По наблюдениям учителей – проблемой учащихся 8, 9 - х классов является низкая мотивация к процессу обучения, низкая саморегуляция и высокая внешняя тревожность.
Исследование вопроса влияния биоритмов на работоспособность позволит определить направления для повышения работоспособности учащихся средних классов.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_v_mir_psikhologii_2014_kucheryavenko_marina_31._03.doc | 287.5 КБ |
II городская научно-практическая конференция
«В мир Пcихологии»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 8»
Направление Психология Личности
Определение влияния биоритмов педагогов
на качество знаний обучающихся девятых классов
МАОУ «Гимназия №8» г. Перми.
Кучерявенко Марина,
МАОУ « Гимназия№8»,
9 «В» класс
Гультяева Ирина Борисовна,
МАОУ «Гимназия № 8», учитель математики
Равилова Ольга Николаевна,
МАОУ «Гимназия № 8», педагог-психолог
Оглавление
Введение.................................................................................................................................... 3
Глава 1. Обзор научной и методической литературы по проблеме исследования…........…6
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………………….13
2.1. Расчет совместимости биоритмов учителя с учащимся ….………………..…….13
2.2. Обработка и интерпретация полученных результатов …………………….……..17
Заключение……………………………………………………………………………..…...……20
Список литературы………………………………………………………………………...…….22
Введение
Все живые организмы от простейших одноклеточных до человека, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. В 1931 году шведскими учеными Г. Ангреном, О. Виландером и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, а к 60-ым годам обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность.
Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.
Теории «трех биоритмов» около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм.
Психолога Германа Свободу и отоларинголога Вильгельма Флисса можно считать "дедушками" теории биоритмов.
Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории "трех биоритмов" имели многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с внедрения первых ЭВМ и более современных компьютеров. В 70-80 гг. теория биоритмов завоевала весь мир.
А так как, темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его интеллектуальные, физические и духовные качества, необходима настойчивая научно-исследовательская работа. Поэтому выявление влияния биоритмов на интеллектуальную работоспособность и поиск новых средств, методов воздействия актуально на сегодняшний день.
По наблюдениям учителей – проблемой учащихся 8, 9 - х классов является низкая мотивация к процессу обучения, низкая саморегуляция и высокая внешняя тревожность.
Исследование вопроса влияния биоритмов на работоспособность позволит определить направления для повышения работоспособности учащихся средних классов.
Гипотеза – высокая совместимость эмоционального и интеллектуального биоритмов учителей и учеников, влияет на качество знаний.
Объект исследования – учащиеся 9В класса и учителя, преподающие в 9 В классе МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми.
Предмет исследования – эмоциональный и интеллектуальный биоритмы учащихся и учителей.
Цель исследования – с помощью методов математической статистики установить взаимосвязь между совместимостью биоритмов учителей и учащихся и качеством знаний.
Задачи:
Методы исследования:
Для организации исследовательской работы и решения поставленных задач мы применили следующие методы исследования.
Глава 1. Обзор научной и методической литературы по проблеме исследования
1.1. Биологические ритмы человека.
Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» играет мотивация, формирование готовности к самоопределению.
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанных с годовыми изменениями солнечной активности, живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.
Повторяемость процессов – один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.
Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Биоритмы организма – суточные, месячные, годовые – практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем.
Знание собственного физического биоритма (продолжительность 23 дня) должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.
Любой критический день физического биоритма знаменует критическое время: со здоровьем могут возникнуть проблемы, любая деятельность требует более высокой концентрации, при работе нервной системы, мышц и суставов "в мотор попадает песок". Для фазы спада характерен постепенный упадок сил, появляется необходимость при физических нагрузках делать более длительные и частые паузы. Последние дни фазы спада лучше посвятить отдыху, чтобы иметь возможность накопить сил.
Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.
Через 14 суток, от того дня недели, в который человек родился (иногда на день раньше, особенно, если он родился рано утром), наступает критический день душевного биоритма. Иногда критический период длится недолго, иногда затягивается. Человек ощущает себя ни на что не годным. Человек становится пессимистом, появляются угнетенность и страхи. Он сильнее ощущает бессмысленность многих вещей. А если и по складу характера человек вообще не оптимист, то проблема становится еще более острой. В такие дни, особенно перед концом фазы спада, очень важна самодисциплина, нельзя позволить пессимизму одержать над собой верх. Если учащийся проходит эту фазу, то бесполезно читать ему морали, это пустое занятие - в одно ухо у него влетает, а в другое вылетает.
