Мы предлагаем повысить требования к уровню профессиональной подготовки учителей. Нас должны обучать, в школе должны работать люди только со специальным профессиональным – предметным и педагогическим образованием. То есть, чтобы, например, русский язык преподавал учитель русского языка по диплому, а не близкой к русскому языку науки и обязательно педагог, а не, допустим, журналист. Именно такие учителя, владеющие профессионально знаниями в преподаваемом предмете и умеющие использовать в работе знания школьной педагогики, психологии и методики преподавания именно своего предмета способны дать нам действительно качественные знания высокого уровня. Такой подход даст настоящее реальное, а не фиктивное, качество образования, мы сможем быть уверенными в своих силах при поступлении в высшие учебные заведения. Именно в этом состоит наша законотворческая инициатива.
Вложение | Размер |
---|---|
Моя законотиворческая инициатива: Улучшение качества школьного образования. | 98 КБ |
Улучшение качества школьного образования методом повышения требований к уровню профессиональной подготовки учителей.
Мы, Гусева Ольга Ивановна и Акифьева Кристина Владимировна, ученицы 11 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 г.Зверево Ростовской области. В этом году мы заканчиваем школу. Для успешного вступления во взрослую жизнь более всего нам необходимы прочные и качественные знания. Мы видим и ценим старания наших учителей, мы благодарны им за их во многом бескорыстный и подвижнический труд. Наши учителя добросовестно выполняют свои профессиональные обязанности, готовят нас к Единому Государственному экзамену и к поступлению в высшие и другие профессиональные учебные заведения. И тем не менее порой мы испытываем недостаток или в знаниях, или в педагогической компетенции учителя.
Хотим сразу оговориться: предложения, которые мы представляем в нашей работе, являются результатом не столько личного опыта, сколько общим наблюдением выпускника школы, это – раздумья общего порядка, которые касаются одинаково всех.
Мы предлагаем повысить требования к уровню профессиональной подготовки учителей. Нас должны обучать, в школе должны работать люди только со специальным профессиональным – предметным и педагогическим образованием. То есть, чтобы, например, русский язык преподавал учитель русского языка по диплому, а не близкой к русскому языку науки и обязательно педагог, а не, допустим, журналист. Именно такие учителя, владеющие профессионально знаниями в преподаваемом предмете и умеющие использовать в работе знания школьной педагогики, психологии и методики преподавания именно своего предмета способны дать нам действительно качественные знания высокого уровня. Такой подход даст настоящее реальное, а не фиктивное, качество образования, мы сможем быть уверенными в своих силах при поступлении в высшие учебные заведения. Именно в этом состоит наша законотворческая инициатива.
Положения, касающиеся этого вопроса и прямо защищающие наши права на получение достойного качественного образования, прописаны в таких документах, как:
Всеобщая Декларация прав человека (принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.):
Статья 26.
1.Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.).
Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Конституция Российской Федерации :
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
(действующая редакция):
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854):
3. Общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
6. Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
7. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
34. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
62. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
67. Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик.
В этих документах мы видим чёткую правовую защиту наших интересов на получение качественного образования, а в последнем - и прямое указание на высокий профессиональный уровень учителя.
Однако в отраслевых документах мы читаем уже заниженные требования к образованию, в частности, речь идёт о снижении требований к уровню профессиональной подготовки учителей, что, как мы считаем, нарушает наши право на образование, данное нам Всеобщей Декларацией о правах человека, Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией России и Законом РФ об образовании, Типовым Положением об общеобразовательном учреждении.
В нынешнее время к профессионализму учителей предъявляются недостаточно высокие требования.
Прежде всего, от потенциальных педагогических работников, при принятии их на работу в учреждения образования не требуется, как правило, специального образования и квалификации.
Так в:
Приказе Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию
от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ министерства образования РФ и государственного комитета РФ по высшему образованию», действующего и применяемого в школах и ныне, мы читаем:
1.1.1. Уровень образования
Уровень образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ETC определен в разделе ТКХ "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда" наличием среднего или высшего профессионального образования и в основном не содержит требований к профилю полученной специальности по образованию.
2.5. Работнику, обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, но не имеющему образования или стажа работы, соответствующих требованиям ТКХ, в порядке исключения может быть установлен разряд оплаты труда, предусмотренный для лиц, имеющих требуемый стаж или образование.
ТРЕБОВАНИЯ к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий:
2. Педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года - для II квалификационной категории; не менее 2 лет - для I квалификационной категории и не менее 3 лет - для высшей квалификационной категории.
Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации (п. 3.2. Типового положения).
3. Под квалификационной категорией в настоящих Требованиях понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
В тексте указанного Приказа абсолютно отсутствует указание на специальное профессионально-педагогическое образование учителя, что, как мы считаем, нарушает наше законное право на образование.
