НИР "История кубанского казачества"
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kazachestva.doc | 133.5 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащихся Кубани
КУЛЬТУРА И БЫТ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ
Секция «Кубановедение»
Автор:
Галыч Виктория.
9 Б класс МБОУ СОШ №2
имени И.И. Тарасенко
станицы Выселки
Выселковского района.
Научный руководитель:
Захарченко Нина Михайловна
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 2 имени И.И. Тарасенко
станица Выселки 2012
Оглавление.
1.1 Возникновение поселений на Кубани……………………………………….6-8
1.2 Жилища казаков……………………………………………………………...9-10
1.3 Труд казака-земледельца………………………………………………...…11-15
1.4 Домашняя утварь и приготовление пищи………………………………..16-19
как важная часть кубанского быта.
Культура и быт кубанских казаков
Галыч Виктория Александровна
Россия, Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко 9 класс
Научный руководитель: Захарченко Нина Михайловна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 имени И.И. Тарасенко.
Краткая аннотация.
В данной работе поставлена цель: показать культуру и быт кубанских казаков. За свою историю мы накопили несметные богатства духовных и культурных ценностей. В данной работе исследуются культура, быт, занятия, традиции, пища кубанских казаков.
В наше время казачество возрождается. Широко проводятся мероприятия для приобщения молодых людей к истории казачества. Организуются кружки, самодеятельные казачьи ансамбли. В работе используются материалы школьного, районного и краевого музеев.
Культура и быт кубанских казаков
Галыч Виктория Александровна
Россия, Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко 9 класс
Научный руководитель: Захарченко Нина Михайловна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 имени И.И. Тарасенко.
Аннотация.
Наше время отлично возрождением казачества, его историй, традиций, культуры. Интерес к прошлому кубанских казаков, как и всего казачества необычайно велик. Я решила принять участие в научно-практической конференции по истории и культуре кубанского казачества в номинации «Культура и традиции кубанского казачества» по теме «Культура и быт кубанских казаков». Я выбрала именно эту тему, потому, что стала свидетелем грандиозного казачьего праздника в городе Краснодаре, в котором и сама принимала участие. Я настолько прониклась этим казачьим духом, этими старинными традициями, что как только был объявлен этот конкурс, я сразу же решила принять в нём участие. Обращение к прошлому кубанских казаков помогает более полно и глубоко представить общий характер развития нашего общества.
Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура, она позволяет стать активным гражданином своей страны и своего края. Это касалось казачьего населения края.
Изучением культурного наследия Кубани плодотворно занимаются современные учёные и историки края.
Культура и быт кубанских казаков
Галыч Виктория Александровна
Россия, Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко 9 класс
Научный руководитель: Захарченко Нина Михайловна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 имени И.И. Тарасенко.
Актуальность данной работы обусловлена началом возрождения казачества, приобщением молодежи к культуре, традициям кубанского казачества.
Цель работы – показать быт и культуру, а так же возрождение кубанского казачества.
Предмет исследования – культура и быт кубанского казачества
Объект исследования- музеи, имеющие материалы по истории кубанского казачества, краеведческий материал
Задачи исследования:
Методы и приемы, используемые в работе:
-посещение и изучение материалов музея
- изучение литературы по выбранной теме;
- использование Интернета для получения необходимой информации;
- анализ полученных результатов.
Культура и быт кубанских казаков
КАЗАЧЬЯ ЗЕМЛЯ.
На Кубани в первой половине ХIХ века каждый казак мог занять столько общинной земли, сколько в состоянии был использовать под пахоту, сенокос, выпас скота. Те семьи, у кого было больше скота и рабочих рук, занимали и большие участки земли. Казачья беднота часто не имела тяглого скота, поэтому не могла использовать своё право на землю. Закреплялось неравенство, которое вело к расслоению казачества на бедных и зажиточных.
Разорившиеся казаки не могли приобрести коня и обмундирование для военной службы. И для них правительство установило твёрдые нормы землепользования. Но наделить всех землёй по этим нормам оказалось невозможно - не хватило бы земли. Во второй половине ХIХ века за каждой станицей был закреплён юрт – строго определённый земельный надел. Часть юрта равномерно распределялась между станичниками, другая часть шла на общественные нужды (выпасы, для школы, церкви, аренды запас и т. д.). Каждый казак, начиная с семнадцати лет, имел право на гарантированный земельный пай.[1] Земля была неравноценной: кому доставался хороший участок, кому – низменный и болотистый. Поэтому раз в несколько лет станичное общество осуществляло переделы земли.
Паевые земли могли сдаваться в аренду во временное пользование за плату. С ростом казачьего населения паевые наделы в станицах постепенно уменьшались. Случалось, что доходов от семейного надела не хватало на прожиточный минимум. Особенно, если в семье рождались одни девочки – на них земля не выделялась.
Общинная система землепользования с круговой порукой и взаимопомощью в случае неурожая спасала казаков от окончательного разорения. Важным было и то, что казачьи земли не разбазаривались. Поэтому станичные общества Кубанской области отрицательно относились к попыткам введения частной собственности на землю.
