Поисково-исследовательская работа по песенному фольклору родного края
Вложение | Размер |
---|---|
pesennoe_tvorchestvo_naroda.rar | 734.33 КБ |
Песенное
народное
творчество
Работу выполнила
Лучникова Алена,
ученица 6 класса
МОУ «Землянская ООШ»
Руководитель: Лучникова О. А.,
учитель русского языка и литературы
С. Землянка
2009 год
План
Песенное творчество во все времена служило главному – привитию любви к прекрасному. Ему свойственна высокая поэтизация всех сторон народной жизни. Вся жизнь народа отражалась в песне. Она сопровождала трудовые будни, праздники, игры, рождение ребенка, похороны.
Песня воспитывала в человеке лучшие черты характера, сохраняла национальные традиции и обычаи, поднимала бодрость духа, воздействовала на чувства людей.
Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье. Красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.
Через песню можно познакомиться с историческим прошлым народа, с традициями родного села.
Андриян Николаенко, летчик-космонавт, как-то сказал: «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном».
На занятиях факультатива мы стараемся содействовать делу возрождения народной песни.
Актуальность нашей работы в этом, как раз, и состоит.
Оказывается, стоит только проявить интерес, и тебе откроются все кладовые живого русского фольклора! Занявшись собиранием песен, мы открыли то, что мало кому было известно. Лестно и то, что самые интересные по содержанию, малоизвестные песни спела для нас моя бабушка Сенькина Валентина Григорьевна.
Задачи, которые мы определили для себя, заключены в следующем:
Большинство песен рассчитано на определенные возрастные группы.
В раннем возрасте это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, заклички.
Назначение колыбельной песни – убаюкать, усыпить младенца. Поют их или мать, или старшие дети. В колыбельных заключена огромная сила материнской любви, ее нежность, ласка, внимание, забота, мечты о счастливом будущем ребенка.
Мелодия и слова способствуют установлению духовной и эмоциональной связи между ребенком и взрослым, пробуждают душу и сердце дитя.
В незамысловатой, поэтической форме, без назидания и нравоучения детям рассказывается о делах взрослых людей, о труде и его важности в повседневной жизни, о Родине, о природе и даже о смысле жизни. Так через колыбельную ребенок познает главные нравственные ценности.
Для матери колыбельная это возможность выговориться, высказать свои заботы, радости, печали, получить психологическую разрядку.
Колыбельная имеет ряд художественных особенностей, в них, например, широко используются:
Ритмика песни соответствует покачиванию зыбки.разные варианты ласкательных имен (Танюшка,
Вот пример колыбельной:
Баю-баюшки, бай-бай,
Спи-ка, Ваня, зысыпай,
Спи-ка, Ваня, зысыпай,
Крепко глазыньки смыкай.
Баю-баюшки, бай-бай,
Поскорее вырастай,
Поскорее вырастай,
Ко работе привыкай,
Баю-баюшки, бай-бай.
Когда вырастешь большой,
Пойдешь в поле за сохой,
Будешь сеять и косить,
Будешь хлеба молотить,
Качи, качи, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Приходи к нам ночевать
Да Ванюшеньку качать.
Вот собаченька качала,
Ваню убаюкивала:
- Баю, баю, баиньки,
Скатаем Ване валенки,
Полушубочек сошьем,
Ваню к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать,
Ваню кашкой угощать.
Даст и тепленький блинок,
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку.
Значение колыбельных для человека велико. Горцы про никчемного человека говорят: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». Колыбельная создает для младенца особое поле надежности и покоя, отчего ребенок быстро засыпает. А подспудно впитывает и информацию, необходимую на протяжении всей сознательной жизни.
Человек запоминает колыбельные навсегда и, когда у него рождаются свои дети, он поет им все, что пели ему когда-то. Так и передаются они от поколения к поколению.
Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, н6осить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца в первые месяцы жизни. Например, когда ребенок проснулся, он потягивается, а его гладят и приговаривают:
Потягунюшки, парастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Медленно разводя ручки в такт, продолжают:
Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень!
А мне – долга, долга, долга!
Веселая, незатейливая песенка с четким ритмом стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение, и малыш охотно включается в игру. Так закладываются основы будущей активности и коммуникабельности. Пестушки постепенно переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Это всем известные «Ладушки», «Сорока», «Сорока-ворона», «Коза-дереза». В этих играх нередко уже есть наставлении. Например, в «сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол?
Воды не носил?
Народ осуждает лень, он уверен, что готовность к труду нужно воспитывать как можно раньше. В пестушках целый комплекс физических упражнений и детского массажа: поглаживание живота, носа, спины, разведение рук, наклоны головки. Все это и для здоровья, и для нормального развития ребенка в младенческом возрасте, когда закладывается речь, движения и даются первые представления о мире.
