Цель работы: изучить способы изучения (запоминания) таблицы умножения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные и информационные источники по теме.
2. Провести анкетирование одноклассников по теме: «Как ты запоминал таблицу умножения».
3. Провести письменную проверку знания таблицы умножения у учащихся 3 «Е» класса.
4. Познакомить одноклассников со способами запоминания таблицы умножения.
5. Составить методическое пособие «Способы запоминания таблицы умножения на 9 ».
Методы, приёмы, используемые в работе: изучение литературы, анализ, наблюдение, анкетирование, вычислительный срез.
Гипотеза. Существуют простые и лёгкие способы запоминания таблицы умножения и способы умножения, которые не являются общеизвестными.
Вложение | Размер |
---|---|
Способы запоминания таблицы умножения | 173.75 КБ |
МБОУСОШ №10 «Успех»
Классная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: « Математика»
Способы изучения таблицы умножения
Работу выполнил:
Федоренко Владислав,
ученик 3 «Е» класса МБОУСОШ №10
Научный руководитель:
Самара, 2013 год
Содержание
Введение……………………………………………………………3
Глава I Что известно о таблице умножения…………..……….4-6
Глава II Способы запоминания таблицы умножения
2.1 Игры ……………………………………..……………………...7
2.2 С помощью пальцев……………………………………………8
2.3Художественный способ………………………………………..9
2.4 Литературный способ…………………………………………..9-17
2.5 Музыкальный способ…………………………………………..17
2.6 Игры-тренажёры………………………………………………..17
2.7Дидактические пособия…………………………………..…….17
Глава III Практическое исследование
3.1 Результаты анкетирования………………………………..…..18-19
3.2 Результат письменной проверки знаний таблицы
умножения …………………………………………………….……20
3.3 Моё «открытие»………………………………………………….21
Глава IV Способы умножения двузначных чисел
4.1 Умножение на 11………………………………………………..22
4.2 Умножение с помощью линий…………………………………23
Заключение………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………..25
Введение
Всем детям приходится в школе знакомиться с таблицей умножения. И некоторым очень трудно её понять и выучить. Мне стало интересно, кто придумал эту таблицу? Тогда стал думать, а как легче её запомнить? Существуют ли какие-нибудь способы умножения?
Я предположил, что мы не всё знаем о таблице умножения, существуют способы лёгкие и простые способы запоминания таблицы умножения. В своей работе я постараюсь доказать это и получить ответы на интересующие меня вопросы.
Цель работы: изучить способы изучения (запоминания) таблицы умножения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные и информационные источники по теме.
2. Провести анкетирование одноклассников по теме: «Как ты запоминал таблицу умножения».
3. Провести письменную проверку знания таблицы умножения у учащихся 3 «Е» класса.
4. Познакомить одноклассников со способами запоминания таблицы умножения.
5. Составить методическое пособие «Способы запоминания таблицы умножения на 9 ».
Методы, приёмы, используемые в работе: изучение литературы, анализ, наблюдение, анкетирование, вычислительный срез.
Гипотеза. Существуют простые и лёгкие способы запоминания таблицы умножения и способы умножения, которые не являются общеизвестными.
Составителем таблицы называют древнегреческого математика Пифагора.
Пифагор, прежде всего - это мудрец и философ. Точной даты рождения Пифагора не знает никто, но исторические исследователи датируют это событие приблизительно 580 годом до нашей эры.
Будущий математик и философ уже в детстве проявлял большую способность к наукам. Он с ранних лет стремится узнать, как можно больше. У опытных наставников Пифагор изучал геометрию и астрономию, музыку и живопись. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей.
Число для Пифагора было и материей, и формой всего мира, поэтому естественные явления объяснялись с помощью чисел. Утверждение «Всё есть число, числа правят миром!» принадлежит самому Пифагору. Пифагор придавал числам мистические свойства, считал, что числа правят миром. Философ считал и саму таблицу умножения отображением вселенной, где угадывается за закономерностью чисел ровный строй планет и скоплений звезд, где угадывается гармония космоса и слышится божественная музыка.
