Цель исследовательской работы "Моя трудовая семья" - выявить влияние професси родителей на профессиональный выбор ребенка. Для анализа приводятся данные анкетирования одноклассников, подробный анализ собственной трудовой родословной.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_platovoy_dari_1.zip | 325.86 КБ |
Оглавление
1. Введение …………………………………………………………………………3 - 4
2. Основная часть …………………………………………………………………4 - 13
2.1. Трудовая династия……………………………………………………………..5 - 6
2.2.Почему люди идут в профессию по династии?......................................................6
2.3. Анализ анкет обучающихся 5-х классов по наличию в их семьях трудовых династий……………………………………………………………………………..6 - 7
2.4. Анализ анкет обучающихся 5-8 классов по выявлению факторов, влияющих на выбор будущей профессии…………………………………………………… 7 - 8
2.5. Трудовая династия Тибирьковых-Платовых……………………………… 8 - 11
2.5.1. Династия учителей………………………………………………………… 8 - 9
2.5.2. Авиационная династия……………………………………………………10 - 11
2.6. Причины выбора профессий моих родственников, связанных с авиационной промышленностью……………………………………………………………… 11 - 12
2.6.1. Рассмотрим старшее поколение (дедушки и бабушка)…………………… 11
2.6.2. Рассмотрим поколение родителей………………………………………11 - 12
2.7. Причины выбора профессии учителя в моей семье……………………………12
2.8. Мое участие в авиационной жизни и традициях семьи…………………12 - 13
3. Заключение ……………………………………………………………………14 - 15
4. Библиографический список ……………………………………………………….16
5. Приложения…………………………………………………………………………17
1. Введение
О том, что 2014 год в Ульяновской области объявлен Годом труда, я узнала, когда вместе с родителями смотрела сюжет в программе «Вести-Ульяновск». Наш регион один из первых в России, кто поднял тему значимости рабочих профессий, кто не просто на словах, а на деле решает задачу возвращения такой великой общечеловеческой ценности, как труд. Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов говорил о необходимости поднимать престиж рабочих профессий, знакомить с ними молодое поколение ульяновцев, причем «начинать надо с раннего детства», - отметил Губернатор[1]. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место, значимость человеческого труда – одна из нравственных основ нашей семьи. Я знаю, что с первых моих шагов родители задумываются о моём будущем, они внимательно следят за моими интересами и склонностями, стараются предопределить мою профессиональную судьбу. И это происходит не только в нашей семье. Такое внимательное отношение к будущему детей и в семьях моих одноклассников. Сейчас я еще не могу дать однозначного ответа на вопрос: «Кем я хочу быть?». Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому школьный возраст, в котором я сейчас нахожусь, можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. В современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации.
Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Особая актуальность еще связана и с тем фактом, что в трудовой семье у школьника в первую очередь должно быть сформировано представление о мире труда и профессий его семьи.
В своей исследовательской работе я пытаюсь определить, влияет ли профессия родителей на профессиональный выбор ребенка.
Цель работы: определение уровня влияния профессии родителей на профессиональный выбор ребенка на примере своей семьи.
Задачи:
Методы исследования:
− социологический опрос;
− анкетирование;
− интервьюирование;
Объект исследования: члены моей семьи (прабабушка, бабушки, дедушки, родители, дядя и тети), учащиеся 5-8 классов гимназии №65 г. Ульяновска.
Выводы и результаты моего исследования предполагается обсудить на Семейном совете, так как никто из моих родственников не пытался анализировать профессиональное определение членов семьи и традиции, а также выводы обязательно повлияют и на мое решение, связанное с профессиональным выбором, через несколько лет. Создать семейный альбом «Профессии моей семьи».
2. Основная часть
В процессе работы над исследованием у меня зародилась идея – провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с трудовыми династиями обучающихся нашей гимназии. В проекте участвуют обучающиеся с 5 по 8 класс.
Ожидаемые результаты проектной идеи
В результате проведённых мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
1. У участников проекта появится представление о трудовых династиях вообще и о трудовых династиях учеников гимназии.
2. Обучающиеся будут мотивированы на самостоятельный выбор своей будущей профессии с учетом семейных традиций.
3. Родители будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.
Первым этапом проектной идеи является сбор материала о трудовых династиях учащихся, о факторах, влияющих на выбор будущей профессии, об отношении детей к профессии своих родителей и анализ полученной информации.