Большинство кубанских станиц было основано в ходе заселения края в конце XVIII и в течение XIX века. Большинство названий куренных селений появилось ещё в XVII веке в Запорожском войске. В одних названиях отразились места выхода казаков в Запорожскую сечь (курени Каневский, Батуринский, Полтавский, Переясловский, Корсунский, Уманский и др.). Другие курени носили имена своих основателей. Так, Брюховецкий курень был назван в честь гетмана Ивана Мартыновича Брюховецкого; Поповичевский – носил имя гетмана Ивана Самойловича, который был сыном священника.
Отразились в названиях кубанских станиц и события истории края. Так, наименование станицы Бриньковской хранит память о генерале Бринке, командующем Кубанским корпусом; станицы Петровской – о генерале Петре Абрамовиче Текели, возглавившем поход русских войск на Анапу.
В названиях многих станиц Закубанья звучат наименования полков и батальонов Русской армии, участвовавших в Кавказской войне: станицы Крымская, Смоленская, Северская, Ставропольская, Эриванская, Ярославская; названия местных адыгских племён: Бжедуховская, Абадзехская, Шапшугская, Бесленеевская. Происходи названия станиц и от местных природных объектов: станицы Должанская и Камышеватская – по названия одноимённых кос. Некоторые названы в честь православных праздников и чтимых святых: Петропавловская, Казанская, Андреевская и др.; лиц царской фамилии – Новониколаевская, Марьянская, Ольгинская и др.
Кубанские станицы застраивались, как правило, по одному плану: прямыми и широкими улицами с центральной площадью посередине которой сооружалась церковь. Усадебные участки нарезались небольшие. Лишь в Закубанье горная местность заставляла станицы изгибаться вдоль ущелий и горных речек, придавая населённому пункту причудливые, извилистые, уходящие вверх и вниз улицы.
В условиях Кавказской войны принимались необходимые меры обороны. Станицы окружали глубоким рвом, земляным валом и колючей изгородью. В нескольких местах вал прорезался воротами, которые охранялись караулом. В станице размещались дома и подворья казаков, церковь, питейный дом, кузница, несколько торговых лавок, водяные или ветряные мельницы, общественные здания – станичное правление и амбары для общественных запасов зерна на случай неурожая.
Каждая станица состояла из отдельных краёв, которые имели своё название. Обычно края назывались по месту рождения переселенцев: Полтава в станице Бекешевской; по фамилии жителей: Дяткина, Макареновка, Кугаивка в станице Старомышаствоской; Красновка, Орловка, Коноваловка – в станице Кирпильской. Иногда края станицы именовались по особенностям местности или почвы – Солонцы, Краинцы, Заречь. Жители разных краёв станиц могли различаться по своему украинскому или южнорусскому происхождению.
ЖИЛИЩЕ КАЗАКОВ.
Наиболее распространёнными были турлучные строения (от тюркского слова «турлук» - плетень, обмазанный глиной.) Для четырёхскатной крыши заготовляли чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами.
Строили и саманные дома, из сырцового кирпича. На низком месте, чаще всего на берегу реки, в глинистой почве выкапывали яму. Глину тщательно перемешивали с водой, давали приготовленной массе отстояться. После этого глину месили второй раз. Состоятельные казаки использовали для этого лошадей, бедные месили глину ногами. Когда смесь становилась жидкой, в не засыпали рубленую солому и тщательно размешивали лопатами. Затем глину раскладывали в деревянные формы и давали кирпичам высохнуть.
В лесостепных и предгорных районах Кубани строительным материалом служили местные породы деревьев: дуб, граб, ольха, карагач, тополь, клён.
Непременная принадлежность казачьего подворья – сарай. Турлучные или саманные сараи состояли из двух-трёх помещений. Стены с трёх сторон белили, крышу крыли камышовой кладкой. Такие сараи служили для хранения земледельческих орудий, инвентаря. Иногда в них держали скот, хранили зерно и солому. В начале ХХ века стали строить турлучные и дощатые амбары для хранения хлеба.
Другими хозяйственными постройками были баз (хлев)[2], саж (помещение для свиней), курник. На огороде, подальше от дома ставили половник для соломы и мякины (избитый цепами хлебный колос, от которого отвеяно зерно). Ближе к дому рыли колодец, а для хранения продуктов – высокие вместительные погреба. Здесь же сооружали кабыцю – углублённую в землю глиняную печку для приготовления пищи в летнее время. Основным топливом служил кизяк[3] – высушенный навоз.
Во многих степных станицах – Березанской, Голубицкой, Кореновской и т.д. строили глинобитные дома. Стены сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной.
Рубленые бревенчатые дома состояли обычно из трех жилых помещений с двумя выходами. В первой половине были коридор и большая зала, в задней – прихожая и кухня. В заднем углу хаты ставилась русская печь. За боковой стеной печи устраивался деревянный настил для спанья – полок, или примост.