Критические дни эмоционального биоритма тормозят интеллектуальную деятельность. В это время часто блокируется способность воспринимать новый материал.
Биоритм на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм.
Критические точки эмоционального ритма обычно приходятся на тот день недели, когда мы родились.
Таким образом, влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или полностью лишают энергии.
1. 2. Методика расчета биоритма.
В многочисленных алгоритмах таких расчётов предполагается, что, якобы, человек со дня рождения находится под воздействием трех устойчивых и неизменных биологических ритмов: физическом, эмоциональном и интеллектуальном.
Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.
Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.
Интеллектуальный цикл (33 дня), он определяет творческую способность личности.
Считается также, что любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного. В положительный полупериод биоритма, человек испытывает положительное влияние данного биоритма, в отрицательный полупериод — отрицательное влияние. Существует также критическое состояние биоритма, когда его значение равно нулю — в этот момент влияние данного биоритма на человека имеет непредсказуемый характер.
Алгоритмы расчета биоритмов
Повсеместно используется формула:
B=(sin(2pi*(t-f)/P))*100 % где P={23,28,33} (1)
B — состояния биоритма в % либо может выражаться как состояние относительно нуля, а также состояния нарастания или спадания.
pi — число π.
t — количество дней относительно нуля единиц измерения до текущего момента.
f — количество дней от нуля единиц измерения времени до даты рождения.
P — фаза биоритма.
При расчете достаточно округлять числа до десятых долей дроби. Отталкиваясь от точной даты рождения, посчитайте, сколько дней вы прожили: 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, исключая високосные; число високосных лет умножьте на 366 дней; оба произведения суммируйте.
Разделите количество прожитых дней на 23 (физический цикл) - вы получите число с остатком после целого. Например, если остаток равен 20, это значит, что идет 20-й день физического цикла, то есть вторая половина цикла, неблагоприятная. Так же рассчитайте эмоциональный и интеллектуальный циклы.
В году будет примерно шесть дней, когда совпадают начальные фазы двух циклов - это тяжелые дни. И примерно один раз в году все три цикла на нуле - это тоже очень плохой день.
День рождения человека - это поворот от неприятностей к радости, и первый месяц за днем рождения - наилучший из всех месяцев года для индивидуума. Другими благоприятными месяцами после дня рождения являются 5-й и 9-й (или10-й) месяцы. 2-й месяц после дня рождения очень неблагоприятен. Но наихудший месяц для физического состояния организма - 12-й после дня рождения.
1.3. Методы математической статистики.
Под математической статистикой понимают «раздел математики, посвященный математическим методам сбора, систематизации, обработки и интерпретации статистических данных, а также использование их для научных или практических выводов.
Математическая статистика как наука начинается с работ знаменитого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855), который на основе теории вероятностей исследовал и обосновал метод наименьших квадратов, созданный им в 1795 г. и примененный для обработки астрономических данных (с целью уточнения орбиты малой планеты Церера).
В конце XIX в. – начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К.Пирсон (1857-1936) и Р.А.Фишер (1890-1962).
Математическая статистика бурно развивается и в настоящее время.
1.4. Метод ранговой корреляции Спирмена.
Корреля́ция (от позднелат. correlatio — соотношение) термин, применяемый в различных областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий, предприятий, предметов, функций.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.
4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:
где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.
Коэффициент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.
В статистике сильной считается связь при коэффициенте корреляции больше 0,3.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Расчет совместимости биоритмов учителя с учищимся
На протяжении 2-х лет на базе МАОУ «Гимназия №8» г. Перми мы занимаемся изучением теории биоритмов. В прошлом году мы исследовали влияние биоритмов учащихся на успеваемость, тревожность учащихся 8-х классов. В ходе исследования прошлого года мы показали, что эмоциональный биоритм и результаты учебной деятельности учащихся взаимодействуют между собой. Причем наблюдения показали, чем старше учащиеся, тем связи сильнее.
В этом году наши исследования продолжились. Мы решили определить связь между биоритмами педагогов и качеством знаний этих же учащихся. Обследование проводилось в феврале-марте (третья учебная четверть) 2013-2014 учебного года, в нем приняли участие 25 учащихся 9В класса и 13 учителей предметников, ведущих в этом классе и классный руководитель 9В.
