Работа относится к исследовательским. Ученица проводит ряд опытов по определению условий образования плесени. Бывает ли плесень полезной? На этот вопрос даётся ответ в работе.
Вложение | Размер |
---|---|
plesen_telichkina.doc | 58 КБ |
Направление: биология
Тема: «Что такое плесень»
Теличкиной Анны
4 класс
Введение
Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти.
Ее называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение.
Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными
Массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну,
У нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем,
Какие тайны и скрытые силы хранит. Эта проклятая и благословенная плесень.
Я иногда видела, что на хлебе, сыре, в банке с вареньем появлялся налёт серого или тёмно – зелёного цвета. Мне стало интересно, что это такое, и при каких условиях оно растет.
Тема моей исследовательской работы: «Что такое плесень».
Цель исследования:
Узнать, что такое плесень, при каких условиях она существует и выявить ее значимость для человека.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме.
2. Провести 1 опыт: условия образования плесени.
3.Провести 2 опыт: влияние чеснока, лука и чая на образование плесени.
4. Определить значимость плесени для человека.
5.Написать работу.
Гипотеза:
Возможно, если люди выбрасывают продукты с образованием плесени, то плесень вредна для человека.
План работы:
Объект исследования: плесень.
Предмет исследования: что такое плесень и как она образуется.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Результаты данной работы могут быть использованы для расширения кругозора учащихся и при изучении предмета биологии.
На уроках окружающего мира мы проходили тему: « Грибы». Узнали, что грибы очень разнообразны по своему внешнему виду, особенностям строения и жизнедеятельности. Наряду с привычными грибами, такими как, подберезовик, сыроежка, мухомор, стала обыкновенная плесень, которой и внимания никогда не уделяли. Плесень – это одна из разновидностей грибов, это не только безобидный мягкий пучок гнили, но и смертельное оружие. Из детской энциклопедии я узнала, что плесень использовали в гробницах древнего Египта, выдавая за проклятье фараонов, в Великой Отечественной войне, создавая биологическое оружие. Но наряду с этим плесень используют и в мирных целях, создавая лекарства, при приготовлении некоторых сортов сыра, соевого соуса.
В медицинском словаре дано определение, что плесень - это любой многоклеточный волокнистый гриб, который обычно образуется поверх разлагающегося или гниющего вещества. Плесневелый гриб, растущий на несвежем хлебе, называется мукор. Ученые выяснили, что плесень лучше развивается при влажности более 50%.
Основная часть
1.1. Плесень – это грибы.
Люди издавна чувствовали в грибах что - то особенное, таинственное, отделяющее их от мира растений, и от мира животных. Их считали чем – то потусторонним, даже связанным с преисподней. Грибницы некоторых шляпочных грибов равномерно разрасталась от центра, образуя правильный круг. На Руси такие кольца называли «ведьменными кругами», считая, что здесь собираются ведьмы на свои ночные шабаши.
Сегодня известно, что грибы – такие же земные создания, как растения и животные, хотя отличаются от них. Грибы – это живые организмы, которые не имеют корней, стеблей, листьев. Никогда не цветут. Как и животные, грибы потребляют готовые органические вещества. Производить их сами, как это делают растения, грибы не могут, но в отличие от животных, пищу они не заглатывают, а всасывают ее всей своей поверхностью, как растения. Плесень – это тоже грибы. Плесневые грибы можно увидеть и у себя дома, и в огороде. Например: на старом хлебе, несвежем фрукте. Эти грибы образуют маленькие зелёные клочки. Плесень бывает разных цветов: красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, голубого, серого, чёрного(3). Плесень может жить на улице, в доме и даже в человеке. Любой материал, на котором проживает плесень, может быть уничтожен ею. Даже кирпич, цемент, дерево. Что же собой представляет плесень?
1.2. Строение плесени.
Если рассмотреть похожую на паутину плесень под микроскопом, то можно обнаружить, что она состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Это большая разветвленная клетка. Она называется мицелий. Отдельные участки мицелия называются гифы. Некоторые из них расположены горизонтально и закрепляют весь гриб на какой – нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они – то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы заканчиваются шариками. Это спорангии, в которых созревают споры. Споры мукора такие мелкие, что их невозможно увидеть не вооруженным глазом. Созревая, они разносятся потоками воздуха. Попадая на благоприятную почву, споры прорастают, образуя мицелий. Грибница мукора, как и всех грибов, не имеет хлорофилла. Мукор питается готовыми органическими веществами.(4)
На пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них – пеницилл. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от одноклеточной грибницы мукора. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках.(1)
Экспериментальная часть
До сих пор плесень остается до конца не изученной. В одной из телепередач ученые проводили исследование на космической станции «Мир», они изучали, сможет ли плесень развиваться в космосе. Оказывается, в открытом космосе она развивается еще агрессивнее, чем на земле. (4)
2.1.Условия появления плесени.
