Цель данной работы - проследить судьбу каменной Георгиевской церкви Нижнего Новгорода, собрать разрозненные сведения об истории церкви в краеведческой литературе, систематизировать эти сведения, составить обобщённое представление об облике церкви и её внутреннем убранстве, определить роль и значение церкви в жизни города, выяснить, при каких обстоятельствах она была разрушена.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_denisova_a.doc | 127.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
Детские Рождественские чтения
Тема реферата
«Каменная Георгиевская церковь - утраченный архитектурный шедевр Нижнего Новгорода»
Выполнила:
ученица 10 класса
МБОУ СОШ № 24
Денисова Алёна
Руководитель:
Янкавцева Юлия Александровна
учитель истории
высшей категории
МБОУ СОШ № 24
Нижний Новгород
2013
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История Георгиевской церкви……………………………………5-15
1. 1. Основание церкви и её архитектурный стиль…………………….5-7
1. 2. Внутреннее убранство и церковные вещи………………………..8-12
1. 3. Роль и значение Георгиевской церкви в жизни города……….13-15
Глава 2. Разрушение церкви……………………………………………...16-17
Заключение……………………………………………………………18-19
Список литературы………………………………………………………..20
Введение
Искусство сопутствует человеку с колыбели, оно – часть его материального бытия и духовной жизни. Прошлое народов говорит нашему уму и сердцу более всего, когда мы видим его отражение в прекрасном зеркале искусства: в произведениях живописи, запечатлевших образы людей прошедших эпох, в предметах быта, сохранивших тепло человеческих рук, в возведенных к небу куполах.
Памятники искусства – само воплощение созидательного творчества – легко становятся жертвой разрушительных сил, будь это действие времени, природной стихии или социальных катаклизмов, смена вкусов, идеологий или взглядов на общественные функции искусства. Примеров этому много и, может быть, один из самых наглядных – это судьба культового зодчества в России в начале XX века.
После революции 1917 года большинство нижегородских храмов были либо уничтожены, либо закрыты, а духовенство репрессировано. «Вместо церквей – сады, кино и клубы» - эта фраза из газеты «Нижегородская коммуна» 1928 года очень точно характеризует и отражает дух того времени по отношению к церковному зодчеству.
В одном реферате очень сложно рассказать о перипетиях истории всех церковных памятников Нижнего Новгорода. Мне хотелось бы остановиться на истории одной церкви – Георгиевской, которая наиболее ярко отразила судьбу культового зодчества в Нижегородском крае.
Цель данного реферата: проследить судьбу каменной Георгиевской церкви Нижнего Новгорода.
Задачи, поставленные в реферате:
Изучая литературу по данной теме, хотела отметить, что большой интерес представляют книги из библиотеки Благовещенского монастыря и областной универсальной библиотеки им. Ленина. Среди них можно выделить «Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям» Добровольского 1912 года, «Адрес-календарь Нижегородской Епархии за 1904 год» Драницына, «Памятники церковных древностей» Архимандрита Макария, труды Храмцовского Н. и Гацисского А., а также книга и статьи Юрия Григорьевича Галая в периодической печати.
О судьбе Георгиевской церкви повествуют документы Центрального архива Нижегородской области. В фонде 1679 хранятся план и чертёж церкви Святого Георгия, в фонде 1104 – дело о регистрации и учёте имущества религиозной общины при церкви Георгия Победоносца в городе Нижнем Новгороде за 1923 – 1928 год. А в фонде Горьковского крайисполкома 2626 содержатся постановления и протоколы о закрытии и ликвидации Георгиевской церкви, которые очень тяжело читать даже сейчас.
Глава 1. История Георгиевской церкви
1. 1. Основание церкви и её архитектурный стиль
Церковь Святого Георгия Победоносца (на Верхне - Волжской набережной), по мнению Храмцовского, была основана в XV столетии или в начале XVI, потому что, как он пишет, «при описи Лодыгина в 1621 году, она была ветха, развалилась, стояла без пенья. Рядом с ней находился другой храм - архидьякона Стефана»(7). Но в начале XVII столетия, при управлении Нижегородской епархией Питиримом, в числе тридцати трёх приходских церквей Нижнего, упоминается только одна Георгиевская церковь, «вероятно, возобновлённая и соединённая со Стефановскою», как считает историк.