Далее, в Новой системе оплаты труда работников образования, 2008г., говорится:
Данной модельной методикой не предусмотрен учет стажа педагогической работы и уровня образования педагога, так как в качестве основных критериев, влияющих на заработную плату, используются критерии, отражающие результаты работы педагога.
В приведенных документах мы видим отсутствие прописанных и законодательно закреплённых требований к уровню профессионально-педагогической подготовки учителя. Это является нарушением ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ.
Именно поэтому в школах работают учителя, не имеющие специального образования. Они как могут стараются добросовестно выполнять нелегкие учительские обязанности, во многом им это удается. Во многом, но не во всём. Получается, что в школе может работать кто угодно, лишь бы он был психически здоров и не имел судимости. Преподавать, получается, может каждый, кто имеет высшее образование, и совсем неважно, соответствует ли это образование преподаваемому предмету, знает ли он школьную педагогику и психологию.
Мы же хотим, чтобы в школе работали настоящие специалисты, умелые профессионалы, чтобы мы получали знания от человека, не только обладающего человеческими достоинствами, но и обладающего знаниями, кто не должен учится быть учителем, приобретая учительский опыт, а кто пришёл в школу уже умея быть учителем, а с опытом только растет профессионально, повышая свою квалификацию.
То есть, наличие специального образования и квалификации гарантирует продуктивность обучения. Но, не имея специального образования, педагогический работник не может в полной мере осуществить права человека в области образования, закрепленные законом.
Вывод: все международные и государственные правовые документы прямо указывают на повышение уровня образования и закрепляют это законом.
Мы считаем, что при несоответствующем образовании учителя исполнить закон становится невозможным. И наше законное право на образование нарушается.
Мы считаем, что получить настоящее, а не суррогатное образование мы сможем только при условии соответствующего образования учителей.
Мы немного ознакомились и с зарубежным опытом в области образования.
Приведём примеры.
Система профессиональной подготовки учителей во Франции.
1.В связи с возрастающей ролью интеграционных процессов, происходящих в Европе, которые касаются и систем образования, необходимо искать новые подходы, формы и методы в подготовке специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Учет опыта такой передовой страны, как Франция, которая является одним из лидеров на рынке образовательных услуг, поможет усовершенствовать профессиональную подготовку отечественных педагогов.
2. Демократичность и гибкость системы высшего педагогического образования во Франции реализуются через различные пути его получения: университетские институты подготовки учителей (ИЮФМ), дистанционное обучение (КНЕД), высшие нормальные школы (ВНШ), среди которых ИЮФМ являются наиболее доступными и эффективными.
3. Сравнительный анализ содержания профессиональной подготовки показал, что она носит практико-дидактический характер, где ведущую роль играет система педагогических практик, что приводит к высокой степени профессионализма будущих учителей.
4. Эффективность современной системы профессиональной подготовки педагогических кадров во Франции обеспечивается следующими социальными условиями: заинтересованностью государства в высококлассных специалистах, отвечающих требованиям времени, усиленное финансирование и значительная материальная поддержка студентов, обучающихся в университетских институтах подготовки учителей. Это говорит о понимании государством и населением страны возрастающей роли учителя в подготовке молодого поколения к жизни в сложном современном мире.
5. Современная система подготовки учителей во Франции обладает рядом достоинств; некоторые её компонентов, которые могли бы быть использованы в российской системе образования: тщательный отбор кандидатов через систему тестов, анализ личного дела и собеседование, выбор направления учебы не только с учетом специальности, но и с учетом специфики выбранного учебного заведения, что делает подготовку максимально практичной; акцент на практическую подготовку, когда весь второй год обучения в ИЮФМ студенты работают самостоятельно в качестве учителя; серьезное методическое обеспечение теоретической и практической частей подготовки, в которой участвуют инспектора национального образования, преподаватели университетов и университетских институтов подготовки учителей, учителя-методисты, представители администрации базовых школ.
Структура подготовки учителей в Германии.
II. Современная структура подготовки учителей
Г: дидактика истории (теории восприятия истории и передачи исторических знаний, дидактический анализ научно-исторических предметов).На основе этих государственных предписаний каждый отдельный университет может разработать собственную программу обучения. Таким образом, в каждом конкретном университете допускается определенная свобода выбора, и "Государственный порядок" лишь определяет тот минимум областей и разделов, который необходимо изучить.