2.1. Трудовая династия
Семья, дети, дом всегда были и остаются самым важным и значимым в жизни каждого человека. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой.
Трудовая династия – это когда люди одной профессии передают из рода в род мастерство, славные трудовые традиции.
Влияние профессиональных семейных традиций на профессиональный выбор детей был значимым во все времена. Если это не просто семья, а трудовая династия, где несколько человек выбрали одну и ту же профессию, она становится доброй семейной традицией. Династии появляются в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу.
2.2. Почему люди идут в профессию по династии?
Проблема выбора профессии для некоторых людей решается просто. Если ребенок рождается в семье, где есть какая-нибудь профессиональная традиция, то для него эта профессия хорошо знакома, он хорошо осведомлен о том, что будет делать, знает, какие качества от него требуются, чтобы стать профессионалом.
2.3. Анализ анкет обучающихся 5-х классов по наличию в их семьях трудовых династий
Учащимся 5-х классов «А», «Б», «В», «Г» было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение №1). В анкетировании принимало участие 80 человек. Обработка и анализ информации, полученной от респондентов, позволили сделать следующие выводы:
- 11 семей имеют трудовые династии, т.е. дети являются продолжателями профессии своих родителей. Из них:
- в 9 семьях еще не образовались династии, но родственники (мужья-жены, сестры-братья) трудятся вместе в одинаковых отраслях: врачи, продавцы (2 семьи), менеджеры по работе с клиентами, программисты, инженеры, работники финансовой сферы, работники авиакомпании (2 семьи), операторы станков на производстве.
Как показал анализ собранного материала по трудовым династиям, выбор профессии человека может определяться особенностями его ближайшего социального круга, прежде всего семьи. Скорее всего, трудовые династии появляются в тех семьях, где родители увлечены своим делом, где по вечерам обсуждают профессиональные новости, приходят в гости коллеги. Вот тогда дети и выбирают себе такую же профессию, как у родителей.
2.4. Анализ анкет обучающихся 5-8 классов по выявлению факторов, влияющих на выбор будущей профессии
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии не исключение. На него также влияет много факторов. Российский академик Е.А. Климов изучал факторы, влияющие на выбор будущей профессии.
В своем исследовании я использовала упрощенный вариант анкетирования Е.А. Климова. В опросе приняли участие обучающиеся с 5 по 8 класс – 243 человека (см. Приложение №2).
Анализируя результаты вопроса «Что влияет на выбор будущей профессии?», я выявила, что дети при выборе будущей профессии пытаются реализовать свои «интересы к определенному виду деятельности» (1 место) с учетом своих «способностей» (2 место). При этом не забывают современную действительность рыночно-денежных отношений нашего общества, о чем говорит важный фактор – «доходность» (3 место). Фактору «влияние семьи» (пример родственников и знакомых и желание родителей) отводится 4 место. На пятом месте – фактор «престижность». На шестом – «востребованность». Однако, при более подробном изучении данного фактора на детское решение в выборе профессии от пятого к восьмому классу «востребованность» меняется местами с фактором «влияние семьи». Это связано с взрослением ребенка и более взрослой оценкой реального мира (см. Приложение №4).
Анализируя результаты вопроса «Хотите ли Вы выбрать профессию из Вашей семьи (мамы, папы, тети, дяди, бабушки, дедушки, старших брата, сестры)?», 61 человек из 243 ответили положительно. Если рассматривать этот вопрос по параллелям, то наблюдаем, что в 5-6 классах 25% учащихся желают продолжить профессию своих родителей, а уже в 8 классе этот показатель опускается до 18 %. С чем это связано? Дети с раннего возраста попадают в сферу профессиональных интересов матери, отца и близких родственников. Они хотят быть похожими на своих родителей, подражают им, хотят работать, как мама или папа. Взрослея, дети начинают реально оценивать свои способности и учитывать действительность взрослого мира. Они хотят выбрать более престижную, востребованную и доходную профессию, чем родители. Таким образом, количество желающих продолжить династию уменьшается. Но всё-таки в некоторых семьях сохраняется выбор профессии с учетом семейных традиций. Это очень хороший пример сплоченных, дружных семей. А такие семьи являются опорой для государства.