Сведения о деревянной Георгиевской церкви есть и у архимандрита Макария. «Судя по двум древним надгробным памятникам, вырытым близ церкви, и по сотной грамоте, надобно полагать, что церковь Георгиевская существовала ранее XVI века и была деревянная»(2). На этих древних памятниках сделаны надписи вязью, относящиеся к 1600 и 1520 годам. В Сотной грамоте за 1621 год сказано, что «подле Происхожденскова девича монастыря церковь страстотерпца Христова Георгия ветха развалилась, стоит без пения; а другая церковь Стефана Архидиакона»(2).
М. Добровольский описывает месторасположение церкви: «К Благовещенской площади слева примыкает площадь Семинарская…, которая выходит противоположным от Благовещенской площади краем на Волжскую набережную. В самом начале набережной стоит замечательная по своей архитектуре церковь во имя Святого великомученика Георгия Победоносца» (6).
Георгиевская церковь оставалась деревянной до начала XVIII века. «Но около 1700 года начали строить каменную об одной главе… Вместе с колокольней она была замечательна по своей красивой архитектуре. Она окончена постройкой и освящена в царствование Петра Великого в 1702 году при нижегородском митрополите Исаие, иждивением купца Пушника, жившего на месте …архиерейского дома», - пишет архимандрит Макарий.
Храмцовский также указывает на то, что «в 1702 году нижегородский гость Иван Пушник…построил настоящее здание Георгиевской церкви, снабдив её иконами, утварью и книгами». Кроме того, он пишет, что «церковь эта флорентийской архитектуры, глава её выкрашена голубой краской и увенчана большим прорезным крестом». По описанию М. Добровольского, «она вся украшена мелким орнаментом из белого камня, как бы в виде тонкого кружева. В том же роде построена и колокольня, только с меньшею затейливостью в украшении».
Георгиевская церковь в XVIII веке была, некоторое время, монастырской. В 1743 году сгоревший Женский Зачатьевский монастырь был переведен преосвященным Димитрием (Сеченовым) к Георгиевской церкви, и оставался при ней до 1764 года. Семидесяти монахиням была дана земля около Происхожденского монастыря и Георгиевской церкви, где они построили кельи и обвели их оградой, а в Георгиевскую церковь были переданы все иконы и имущество Зачатьевской церкви, которая от подмывавших её родников стала ветхой и непригодной для служения.
Георгиевская церковь представляет собой оригинальный образец храмовой постройки московского или «нарышкинского» стиля, господствовавшего в русском церковном строительстве в конце XVII и первой четверти XVIII века и «состоявшего в надстройке одного над другим нескольких ярусов или коробок четырёх или восьмиугольной, или даже крестообразной формы, при чём каждый из нижних ярусов, служа основанием для следующего, покоящегося на нём верхнего яруса, был соответственно шире последнего» (6). В Георгиевской церкви мы видим это наслоение этажей или ярусов на двух четырёхугольниках – двух восьмигранников, постепенно кверху суживающихся и переходящих, наконец, в подглавную шейку или трибун. Такого же характера постройки и колокольня, несколько ниже церкви, что также было характерным признаком церковного строительства того времени. Что же касается орнамента из белого камня, то характер его, как будто уже, носит влияние запада»(6). Отличительной чертой московского барокко является многоярусность, устремленность ввысь, сочетание красной кирпичной кладки с белым резным камнем отделки.
Позднее в начале XX века церковь была побелена, и на фотографиях, выполненных М.П. Дмитриевым, её можно увидеть уже белоснежной, но от этого не потерявшей своего неповторимого облика.
Таким образом, из описания Георгиевской церкви историками – краеведами XIX века видно, насколько она была красива и почитаема нижегородцами, была украшением нашего города, лучшим памятником «нарышкинского» барокко.
1. 2. Внутреннее убранство и церковные вещи.
По описанию архимандрита Макария, «внутренность» Георгиевской церкви соответствует ее внешности «по своему благолепию и резным иконостасам. Они сначала были позолочены на масле, а потом червонным золотом. Особое внимание обращает на себя резной иконостас в главном храме. Этот иконостас около 10 лет назад был возобновлён на пожертвованные купечеством деньги. Он состоит из шести ярусов и занимает не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в равном размере простирается по всем другим стенам храма».