Старики спали на печи и на лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями служили набитые сеном матрацы, вяленые из овечьей шерсти попоны (покрывала). На окнах – занавески, на стенах – предметы народного искусства, лубочные картины. В линейных и закубанских станицах можно было встретить комнаты, убранные коврами и оружием.[3]
ТРУД КАЗАКА-ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА.
Благодатная кубанская земля позволяла казакам успешно заниматься земледелием. В наиболее благоприятном положении оказались бывшие черноморские станицы, большинство которых находилось вдали от театра войны с горцами. Эти станицы развивались в сравнительно мирной обстановке. В отличие от них линейцам, и особенно казакам Закубанья, долго приходилось ходить за плугом с винтовкой за плечами. Кроме того, степные земли в Черноморском войске отличались превосходным качеством, чего не было в предгорьях.
Распашку земли под яровые начинали ранней весной, в марте-апреле, в зависимости от состояния почвы. Осенняя вспашка производилась в сентябре-октябре. Основным орудием пахоты служил тяжёлый двухколёсный деревянный плуг. С конца ХIХ века деревянные части плуга стали заменять железными. На мягкой земле в такой плуг впрягали до двух-трёх пар быков, на целинных, непаханых, землях – до четырёх-шести. Многие казачьи хозяйства не имели такого количества скота. Поэтому распространена была пахота супрягой. Этот обычай заключался в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, которые поочерёдно работали на поле каждого участника супряга. Для рыхления почвы и вспашки земли применялось специальное пахотное орудие – трёхзубое рало, в которое впрягали две пары быков. В начале ХХ века появились заводские усовершенствованные многолемешные железные плуги, что способствовало постепенной замене быков в качестве тяговой силы лошадьми.
Посев требовал особого навыка, им занимались старшие в семье мужчины. Главное было не опоздать: весной день год кормит. Первый раз чаще всего в поле выезжали на четвёртую неделю Великого поста. С испечённым из теста крестом обходили вокруг поля, затем его съедали или клали на середину участка и начинали пахать.
Перед тем как пахать, все становились лицом на восток, читали молитву и кропили свячёной водой землю. Плуг и коня. Первую борозду обычно делал старший в семье. При этом он обязательно снимал головной убор. В конце участка шапку надевали на палку или забивали на этом месте деревянный крест. Первой бороздой опахивали всё поле. После этого семья садилась завтракать прямо на борозде.
С первых чисел мая начиналась прополка. Пололи, как правило, гуртом – всей семьёй. Во многих казачьих хозяйствах земельные наделы находились далеко за станицей. Поэтому на летний сезон, с мая по октябрь, семья перебиралась жить в поле, во временные постройки. В станицу ездили лишь на воскресную церковную службу и праздники.
В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Казачки сушили сено, казаки укладывали его в копны[4] и везли к скирдам.[5]
Самый напряжённый период сельскохозяйственных работ – уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые хлеба,[6] во второй половине июля – яровые. Уборка проса, подсолнечника, льна, кукурузы начиналась позднее. В уборке участвовали все – взрослые, подростки, старики. У казачьих семей, которые не имели средств для найма рабочей силы, уборочная страда затягивалась часто до самой зимы. Сжатый хлеб вязали в снопы[7] и укладывали крест-накрест. По закреплённой многолетним опытом традиции хлеб убирали недозрелым, дозревал он в копнах. Затем его везли на ток и складывали в высокие стога.[8]
После уборки хлеба начиналась молотьба, которая нередко затягивалась до зимы. Хлебные злаки, ячмень и овёс обмолачивали гранёными каменными катками, вделанными в четырёхугольную раму. Для обмолота проса, бобовых, подсолнечника, льна и конопли употребляли цеп – орудие, состоявшее из длинной деревянной ручки и короткого била, соединённых сыромятным ремнём.
При появлении на Кубани первых молотилок среди казаков получило распространение их совместное использование. После обмолота зерно веяли лопатой, затем очищали при помощи кожаных решёт, подвешенных на треноге. В начале ХХ века многие хозяйства обзавелись веялками. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.
Труд хлебороба был тяжёлым, требовал напряжения сил всей казачьей семьи. Выращенный хлеб почитался как святыня.
На Кубани издавна разводили все виды домашних животных, распространённые в России. К началу ХХ века казачья семья, состоявшая из шести-девяти человек, держали десять-тридцать голов крупного рогатого скота, в том числе три-четыре пары быков, пять-десять коров, а также несколько лошадей, двадцать-пятьдесят овец и большое количество домашней птицы.
Обязанность казака – идти на службу со своим конём. Боевой конь воспет в казачьих песнях, где он предстаёт и верным другом, и соратником казака. Коню посвящены многочисленные пословицы и поговорки. Содержать строевого коня в полной исправности при этом было нелегко, использовать их в домашних повседневных работах военное начальство запрещало. Это было обременительно для бедных семейств, живущих только на свой степной пай земли.
Верховые лошади выращивались и содержались в табунах. С ростом посевных площадей казаки стали разводить лошадей упряжных, для хозяйственных надобностей. Расширение распашки в степном Прикубанье оттеснило коневодство в предгорья. В условиях роста цен на строевых коней и упадка коневодства в конце ХIХ века многие казаки не хотели уже приобретать столь дорогую лошадь, бесполезную в земледельческом хозяйстве.