Пестушки сменялись прибаутками. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах:
Наехали на галку
Разбойнички,
Сняли они с галки
Сини кафтан.
Не в чем галочке
По городу гулять.
Плачет галочка,
Да негде взять.
Эпизод, яркое событие, изображенное в прибаутке, помогает ребенку сосредоточить внимание. Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно передают колокольный звон («Тили-бом, тили-бом,/Загорелся кошкин дом…»), в другом – тележный грохот («Трах, трах, тара-рах!\Едет баба на волках»), в третьем - умелую, ладную работу (А чу-чу, чу-чу, чу-чу!/ Я горох молочу!). Такой стих радует ребенка, надолго западает в память.
К числу прибауток относятся и небылицы-перевертыши – песенки-стишки, которые вызывают смех нарочитым смешением реальных связей и отношений. Например, свинья «на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полётеть они хотят.
И полётели, летели-летели и на воздухе посидели. А медведь с мухи шкуры драл и полусапожки себе шил. Синее море загорелось и повыгорело, бела рыба вся повылезла, на печи мужик осетра поймал.
Представленные в небылицах несообразности рассчитаны на то, чтобы укрепить у ребенка подлинное, реальное понимание соотношение предметов и явлений. Юмор становится при этом педагогикой.
Заклички, приговоры, игровые припевы некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям.
Закличка происходит от слова «звать, просить, приглашать, обращаться».
Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
Помимо закличек ребенок в крестьянской семье знал приговорки. Но если слова закличек выкрикивали нараспев хором, то приговорки ребенок произносил чаще всего в одиночку.
Приговорки – это обращения к божьей коровке, улитке, маленьким жучкам, мышке, их произносят, когда скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая во время купания.
Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие силы земли, неба, воды. Через них шло приобщение детей к жизни, труду.
Дети в старину рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых. Закличка наполняла сердце ребенка той же, что и у взрослых, надеждой на хороший урожай и достаток.
Так 22 марта в народе отмечают Сороки (сорок мучеников). На Сороки пекли «жаворонков» с распростертыми крылышками, с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну:
Жаворонушки,
Красноперушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красну,
Зеленую косу.
Нам зима надоела,
Весь хлеб наш поела!
Мне приятно от того, что эта старинная традиция жива, благодаря бабушке, и в нашей семье.
Очень популярны среди ребят заклички-обращения к радуге, дождю, солнцу
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Дождик, пуще поливай!
А на просо и на рожь
Поливай, сколько хошь!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
А вот примеры приговорок:
Божья коровка, ветер или дождь?
Если ветер, то лети,
Если дождь – упади!
Божья коровка,
Полети на небушко,
Принеси нам хлебушка.
Там твои детки
Кушают конфетки,
А наши детки кричат:
Молока хотят.
Заклички и приговорки принято еще называть календарным детским фольклором. Этим подчеркивается связь произведений с временами года, погодой, народными календарными праздниками, всем укладом жизни, бытом.
Период, наименее богатый песнями, отрочество. Но и у подростков есть своя поэзия: жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки, поддевки, подловки.
Эти виды творчества – широкий простор для творчества и выдумки, и их исполнение часто сопровождается какой-либо простейшей мелодией.
Жеребьевка – это рифмованное обращение к главам обеих партий. Они предназначены для разделения играющих на две партии и создаются чаще всего на основе пословиц, сказок, загадок.
Считалка (счет, пересчет, ворожитки, гадалки, счетки) – рифмованный стишок, состоящий, как правило из выдуманных слов и созвучий, с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие определяют роли и устанавливают очередь для начала игры. В основе большинства считалок – счет. Они поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий:
- Месяц, месяц, где ты был?
- В лесу.
- Что ты делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто взял?
- Родион.
- Поди вон!
Дразнилки и нелепицы особенно в ходу у детей 3-7 лет. Предназначены для того, чтобы задеть самолюбие обидчика. Иногда используются просто для развлечения в компании.
Существуют дразнилки по именам ребят:
Борька-Борис на ниточке подвис.
Ниточка трещит, а Боречка пищит.
Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: «Вкусно!»
Дразнят за внешность, за черты характера, за поступки:
Рева-корова,
Дай молока
На три пятака!
Жадина-говядина,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест!
На все дразнилки, как правило, бывали ответы. Они считались удачными, если оказывались в рифму:
Шел, шел крокодил
Твое слово проглотил,
А мое оставил
И печать поставил!
С помощью поддевок и подловок стремятся доказать, что и «нам палец в рот не клади»:
- Тебе поклон послали.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша.