Изначально Пифагором таблица заполнялась не теми цифрами, которые мы привыкли видеть, а греческими числами ионийской нумерации
α β γ δ ε ζ ξ η θ ι - Цифры греческой ионийской нумерации.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - цифры, которыми мы сегодня привыкли пользоваться.
Таблица умножения скрывает в себе много замечательных математических закономерностей, поиск которых способен превратиться в увлекательное занятие, сулящее немало сюрпризов. Что представляет собой таблица Пифагора? По горизонтали и по вертикали расположены числа натурального ряда; на пересечении столбцов и строк стоят их произведения. Диагональ таблицы образуют квадраты чисел. Таблицу можно продолжать вправо и вниз до бесконечности (таблица I).
Таблица I
∑ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 35 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 |
Таблицу Пифагора можно расширять вправо и вниз до бесконечности.
В российских школах значения традиционно доходят до 10×10. В Великобритании до 12×12, что связано в том числе с единицами английской системой мер длины (1 фут = 12 дюймов) (таблица II).
Таблица II
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 44 | 48 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 | 72 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 | 77 | 84 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 | 88 | 96 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 | 99 | 108 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 |
11 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 |
12 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 120 | 132 | 144 |
В Интернете я искал способы умножения и наткнулся на игры, которые помогают повторить и запомнить таблицу умножения на 8.
Рисунок III. Раскрасьте ракету
Загадочные слова
Умножать на 2 не сложно. Нужно просто два раза взять то, что хочешь
2 х 1 = 2
2 х 2 = 4
2 х 3 = 6
Если 3 линейки возьмем 2 раз, сколько получится линеек? (6)
А 5 конфет возьмем 2 раза? (10)
А 100 рублей 2 раз? (200.)
Но когда мы начинаем умножать на большие числа, у многих детей начинаются затруднения в запоминании. Есть несколько способов и методов быстрого умножения. Посмотрим на них?
Я был удивлен изобретательностью этого способа умножения. Всё очень просто и интересно. Совсем не нужно запоминать таблицу умножения на девять!
И калькулятор не потребуется – нам помогут пальцы рук. Посмотрим на раскрытые ладони. Перед нами десять пальцев. Теперь загибаем первый палец слева. Осталось девять пальцев. Мы умножили девять на один. Теперь попробуем умножить на 2: раскрываем ладони и загибаем второй палец слева. С одной стороны от загнутого остался один палец, а с другой – восемь. Один, восемь – получилось 18!Умножим 9 на 7? Загибаем седьмой по счету палец. Слева остается шесть, а справа три – 63!
2.3. Художественный способ.
Кому-то, возможно, покажется, что выучить саму таблицу намного проще, чем стихотворение. Посоветуйтесь со своим учеником.
Еще один нестандартный способ рассчитан на детей, у которых слабо развита механическая память, зато нет проблем с образным мышлением. В школе такие дети, как правило, лучше всех пишут сочинения, хорошо рисуют или обладают хорошим музыкальным слухом.
Для начала попробуйте пофантазировать вдоволь и представить, с чем у вас ассоциируются цифры от 1 до 9. Используйте фломастеры, карандаши.
К примеру, 0 может напоминать колесо, 1 – Буратино, 2 – лебедя, 3 – сердечко. Главное, чтобы эти образы были придуманы вами. Далее нужно закрепить эти ассоциации, для этого вразброс показывайте вашему ученику нарисованные им картинки. Потом вместе сочините историю на каждый пример умножения.
В частности, 2*3=6. Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста».
Подобные истории помогают тем, у кого богатое воображение, поэтому процесс запоминания достаточно быстрый.
2.4 Литературный способ.
Этот способ подойдет детям, склонным к запоминанию стихов. Им
можно предложить изучить таблицу умножения в стихотворной форме.
Таким образом, при решении примера, у ребенка будет возникать ассоциация с рифмованной строчкой.
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ
Автор: Марина Казарина
Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.
По ней легко найти решенье,
Куплет достаточно прочесть,
А чтоб запомнить вычисленья,
Везде своя подсказка есть!
Ну что ж, откладывать не станем,
Тетрадь и карандаш достанем
И примемся за дело бойко.
Итак, на старт выходит ДВОЙКА!
Умножив два на единицу,
Получим ДВОЙКУ - лебедь-птицу,
Спасает каждый ученик
От этих «птичек» свой дневник.
