Исследовательская работа на НПК "Шаг в будущее" о ценностях и ценностных ориентирах современных подростков. Объектами изучения стали старшие и младшие подростки МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_anzhelika.docx | 119.79 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Ценности и ценностные ориентиры
современных подростков
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Социология»
Выполнила
ученица МКОУ СОШ №19 им.
Л.А. Попугаевой
6Б класса
Лукашенко Анжелика
Руководитель
учитель
высшей квалификационной категории
Контактный телефон 89142595129
Удачный 2013
Содержание
Введение______________________________________________3
Глава I. Понятие ценностей и ценностных ориентиров
I.1 Понятие «ценность» в исследовательской литературе_______5
I.2. Теоретические основы ценности и иерархия
ценностных ориентиров_________________________________8
I.3 Классификация человеческих ценностей_________________10
I.4 Воспитание ценностных ориентаций____________________12
Глава II. Исследование ценностей и ценностных ориентиров у младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой___________________________________________16
Заключение___________________________________________20
Литература___________________________________________21
Приложение__________________________________________22
Введение
В современных условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность, равнодушие к жизни, безразличие к себе и другим порождают у многих подростков апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Те нормы и традиции, выработанные предшествующими поколениями, стали не актуальными для современных подростков, так как изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, а молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для подростков относительны.
Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении подростков.
Следовательно, проблемой данного исследования является выявление ценностей и ценностных ориентаций современных подростков.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно разрабатывается учеными. Известны работы таких исследователей как Чарльз Уильям Моррис (1901-1979) — американский философ, автор книги «Основания теории знаков», Клайд Клакхон (1905-1960) — американский социальный антрополог, Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии, Леонид Михайлович Архангельский (1919-1982) – советский доктор философских наук, Олег Григорьевич Дробницкий (1933-1973) – советский доктор философских наук, автор книги «Моральная философия» и др.
Объектом исследования являются ценности и ценностные ориентации современных подростков.
Цель работы: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.
Задачи:
1. Определить объём и содержание понятия «ценности и ценностные ориентации».
2. Рассмотреть типологию ценностей.
3. Определить базовые ценности современных младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.
Методы исследования:
1. Анкетирование учащихся 5-6 и 10-11 классов;
2. Метод рейтинга;
3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.
Исследование и создание исследовательской работы проведено по плану:
Изучение литературы по поставленной проблеме;
Проведение анкетирования среди учащихся 5-6 и 10-11 классов;
Обобщение и анализ полученных результатов;
Оформление работы.
Глава I. Понятие ценностей и ценностных ориентиров
I.1 Понятие «ценность» в исследовательской литературе
В ХХ веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали культура новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой- то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.
Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза, совесть, честь, человеческая жизнь, семья, Родина и т.д.
Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.
Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих ситуациях.
Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.
Первый этап – когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.
Второй этап – когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.
На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.[1]
Понятие "ценность" было введено в научный оборот в середине XIX века. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
В целом классический период развития социальной науки характеризуется разнообразными подходами к трактовке ценностей.
Ч. Моррис считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией.
Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность - есть концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия.
Согласно концепции ценностей Т. Парсонса, главная дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. С одной стороны, к оценке самих культурных образцов, а с другой, - к четырем крупным категориям объектов, с которыми человек всегда имеет дело: к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира. Однако данная позиция не нашла широкой поддержки.
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.
Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой и в современной науке. Первые публикации, посвященные проблемам ценностей, появились в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов.
Около полувека ценностная проблематика находится в центре внимания отечественных социологов. Все они вплоть до начала 1990-х годов выражали свою приверженность марксистскому видению ценностных феноменов, отражающих весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных) - С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий и др.
Новейшие исследования ценностей социологов свидетельствуют о сдвиге ценностей. Естественно, это не могло не повлиять на содержание понятия "ценность". С их точки зрения, ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы и соотносят свои действия.
I.2. Теоретические основы ценности и иерархия ценностных ориентиров
Ценности – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Но то, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценить, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.
Наряду с этим, среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, то есть присущи максимальному количеству людей, например свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и др.
Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности.
Сегодня ценностные ориентации рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
В целом, ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности.
Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства.
Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Таким образом, ценностные ориентации – это:
- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;
- способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.