Скороговорка (чистоговорка) – народная логопедия. Ее используют, чтобы научить ребенка чисто выговаривать какие-либо звуки. Придуманные фразы с труднопроизносимым набором звуков требуется произнести быстро, не запинаясь:
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Щетина у чушки,
Чешуя у щучки.
При жизненных тяготах детей все-таки старались уберечь от горестных раздумий, старались держать их подальше от бедствий и социального зла, все равно непонятных детскому сознанию. Поэтому среди детей этого возраста были распространены в основном песни веселые, задорные, шуточные. Но существовали песни, которые учили, как выполнять ту или иную работу. В них воспевались храбрость, решительность, удаль, трудолюбие, физическая сила. Поэтому в песенном репертуаре подростков в сравнении с репертуаром раннего возраста воспитывающие идеи выступают особенно отчетливо.
Самый богатый песенный репертуар у юношества.
Лирические песни девушек отражают их автобиографию, раздумья, мечты, их благодарность родителям, односельчанам.
Это песни о чувствах, переживаниях человека. Они сопровождают человека всегда и всюду. Вот, на первый взгляд, незамысловатая лирическая песенка о любви и весеннем цветении:
Говорила калинушка:
«Я цвесть не буду,
Я цвесть не буду».
А весна пришла,
Она зацвела, она зацвела…
Говорила девчонка:
«Замуж не пойду,
Замуж не пойду».
А пора пришла,
Она замуж пошла,
Она замуж пошла…
В песне ощутимы нотки трагизма. В ней скрыт глубокий философский смысл: чего бы ни захотел человек, все равно случится так, как предназначено ему природой и ее законами. Так же неотвратимо придет и смерть…
Особенно хочется остановиться на свадебных плачах. Моя бабушка и по сей день исполняет эти песни, ее дочери их знают и поют. А когда плачи слышат другие люди, их удивляет жизненная мудрость слов, трогательность исполнения, красота мелодии.
В каждом из свадебных плачей свой смысл.
Невесте полагалось плакать сразу же, как в доме появляются сваты.
Вот песня, которая исполняется, когда сваты приезжают за приданым:
Верея, моя вереюшка,
Верея моя точеная.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Верея моя точеная.
Верея моя точеная,
Точеная, спозлоченая
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Точеная,спозлоченая.
Точеная, спозлоченая,
Вся верея раскачалася
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Вся верея раскачалася.
Вся верея раскачалася,
Воротица отворялися.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Воротица отворялися.
Воротица отворялися,
К нам бояре во двор въехали.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
К нам бояре во двор въехали.
К нам бояре во двор въехали,
А Алена испугалася.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
А Алена испугалася.
А Алена испугалася,
Во высок терем бросалася.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Во высок терем бросалася.
Во высок терем бросалася:
«Ой, вы, милые подруженьки мои!»
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
«Ой, вы, милые подруженьки мои!»
«Ой, вы, милые подруженьки мои!
Сберегите, схороните вы меня!
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Сберегите, схороните вы меня!»
«Сберегите, схороните вы меня!
Ой, приехали грабители мои.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Ой, приехали грабители мои.»
«Ой, приехали грабители мои.
Разорили мого батюшку.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Разорили мого батюшку».
«Разорили мого батюшку,
Ограбили мою матушку.
Ой, лю-ли, ой, лю-ли-и , лю-ли,
Ограбили мою матушку».
Невеста причитала на протяжении всего свадебного обряда, демонстрируя свою любовь к отчему дому, к родителям, братьям, сестрам, подругам. Причитала она и о том, как плохо ей будет на чужой стороне.
Когда невесту выкупали, пели такую песню:
То не белая березонька стояла,
Ой, ли, ой, да-ли, ли-ле-люшки, стояла.
Умывалась свет-березонька росою.
Ой, ли, ой, да-ли, ли-ле-люшки росою.
Обливалась свет-Валюша слезою.
Ой, ли, ой, да-ли, ли-ле-люшки слезою.
Не простой она слезою, горючею.
Ой, ли, ой, да-ли, ли-ле-люшки горючею.
И велел ей старший братец снаряжаться.
Ой, ли, ой, да-ли, ли-ле-люшки снаряжаться.
В горемычное свое платье одеваться.
Ой, ли, ой, да-ли, ли-ле-люшки одеваться.
Помимо причитаний существуют еще русские плачи – неотъемлемая часть похоронного ритуала. Человек умирает, но на земле остаются дети, внуки, правнуки. Поэтому во многих плачах как прямо, так и косвенно звучит тема воспитания: необходимо родным и близким покойника заботиться о детях; плачущий, перечисляя благодетели покойника, призывает быть на него похожим, хранить память о нем.