Известно детям в целом мире,
Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.
Им также следует учесть,
Что дважды три получим ШЕСТЬ.
Два на четыре - будет ВОСЕМЬ.
И всех ребят мы очень просим
Забыть капризы, ссоры, лень
Восьмого марта - в мамин день!
Нам два на пять умножить нужно,
И если все возьмёмся дружно,
Да поднатужимся, ребятки,
То сразу попадем в ДЕСЯТКУ!
О том, что дважды шесть – 12.
Вам календарь расскажет, братцы,
А в нём подсказку вам дадут
Двенадцать месяцев в году!
Красиво два на семь умножить
Февральский праздник нам поможет,
День всех влюбленных, помню я, -
ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!
А сколько будет дважды восемь,
Десятиклассников мы спросим.
Они подскажут нам ответ,
Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!
Запомнить надо постараться,
Что дважды девять – ВОСЕМНАДЦАТЬ.
И очень просто догадаться,
Что дважды десять - будет ДВАДЦАТЬ!
Мы хорошенько постарались
И с двойкой быстро разобрались.
Теперь, друзья, держитесь стойко,
В игру уже вступает ТРОЙКА!
Умножив три на единичку,
Мы попадаем на страничку
Из книги сказок для ребят
Про ТРЕХ веселых поросят!
Что трижды два равно ШЕСТИ,
Ответ в шпаргалке подглядим!
А трижды три, решим и сами,
Равно ШЕСТЕРКЕ ВВЕРХ НОГАМИ.
Три на четыре умножая,
Я циферблат воображаю
И представляю я тотчас,
Как бьют часы ДВЕНАДЦАТЬ раз.
Что трижды пять равно ПЯТНАДЦАТЬ,
Легко должно запоминаться.
Представь, как в школе первоклашки
Играют весело в пятнашки!
Умножим три на шесть в два счета,
Скорее взрослым стать охота!
Ты знаешь, годы быстро мчатся,
Глядишь, тебе уж ВОСЕМНАДЦАТЬ!
Умножить три на семь придется,
И это нам легко дается,
Ведь трижды семь - ответ один,
Получится ДВАДЦАТЬ ОДИН!
А сколько будет трижды восемь,
За сутки справимся с вопросом,
Ведь в сутках, как известно в мире,
Часов всего ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!
Мы по секрету скажем всем,
Что трижды девять - ДВАДЦАТЬ СЕМЬ.
И надо ж было так случиться,
Что трижды десять будет ТРИДЦАТЬ!
Ну, вот и тройку одолели,
Устать мы, к счастью, не успели.
А дел ещё невпроворот,
Нас впереди ЧЕТВЁРКА ждёт!
Четверку на один умножив,
Мы изменить ее не сможем,
В произведенье с единицей
Должна ЧЕТВЕРКА получиться!
Четыре на два - будет ВОСЕМЬ,
Восьмерку на нос мы набросим,
Вдруг подойдет тебе и мне
Восьмерка в качестве пенсне?
Четыре на три как умножить?
Придется в зимний лес идти,
ДВЕНАДЦАТЬ месяцев помогут
Зимой подснежники найти!
Умножь четыре на четверку,
Такой пример легко решить!
В произведении этом только
ШЕСТНАДЦАТЬ можно получить!
Для вас четыре на пятерку
Умножат ловко мушкетеры,
С врагами шпаги вновь скрестя
В романе «ДВАДЦАТЬ лет спустя».
Четыре мы на шесть умножим
И в результате будет что же?
Идут часы, бегут минутки…
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – ровно сутки!
Четыре на семь – ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ
–
Деньков обычно в феврале.
А для проверки всех попросим
Искать ответ в календаре!
Умножь четыре на восьмерку,
И ТРИДАТЬ ДВА – звучит ответ.
У человека ровно столько
Во рту зубов в расцвете лет!
Умножь четыре на девятку –
Получишь ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ,
Ну, а умножишь на десятку,
Пиши смелее СОРОК здесь!
Четвёрка позади осталась,
Другая цифра показалась…
И предстоит запоминать
Нам умноженье с цифрой ПЯТЬ!