2.2. Изучение будущими учителями педагогических наук
Любое обучение будущего учителя включает не только два-три учебных предмета, но и предмет "педагогические науки", изучение которых составляет 25% учебной программы для учителей первой ступени и второй ступени I, 20% для учителей второй ступени II. Это существенная доля, если учесть, что в подготовке учителей гимназий доминировало изучение научных предметов. Государственные предписания определяют следующие области и разделы педагогических и близких к ним других гуманитарных наук, которые должны стать предметом преподавания и обучения в университете: воспитание и образование (педагогика, философия);развитие и обучение (психология); общественные предпосылки воспитания (социология, педагогика); учреждения и формы организации системы образования (педагогика, социология, право); преподавание и общая дидактика. На уровне отдельного университета эти государственные предписания реализуются в учебных планах, которые учитывают местные условия и комбинируют обязательные и выборные части.
2.3. Школьно-практическое обучение.
Школьная практика ориентирует студентов на работу в школах, а также помогает им получить практический опыт и оценить "личную пригодность" к профессии учителя. Практика, то есть посещение занятий в школах, находится в тесной связи с учебными занятиями по педагогике или методике.
Школьно-практическое обучение проходит в следующих формах: Tadespraktika, подразумевающая, что подготовка уроков и последующее их обсуждение проходят на занятиях по педагогике и методике, а посещение уроков - в течение семестра (параллельно с занятиями или сразу после их окончания); Blockpraktika, в ходе которой подготовка уроков и последующее их обсуждение также проходят на занятиях по педагогике или методике, но посещение уроков проводится в период, свободный от занятий, и продолжается четыре недели.
2.4. Первый государственный экзамен
В конце обучения в университете студенты сдают Первый государственный экзамен по двум или трем учебным предметам и педагогическим наукам - и письменно, и устно. До этого студентом должна быть написана одна домашняя письменная работа (по одному учебному предмету). Экзаменационные требования несколько отличаются в зависимости от учительской должности, которую хочет получить выпускник.
3. Двухлетняя педагогическая практика
После успешной сдачи Первого государственного экзамена будущий учитель проходит двухлетнюю педагогическую практику - референдариат. Она представляет собой профессиональную практическую подготовку в школе и на так называемом учебном семинаре. Центральное место в профессиональной педагогической подготовке занимает посещение уроков, проведение пробных уроков и самостоятельное преподавание. В конце практики сдается Второй государственный экзамен; он состоит из домашней письменной работы, двух пробных уроков, устного экзамена. Успешно пройденный Второй государственный экзамен знаменует окончание подготовки учителя. Выпускники пытаются найти свободные места в школах. Легко или тяжело будет им это сделать - зависит от положения на рынке труда для учителей.
Из приведенных примеров подготовки учителей за рубежом, мы видим, что требования там достаточно высоки, а отступления не допускаются. Мы считаем, что это приемлемый для нас опыт, и это отвечает требованиям к повышению качества и продуктивности образования.
Итак, мы предлагаем:
В целях повышения качества образования и соблюдения конституционного права на образование:
Наше лирическое отступление – наши раздумья о школе:
Многие, почему-то, считают, что специальное образование и квалификация преподавателя – не главное; главное – привлечь как можно больше людей к образовательному процессу.
Конечно, здесь имеет место проблема нехватки кадров, нехватка желающих стать учителем. Но решать эту проблему таким способом, - грубо говоря, собирать людей с поверхностными знаниями в области образовательного процесса в школах, давать им учебный материал и отправлять на уроки, - по меньшей мере, неправильно. Что можно говорить о знаниях, которые даст этот человек детям? Материал из учебника, который ученики могли бы прочитать и самостоятельно? Материал, тесно зажатый в рамки школьной программы, а иногда не дотягивающий и до нее? На наш взгляд, ученикам нужно гораздо больше, тем более, что они имеют на это полное право. Уроки того преподавателя, чьи знания уходят далеко за пределы урока, даже посещать интереснее. Мы сейчас не имеем ввиду разговоры на уроках на отвлеченные темы. Но зачастую, преподаватель дает весьма расплывчатый ответ на вопрос, касающийся сугубо его предмета.
Наличие квалификации у всех, без исключения, преподавателей исключило бы вышеперечисленные проблемы.
Учитывая требования к уровню профессионализма, факт того, что от преподавателя не требуется специального образования и обязательной квалификации еще больше вырастает как проблема. Ведь, не имея психологических навыков, преподаватель еще больше сокращает шансы на продуктивное образование своих учеников.
Список использованной литературы:
Всеобщая Декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Закон РФ об образовании
Типовое Положение об общеобразовательном учреждении
Приказ Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию
от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ министерства образования РФ и государственного комитета РФ по высшему образованию»
Новая система оплаты труда работников образования
Internet-ресурсы:
Парис Д. Школьное образование во Франции
Сандер С. Различия и сходства между образовательными системами Франции и США
Современная система профессиональной подготовки учителей во Франции
Школьное образование в США от А до Z
Педагогический вестник. Лундгрен П. Структура подготовки учителей в Германии
Домик зимней ночью
Тигрёнок на подсолнухе
Кто самый сильный?
Рисуют дети водопад
Белый лист