Вот, к примеру, «Плач по мужу».
Вдова величает мужа красным солнышком. Он был надежным, удалым, учтивым. Плач слышат дети. Для них он пример. Но в центре внимания плача - все же ставшие сиротами дети. Поэтому мать беспокоится: «Да как рость-то мне сиротных малых детушек?». Огромная роль в этом принадлежала отцу, и это подчеркнуто в следующих строках:
Еще скажут-то сиротны малы детушки:
«Кто же пойдет на распашисты полосочки?
Как у нас-то ведь, родитель наша матушка,
Нету пахаря на чистыих полосушках,
Сенокосца на луговых нету пожинках…
Плачи – это итог жизни, в них – забота о живых, о детях, об их воспитании. Плачи – это поэзия воспитания, вопросов преемственности поколений.
Причитания звучали во все моменты прощального обряда: в избе, по дороге на кладбище, у могилы, на сороковины. Нам стала известна песня, которая исполняется именно на сороковины:
40 дней душа ходила
Новоприставленная здесь (2р.)
Здесь духовное собранье
Пришли душу посетить (2 р.)
Отмыть горькими слезами
В жизню вечну проводить (2 р.)
40 дней душа ходила
Все мытарства она прошла (2р.)
Её спутнички готовы
Святы ангелы стоят (2 р.)
Взяли душу они за руки
В жизню вечну повели (2 р.)
Подвели к Христу к престолу
Ко Спасителю Христу (2 р.)
А Спаситель душу спросит:
«Есть ли добрые дела?» (2 р.)
Душа пала на колени,
Стала плакать и рыдать (2 р.)
Она стояла и боялась,
Душа стала трепетать (2 р.)
На все стороны смотрела.
Не заступит кто её? (2 р.)
Уж вы сроднички родные,
Не забудьте про меня (2 р.)
Вы подайте из рук ваших
Милостыню за меня (2 р.)
Нынче будет мне решенье:
Куда Бог определит (2 р.)
Если Богу я служила,
То душе прекрасный рай (2 р.)
Если Бога прогневила,
Вечной муки без конца (2 р.)
А вот «Плач по матери», исполняемый также в нашем селе:
Спи, наша милая мама,
В могиле глубокой сырой.
Теперь твоя жизня другая,
Господь тебе будет судьёй.
Никакие земные тревоги
Не нарушат твой вечный покой.
Только будут шуметь над могилой
Деревья зелёной листвой.
И куда мы теперь ни поедем,
И куда мы теперь ни пойдём,
И нигде тебя, милая мама,
Нигде мы тебя не найдём.
Все заботы свои отложила,
Их больше нет впереди.
И сердце твоё материнское
Остыло в холодной груди.
Не спала ты тёмные ночи
И не знала покоя сама,
И хлеба последнюю крошку
Делила ты нам пополам.
При тебе, наша милая мама
И солнце светило светлей,
И радость была на сердце,
И в комнате было светлей.
Рано иль поздно, родная,
К могиле твоей мы придём,
Посадим цветы на могиле,
Польём их своею слезой.
Вот кончилась жизня земная,
Все скорби утихли в груде.
Прощай, наша милая мама,
И вечная память тебе.
Плачи и причитания – это пессимистичные песни, однако песни взрослых мужчин и женщин различны и по характеру, и по настроению, и по жанру. Среди них преобладают песни календарно-обрядовые, о труде и борьбе, песни социального протеста, хороводные, плясовые и, конечно же лирические.
В любом случае, значение песни в нравственном, трудовом и физическом воспитании велико. Познакомившись с содержанием русских народных песен, можно смело заявить, что песня – это комплексное воздействие на личность. Это не столько развлечение, сколько научение уму-разуму, воздействие на чувства, поведение, сознание человека.
И мы уверены, что заинтересованное отношение к делу возрождения народной песни всегда даст положительный результат.
В нашей школе уделяется этому немалое внимание. Учителя на уроках используют высказывания известных людей о пении и песне; используют тексты песен для анализа, подчеркивая их красоту, мелодичность, глубокую мысль; обращают наше внимание на то, какое место народная песня занимает в творчестве писателей и поэтов; на уроках музыки знакомят с манерой исполнения народных песен, с народными музыкальными инструментами; на занятиях литературы и факультатива увлекают нас дополнительными сведениями об этом жанре устного народного творчества; наконец, вместе с нами песни исполняют в совместном хоре.
Так песня естественно входит в нашу жизнь и украшает ее.
Городецкая роспись
Разноцветное дерево
Сказка "12 месяцев". История и современность
Под парусами
Швейня