Умножив пять на единицу,
Мы без труда получим ПЯТЬ!
И нашу складную таблицу
Продолжим дальше изучать.
А пять на два, хочу заметить,
Умножить просто – будет ДЕСЯТЬ!
Ответ всегда в твоих руках:
Он – в рукавичках и в носках!
Умножим пять на тройку дружно,
Немного времени нам нужно.
ПЯТНАДЦАТЬ получили сразу –
Управились за четверть часа!
Как пять умножить на четыре,
Дадут ответ в телеэфире!
Смотрите на экране вы
ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!
А пятью пять – ответ известный,
О нём поётся в детской песне,
И каждый школьник должен знать,
Что здесь получим ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!
Пять на шестёрку умножаем,
В итоге ТРИДЦАТЬ получаем.
И пятью семь – легко считать -
Ответ короткий: ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!
А сколько будет пятью восемь,
Али-Бабу из сказки спросим.
Когда к разбойникам попал,
Он их все СОРОК насчитал!
Друзья, хочу вам подсказать,
Что пятью девять – СОРОК ПЯТЬ,
И знает каждый из ребят,
Что пятью десять – ПЯТЬДЕСЯТ!
Пятёрку враз мы рассчитали
И совершенно не устали.
Решаем дальше! Силы есть!
Теперь займёмся цифрой ШЕСТЬ!
Шесть на один – ШЕСТЕРКА вышла,
А за окном гитару слышно!
И льются песни ночью лунной
Под переливы шестиструнной.
Шестерку на два умножаем -
ДВЕНАДЦАТЬ ровно получаем.
В двенадцать ночи каждый год
К нам в дом приходит Новый Год!
Шесть на три – только
ВОСЕМНАДЦАТЬ!
В такие годы можно, братцы,
Жениться, замуж выходить,
Самим автомобиль водить!
Простой пример «шестью четыре»
Его мы с вами походили!
Подумать надо с полминутки…
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – снова сутки!
А шестью пять - получим ТРИДЦАТЬ,
Здесь циферблат нам пригодится:
Большая стрелка на часах
Покажет ровно полчаса!
А, верно, шесть на шесть умножить
Нам снова песенка поможет,
В ее словах решенье есть:
Шесть на шесть будет ТРИДЦАТЬ
ШЕСТЬ.
«Шесть на семь» умноженье учим,
Подсказку в обувном получим,
Ведь носят многие мужины
СОРОК ВТОРОЙ размер ботинок!
Что шестью восемь - СОРОК ВОСЕМЬ,
Удав мартышке объяснял,
Но сам в длину – лишь тридцать восемь
Он «в попугаях» составлял!
А шестью девять – мы решили.
Получим ПЯТЬДЕСТЯТ ЧЕТЫРЕ!
И каждый нам ответить рад,
Что шестью десять – ШЕСТЬДЕСЯТ!
Друзья, отличная работа!
С шестёркой справились в два счёта!
А дальше предлагаем всем
Решить примеры с цифрой СЕМЬ!
«Семью один» - найти ответик
Поможет цветик-семицветик!
Ведь у таких, как он цветков,
СЕМЬ разноцветных лепестков!
Семь на два мы умножим просто,
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ – хороший возраст,
Ведь в этом возрасте прекрасном
Ребята получают паспорт!
Что семью три – ДВАДЦАТЬ ОДИН,
Сказал нам важный господин,
Давайте у него же спросим:
«Cемью четыре?» ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ!
Умножим семь на пять! Готово!
Ответ знакомый - ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!
Попросим тридцать три коровы
Его погромче промычать!
Для всех пропел Валерий Сюткин,
Что шестью семь – ответ простой,
Проводит СОРОК ДВЕ минутки
Он ежедневно под землёй!
Хотите семь на семь умножить?
Мы всем подсказку можем дать:
Взгляните, «СОРОК ДЕВЯТЬ» можно
Лишь раз в таблице повстречать!
А умножая семь на восемь,
ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ответ дадим!
Людей по городу развозит
Автобус с номером таким!
Семь умножаем на девятку,
Получится ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ.
И с «семью десять» всё в порядке,
Здесь ровно СЕМЬДЕСЯТ, смотри!