Для начала были рассчитаны биоритмы преподавателей и учащихся с помощью компьютерной программы расчётов биоритмов. С помощью этой же программы была найдена совместимость эмоционального и интеллектуального биоритмов. Все ученики были зашифрованы латинскими буквами, преподаватели – порядковыми номерами.
Совпадение каждого учителя с учеником просчитывалось по отдельности с помощью программы биоритмов. Результаты представлены в таблице.
ТАБЛИЦА 1. Совпадение эмоционального биоритма преподавателей и учащихся (%).
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | |
a. | 28,6 | 85,7 | 71,4 | 7,1 | 71,4 | 7,1 | 71,4 | 78,6 | 64,3 | 21,4 | 0 | 42,9 | 71,4 | 57,1 |
b. | 50 | 92,9 | 50 | 28,6 | 92,9 | 28,6 | 50 | 100 | 85,7 | 0 | 21,4 | 64,3 | 92,9 | 35,7 |
c. | 100 | 42,9 | 0 | 78,6 | 57,1 | 78,6 | 0 | 50 | 64,3 | 50 | 71,4 | 85,7 | 57,1 | 14,3 |
d. | 7,1 | 64,3 | 92,9 | 14,3 | 50 | 14,3 | 92,9 | 57,1 | 42,9 | 42,9 | 21,4 | 21,4 | 50 | 78,6 |
e. | 7,1 | 50 | 92,9 | 28,6 | 35,7 | 28,6 | 92,9 | 42,9 | 28,6 | 57,1 | 35,7 | 7,1 | 35,7 | 92,9 |
f. | 50 | 7,1 | 50 | 71,4 | 7,1 | 71,4 | 50 | 0 | 14,3 | 100 | 78,6 | 35,7 | 7,1 | 64,3 |
g. | 78,6 | 21,4 | 21,4 | 100 | 35,7 | 100 | 21,4 | 28,6 | 42,9 | 71,4 | 92,9 | 64,3 | 35,7 | 35,7 |
h. | 14,3 | 71,4 | 85,7 | 7,1 | 57,1 | 7,1 | 85,7 | 64,3 | 50 | 35,7 | 14,3 | 28,6 | 57,1 | 71,4 |
i. | 14,3 | 71,4 | 85,7 | 7,1 | 57,1 | 7,1 | 85,7 | 64,3 | 50 | 35,7 | 14,3 | 28,6 | 57,1 | 71,4 |
j. | 50 | 7,1 | 50 | 71,4 | 7,1 | 71,4 | 50 | 0 | 14,3 | 100 | 78,6 | 35,7 | 7,1 | 64,3 |
k. | 28,6 | 28,6 | 71,4 | 50 | 14,3 | 50 | 71,4 | 21,4 | 7,1 | 78,6 | 57,1 | 14,3 | 14,3 | 85,7 |
l. | 92,9 | 50 | 7,1 | 71,4 | 64,3 | 71,4 | 7,1 | 57,1 | 71,4 | 42,9 | 64,3 | 92,9 | 64,3 | 7,1 |
m. | 92,9 | 35,7 | 7,1 | 85,7 | 50 | 85,7 | 7,1 | 42,9 | 57,1 | 57,1 | 78,6 | 78,6 | 50 | 21,4 |
n. | 7,1 | 50 | 92,9 | 28,6 | 35,7 | 28,6 | 92,9 | 42,9 | 28,6 | 57,1 | 35,7 | 7,1 | 35,7 | 92,9 |
o. | 71,4 | 71,4 | 28,6 | 50 | 85,7 | 50 | 28,6 | 78,6 | 92,9 | 21,4 | 42,9 | 85,7 | 85,7 | 14,3 |