У историка Н. Храмцовского иконостас вызывает восхищение: «В холодной церкви великолепный пятиярусный иконостас в византийском вкусе, изящной резной работы; он вызолочен сплошь червонным золотом; стены южная и северная также покрыты иконостасами, а равно и верхняя часть западной. Можно сказать, холодная церковь Георгия вся облита золотом. Наверху иконостаса, над царскими вратами, распятие с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом, а от них, как по алтарному иконостасу, так и по стенным, идут фигуры евангелистов и апостолов. Образа в этой церкви все иконописные, кроме иконы Иерусалимской Божьей Матери; эта икона резной работы; она стоит с левой стороны северных дверей. В трапезе, или тёплой церкви, иконостасы в один ярус, золочёные сплошь, с резьбой рококо; образа также иконописные. Стены тёплой церкви отделаны под мрамор» (7).
Царские врата древней формы и очень низкие, с четырехугольными столбиками по сторонам и низкой аркой.
В церкви три престола: «главный во имя святого великомученика Георгия; другие два придельные в трапезе: по правую сторону - святителя Иоанна Златоустого, а по левую - святого Симеона Богоприимца и мученицы царицы Александры» (6). Кроме двух этих приделов был еще третий во имя Пресвятой Богородицы Толгской, «пристроенный снаружи настоящего храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым на память избавления его из плена от турок». Но этот придел по распоряжению высшего начальства в 1836 году был разобран, «потому что был построен не согласно с планом». В 1845 году иконостас из Георгиевской церкви был отдан в село Зелёное Балахнинского уезда.
Отдельного внимания заслуживают церковные вещи: иконы, книги, кресты, убранство.
В храме были древние иконы, описанные в Сотной грамоте, среди которых: «Одигитриевская икона Божьей Матери в сребропозлащенном (в 17 фунтов) и богато украшенном жемчугом и драгоценными камнями в окладе. По письму икона должна относится по крайней мере к началу XVI века. В 1665 и 1772 годах, когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особенно прославлена была чудесами. К этой чудотворной иконе прибегали с усердной молитвой в Нижнем Новгороде и во время холеры, бывшей тут в последние годы. К числу древнейших икон относится резное по дереву изображение Иерусалимской Божьей Матери в человеческий рост. Она стояла в нижнем ярусе главного иконостаса против левого клироса, украшена сребропозлащенными древними венцами и жемчугом с драгоценными камнями.
Икона Толгской Божьей Матери, по виду древняя, точный список чудотворной иконы, находящейся в Толгском монастыре Ярославской губернии. Оклад и венцы на ней сребропозлащенные, риза украшена жемчугом и драгоценными камнями»(2).
Икона Георгия Победоносца – старинного письма, в главном алтаре.
«Икона Распятия Христова, на которой сзади написан тропарь «Спаси Господи люди твоя» по старинному тексту. Кроме того, икона Богородицы Умиление, образ Св. мученицы Екатерины, образ Св. Николая Чудотворца, образ Макария Желтоводского, икона Покрова Св. Богородицы, икона Казанской Божьей Матери, икона Вознесения Христова»(2).
«Несколько старинных икон малого размера, древнегреческого письма, украшены окладами и жемчугом, пожертвованных Пушником»(7).
Можно сделать вывод, что иконы в Георгиевской церкви были особенно почитаемы прихожанами, а некоторые уникальны по своей древности.
Особенной ценностью являются церковные книги.
Напрестольное Евангелие в лист, печатано при патриархе Иове в 1604 году; оклад с него снят, а надпись на первых его листах следующая: «Книга глаголемая Евангелие дьяка Василия Юдина сына Башмакова». На конечных листах: « 7199 году мая продал сию книгу Нижнего Новгорода Покровский поп Матфей Никитин нижегородцу, посадскому человеку Ефрему Иванову сыну Пушникову с братьями, а взял за ту книгу денег 3 рубля, а подписал своей рукой».
Евангелие в лист без оклада печатанное при патриархе Иосифе в 7152 (1644) году, с надписью на первых листах: «Сие святое Евангелие церкви святого славного великомученика и Победоносца Георгия в епархии первопрестольника великого господина преосвященнейшего Филарета митрополита Нижнего Новгорода и Алатыря, а сия святая церква стоит в Богоспасаемом граде Нижнем на верхнем посаде за каменным городом, близ Георгиевской башни, а сие святое Евангелие строение мирское, сию поволоку и Евангелисты чеканны позолочены весом фунт приложил при священнике Иване Васильеве сыне нижегородец посадский человек Иван Андреев сын Пушник с детьми в лето 7183 года апреля в 23 день; прежнее Евангелисты сего Евангелия украдены, кто сие святое Евангелие отлучит от церкви, и на том будет Святых Отец клятва».