Итак, с семёркой мы в расчёте,
А цифра ВОСЕМЬ на подходе!
Чтоб даром время не терять,
Начнём-ка, братцы, умножать!
Восьмерку на один умножит
Подводный житель осьминог,
Ходить по суше он не может,
Хоть и имеет ВОСЕМЬ ног!
А восемь на два - знайте, братцы,
Решенье верное – ШЕСТНАДЦАТЬ!
А восемь на три – не забыли?
Ответ «в часах» - ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!
Умножим восемь на четыре,
Здесь только ТРИДЦАТЬ ДВА, друзья,
Хоть в Лукоморье говорили
Про тридцать три богатыря!
Умножим восемь на пятёрку -
Здесь СОРОК, вариантов нет!
А вот подсказка-поговорка:
«За сорок бед - один ответ!»
Восьмёрочку на шесть умножим –
Выходит СОРОК ВОСЕМЬ здесь!
Ну а на семь помножив, сможем
Мы получить - ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ!
На восемь восемь научились,
Мы без ошибок умножать,
И ровно ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ
Должны в ответе указать!
На девять восемь умножаем.
Вот результат: СЕМЬДЕСЯТ ДВА!
На десять восемь – отвечаем:
Здесь ВОСЕМЬДЕСЯТ, господа!
Ура! Восьмёрку одолели!
Ещё рывок, и мы у цели!
Но для начала по порядку
Беремся умножать ДЕВЯТКУ!
Умножим девять на один,
Историю страны листая,
Пусть помнит каждый гражданин
О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!
Умножить девять на два просто,
А чтоб не забывать ответ,
Запомни: твой «гражданский» возраст
Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!
«Девятка на три», вслух считаем,
Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ - решенье есть!
А на четыре умножаем –
Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!
Совсем не сложно научиться
На пять девятку умножать!
Должно в итоге получиться
Произведенье СОРОК ПЯТЬ!
А чтоб на шесть умножить девять,
Нам ничего не нужно делать!
Мы с вами это проходили,
В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!
А вот и умница Мальвина
Прилежно учит Буратино,
И говорит ему: «Смотри,
Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!
Девятью восемь - вот задача,
Давай, работай, голова!
Но нас не подвела удача,
Даём ответ - СЕМЬДЕСЯТ ДВА!
На девять девять умножаем,
Ответ в таблице проверяем,
А равен, судя по всему,
Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!
Пример последний остаётся,
И он нам сразу поддаётся!
Девятью десять – это просто!
В ответе - ровно ДЕВЯНОСТО!
2.5 Музыкальный способ.
Для тех, кто любит петь, существует песенно-игровая методика обучения: поём и решаем.
2.6. Игры-тренажёры.
После изучения таблицы умножения можно проверить свои знания с помощью «Игры в снежки». На экране появляется табличный пример, для которого необходимо подобрать ответ из предложенных. Если ответ выбран верно, то снежок попадает в цель.
2.7 Пособия.
3. Практическое исследование.
3.1. Результаты анкетирования.
Чтобы выяснить, какой способ выбрали мои одноклассники для заучивания таблицы, мы провели анкетирование учеников 3 «Е» класса (24 человека) по теме «Знаешь ли ты таблицу умножения?»
Результаты анкетирования:
1. Знаешь ли ты таблицу умножения? (да -18 человек, нет- 6 человек)
2. Испытывал ли ты сложности при запоминании таблицы умножения? (испытывали трудности -20 человек, не испытывали - 4 человека).
3. Каким способом ты учил таблицу умножения?
4. Таблицу умножения, на какое число выучить сложнее?
Выводы:
1. ¾ моих одноклассников знают таблицу умножения.
2. 4/5 моих одноклассников испытывали сложности при её запоминании.
3. Самый распространенный способ запоминания:
- зрительный -10 человек,
- на слух – 6 человек.
4. Сложнее всего было выучить таблицу на 9.
3.2 Результаты письменной проверки знания таблицы умножения:
Выполнили верно – 11 человек.
Допустили ошибки:
1) На знание таблицы умножения на 4, на 5 – 0 человек,
2) На знание таблицы умножения на 6 – 2 человека.
3) На знание таблицы умножения на 7 - 4 человека.