Итак, мы определили, что ценности – это концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние, ценностные ориентации - это результат осознанного выбора того или иного варианта действия.
I.3 Классификация человеческих ценностей
Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.
Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности.
Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства.
В рамках собственно социологического анализа ценностей их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Теоретические посылки, на которых М. Рокич строил свой анализ, сводились к следующему: 1) общее количество действительно значимых и поэтому мотивирующих человеческое поведение ценностей невелико; 2) схожие ценности, носителями которых выступают люди, обладают для каждого из них различной значимостью; 3) все ценности организованы в системы; 4) корни ценностей конкретного человека мы обнаруживаем в культуре тех или иных социальных общностей, социальных институтов, в структуре сознания личности; 5) ценности воздействуют на функционирование целого ряда социальных феноменов, находящихся в фокусе внимания различных социогуманитарных наук.
Исходя из этого, Рокич делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.
Тем не менее, следует полагать, что разделение ценностей на два основных типа весьма относительно, как и любая другая типология.
Следует обратиться еще к одной типологии ценностей, по которой обычно выделяют традиционные ценности, то есть ценности, сформировавшиеся в недрах традиционного общества, и современные ценности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует большое множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Но главным является, то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться как абсолютными в виде Бога, могут заключаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в самом человеке, в его биологических потребностях.
I.4 Воспитание ценностных ориентаций
Прежде, чем говорить об оценке качества воспитания ценностных ориентаций, необходимо остановиться на основных понятиях.
Качество воспитания - интегральная характеристика системы воспитания, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества воспитания - определение степени соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В современной России осознается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи.
На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом.
Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Социальные ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности.
По мнению В.Т. Кабуша, ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Мониторинг – это регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Между тем к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий. Это противоречия между:
Проблема воспитания нравственных ценностей у учащихся является всегда актуальной проблемой.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур.
Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений социальной политики государства и выдвижения на передний план вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения в новой постановке, соответствующей духу времени. Сегодня государство признало воспитание необходимым, и стало обозначать - какие ценности следует воспитывать. Концепция модернизации российского образования провозгласила воспитание первостепенным приоритетом педагогической деятельности, а важнейшими задачами воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, способности к успешной социализации в обществе. Модернизация общеобразовательной школы как базового звена образования предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, а не только на усвоение суммы знаний.
Начинает формироваться новое представление об образовании как упорядоченном способе присвоения ребёнком культурных ценностей. Знание само по себе – великая ценность, но пользование им в отсутствие культуры приводит к безнравственности.
Одной из важнейших задач является совершенствование работы системы образования в сфере воспитания подростков. Значение этой работы трудно переоценить.
Следует отметить, что на сегодняшний день немаловажное значение приобретает обсуждение и решение следующих проблем воспитания подростков:
В условиях нестабильности происходит или рождение новых систем ценностей, или реальные формы жизни обесцениваются и становятся полем деморализации для людей. Рождение новых систем ценностей – это противоречивый процесс. Ценности как смыслы жизни и бытия не заложены ни в человеке, ни в обществе. Их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром, с людьми; их возникновение возможно благодаря рефлексии, обращенной на мир, на культуру, на себя.
Подрастающее поколение формируется не только в результате целенаправленной педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, среды. Среда - это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается ребенок. В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей. Ученые всё чаще стали обращать внимание на среду, как на развивающееся пространство для ребенка. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Этот весьма важный гуманистический и гуманитарный аспект образования. Проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды в различных образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно – ориентированного обучения и воспитания пронизывают работы современных педагогов. Социально-экономические условия жизни, биологические факторы, экологическая среда, климатические условия, образ жизни и деятельности имеют различные степени влияния на здоровье, на траекторию развития индивида. Несколько обособлено стоят экологические факторы.
Глава II. Исследование ценностей и ценностных ориентиров у младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой
На глазах современного поколения происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека.
Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и основные модели социального поведения.
Для исследования ценностных ориентаций подростков были опрошены учащиеся 5 – 6 классов и 10 – 11 классов в возрасте 11 – 12 и 15 – 17 лет в количестве 60 человек. Им была предложена шкала ценностей М. Рокича.
Для учащихся 5 – 6 классов в возрасте 11 – 12 лет в количестве 37 человек тест М. Рокича был представлен несколько в упрощенном виде. (Приложение 1).