p. | 7,1 | 50 | 92,9 | 28,6 | 35,7 | 28,6 | 92,9 | 42,9 | 28,6 | 57,1 | 35,7 | 7,1 | 35,7 | 92,9 |
q. | 35,7 | 21,4 | 64,3 | 57,1 | 7,1 | 57,1 | 64,3 | 14,3 | 0 | 85,7 | 64,3 | 21,4 | 7,1 | 78,6 |
r. | 35,7 | 92,9 | 64,3 | 14,3 | 78,6 | 14,3 | 64,3 | 85,7 | 71,4 | 14,3 | 7,1 | 50 | 78,6 | 50 |
s. | 35,7 | 92,9 | 64,3 | 14,3 | 78,6 | 14,3 | 64,3 | 85,7 | 71,4 | 14,3 | 7,1 | 50 | 78,6 | 50 |
t. | 42,9 | 100 | 57,1 | 21,4 | 85,7 | 21,4 | 57,1 | 92,9 | 78,6 | 7,1 | 14,3 | 57,1 | 85,7 | 42,9 |
u. | 85,7 | 28,6 | 14,3 | 92,9 | 42,9 | 92,9 | 14,3 | 35,7 | 50 | 64,3 | 85,7 | 71,4 | 42,9 | 28,6 |
v. | 50 | 7,1 | 50 | 71,4 | 7,1 | 71,4 | 50 | 0 | 14,3 | 100 | 78,6 | 35,7 | 7,1 | 64,3 |
w. | 28,6 | 28,6 | 71,4 | 50 | 14,3 | 50 | 71,4 | 21,4 | 7,1 | 78,6 | 57,1 | 14,3 | 14,3 | 85,7 |
x. | 35,7 | 92,9 | 64,3 | 14,3 | 78,6 | 14,3 | 64,3 | 85,7 | 71,4 | 14,3 | 7,1 | 50 | 78,6 | 50 |
y. | 28,6 | 28,6 | 71,4 | 50 | 14,3 | 50 | 71,4 | 21,4 | 7,1 | 78,6 | 57,1 | 14,3 | 14,3 | 85,7 |
Цветом выделены наиболее сильные совпадения.
Второй важный момент для преподавателей и учеников - это взаимосвязь их интеллектуальных биоритмов. Для этого, с помощью всё той же программы расчёта биоритмов, делаем по отдельности совместимость каждого из 14 учителей с 25 учениками.
ТАБЛИЦА 2. Совпадение интеллектуального биоритма (%):
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | |
a. | 87,9 | 57,6 | 27,3 | 15,2 | 51,5 | 39,4 | 81,8 | 63,6 | 33,3 | 9,1 | 9,1 | 45,5 | 57,6 | 87,9 |
b. | 87,9 | 57,6 | 27,3 | 15,2 | 51,5 | 39,4 | 81,8 | 63,6 | 33,3 | 9,1 | 9,1 | 45,5 | 57,6 | 87,9 |
c. | 87,9 | 57,6 | 27,3 | 15,2 | 51,5 | 39,4 | 81,8 | 63,6 | 33,3 | 9,1 | 9,1 | 45,5 | 57,6 | 87,9 |
d. | 15,2 | 69,7 | 100 | 87,9 | 75,8 | 87,9 | 9,1 | 63,6 | 93,9 | 81,8 | 63,6 | 27,3 | 69,7 | 15,2 |
e. | 33,3 | 21,2 | 51,5 | 63,6 | 27,3 | 39,4 | 39,4 | 15,2 | 45,5 | 69,7 | 87,9 | 75,8 | 21,2 | 33,3 |
f. | 45,5 | 9,1 | 39,4 | 51,5 | 15,2 | 27,3 | 51,5 | 3 | 33,3 | 57,6 | 75,8 | 87,9 | 9,1 | 45,5 |
g. | 9,1 | 63,6 | 93,9 | 93,9 | 69,7 | 81,8 | 3 | 57,6 | 87,9 | 87,9 | 69,7 | 33,3 | 63,6 | 9,1 |