Из числа рукописей замечательны синодик с разными предисловиями и Евангелие, по письму относящееся к первой половине 17-ого века. Подробное описание древних книг известно из сотной грамоты за 1621 год: «Евангелие письменное, облочено бархатом зеленым, евангелисты серебряные золочены; Апостол печатный ветхий; Евангелие толковое; шестодневец печатный ветхий; минея общая печатная; минея месяца декабрь печатная; четыре трефолоя письменных; два пролога письменные; псалтырь печатный, ветхий; часовник печатный, ветхий; два златоуста письменные, оба ветхие, служебник печатный; триодь постная печатная; триодь цветная письменная».
Таким образом, всего в церкви было 12 рукописных и 11 печатных книг, многие из них можно отнести к XVII веку и ранее.
Кресты.
«Крест деревянный с надписью о времени освящения церкви помещен вместе с антиминсом в рамках на откосе окна над горним местом. Напрестольный крест сребропозлащенный, на тяжелом древке, унизанный жемчугом. На обратной стороне креста надпись о вкладчице «Вдова Евдокия Киприанова, дочь Яковлевская, жена Кривопалова».
Деревянный крест с иконописным изображением Распятия Иисуса Христа, утвержденный за правым клиросом с надписями по-еврейски, гречески и римски.
Пять древних крестов, сребропозлащенных, разной величины, со святыми мощами хранились в устроенном для них позлащенном киоте.
Древняя меднопозлащенная Дарохранительница с изображением Страстей Господних и разных святых в форме венца.
Антиминс на атласе с китайчатой подкладкой, освященный в 1702 году митрополитом Исайей.
Древняя пелена, шитая золотом по черному бархату. На ней изображен вышитый крест, окруженный также шитыми копьем, тростью и надписями. Сшита до исправления книг, бывшего при патриархе Никоне, по древности шитья относится к концу 16-ого столетия.
Воздухи.
Большой воздух, шитый золотом по белому атласу. В середине его Распятие, вокруг его шитые копья и трость, солнце и луна, и три ангела, а по углам символы евангелистов. Средний воздух, шитый золотом по красному атласу. В середине его плащаница с изображениями Спасителя, двух ангелов, в вверху Господа Саваофа, под ним Святого Духа в виде голубя, а по сторонам двух святил. По краям с боков и снизу надписи. Меньший воздух, шитый также золотом по красному атласу. Внутри его вышит крест, обложенный жемчугом с копьем и тростью. Последние два воздуха принадлежат к временам царствования Алексея Михайловича, а первый к началу 18-ого столетия.
Из других вещей заслуживают особого внимания по своей древности бахтовая атласная фелонь, большие поручи с медными круглыми пуговицами и многие иконы 16-ого столетия. Кроме этих облачений были оставшиеся от начала 18-ого столетия ризы священнические и стихарь кофейного цвета с золотом, оплечья на них также старинные, шитые золотом»(2).
«Из священных предметов замечательны: старинные сребро-позлащенные сосуды очень большого размера, из коих особенного внимания заслуживает дискос с шестигранным поддонком, богато украшенный резной орнаментацией; напрестольное Евангелие большого размера, малое рукописное Евангелие в старинном окладе, относящееся к XVII в.; напрестольный крест XVII же века -деревянный, снаружи обложенный тонким серебряным окладом; старинные воздухи, пелены и другие предметы церковного употребления» (6).
Церковное убранство церкви впечатляло своим многообразием, богатством золотых вещей, жемчугов и драгоценных камней.
1.3 Роль и значение Георгиевской церкви в жизни города
До нас дошли отрывочные сведения о тех событиях, которые помогают выяснить, какую роль играла церковь Святого Георгия в жизни города.
Из вкладчиков Георгиевской церкви известны немногие. Каменная церковь была построена в дар нижегородским купцом Иваном Пушником. Он жил неподалеку и сам был прихожанином. Причем не только выделил деньги на постройку самого здания, но и купил для храма и иконы, и книги, и церковную утварь. Об этом свидетельствуют надписи на старинных книгах, из которых понятно, что куплены были ценные вещи не только самим Пушником, но и его сыновьями и потомками.