Корову называли ласково матушкой, кормилицей. Если случался неурожай, вся надежда была на корову, на её молоко. О корове заботились, давали ей ласковые имена: Милка, Бурёнка, Майка, Зорька. Кормили всегда лучшим сеном, а когда и краюхой вкусного хлеба.
Появлялась корова в семье по-разному. Её могли дать родители при отделении сына. Могли подарить на свадьбе ещё «зелёной тёлочкой» (то есть ещё и не родившейся), а после появления на свет приносили молодожёнам. Но чаще всего корову покупали. К покупке подходили тщательно, так как стоила она недёшево. Главное, чтобы корова давала много молока и хороший приплод.
Казаки считали, что каждый двор имеет свой цвет, поэтому и старались приобретать и разводить скот именно этой масти, иначе худоба (скотина) «сойдёт со двора». Вводя в дом, корову угощали хлебом с солью на печной заслонке, чтобы животное знало запах родного дома.
Что значило молоко в жизни казачьей семьи? Из него приготовляли сметану, творог, масло, молоко топили и квасили.
Большим событием было появление на свет телёнка. Больше всего радовались дети. Их ждало любимое блюдо - молозиво. Первые пятнадцать дней после отёла молоко употреблять в пищу было не положено, оно считалось «нечистым», им поили родившегося телёнка, оставшееся - жарили на сковородке с яйцами и сахаром. Получалось молозиво – нечто вроде яичницы-болтушки. Его было много, поэтому молозивом угощали родственников и соседей.
По народным поверьям, чтобы корова не лишилась молока, старались не отдавать молоко в своей посуде. Если же так случалось, то, возвращая посуду, на дно обязательно клали кусочек хлеба, посыпанный солью, - благодарность кормилице-корове!
Подсобным занятием большей части населения Кубани было рыболовство. По всем рекам и лиманам Приазовья и Прикубанья в изобилии водились: белуга, севрюга, осётр, стерлядь; и белая: судак, лещ, карп, рыбец, тарань и др. природная среда нетронутая разрушительным промышленным производством, сама себя кормила, воспроизводила и умножала, поставляя на стол казаку без ущерба для себя много ценной снеди.
Особенно много рыбы водилось в Кирпилях, Ее, Бейсуге, Челбасах, щедры были водоёмы Тамани.
Большие запасы рыбы позволяли её засаливать, вялить, коптить впрок, вывозить на продажу.
Активно занимались казаки и пчеловодством. В предгорных районах Майкопского, Лабинского и Баталпашинского отделов, богатых медоносными травами, разведение пчёл получило к началу 20 века промышленный характер. Для ульев использовались дуплянки – выдолбленные из вербы, липы или ольхи, вертикально поставленные колоды с дном и крышкой.
Мёд славился не только как вкусный и питательный продукт, но был и эффективным народным средством лечения, продления жизни.
Большим подспорьем в казачьем хозяйстве была добыча соли. Свои соляные озёра и промысли, давали возможность получить для нужд семьи, для рыболовства и скота дешёвую соль, не обложенную казёнными пошлинами.
Важное значение имел чумацкий промысел. Чумаки – перевозчики, которые на своих быках или лошадях курсировали между крупными торговыми пунктами Ростовом, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и доставляли необходимые промышленные изделия: железо, доски, стекло, спирт. Для казаков чумачество служило подспорьем к земледелию, им занимались в свободное от полевых работ время.
В станицах, расположенных в низовьях реки Кубани, на побережье Азовского моря, занимались плетением сетей, строительством лодок. Основным занятием закубанских станичников был вывоз строительного леса и изготовление на продажу предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В некоторых местах занимались добычей камня, выжиганием извести, сбором плодов, ягод и другими работами.
Наиболее распространёнными женскими ремёслами являлись прядение и ткачество. Изготовление одежды для семьи было немаловажным подспорьем в натуральном в своей основе казачьем хозяйстве. Основным сырьём для ткачества служили конопля, реже лён и овечья шерсть. Ткачество было приурочено к календарному циклу полевых работ, праздников, постов.
Гончарный промысел был развит в станицах Пашковской, Рождественской, Старощербиновской, Баталпашинской. Из домашних подсобных ремёсел существовало лозоплетение. Плели корзинки, кошёлки, гнёзда для гусей, плетни.
Мастера, владеющие тем или иным ремеслом, пользовались в станице большим уважением, поэтому многие казаки отдавали своих детей в обучение к ним.
ПИЩА.
Основа питания кубанской казачьей семьи – белый пшеничный хлеб, продукты земледелия, животноводства, рыболовства, садоводства и огородничества.
Еду готовили рано утром и на весь день в печи, которая топилась раз в день по утрам. В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты – рогачи, сковородки – чаплики, кочерги. Из общераспространённой молочной посуды домашнего производства были: высокая кринка, подойник – деревянное ведро (позднее жестяное) со специальным носиком для слива молока. Для взбивания масла применялись специальные узкие кринки – колюшницы, мутовки, копысточки, деревянные маслобойки. Стеклянная и фаянсовая посуда (чашки, кружки, рюмки, стаканы и т.д.) имелась в небольшом количестве.