h. | 57,6 | 87,9 | 57,6 | 45,5 | 81,8 | 69,7 | 51,5 | 93,9 | 63,6 | 39,4 | 21,2 | 15,2 | 87,9 | 57,6 |
i. | 9,1 | 63,6 | 93,9 | 93,9 | 69,7 | 81,8 | 3 | 57,6 | 87,9 | 87,9 | 69,7 | 33,3 | 63,6 | 9,1 |
j. | 9,1 | 45,5 | 75,8 | 87,9 | 51,5 | 63,6 | 15,2 | 39,4 | 69,7 | 93,9 | 87,9 | 51,5 | 45,5 | 9,1 |
k. | 93,9 | 39,4 | 9,1 | 3 | 33,3 | 21,2 | 100 | 45,5 | 15,2 | 9,1 | 27,3 | 63,6 | 39,4 | 93,9 |
l. | 45,5 | 9,1 | 39,4 | 51,5 | 15,2 | 27,3 | 51,5 | 3 | 33,3 | 57,6 | 75,8 | 87,9 | 9,1 | 45,5 |
m. | 21,2 | 75,8 | 93,9 | 81,8 | 81,8 | 93,9 | 15,2 | 69,7 | 100 | 75,8 | 57,6 | 21,2 | 75,8 | 21,2 |
n. | 3 | 51,5 | 81,8 | 93,9 | 57,6 | 69,7 | 9,1 | 45,5 | 75,8 | 100 | 81,8 | 45,5 | 51,5 | 3 |
o. | 21,2 | 33,3 | 63,6 | 75,8 | 39,4 | 51,5 | 27,3 | 27,3 | 57,6 | 81,8 | 100 | 63,6 | 33,3 | 21,2 |
p. | 69,7 | 75,8 | 45,5 | 33,3 | 69,7 | 57,6 | 63,6 | 81,8 | 51,5 | 27,3 | 9,1 | 27,3 | 75,8 | 69,7 |
q. | 21,2 | 75,8 | 93,9 | 81,8 | 81,8 | 93,9 | 15,2 | 69,7 | 100 | 75,8 | 57,6 | 21,2 | 75,8 | 21,2 |
r. | 81,8 | 63,6 | 33,3 | 21,2 | 57,6 | 45,5 | 75,8 | 69,7 | 39,4 | 15,2 | 3 | 39,4 | 63,6 | 81,8 |
s. | 57,6 | 3 | 27,3 | 39,4 | 3 | 15,2 | 63,6 | 9,1 | 21,2 | 45,5 | 63,6 | 100 | 3 | 57,6 |
t. | 33,3 | 87,9 | 81,8 | 69,7 | 93,9 | 93,9 | 27,3 | 81,8 | 87,9 | 63,6 | 45,5 | 9,1 | 87,9 | 33,3 |
u. | 27,3 | 27,3 | 57,6 | 69,7 | 33,3 | 45,5 | 33,3 | 21,2 | 51,5 | 75,8 | 93,9 | 69,7 | 27,3 | 27,3 |
v. | 27,3 | 27,3 | 57,6 | 69,7 | 33,3 | 45,5 | 33,3 | 21,2 | 51,5 | 75,8 | 93,9 | 69,7 | 27,3 | 27,3 |
w. | 15,2 | 39,4 | 69,7 | 81,8 | 45,5 | 57,6 | 21,2 | 33,3 | 63,6 | 87,9 | 93,9 | 57,6 | 39,4 | 15,2 |
x. | 81,8 | 63,6 | 33,3 | 21,2 | 57,6 | 45,5 | 75,8 | 69,7 | 39,4 | 15,2 | 3 | 39,4 | 63,6 | 81,8 |
y. | 75,8 | 21,2 | 9,1 | 21,2 | 15,2 | 3 | 81,8 | 27,3 | 3 | 27,3 | 45,5 | 81,8 | 21,2 | 75,8 |
Цветом выделены наиболее сильные совпадения.
Для работы в рамках гипотезы нам был необходим средний балл успеваемости каждого ученика 9 В класса. Мы посчитали средний балл успеваемости за 1, 2 и 3 четверти 2013-2014 учебного года.
