Данная работа по теме "Обращение" выбрана не случайно. Современные дети не всегда называют друг друга по имени, в основном слышим прозвища или клички. Так пришла мысль изучить тему "Обращение" в 4 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc | 181 КБ |
obrashchenie.ppt | 1.71 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Изыхская средняя общеобразовательная школа.
Начальные классы
Научно-исследовательская работа
по русскому языку
Тема: «Обращение»
Автор:
Михайлов Даниил Романович,
ученик 4 класса.
Руководитель:
Алёхина Ольга Викторовна
учитель начальных классов
п. Изыхские копи, 2014 г.
Код________________
Тема: «Обращение»
Содержание
Введение
Эта исследовательская работа основана на изучении темы «разрешите обратиться». Проведена большая работа по поиску и сбору материалов по данной теме:
Я выдвинул гипотезу: предположим, что обращение это часть речи, то какими грамматическими признаками оно обладает.
Цель: Выяснить какова роль обращения.
Задачи:
Я, как и все дети, обращаюсь к сверстникам и взрослым по имени или имени отчеству. Я задался вопросом что такое «обращение»?
Признаками, какой части речи обладает «обращение»? Как употребляется в литературе? Какие знаки препинания ставятся при обращении?
Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Я читал книги, подбирал материал в сети «Интернет», беседовал с родителями, учителями. В результате проделанной работы узнал много нового, интересного. Хочу поделиться собранной информацией со всеми присутствующими.
1
2.1. Что такое обращение?
- Однажды на уроке русского языка Ольга Викторовна написала на доске предложения и попросила определить части речи. Мы определили все, кроме одной:
5 слайд
Маме сын вопрос задал:
- Мама, кто такой бахвал ? (болтливый хвастун)
Мальчик так меня назвал… (Н. Самоний)
- Ольга Викторовна объяснила, что это «Обращение»
- Так как эти слова мы не проходим в 4 классе (со слов Ольги Викторовны), я решил самостоятельно познакомиться с данными словами.
-И вот, что я узнал:
6 слайд
Обращение - это слово или сочетание слов, называющие того, к кому (или то к чему) обращена речь.
2
2.2. Обращения в художественной литературе и его место в предложении.
7 слайд
-Я заинтересовался, есть ли обращения в литературе: (сказках, рассказах. стихах) и отправился в библиотеку к Наталье Михайловне. Она дала мне кучу книг, которые мне пришлось прочитать.
8 слайд
И вот, что я выяснил:
- Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
- Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!
- Даня, Даня!
- Беги, Даня, сюда.
-Даня, ты на кого будешь учиться?
9 слайд
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
10 слайд
Вывод: обращение имеется практически во всех произведениях, которые я прочитал и может стоять не только в начале предложения.
3
2.3. Знаки препинания при обращении.
11 слайд
- Я заметил, что около обращений стоят различные знаки препинания.
- Я решил пронаблюдать знаки препинания по книге русских народных сказок и выяснил, что обращение всегда выделяется запятыми, его можно прокричать, когда кого-то зовешь:
1. О! «Коровушка-матушка! «Крошечка-Хаврошечка»
2. О, ___. «Косой, поди сюда!» (Лиса и кот)
3. ___,О. «Куда бежишь, Колобок?» (Колобок)
4. ___,О, ___. «Не плачь, зайка, не плачь.» (Зайкина избушка)
(буква О - обращение)
Мухтар!
Мухтар, лежать
Сидеть, Мухтар!
Ищи! Мухтар! Ищи!
4
2.4. Обращение «как часть речи».
- Потом я приступил к изучению к изучению «Обращения» как части речи и решил ответить на следующие интересующие меня вопросы:
12 слайд
1. В каком классе изучают тему «Обращение»?
2. Какой частью речи является?
3. Чем являются в предложении?
4. Как подчеркивается обращение при разборе предложения?
5. Какими признаками (постоянными и непостоянными) обладает обращение?
6. Могут ли местоимения и географические названия быть обращениями?
- Такой перечень вопросов мне помогла составить Ольга Викторовна, так как все правила в нашем учебнике русского языка составлены по такому алгоритму.
-За информацией я обратился к учителю русского языка нашей школы Мокрецовой Зое Хамидулловне.
- Она мне рассказала:
- что обращение знакомятся в 5 классе, а изучают в 8 классе;
- обращение не является частью речи, это слово и словосочетание;
- обращение не является членом предложения;
- не входит в грамматическую основу предложения
- и никак не подчеркивается;
- обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных;
- Основная роль обращения в речи - ЗВАТЕЛЬНОЕ.
а) она заключается в том, чтобы привлечь внимание собеседника.
б) выражает отношение к собеседнику и выполняет оценочную роль
13 Слайд
Например: Что ты, голубчик, задумчиво смотришь?
Как ты смеешь, наглец, не чистым рылом
Здесь чистое мутить питье моё с песком и с илом?
Обращение «Голубчик» ласкательное, а ругательное «Наглец».
14 слайд
Вывод: Обращение - это слово или сочетания слов, которое отвечает на вопросы Кто? Что?. Является наименованиями лиц, кличками животных. Не входит в грамматическую основу предложения и никак не подчеркивается.
5
2.5. Признаки, которыми обладает обращение.
15-16 слайд
- Если обращение отвечает на вопросы кто? что? то оно должно обладать всеми признаками этой части речи (существительное): одушевленное или неодушевленное, род, число, падеж, склонение, собственное или нарицательное.
Например: Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч! (А. С. Пушкин)
17 слайд
- В данном стихотворении обращение «Ветер» - неодушевленный предмет,
- А личные местоимения «ты», «вы» выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего.
18 слайд
«Я люблю тебя, Россия!» (М. Ножкин)
-Данное обращение произносится с особой звательной интонацией (усиленное и ударение, пауза).
19 слайд
Вывод: В речи обращениями могут быть неодушевленные предметы; географические названия обращениями не являются, так как мы не можем поговорить, например с Россией или с горизонтом, потому что не получим ответа. Обращение не обладает признаками имени существительного, так как не является частью речи.
6
Заключение.
20 слайд
Вывод:
Обращение – это слово или сочетание слов, не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства ( брат, сестра), по профессии (инженер, кухарка), положению в обществе (графиня, лорд), должности, званию (генерал, капитан), по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно олицетворяемых ( сравнение с живым существом). Роль обращения звательная, оценочная. Обращение выделяется запятыми, при усилении эмоций - восклицательным знаком.
- В конце своей работы я решил составить кластер:
21слайд
Кластер
7
Литература:
22 слайд
1.«Лиса и дрозд» - Русские народные сказки. Сергеев – Ценский С. Аракуш;
2). «Даня» - Стихи и рассказы. Василий Белов;
3). «Сказка о Иване Царевиче и Сером Волке» - Русские народные сказки. В.Жуковский
4). «Метелица» - Детская литература. А.Фадеев
5). «Гуси лебеди» - Рассказы и сказки, А.Н.Толстой
6). «Бежин луг» - И.С.Тургенев
7) «Колобок»- русская народная сказка.
8) «Крошечка-Хаврошечка» -русская народная сказка
9) «Лиса и кот» - ррусская народная сказка
10) «Зайкина избушка» - русская народная сказка.
11) http://www.kakprosto.ru/kak-92593-zachem-nuzhny-obrashcheniya#ixzz2w2cPyBb4
8
Ворона
Браво, Феликс!
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Император Акбар и Бирбал
Мороз и заяц