше перечисленные последствия мы наблюдаем и по сей день в Украине – стране, ставшей объектом информационной борьбы Запада и России.
Хочется подчеркнуть, что большинство современных информационных войн вызваны вмешательством западных стран во главе с США в дела других суверенных государств, в том числе и Украины.
Вот так высказался об информационных войнах специалист в IT-технологиях Игорь Ашманов:
«<…>Войны последнего времени в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии показывают, что информационными средствами можно сменить режим, обосновать военное вторжение внешних сил, скрыть правду о реальных событиях вторжения и итогах смены режима.
Фактически, сейчас информационное доминирование - аналог господства в воздухе прошлых лет. Если у тебя есть информационное доминирование, ты можешь начинать и обычную войну. А иногда его одного хватает для победы<…>».[7]
1.5.2. Психо-эмоциональное здоровье человека
«<…>Информационное оружие – это новый, страшный и пока еще не запрещенный вид оружия массового поражения. При нарастающей интенсивности и изощренности его применения у человечества нет будущего. Информационное оружие и смертоносно, и негуманно: оно разрушает душевную сущность человека, лишая его главной основы жизнеспособности<…>».
То, что информационные войны затрагивают все слои населения страны, оказавшейся под её ударом, не вызывает сомнения. И мы снова обратимся к украинским событиям.
Кризис в этой стране, вызванной информационным воздействием, перерос в конфликт на Юго-Востоке Украины. Так как основной причиной начала операции АТО в двух областях Украины является идеологические расхождения местного населения и новой украинской властью, то и все продолжающиеся события также являются продолжением информационной войны, начатой осенью 2013 года.
Наш город, как и многие города по всей России, принял к себе украинских беженцев из Донбасса. Наш школьный психолог работал с детьми, приехавшими в Пыть-Ях. Вот что она сказала: «Меня больше всего заставил задуматься один случай. Многие дети строили игрушечные домики для своего развлечения, однако те из них, которые приехали непосредственно из эпицентра боевых действий, называли построенные домики не «домиками», а бомбоубежищами. Это действительно страшно, когда слышишь такое от детей».
«<…>Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания<…>».[8]
А если к этой цитате добавить то, что наиболее уязвимыми в информационном плане являются дети и подростки, что также подтверждается результатами проведенного мною социологического опроса (см. Приложение – 2), складывается опаснейшая ситуация, при которой целые страны могут лишиться своего информационно независимого будущего.
1.6. Предложения по нивелированию угроз, исходящих от информационных войн.
К сожалению, информационные войны остаются одним из важнейших и наиболее качественных инструментов манипулирования общественным сознанием по всему миру. В будущем, в связи с еще более глубоким внедрением информационных технологий в нашу жизнь, ожидается учащение развязывания таких войн, а также ужесточение противостояния людей, обманутых, и попросту используемых ради достижения политиками своих целей.
Я считаю, что человеку можно и нужно как можно больше рассказывать о вреде, которые приносят такие войны, а также научить его противостоять влиянию на свою сознание «извне».
На государственном уровне нужно создавать такие институты и принимать такие законы, которые будут направлены на защиту информационного и цифрового суверенитета нашего государства от атак других стран.
Что касается общественности, то по моему мнению, мы должны добиваться создания СМИ «народного доверия», которые будут находится под контролем не иностранных компаний, не государства и не частных лиц, а именно народа. Усилиями истинно гражданского общества будут проводиться частые инспекции таких СМИ, проверки их на надежность, а также участие самого гражданского общества в создании и распространении максимально правдивой информации хотя бы на местном уровне.
На уровне образовательных учреждений, в рамках предмета «Обществознание» должен быть внедрен курс «Информационная безопасность», в рамках которой научно-популярным языком будет объясняться феномен информационных войн, а также методы и способы защиты от их негативного влияния. «<…>Информационная безопасность – это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания<…>».
Заключение
Связи с общественностью играют важную роль в жизни общества. Изначально созданные для информирования общественности о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять еще одну не менее важную функцию - воздействие на сознание своей аудитории с целью формирования определенного отношения к сообщаемым фактам, явлениям действительности. Это воздействие осуществлялось при помощи методов пропаганды и агитации, разрабатываемых на протяжении не одной тысячи лет.
В скором времени связи с общественностью заняли важное место в жизни государств, а с развитием техники и технологии стали активно использоваться и на международном уровне с целью приобретения каких-либо преимуществ контролируемым им государством. В наши дни особое внимание следует уделить роли связей с общественностью в международных конфликтах, в том числе и геополитического характера, поскольку в последние годы наряду с классическими видами оружия все чаще применяется информационно-пропагандистское, в основе которого - работа с различными средствами массовой информации.
Однако сегодня влияние СМИ настолько велико, что мы сами становимся заложниками убеждений и мыслей, которые нам преподносят. Разжигание любой розни между людьми преступно со стороны тех, кто контролирует «четвертую власть», так как идет в противоречие с нормальным и стабильным развитием человечества, подталкивая нас к очередным конфликтам.