Архимандрит Макарий упоминает еще об одном вкладчике и прихожанине Георгиевской церкви - купце Пачкунове, который построил придел во имя Пресвятой Богородицы честной иконы ее, именуемой Толгской, на память избавления его из турецкого плена. Этот придел просуществовал до 1836 года, а затем был разобран.
Ценный напрестольный Крест был подарен «вдовой Евдокией Киприановой дочерью Яковлева, женой Кривопалова в поминовение мужа своего Иакова и дочери своей Феодоры».
По одному преданию, на место между крепостью и церковью Святого Георгия в 1611 году были снесены нижегородцами все пожертвования, сделанные ими вследствие воззвания Минина, и что тут же было совершено архимандритом Печерского монастыря Феодосием торжественное молебствие о ниспослании успехов православным воинам, ополчившимся за веру и Отечество.
В течение каждого года в Нижнем Новгороде было 17 крестных ходов. Один из них проходил из Спасо - Преображенского собора в церковь святого Георгия. С 1665 года «Учрежден Крестный ход из нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь, совершаемый 28 июля» (4).
По мнению архимандрита Макария, история возникновения Крестного хода такова: древняя Смоленская икона Божьей Матери - Одигитрии, относящаяся по письму к концу XV - началу XVI века, и находившаяся в Георгиевской церкви, прославлена чудесами во время свирепствовавшей в городе моровой язвы. «Когда народ прибегнул к усиленной молитве и по городу был совершен Крестный ход с этой иконой, то моровая язва прекратилась» (2). С этого времени чудотворная икона Одигитрии особенно чтима нижегородцами.
В Нижний Новгород наносили визиты многие российские императоры. Некоторые посещали и Георгиевскую церковь. В 1797 году император Павел Петрович с великими князьями Александром Павловичем и Константином Павловичем 2 раза удостоил своим посещением Нижний Новгород: в первый раз - в мае, во второй 3 июня. Вместе с архипастырем император не оставлял без внимания и духовных лиц. Например, священник нижегородской Георгиевской церкви Иродион Кудрявцев за поднесение своей оды императору был награжден от него золотыми часами.
Александр II вместе с императрицей Марией Александровной в августе 1858 года посетил Георгиевскую церковь и на память о своем визите оставил бронзовое паникадило в виде люстры изящной работы, увенчанной двуглавым орлом с императорским вензелем, которое находилось в трапезной церкви.
При Георгиевской церкви всегда было два священника. Самое первое упоминание об именах церковнослужителей можно найти в книге архимандрита Макария: «с 1786 по 1791 год дьяконом нижегородской Георгиевской церкви был Яков Иванович Погостинский, позже ставший архимандритом Иоакимом, настоятелем Благовещенского монастыря» (2).
В 1797 году одним из священников был Иродион Кудрявцев. Наиболее полные сведения приводит Н. Драницын в «Адрес-календаре Нижегородской Епархии на 1904 год»: «Протоиерей Николай Иванович Сахаров, 66 лет, в приходе с 1894 года; Иерей Михаил Иванович Парийский, 57 лет, в приходе с 1884 года; дьяк И. Ф. Святославский, 62 года, в приходе с 1867 года. Псаломщики: А. Н. Архангельский, 41 год, в приходе с 1903 года; Н. А. Никольский, 21 год, в приходе с 1093 года. Церковный староста - нижегородский купец Н. М. Торсуев (1878)» (5). Всего в приходе православных: 284 мужчин и 363 женщины; раскольников - 7 мужчин, 2 женщины.
Как мы видим, Георгиевская церковь была органичной, жизненно необходимой частью города. Она не только заботилась о духовной жизни нижегородцев, но и являлась пристанищем для бедных. Верующие люди смотрели на неё как на спасительную пристань и прибежище в скорбных обстоятельствах жизни и спешили сюда молиться, как в место, где можно отдаться молитве всей душой, где сама тишина и близость многих, находящихся здесь священных предметов располагают к усердному и сердечному излиянию своих чувств перед Богом.