В первую очередь ставили варить еду для домашних животных. Пока она готовилась, хозяйка чистила продукты для семейной трапезы, резала овощи, месила тесто. У печи управлялась дежурная невестка.
Ужин специально не готовился – подавали то, что оставалось от завтрака и обеда. Обильная, разнообразная и питательная еда была осенью, после того как собирали урожай. Зимой ели меньше овощей и фруктов, особенно свежих, в основном они употреблялись в квашеном виде и в компотах.
Животных, предназначенных в пищу в зимнее время, забивали поздней осенью, чтобы не тратить на них корм, или к большим праздникам. Питание в казачьих землях зависело от достатка.
Несмотря на то, что на Кубани сеялись все виды зерновых, в том числе и рожь, особая гордость казака – белый пшеничный хлеб.
Наиболее распространённым был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи готовили из хмеля, который везде рос в изобилии. Для вымешивания теста применяли длинные долблённые или дощатые корыта – мочва (ночва). Пекли и пресный хлеб в виде лепёшек, особенно во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания теста. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном полу.
Среди других мучных изделий были распространены пироги, вареники и галушки. Большие круглые пироги чаще всего делали с фруктовой начинкой. Встречались также пироги без начинки, характерные для юга и средней полосы России. Из муки готовилась и любимая кубанцами лапша. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запечённая) – блюдо это как праздничное, особенно свадебное, очень широко распространённое в южнорусских губерниях, бытовало на Кубани везде.
Разнообразные крупы имели большое значение в питании казаков. Каши варили на воде или на молоке, жидкие и густые. Гречневую и пшеничную кашу любили одинаково. Пекли гречневые блины и готовили вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой каши. Пшено было везде распространено и особенно в старых линейных станицах; из него варили каши; кулеш (кондер) – жидкую пшённую кашу, разведённую молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молоко не добавлялось).
Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли горох, а особенно фасоль. Из них варили супы, отваривали и ели с маслом и с салом, пекли с ними пироги и т.п.
На Кубани выращивали в большом количестве подсолнечник, и поэтому подсолнечное масло имело очень широкое применение на Кубани. Масло было собственного приготовления: из растолчённых семян получали масло при помощи клишни или на кустарных маслобойнях.
Свежее молоко ели с хлебом, кашей, картофелем. Но больше всего казаки любили ряженку – топлёное молоко, ещё тёплым заквашенное сметаной. Готовили так называемое кадушечное молоко: заквашенное кипячёное молоко выливали в мешки, давали стечь, перекладывали в кадушки и хранили в погребах, при употреблении разводили свежим молоком. Творог ели с маслом, с солью. С ним пекли пирожки, делали вареники. В некоторых закубанских станицах из творога приготовляли сыр.
Показатель достатка в доме – сало на столе. Практически во всех дворах имелись сушки, где коптили окорока. С мясом готовили разнообразные первые и вторые блюда. Праздничный стол украшал жареный гусь или поросёнок.
Особой любовью у казаков пользовалась рыба. Ею были полны реки и лиманы. Казаки знали, какая рыба, в каком виде наиболее вкусна. Поэтому сома варили, шемаю и рыбца солили и вялили. Был богат стол и жареной рыбой.
На Кубани употреблялось также довольно много и сливочного масла, оно шло главным образом для готовки различных блюд, с хлебом его не ели. В пост, особенно перед Пасхой, было запрещено есть масло и оно заготавливалось впрок – перетапливалось и сливалось в горшки (глечики). Вместо масла также часто употребляли сметану, сливки и все отходы после приготовления масла.
Из овощных блюд наиболее популярным был борщ. Интересно, что многие казачки варили кубанский борщ с фруктами, добавляя в него в небольшом количестве алычу, виноград, сливу.
Овощи употреблялись и для холодных первых блюд – различных окрошек с квасом или с простоквашей. Картофель варили в мундирах и подавали на стол к солёным огурцам, помидорам и капусте. Натёртый на тёрке картофель смешивали с мукой и выпекали в виде оладьев, которые ели, запивая кислым молоком. Из кабака (тыквы) варили кашу и пекли пирожки.
Овощи на зиму солили или квасили. Не было и большого разнообразия овощных блюд. Многие казачки использовали для приготовления пищи дикорастущие травы (щавель, крапиву), ягоды, фрукты и орехи. Очень любили и ценили казаки грецкие орехи и кизил, дикие ягоды и фрукты. Однако это относится в основном к жителям горных районов. Из фруктов и ягод варили пастилу и варенье, если позволяла возможность семьи покупать сахар. Но больше всего фрукты сушили для узвара (компота).
Распространённым напитком на Кубани был квас; его готовили из разных продуктов: отрубей, сухарей, муки с добавлением солода или без него. Хранили квас в больших глиняных корчагах и бочках.