Так учениками в качестве наиболее значимых терминальных ценностей (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) были определены следующие:
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (56%);
на 2-м - счастливая семейная жизнь (53%);
на 3-м - наличие хороших и верных друзей (51%);
на 4-м - любовь (49%);
на 5-м - уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).
Достаточно значимыми являются также:
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (40%);
интересная работа (32%);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (29%);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (25%);
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
свобода как независимость в поступках и действиях (11%);
возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%);
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).
Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) учащимися были выбраны:
на 1-м месте - исполнительность (дисциплинированность) (31%);
на 2-м - чуткость (заботливость) (30%);
на 3-м - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%);
на 4-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (28%);
на 5-м - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (27%).
Нужно заметить, что такие ценности как:
честность (правдивость, искренность) (22%);
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (20%);
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%);
воспитанность (хорошие манеры) (17%);
являются менее значимыми для учащихся в возрасте 11 – 12 лет.
Для учащихся 10 – 11 классов тест М. Рокича был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями. (Приложение 2).
Учащиеся 10 – 11 классов в возрасте 15 – 17 лет в количестве 23 человек в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили:
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (75%);
на 2-м - счастливая семейная жизнь (58%);
на 3-м - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%);
на 4-м - любовь (42%);
на 5-м - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (38%).
Достаточно значимыми являются также:
наличие хороших и верных друзей (32%);
свобода как независимость в поступках и действиях (29%);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (28%);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (25%);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (20%);
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
творчество (возможность творческой деятельности) (11%);
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);
Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны:
на 1-м месте - воспитанность (хорошие манеры) (66%);
на 2-м - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%);
на 3-м - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%);
на 4-м - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%);
на 5-м - честность (правдивость, искренность) и чуткость (заботливость) (45%).
Достаточно значимыми являются также:
исполнительность (дисциплинированность) (31%);
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (30%);
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (24%);
Нужно заметить, что такие ценности как:
непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);
являются менее значимыми.
Таким образом, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (56% для учащихся 5-8 классов и 75% для учащихся 10 – 11 классов), счастливая семейная жизнь (53% и 58%), любовь (49% и 42%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
Наиболее предпочтительными свойствами личности в любой жизненной ситуации для учащихся школы стали: воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), честность (правдивость, искренность) и ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 10 – 11 классов:
«мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня» (92% учащихся);
«человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем» ( 54% учащихся);
«материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (31% учащихся);
«современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» (15% учащихся);
«надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел» (8% учащихся);
«главное в жизни – материальное благополучие» (8% учащихся).
Итак, нами были проанализированы анкеты учащихся 5 – 6 и 10 – 11 классов в количестве 60 человек Средней общеобразовательной школы им. Л.А. Пугачевой № 19 города Удачного и сделаны выводы о том, что распределение ценностей современных подростков можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, для современных школьников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Заключение
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.
Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости.
Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.
Литература
Приложение 1
Тест М. Рокича для учащихся 5 – 6 классов
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
1)__ здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ уважение окружающих, коллектива, товарищей;
__ возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других.
2)__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__ воспитанность (хорошие манеры);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ честность (правдивость, искренность);
__ трудолюбие;
__ чуткость (заботливость).
Приложение 2
Тест М. Рокича для учащихся 10 – 11 классов
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
1)__ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
__ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
__ здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь;
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
__ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
__ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
__ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
__ творчество (возможность творческой деятельности);
__ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
2)__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__ воспитанность (хорошие манеры);
__ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
__ непримиримость к недостаткам в себе и других;
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
__ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
__ честность (правдивость, искренность);
__ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
__ чуткость (заботливость).
3. Какие ценностные суждения являются для вас более значимыми:
___ "человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем"
___ "мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня"
___ "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы"
___ "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо"
___ "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел"
___ "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали"
___ "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены"
___ "главное в жизни — материальное благополучие"
Приложение 3
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
ЗДРАВСТВУЙТЕ УВАЖАЕМАЯ КОМИССИЯ И ГОСТИ!
Тема данной работы «Ценности и ценностные ориентации современных подростков».
В современных условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность, равнодушие к жизни, безразличие к себе и другим порождают у многих подростков апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Те нормы и традиции, выработанные предшествующими поколениями, стали не актуальными для современных подростков, так как изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, а молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для подростков относительны.
Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении подростков.
Следовательно, проблемой данного исследования является выявление ценностей и ценностных ориентаций современных подростков.
Цель работы: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.
Задачи:
1. Определить объём и содержание понятия «ценности и ценностные ориентации».
2. Рассмотреть типологию ценностей.
3. Определить базовые ценности современных младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.
А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.
Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза, совесть, честь, человеческая жизнь, семья, Родина и т.д.
Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.
Но иногда у человека происходит конфликт ценностей.
Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.
Первый этап – когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.
Второй этап – когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.
На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.[2]
Понятие "ценность" было введено в научный оборот в середине XIX века. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Ценности – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Но то, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценить, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.
Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства.
Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства.
В рамках собственно социологического анализа ценностей их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Он делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.
Тем не менее, следует полагать, что разделение ценностей на два основных типа весьма относительно, как и любая другая типология.
Следует обратиться еще к одной типологии ценностей, по которой обычно выделяют традиционные ценности, то есть ценности, сформировавшиеся в недрах традиционного общества, и современные ценности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует большое множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Но главным является, то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться как абсолютными в виде Бога, могут заключаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в самом человеке, в его биологических потребностях.
В современной России осознается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи.
На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом.
Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Проблема воспитания нравственных ценностей у учащихся является всегда актуальной проблемой.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур.
В условиях нестабильности происходит или рождение новых систем ценностей, или реальные формы жизни обесцениваются и становятся полем деморализации для людей. Рождение новых систем ценностей – это противоречивый процесс. Ценности как смыслы жизни и бытия не заложены ни в человеке, ни в обществе. Их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром, с людьми; их возникновение возможно благодаря рефлексии, обращенной на мир, на культуру, на себя.
Подрастающее поколение формируется не только в результате целенаправленной педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, среды. Среда - это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается ребенок. В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей.
Для исследования ценностных ориентаций подростков были опрошены учащиеся 5 – 6 классов и 10 – 11 классов в возрасте 11 – 12 и 15 – 17 лет в количестве 60 человек. Им была предложена шкала ценностей М. Рокича.
Для учащихся 5 – 6 классов в возрасте 11 – 12 лет в количестве 37 человек тест М. Рокича был представлен несколько в упрощенном виде. (Приложение 1).
Так учениками в качестве наиболее значимых терминальных ценностей (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) были определены следующие: (ТАБЛИЦА 1)
здоровье (физическое и психическое) (56%); счастливая семейная жизнь (53%); наличие хороших и верных друзей (51%); любовь (49%); уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
свобода как независимость в поступках и действиях (11%);
возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%);
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).
Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) учащимися были выбраны: (ТАБЛИЦА 2) исполнительность (дисциплинированность) (31%) , чуткость (заботливость) (30%); твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%).
Менее значимыми для учащихся в возрасте 11 – 12 лет стали аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%); воспитанность (хорошие манеры) (17%).
Для учащихся 10 – 11 классов тест М. Рокича был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями. (Приложение 2).
Учащиеся 10 – 11 классов в возрасте 15 – 17 лет в количестве 23 человек в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили: (ТАБЛИЦА 3) здоровье (физическое и психическое) (75%); счастливая семейная жизнь (58%); активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%).
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
творчество (возможность творческой деятельности) (11%);
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);
Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны: (ТАБЛИЦА 4) в первую очередь, воспитанность (хорошие манеры) (66%), образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%).
Нужно заметить, что такие ценности как:
непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);
являются менее значимыми.
Таким образом, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (56% для учащихся 5-6 классов и 75% для учащихся 10 – 11 классов), счастливая семейная жизнь (53% и 58%), любовь (49% и 42%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
Наиболее предпочтительными свойствами личности в любой жизненной ситуации для учащихся школы стали: воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), честность (правдивость, искренность) и ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 10 – 11 классов: (ТАБЛИЦА 5)
92% учащихся ответили, что «мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня».
8% учащихся ответили, что «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел», «главное в жизни – материальное благополучие».
В результате мы делаем выводы о том, что распределение ценностей современных подростков можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, для современных школьников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости.
Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
[1] Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «Русское слово», 2011, с. 155
Под парусами
Рисуют дети водопад
Злая мать и добрая тётя
Подарок
5 зимних аудиосказок