Глава 2. Разрушение церкви
Георгиевская церковь, радуя своей архитектурой и красотой жителей города и его гостей, простояла ровно 230 лет – с 1702 по 1932 года. В первые годы Советской власти она была взята под охрану государства как памятник зодчества первой категории. Нижегородский музей планировал превратить церковь в постоянно действующую антирелигиозную выставку. Но в конце 20-начале 30-х годов в Нижнем Новгороде разрабатывался план грандиозного строительства нового коммунистического города. 4 марта 1932 года было принято решение Президиума Нижегородского крайисполкома «О ликвидации Георгиевской церкви в Свердловском районе города Нижнего Новгорода» (1). Обосновывалось это тем, что планом строительства 1932 года предусматривалось на её месте возведение гостиницы «Россия». Место было живописное, и по мысли руководителей края оно не соответствовало культовой постройке. Архитектурно-историческая ценность её не учитывалась. Обосновывая это постановление, крайисполком исходил из того, что «нужды небольшого общества верующих Георгиевской церкви могут быть удовлетворены путем предоставления им для совместного пользования зданий Спасской или Варваринской церквей» (1). Руководствуясь статьёй 36 закона «О религиозных объединениях», договор с обществом верующих был расторгнут, а храм подлежал сносу «с использованием материала для строительства гостиницы». Ходатайствовать перед Главнаукой, о разрешении ликвидировать памятник, было поручено Нижегородскому Горсовету, который, не дожидаясь разрешения, приказал сносить ограду церкви.
Руководство Нижегородского Музея 10 марта обратилось сразу же к нескольким губернским учреждениям с просьбой о немедленном прекращении разрушительных действий. Одновременно музей направил телеграмму в Москву в Наркомпрос о том, что «положение очень тревожное, и музей опасается, что могут приступить к слому, не дожидаясь окончательного распоряжения» (1, 3). Предвидя, что Главнаука будет всячески противиться постановлению президиума Нижегородского крайисполкома о ликвидации Георгиевской церкви, местные власти обратились за поддержкой и разрешением на снос храма во ВЦИК РСФСР, где нашли полное понимание. В конце марта 1932 года заведующий сектором Народного комиссариата просвещения РСФСР направил в Нижегородский горсовет по этому поводу разъяснение. В нём говорилось о том, что «церковь Георгия до ее разборки должна быть научно обмерена, и произведена тщательная её фотофиксация» (3).
Судьба Георгиевской церкви была решена – памятник церковного зодчества пошел на слом. Последние снимки храма были сделаны М.П. Дмитриевым. Уже к июлю 1932 года строительная площадка под гостиницу «Россия» была готова и окончательна расчищена. Так была уничтожена Георгиевская церковь - архитектурный шедевр, одно из украшений нашего города, памятник отечественной истории, культуры и архитектуры.
Заключение
Церкви являлись украшением как городского, так и сельского пейзажа. В течение тысячелетия христианства на Руси храмы строились, при необходимости перестраивались, реставрировались и для народа являлись духовной ценностью, святыней. Святыней для нижегородцев была и Георгиевская церковь.
Работая над рефератом, мне удалось проследить судьбу Георгиевской церкви, определить её архитектурный стиль, найти сведения об убранстве церкви, её утвари, роли и значении церкви в жизни города, и о том, как Нижегородский Музей вел переписку с крайисполкомом и Главнаукой о сохранении церкви. Следует обратить внимание на то, что советским правительством было издано много законодательных актов, касающихся охраны памятников. К сожалению, в большинстве случаев местные власти их не выполняли. Не был исключением в этом отношении и Нижний Новгород. Судьба Георгиевской церкви была решена – памятник церковного зодчества пошел на слом. Очень жаль, что Нижний Новгород, с разрушением храма, потерял в силуэте Верхне-Волжской набережной самую прекрасную доминанту.
Следы памятника остались лишь на старинных фотографиях и в архитектурных обмерах, хранящихся на архивных полках. Неплохо было бы создать небольшой буклет о Георгиевской церкви, который восполнил бы наши представления о ней.
И в заключении мне хотелось бы привести слова известного историка и археолога Валентина Лаврентьевича Янина: «Чем отличается человек от животного? Отношением к предкам, к истории. Если мы отложим заботу о культуре до лучших времён, мы всё потеряем. Достаточно одного поколения, оторванного от традиций, искусства, и восстановить утраченное уже не удастся».
Народ, осознавший, и помнящий свое прошлое не просто хранит свое наследие, он сознает себя творцом истории, хозяином и наследником, ответственным перед потомками. Ему далеко не всё равно. Он никогда не будет бездушным исполнителем чужих приказов.
Список источников и литературы:
Упрямый зяблик
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Император Акбар и Бирбал
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Ель