ТАБЛИЦА 3. Средний балл успеваемости:
| русский | титература | словесность | алгебра | геометрия | история | обществознание | география | биология | физика | химия | МХК | ФК | Проф | Английский | немецкий | информатика | практикум русский языкязык | практикум практикум Математика |
a. | 3,6 | 4 | 4,3 | 3,6 | 3,6 | 3,3 | 4 | 3,6 | 3 | 4 | 3,6 | 5 | 4 | 4,3 | 3 | 3,6 | 4 | 4 | 4,3 |
b. | 4 | 5 | 5 | 4,3 | 4,3 | 4,6 | 4,3 | 4 | 5 | 4,3 | 4,6 | 5 | 4 | 5 | 4,3 | 5 | 5 | 4 | 4 |
c. | 4 | 4,6 | 5 | 4 | 4 | 4,3 | 4,3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,6 | 4 | 5 | 4 | 4,6 | 4,3 | 4,3 | 4 |
d. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,3 | 4,6 | 4,3 | 5 | 4,6 | 4,6 | 5 | 4,6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
e. | 5 | 5 | 5 | 4,6 | 4,6 | 4 | 4 | 4,3 | 4,6 | 4,3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,3 |
f. | 4 | 4 | 4,3 | 4 | 4 | 4,3 | 4 | 3,6 | 4 | 4 | 3,3 | 4,6 | 4 | 4,6 | 4 | 4,3 | 4 | 4 | 4,3 |
g. | 4 | 4 | 4,6 | 4 | 4 | 3,6 | 4 | 3,6 | 3,6 | 4 | 3,6 | 4,3 | 4 | 4,6 | 4 | 4,3 | 4 | 4 | 4 |
h. | 3 | 4 | 4 | 3,6 | 4 | 3,6 | 3,6 | 3 | 3,3 | 3,3 | 3 | 4,3 | 4 | 4,6 | 3,3 | 3,3 | 4,3 | 4 | 3,3 |
i. | 4,3 | 4,6 | 5 | 4,6 | 5 | 4 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,6 | 4,6 | 4,3 | 4 | 5 | 4,3 | 4 | 5 | 4,3 | 4,6 |
j. | 4,3 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,6 | 5 | 4 | 4,6 | 4 | 5 | 5 | 4,3 | 4,3 |
k. | 3,6 | 4 | 4 | 4,3 | 4,6 | 3,6 | 4 | 3 | 3,6 | 4 | 4 | 4,6 | 3,6 | 5 | 4,3 | 4 | 4,6 | 3,6 | 4,6 |
l. | 3,6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,6 | 3,6 | 3,3 | 3 | 4,3 | 3,6 | 4,3 | 5 | 4,6 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
m. | 3,3 | 4 | 4 | 3 | 3,6 | 4 | 4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 4,6 | 4 | 5 | 4,3 | 3,3 | 4,3 | 4 | 3 |
n. | 3,6 | 4 | 4,3 | 4 | 4,3 | 4 | 4 | 3,6 | 4 | 4,3 | 4 | 4,6 | 4 | 5 | 4,6 | 3,6 | 5 | 4 | 4,3 |
o. | 4 | 4 | 4 | 3,6 | 4 | 3,6 | 4 | 3 | 4 | 3,6 | 3,3 | 4,6 | 3 | 4,6 | 4 | 4,3 | 4 | 4 | 4,3 |
p. | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3 | 3,3 | 3,6 | 3,6 | 3,3 | 3,6 | 3 | 4 | 2,3 | 4,3 | 4 | 4 | 4 | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
q. | 4,3 | 5 | 5 | 4,6 | 4,3 | 4,6 | 4 | 4 | 4,6 | 4,3 | 4 | 5 | 4,3 | 5 | 4,3 | 4 | 4,6 | 4,3 | 5 |
r. | 4 | 4,3 | 4,3 | 4,6 | 5 | 4,3 | 4 | 4,3 | 4 | 5 | 4 | 4,6 | 4 | 4,6 | 4,6 | 4 | 5 | 4,3 | 4,6 |
s. | 4 | 4 | 4,6 | 4 | 4 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,3 | 3 | 4,6 | 4,6 | 5 | 4,6 | 4,3 | 4 | 4 | 4 |
t. | 4 | 4,6 | 4,6 | 5 | 5 | 4,3 | 4 | 4,6 | 4 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4 | 4,6 | 4 | 4,6 | 5 | 4,3 | 5 |
u. | 4 | 4 | 4 | 4,3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,6 | 3,6 | 4,6 | 5 | 5 | 4 | 4,6 | 5 | 4,3 | 4,3 |
v. | 3,3 | 4 | 4 | 3,6 | 4 | 3,3 | 3,6 | 3,3 | 3,6 | 4 | 3 | 4,3 | 4 | 4,6 | 3 | 3,3 | 4 | 4 | 3,6 |
w. | 4 | 4,3 | 4,6 | 5 | 5 | 4,3 | 4 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4 | 4,6 | 4 | 5 | 4 | 4,6 | 4,6 | 4,3 | 4,6 |
x. | 4 | 4 | 5 | 3,6 | 4 | 4 | 4,3 | 3,6 | 4 | 4,3 | 3,3 | 4,6 | 3,5 | 5 | 4 | 4,3 | 4,3 | 4 | 4 |
y. | 4 | 4 | 4 | 3,6 | 4 | 4 | 3,6 | 3,3 | 3,6 | 4,3 | 3,6 | 4,6 | 4 | 4,6 | 3,6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Получив ряд числовых результатов, наша задача, на основании гипотезы исследования, найти корреляцию между несколькими величинами.