Самым распространённым хмельным напитком на Кубани была горилка или самогонка, приготовляемая обычно из пшеницы или фруктов. В зажиточных семьях казаков и иногородних пили дорогие покупные вина и водку. В этих же семьях стали устраивать чаепития и появились самовары.
Приобщение к традиционной кубанской кухне и народным представлениям о пище может помочь не только вернуть на наш стол простые и забытые блюда, но и сформировать иное отношении к жизненно важной сфере нашего быта.
ХРАМЫ.
Свою жизнь на Кубани казаки начинали с самого для себя главного: с возведения храмов. В Карасунском куте, где строили войсковую столицу – Екатеринодар, черноморцы прежде всего поставили свою походную церковь из парусины, с иконостасом, писанным на холсте. Храм освящал станичное пространство, разделяя его на центр и периферию. А святой, именем которого нарекался храм, считался покровителем станицы. Ежегодно устраивались храмовые или престольные праздники в его честь.
Казаки верили, что выше солнца и звезд есть другое небо, на нем обитает Бог вместе со святыми ангелами и душами умерших праведников. Эта вера в бессмертие души учила казака не бояться смерти на войне, уповать на Промысел Божий и предопределенность своей жизни. Народная вера во многом по-своему воспринимала сущность христианского учения. Это проявлялось в пересказе житий святых, в народных молитвах, в вещих снах и видениях.
Желая сделать свой дом местом святым, защищенным от воздействия злых сил, строительство жилища начинали со святого угла. Святой (передний, красный) угол располагался в восточной стороне, обычно с правой стороны от входа. При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону и стол, чтобы злые силы не завелись. Иконы были непременной святыней красной хаты. Они покрывались специально вышитым полотенцем или занавесками. Также в святой угол ставилась лампада.
Провожая казака на службу, вновь снимали икону со святого угла. Держа ее в руках, родители напутствовали сына.
Непременным явлением в повседневной жизни были домашние молитвы. Обязательным было чтение молитв утром, вечером и перед едой. Молитву перед едой произносил старший в семье – как правило, отец или дедушка. А в течение дня во время домашних работ просили у Бога помощи и благословения.
Православная вера пронизывала многие стороны общественной и домашней жизни казачества Кубани. [3]
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ.
Год в черноморских и линейных станицах начинался зимними Святками. Они включали в себя Рождество Христово, Новый год и Крещение.
Рано утром 7 января рождествовали (христославили). Мальчики, юноши и мужчины группами ходили по домам, исполняя специальные гимны. А во второй половине дня начинали колядовать девушки, исполняя под дворами специальные песни-колядки. Катались на сенях, мужское население устраивало кулачные бои на льду – «кулачки».
Проводы зимы и встречу весны символизировала Масленица. После нее начинался 49-дневный пост. Под покровом Великого поста отмечали Сорок святых – с выпечкой жаворонков и куликов из теста. Вербное воскресенье – с хлестаньем молодыхлюдей побегами вербы, Чистый четверг – с купанием до рассвета.
Затем следовала Пасха. Яйца на нее красили не в сплошной цвет, а наносили на скорлупу линии и треугольники. Спустя неделю после Пасхи совершались родительские поминки – Провода.
На пятидесятый день после Пасхи казаки отмечали Троицу, которая знаменовала собой переход от весны к лету. На Троицу зеленью, ветками, травой и цветами украшали жилье. Ветки размещали в углах хаты, над входом, на калитке, в плетне, на колодце.
На день Ивана Купалы запрещено было работать, проводилась служба в церкви. Рано утром жители станицы купались в реке.
Границей между осенью и зимой считалось Воздвиженье, или Сдвиженье. Верили, что в этот день «земля сдвигается» и вся нечисть уходит под землю.
К Покрову (1 октября, по новому ст. 14 октября) старались завершить основные полевые работы. Начинался период свадеб.
Год завершался Филипповским постом, который в свою очередь заканчивался Рождеством Христовым.[3]
ПЕСЕННЫЙ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
Многие песни, исполнявшиеся черноморскими и линейными казаками, - военного предназначения. С воинским пением были тесно связаны исторические песни. Они посвящались значимым событиям в истории казачества.
Лирические песни рассказывали о переживаниях казака, большая часть жизни которого проходила вдали от дома. В таких песнях много размышлений о казачьей доле.
Исполнение многих песен сопровождалось движением, пляской. Это можно отнести к хороводам, к игровым песням – в них танец или подтанцовка являлись частью представления. Среди самостоятельных танцев на Кубани – полька, казачок, гопак, русская, метелица.
Духовная культура черноморских и линейных казаков была тесно связана с повседневной жизнью, содержала в себе опыт многих поколение.[3]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
В первой половине XIX века в музыкальной культуре Кубани сохранялось русско-украинское начало. Но к началу XIX века начинается сложный процесс формирования единой кубанской музыкальной культуры. Носителем песенной культуры казачества стал Певческих хор Черноморского общества. Он начал свою деятельность в 1810 году (в 2010 году ему исполнилось 200 лет!). Певчими в войсковом хоре были казаки из разных станиц войска.