4) На знание таблицы умножения на 8 – 2 человека.
5) На знание таблицы умножения на 9 – 6 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что больше всего ошибок мои одноклассники делают, выполняя задания с таблицей на 9.
Так как больше всего ошибок было связано с таблицей на 9, мы решили для моих одноклассников подготовить памятку на тему «Способы запоминания таблицы на 9»: при помощи пальцев, стихов, песенок, тренажёров, рисования.
3.3 Моё «открытие».
Когда я готовился к сообщению, я задумался, а есть ли ещё какие-то способы запоминания таблицы умножения? Стараясь запомнить таблицу на 9, я заметил интересную закономерность.
Если начинать писать ответы с десятков в столбике от единицы до восьми, на рисунке цифры показаны красным цветом. Затем пишем в ответе единицы от единицы до восьми, только с конца столбика синим цветом.
9*2=1_ 9*2=_8
9*3=2_ 9*3=_7
9*4=3_ 9*4=_6
9*5=4_ 9*5=_5
9*6=5_ 9*6=_4
9*7=6_ 9*7=_3
9*8=7_ 9*8=_2
9*9=8_ 9*9=_1
Получаем ответы с интересной закономерностью: десятки возрастают от 1 до 8, а единицы убывают от 8 до 1. Запомнить очень легко.
Ещё один лёгкий способ запоминания таблицы на 9:
« ЧИСЛО, КОТОРОЕ УМНОЖАЕШЬ НА 9, ПРЕВРАЩАЕШЬ В ДЕСЯТКИ И ЕГО ЖЕ ВЫЧИТАЕШЬ. НАПРИМЕР, 9×4, ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО И
40 – 4= 36».
4. Способы умножения двузначных чисел.
4.1 Умножать на 11 очень легко – надо к числу дописать такое же число.
Например, 3 х 11= 33 или 5 х 11 = 55
А если число двузначное? Тогда можно использовать секрет быстрого умножения на 11.Расскажу на примере.
Давайте умножим 35 на 11.
Запишем число 35 с промежутком между цифрами: 3_5. А в серединку запишем сумму этих цифр:(3+5)=8. Получаем 385. Можешь проверить.
Если при сложении у нас получается двузначное число? Тогда на место пробела подставим вторую цифру полученной суммы. А первую цифру этой суммы прибавим к первой “отделенной” цифре.
93 х 11 9 _ 3 (9+3) = (1 2) (9+1) 2 3 10 2 3 1023
58 х 11 5 _ 8 (5+8) = (1 3) (5+1) 3 8 6 3 8 638
4.2 Способ умножения двузначных чисел с помощью линий ( рисунок IV)
Рисуем число 13 горизонтальными линиями. Одна линия – десятки, чуть ниже три линии - единицы
Потом рисуем линии числа 12 по вертикали. Одна линия – десятки, чуть правее две линии - единицы
Рисунок IV
Точки пересечения линий это сотни, десятки и единицы числа которое мы ищем. В нашем примере 1 сотня , 5 десятков и 6 единиц.
4. Выводы.
1.Моё предположение подтвердилось: мы не всё знаем о таблице умножения.
2. Оказывается, в школьном курсе математики рассматривается лишь незначительная часть имеющихся сведений о табличном умножении.
3. Из исследований видно, что существуют различные способы запоминания таблицы умножения.
3. Открытая закономерность результатов таблицы умножения на 9 доказывает, что мы знаем маленькую часть того, что открыли и изучили люди. Многое нам предстоит узнать.
С цифрами связан каждый день нашей жизни, и познавать новое это очень интересно и увлекательно.
4. При изучении новых способов умножения меня удивляли необычные и простые правила, которые можно применять при умножении чисел.
ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА НАЙДЕТСЯ СВОЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ, А МОЖЕТ БЫТЬ ДАЖЕ И НЕСКОЛЬКО, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ В НЕПРИНУЖДЕННОЙ ФОРМЕ, ВЕСЕЛО И ИНТЕРЕСНО, БЕЗ ЗУБРЕЖКИ, ЗАПОМНИТЬ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По морям вокруг Земли
Сказка про Серого Зайку
Глупый мальчишка
Ребята и утята
Швейня