Для начала мы определяем корреляцию следующих показателей: средний балл успеваемости по предмету и средняя совместимость эмоционального биоритма преподавателя с каждым учеником, затем по такой же схеме - интеллектуального биоритма. Расчет корреляции произведен с помощью программы EXCEL:
Средняя совместимость эмоционального биоритма преподавателя с учениками | Средняя совместимость интеллектуального биоритма преподавателя с учениками | |
Средний балл по предмету | -0,2 | -0,1 |
Из полученных данных очевидно, что совместимость биоритмов преподавателя с учениками никаким образом не влияет на оценку, но также мы видим, что оценка влияет на эмоциональную совместимость больше, чем на интеллектуальную.
Эти вычисления полностью опровергают нашу гипотезу о том, что высокая совместимость эмоционального и интеллектуального биоритмов учителей и учеников, влияет на качество знаний. Другими словами, высокая совместимость биоритмов, потенциально положительные взаимоотношения учителей с учениками не влияют на успешность ученика по предмету. А ведь многие ученики именно так и привыкли думать…
Имея несколько величин, которые ещё не участвовали в расчётах, мы решили посмотреть их связь между собой.
Итак, мы хотим предположить взаимосвязь среднего балла качества знаний по всем предметам и совместимость эмоционального и интеллектуального биоритмов учащегося с преподавателями. Коррелируем эти величины:
Средняя совместимость эмоционального биоритма учащегося с преподавателями | Средняя совместимость интеллектуального биоритма учащегося с преподавателями | |
Средний балл качества знаний учащегося | -0,0454 | 0,227746 |
Анализируя первый результат видим, что связь между качеством знаний и эмоциональным биоритмом учащегося с преподавателями слабая, обратная. Можно сказать, что оценка не влияет на эмоциональный биоритм. И наоборот эмоциональный биоритм влияет на успеваемость. Другими словами, регулярная успешность в учебе мотивирует учащегося на дальнейшие успехи, а регулярное получение отрицательных оценок снижает мотивацию и стремление к учебе, а также портит отношения с преподавателем.
По второму вычислению мы увидели слабую связь между средним баллом качества знаний учащегося и средней совместимостью интеллектуального биоритма учащегося с преподавателями. А это означает, что интеллектуальный биоритм влияет на вероятность получения положительных оценок учащимся.
Таким образом, опровержение гипотезы не поставило под сомнение полученные результаты, а ещё больше подтвердило результаты исследования прошлого года, в которых мы убедились, что эмоциональный биоритм и результаты учебной деятельности учащихся взаимодействуют между собой. То есть вероятность успешной учёбы выше в те периоды, когда эмоциональный и интеллектуальный биоритмы ученика находятся на подьёме.
Заключение
Изучая литературу, интернет-ресурсы, проведя эксперимент, мы доказали, что метод ранговой корреляции эффективен для определения взаимодействия между различными параметрами.
Полученные данные, наблюдения, печатные издания помогли нам сделать вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на физическую работоспособность организма.
Метод ранговой корреляции позволил выявить связь между совместимостью биоритмов учащихся и преподавателей с успеваемостью учащихся старших классов.
В нашей исследовательской работе с помощью метода ранговой корреляции мы установили:
1.Совместимость биоритмов преподавателя с учениками никаким образом не влияет на оценку, потенциальную успешность или неуспешность ученика.
2.Регулярная успешность в учебе мотивирует учащегося на дальнейшие успехи, а регулярное получение отрицательных оценок снижает мотивацию и стремление к учебе, а также портит отношения с преподавателем.
3.Опровержение гипотезы не поставило под сомнение полученные результаты, а ещё больше подтвердило результаты исследования прошлого года, в которых мы убедились, что эмоциональный биоритм и результаты учебной деятельности учащихся взаимодействуют между собой. То есть вероятность успешной учёбы выше в те периоды, когда эмоциональный и интеллектуальный биоритмы ученика находятся на подьёме.
Наш эксперимент продолжается. Мы планируем расширить круг респондентов, а именно посмотреть совместимость административного персонала с подчиненными. Вероятно, при совпадении биоритмов работоспособность и атмосфера в коллективе будут способствовать хорошим результатам общего дела.
По результатам исследования можно дать следующие рекомендации преподавателям, классным руководителям:
Три орешка для Золушки
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Извержение вулкана
Рисуем "Ночь в лесу"
Хитрость Дидоны