22 декабря 1811 г. Войсковая канцелярия приняла решение «завести в войске духовую музыку» из 24 казаков. Для торжественных встреч по инициативе атамана Н.С. Заводовского учреждается в 1851 г. Хор кавалерийских педальных труб. Это вид духового оркестра, где музыканты играли в движении, сидя верхом на коне.
В 1840-е годы в Екатеринбурге начали гастролировать театральные группы. В их репертуаре были водевили. [3]
ЛИТЕРАТУРА.
Выдающиеся литераторы Черноморского казачьего войска – это войсковой судья Антон Головатый и войсковой протоирей Кирилл Васильевич Россинский. Одаренным писателем и драматургом был генерал Яков Герасимович Кухаренко. Он был и талантливым прозаиком, писал рассказы и очерки, в которых отражались быт и традиции Черноморского казачества: «Вороной конь», «Пластуны».
В 40-е годы XIX века заявил о себе Василий Семенович Вареник. Он совмещал нелегкую военную службу с поэтическими опытами, писал юмористические рассказы.
Сословная замкнутость, тяжелая служба, условия постоянной войны с горцами давали мало возможностей для литературного творчества. Однако именно в те годы были заложены предпосылки для развития в крае литературного процесса.[3]
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Первая официальная казачья школа была построена в Екатеринодаре в 1803 г. Она имела два класса и нижнее отделение при них. Позже она была переименована в Екатерининское уездное училище.
20 мая 1820 г. в Екатеринодаре была открыта войсковая гимназия. Но не все учебные заведения Черномории имели приспособленные к занятиям помещения и способных учителей. Число учебных заведений стало сокращаться.
Наиболее одаренной молодежи предоставлялась возможность учиться за войсковой счет в российских специальных и средних учебных заведениях. Отправлялись стипендиаты войска и в Академию художеств.
Развитие профессиональной культуры в Черноморском и Кавказском Линейном казачьих войсках ограничивалось сословными рамками. Однако в первой половине XIX века были заложены предпосылки для дальнейшего духовного развития.[3]
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА.
На рубеже XX и XXI веков в стране рухнула тоталитарная власть. Вместо господства одной Коммунистической партии в стране установилась многопартийность. Появились общественные организации, которые отражали интересы определенных слоев населения. Не остались в стороне и казаки. И с маленьких инициативных групп казаков начало набирать силу казачье движение.
Одна из таких групп возникла и в Краснодаре. А все началось с научного студенческого кружка, который был создан на историческом факультете Кубанского государственного университета в 1988г. Его возглавил доцент кафедры дореволюционной отечественной истории кандидат исторических наук Владимир Прокофьевич Громов. Потомок черноморских казаков, он еще в студенческие годы увлекся изучением казачества. И став преподавателем, он организовал студенческий научный кружок по истории русской армии и казачества. Участниками кружка стали студенты Федор Бунин, Андрей Горбань, Александр Берлизов и другие. Ребята изучали военную историю, традиции, униформу казачества. Но им хотелось не только изучать историю казачества, но и возрождать его.
Так был создан казачий клуб. Его члены стали разрабатывать устав – правила, которые устанавливали задачи клуба и порядок его деятельности. Общими усилиями документ был создан и зарегистрирован. «Кубанский казачий клуб» стал налаживать связи со станицами, где немало казаков мечтало о своем официальном призвании.
Делегация Кубанского казачьего круга приняла участие в работе Большого круга в Москве. Там была создана общественная казачья организация «Союз казаков». Атаманом был избран донской казак Александр Гаврилович Мартынов.
Когда кубанская делегация вернулась из Москвы, был создан организационный комитет по подготовке съезда казаков Кубани. Первый съезд проходил 13-14 октября 1990 г. в Краснодарской краевой филармонии. К этому времени в крае уже действовало 45 казачьих организаций – делегации от них участвовали в работе съезда. На съезде были приняты устав и программа первой на Кубани региональной казачьей организации. Называлась она «Кубанская казачья Рада».
Началась огромная работа по созданию казачьих организаций в крае. Важной была задача: в новых исторических условиях воссоздать былые структуры Кубанского казачьего войска. И она была выполнена к середине 1991 г.
Результат огромной работы всего российского казачества, кубанского в частности – первая важная победа: в апреле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон: «О реабилитации репрессированных народов», этим законом казачество было реабилитировано.
Воссоздание Кубанского казачьего войска дало мощный толчок возрождению традиционной казачьей культуры. Всероссийскую и всемирную славу приобрел Кубанский казачий хор под руководством народного артиста России и Украины Виктора Гавриловича Захарченко. В репертуаре хора преимущественно народные казачьи песни. Кубанский казачий хор участвует во всех мероприятиях Кубанского казачьего войска. [5]
В казачьих обществах возникают детские фольклорные коллективы. Такой коллектив есть и у нас в станице. Это детский казачий хор «Кубанята». В таких коллективах дети приобщаются к песенной традиции, радуют своим мастерством слушателей, становятся носителями и продолжателями казачьей культуры.