Чтобы узнать при каких условиях появляется плесень, я провела 1 опыт:
Цель исследования:
узнать, при каких условиях образуется плесень.
Задачи:
Схема опыта:
Взяла три кусочка хлеба, положила их в разные места. Один кусочек положила на батарею, другой – на подоконник, третий положила в пакет на подоконник близко с батареей. Опыт представляю в таблице.
На второй день хлеб на батарее засох, на третий день хлеб на подоконнике засох, а на хлебе в пакете появилась плесень. На четвертый и пятый день плесень продолжала расти. Хлеб, который находился на батарее и на подоконнике превратился в сухарики. Вывод: значит, для образования плесени нужны влага и тепло, которые были созданы в пакете.
2.2. Влияние растительных добавок на развитие плесневых грибков.
Я заинтересовалась, можно ли бороться с плесенью? Мама мне подсказала, что можно взять чеснок, лук и чай и посмотреть, как они влияют на плесень. Провела 2 опыт:
Цель исследования: изучить влияние некоторых растительных добавок на развитие плесневых грибов.
Задачи:
1. Постановка опыта.
2. Наблюдения.
3. Анализ полученных данных.
4. Вывод.
Схема опыта:
1) сок лука;
2) сок чеснока;
3) чай;
4) контроль.
Результаты:
Наблюдения проводились ежедневно в 20.00 часов, 5 дней.
На второй день на кусочке хлеба, куда капали чаем, плесень продолжала расти. А на кусочках хлеба, где капали чесноком и луком, там рост плесени замедлился. Только на четвертый день плесень начала расти на кусочке с луком, а на пятый день на кусочке с чесноком.
Вывод: значит, лук и чеснок замедляют рост плесени.
Вредная и полезная плесень
Плесень – это грибки, которые могут поселиться и в организме человека. Чтобы не заболеть, для профилактики в зимний период нужно кушать лук и чеснок, ведь они частично борются с грибками. Плесень бывает разная(1). Есть плесень вредная. Она может разрушить даже бетон, кирпич и штукатурку. Она летает в воздухе и портит продукты питания. Причем, плесень, которая появляется на еде без нашего участия, не имеет никаких полезных свойств. Употребление подплесневевших продуктов чревато отравлением. Плесень может вызывать повышенную утомляемость, головные боли. Однажды в Великобритании погибло более ста тысяч индюшек. Причиной смерти стало то, что корм был заражен одним из видов плесени. А еще помните, что плесень не любит сухость и чистоту. Некоторые виды грибов, полезные для человека, используются в пищевой и медицинской промышленности. С помощью одной из плесени получают лимонную кислоту. Пенициллин, убивающий болезнетворные бактерии, изготавливается на основе особого вида плесени. Род грибов пеницилл можно рассмотреть только под микроскопом. Пенициллы используются для приготовления сыров. Самый известный – французский сыр рокфор. Он по виду рыхлый с голубовато – зелёными пятнами и прожилками. Эти пятнышки – выросший в сыре гриб – пеницилл. Если использовать в питании такой сыр в небольших количествах, он будет полезен. В нем содержится много кальция, фосфора, витаминов. Это источник белка. Каждый день такой сыр употреблять нельзя, он может вызвать аллергию, кишечные расстройства. Из плесневых грибков было получено лекарство – пенициллин. Пенициллин стал первым в истории антибиотиком. Препарат спас жизнь многим советским воинам во время Великой Отечественной войны(4). Его применяют для подавления жизнедеятельности многих болезнетворных бактерий, например при воспалении легких, среднего уха, ангине и других заболеваниях.
Заключение
Выводы
1.Гипотеза, которую я поставила в начале работы, частично подтвердилась: плесень очень вредна, но бывает и полезна. Полезная плесень выращивается в специальных условиях.
2. Для образования плесени нужны влага и тепло.
3. Лук и чеснок замедляют рост плесени, поэтому их рекомендуют во время массовых заболеваний.
4. Из плесневых грибков было получено лекарство – пенициллин.
Использованная литература:
Приложение
Памятка «Рекомендации по использованию чеснока»
На основании полученных результатов можно рекомендовать следующее:
1. Жевать чеснок, чтобы не заболеть.
2. Выращивать зеленый чеснок как комнатное растение, чтобы воздух в жилых помещениях был чистым.
3. Использовать чеснок как средство против бактерий при хранении продуктов.
Тигрёнок на подсолнухе
Шум и человек
Марши для детей в классической музыке
Сорняки
Военная хитрость