Но готовы ли мы самостоятельно отсортировывать информацию, идущую из СМИ? Можем ли мы наконец-то положить конец попустительства масс-медиа и предотвратить куда более опасные конфликты в будущем? Ответ остается за самим человечеством.
Список литературы
II. Приложение.
1) Старайтесь как можно реже читать новости – постоянное нахождение на «передовой» информационной войны может негативно сказаться на вашем эмоциональном состоянии, и, как следствие, на вашем здоровье.
2) Все новости/интерпретации считать непроверенными до тех пор, пока не прошел как минимум 1 день – первая информационная «волна» обычно содержит минимум фактов и максимум эмоций.
3) Пересказывая какую-либо новость собеседнику, старайтесь передать её максимально нейтрально – во время информационных войн людей разделяет именно эмоциональная составляющая информации (окраска людей, событий в «черное» и «белое»).
4) Если ваши родственники/друзья оказались по ту сторону информационного «фронта», старайтесь не затрагивать тем политики и экономики – очень много примеров разрыва отношений близких людей, находящихся по разную сторону российско-украинской границы.
5) Старайтесь проверять источник новости-сенсации – обычно такие «вбросы» не подкреплены какой-либо точной информацией либо основываются на убеждениях сторонних людей.
6) Не стоит также полностью доверять информации «очевидцев» - примите их мнение во внимание, но не ставьте их высшей инстанцией в каком-либо вопросе – эти люди сами могут быть в заблуждении.
7) И самое главное – помните, главная цель информационных войн – разделить людей, заставить их принять навязанную извне точку зрения, поссорить целые народы и страны.
Социологический опрос: анкета, результаты.
Объем выборки: 100 человек.
Респонденты: учащиеся 1-11 классов МБОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях.
А) Да – 84;
Б) Нет – 9;
В) Затрудняюсь ответить – 7.
А) Да – 74;
Б) Нет – 15;
В) Затрудняюсь ответить – 11.
А) Могут – 84;
Б) Не могут – 7;
В) Затрудняюсь ответить – 9.
А) Получать информацию от разных сторон, ведущих против друг друга информационную войну – 60;
Б) Выбрать одно из мнений и отказаться от дальнейших обсуждений – 12;
В) Придерживаться одному мнению и активно его защищать (в Интернете или на других площадках) – 8;
Г) Не смотреть новости и не читать газет – 11;
Д) Затрудняюсь ответить – 9.
«Информационные войны: где правда?» (9 – 11 классы)
Цель: охарактеризовать понятие «Информационные войны», научить распознавать обучающихся открытую и скрытую пропаганду негативных установок в новостях, статьях, их заголовках, сформировать умение отличать в получаемой информации факты от оценок.
Задачи: формирование навыков критического мышления, развитие мотивации к активному участию в общественной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint.
Ход мероприятия:
Пример. Анализ «двусмысленной» картинки: изображены три человека в военной форме, к одному из них, военнопленному, приставлено огнестрельное оружие слева, справа ему подаётся вода третьим солдатом. Целая картинка может быть разбита на два ложных сюжета – в одной человек приставил дуло огнестрельного оружия к голове военнопленного и готовится его убить, в другой солдат чужой армии выступает в роли «миротворца» и подает первому воду. (слайд №3)
Обсуждение картинки с аудиторией.
Пример. Украинский кризис и информационная война за Украину. Раскрытие смысла понятия «язык ненависти», негативного влияния на здоровье человека при его использовании. Анализ двух заголовков новостей российского и украинского СМИ по отношению к одному и тому же событию: Кто бомбит Донецк? Боевики (ополченцы) или украинская армия? (слайды №№6-7)
Обсуждение двух новостей.
Пример. Развернутое исследование новости украинского информационного агентства УНИАН: Только 27% жителей оккупированного Симферополя считают себя гражданами России. Обсуждение новости. Раскрытие источника новости, а также косвенной лжи, основанной на подаче читателям «полуправды» от основных событий. (слайды №№8-13)
[1] См. Приложение – 2. Социологический опрос- стр.21
[3] Согласно материалам «Заявления МИД России по событиям на Украине», размещенном на сайте www.mid.ru
[4] Согласно материалам заявления Барака Обамы, размещенном на ресурсе www.golos-ameriki.ru
[6] См. Приложение – 1. Как вести себя в условиях информационной войны?-стр.20
[7] Согласно материалам статьи «Забил я цифрой пушку туго» Игоря Ашманова, размещенном на сайте www.rg.ru
[8] Здесь и выше – материалы учебного пособия «Информационная безопасность человека и общества» В.П. Петрова и С.В, Петрова, размещенного на сайте www.modernlib.ru
Рисуем "Осенний дождь"
По морям вокруг Земли
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Учимся ткать миленький коврик
Три загадки Солнца