12 января 1991 года к зданию Выселковского сельсовета на свой сход стали подходить казаки районного центра – станицы Выселки, чтобы создать станичное казачье общество. На сход прибыло более 50 человек. Перед собравшимися выступили члены инициативной группы по созданию казачьего общества В.И.Галушко, П.С. Мариненко и другие…
Затем была принята программа и устав общества. Начались выборы в совет старейшин и правление станичного атаманства, выборы атамана, его помощника и писаря. Станичным атаманом при единогласном голосовании был избран Виктор Иванович Галушко, его помощники С.С.Денисов и П.С. Мариненко, писарем атаманской канцелярии – В.А.Стасюк.
Собрание казаков наметило некоторые мероприятия по привлечению казачьего населения станицы в активную работу вновь созданной их родной организации.
В январе Выселковскому казачьему обществу исполнился 21 год. Оно отметило уже 4 юбилея и, надеюсь, отметит ещё столько же и даже больше.
В 1994 г., идя навстречу пожеланиям казаков, глава администрации края издает постановление о создании Кубанского казачьего кадетского корпуса имени атамана Бабыча. Сейчас это ведущее учебное заведение казачьей направленности в крае.
С того времени создаются и казачьи гимназии, школы, классы. Ныне в нашем крае 5 кадетских корпусов, 16 казачьих школ, свыше 900 казачьих классов. Обучается в них около 21 тысячи учеников. Классы казачьей направленности есть и у нас в школе. Здесь дети сильнее приобщаются к казачьим обычаям, традициям. Я считаю, что сейчас это очень необходимо. Также на Кубани есть и детские садики.
Казачата получают глубокие знания, постигают законы казачьей дисциплины, основы военной подготовки, основы православной культуры. Ученики казачьих учебных заведений ежегодно участвуют в краевых и войсковых мероприятиях, наполненных духом патриотизма и служения Отечеству, что в наше время очень необходимо для того, чтобы помнить и знать родную историю, поддерживать дух своей культуры, традиций.
В средних школах также проводятся научно-практические конференции по истории и культуре Кубанского казачества. Такие конференции и мероприятия не раз проводились и в нашей школе. Я считаю это очень правильным. Военно-патриотическому воспитанию молодежи в Кубанском казачьем войске уделяется самое серьезное внимание. Кубанские казаки возрождают и чтут старые традиции, создают и новые. Поэтому воспитание подрастающего поколения казаков – долг родителей, казачьей школы, казачьего общества. И в целом – казачьего войска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Казаки были великими тружениками, любили землю, семью, порядок, многое знали и умели. От казаков на Кавказе остался мощнейший культурный слой духовной и материальной жизни, который изучается до сих пор. Лучшие качества натуры, прекрасные традиции в казачестве – трудолюбие, хозяйская сметливость, уважение к старшим, законопослушание, крепость семьи и свободолюбие – оттуда, от земли, от вольных кубанских просторов.
В наши дни предметы казачьего быта, одежда, архитектурные постройки являются памятниками истории и культуры. Многими музейными экспедициями собран интереснейший материал, который даёт возможность представить культуру казачьего населения: одежда, предметы домашнего обихода, изготовленные из дерева, керамики, домотканого полотна, мебель, фотографии и многое другое.
Эта тема мне очень близка по духу, раз я живу на Кубани, то буквально каждый день я сталкиваюсь с казачьими традициями, выражениями, пословицами, поговорками, а у бабушки с блюдами и предметами быта. Ведь хорошо, что есть люди, которым небезразлично, какие культурные и исторические ценности дойдут до наших потомков.
Я считаю, что нужно сохранить то, что накапливалось столетиями; направить интерес молодёжи к нашему прошлому, к культурным и историческим ценностям. Этому очень помогает нынешнее возрождение кубанского казачества.
Поднимая интерес к памятникам культуры, важно сохранить бережное отношение к ним, широко использовать историческое и культурное наследие для возвышения патриотических чувств и гордости гражданина за свою страну и за свой край.
Таким образом, можно считать, что цель моей работы достигнута. Я познакомились с историей возрождения, бытом, культурой кубанского казачества и понимаю, что это малая доля изученного, поэтому и хочу продолжить далее работать по данной теме.
Список используемых источников и литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1] Земельный пай, паевой надел – земельный надел, выделяемый казаку как плата за службу.
[2] Хлев (баз) – сарай для скота на Кубани.
[3]3 Кизяк – навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой, разрезанный на кирпичи и высушенный.
[4] Копна – сложенное в кучу в виде конуса сено или снопы хлеба.
[5] Скирда – большой продолговатый стог сена или сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.
[6]6 Озимые культуры – однолетние растения, высеваемые осенью и зимующие под снегом.
[7]Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями.
[8] Стог – большая высокая округлая или четырехугольная куча плотно уложенного сена или снопов.
Лавовая лампа
Фотографии кратера Королёва на Марсе
"Морская болезнь" у космонавтов
Аэродинамика и воздушный шарик
Повезло! Стихи о счастливой семье