2.5. Трудовая династия Тибирьковых-Платовых.
В моей семье можно выделить две трудовые династии: династия учителей и династия родственников, работающих в авиационной сфере(см. Приложение №5).
2.5.1. Династия учителей
Основателем славной педагогической династии по маминой линии является моя прабабушка Тибирькова Александра Николаевна. Закончив в 1941 г. семилетку, прабабушка поступила в Саратовский авиационный техникум. Она мечтала стать летчицей. Но война помешала осуществиться ее смелым замыслам. Оставшись без отца, семнадцатилетняя девушка должна была взять заботу о младших братьях на свои хрупкие плечи. В суровые военные годы она работала токарем. Потом поступила в педагогический техникум. Уже в то время она пробовала писать стихи. Отучившись в техникуме, прабабушка заочно закончила педагогический институт, работала инспектором в РайОНО, а затем учителем русского языка и литературы в сельской школе. Общий стаж ее педагогической деятельности насчитывает 30 лет. Она работала в школе на разных должностях: учителем, завучем, директором. Будучи человеком творческим по натуре и неугомонным по характеру, бабушка участвовала в местной художественной самодеятельности, ставила на клубной сцене небольшие пьески, сценки. И конечно, не бросала литературное творчество и писала стихи. Моя прабабушка имеет награды: ветеран труда и труженик тыла. Из ее четырех внуков трое выбрали учительскую стезю: мама, две тети.
Моя мама, Платова Наталья Николаевна, получила профессию учителя английского языка в Нижегородском Лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова. Ее педагогический стаж составляет 13 лет.
Мамина сестра, Тибирькова Олеся Николаевна, пошла по стопам прабабушки и стала учителем русского языка и литературы. Проработав несколько лет по специальности, тетя решила попробовать себя в другой профессии и сейчас работает менеджером интернет-проектов. Но навыки, полученные в педагогическом университете, не пропали даром. Менеджер должен быть грамотным, общительным человеком, который хорошо знает искусство. Все это изучала тетя Олеся на филологическом факультете. А применять знания в области педагогики она имеет возможность, воспитывая нас, своих племянников, и обучая новых сотрудников.
Моя двоюродная тетя, Харьковская (Тибирькова) Вероника Юрьевна, закончила Волгоградский педагогический университет по специальности учитель химии и биологии (ее мама – фармацевт). Сейчас она продолжает обучение в аспирантуре.
2.5.2. Авиационная династия
В современном мире имеют место семьи-династии, которые выделяются по традиционной приверженности к конкретному предприятию, конкретному трудовому коллективу. В отличие от трудовых династий, где каждый имеет одну и ту же профессию, родственники этих семей-династий могут иметь разные профессии, но трудятся на одном предприятии или в одной отрасли. О масштабе таких семей судят по числу совместно работающих на заводе, фабрике или в сельской местности родственников, по числу совместных лет труда, отданных коллективу.
К этому виду относится авиационная династия моей семьи.
Мой дедушка, Тибирьков Николай Яковлевич, проработал на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе «Авиастар-СП» 10 лет клепальщиком. Клепальщик – это работник, который соединяет структурные элементы, приспособления, части машин или другие детали с помощью заклепок.
Мой дедушка, Платов Александр Михайлович, проработал на заводе «Авиастар-СП» 16 лет оператором станка ЧПУ. Он изготавливал детали каркаса самолета.
Моя бабушка, Платова Любовь Николаевна, трудилась на этом же заводе. Она работала контролером – вела приемку деталей по качеству. Ее стаж работы – 16 лет.
Общий стаж работы моих родственников на авиационно-промышленном комплексе «Авиастар-СП» составляет 42 года.
Мой папа, Платов Алексей Александрович, является руководителем отдела управления производственных запасов в авиационной компании «Волга-Днепр». Его трудовой стаж в авиационной отрасли составляет 14 лет.
Мой дядя, Платов Михаил Александрович, работает инженером по эксплуатации ЛАиД (летных аппаратов и двигателей) в этой же компании в течение 13 лет.
Мой дедушка, Тибирьков Николай Яковлевич, работает в авиакомпании «Волга-Днепр» водителем на протяжении 19 лет.
Общий стаж работы в авиационной компании «Волга-Днепр» составляет 46 лет.
Общий стаж работы членов моей семьи в авиационной отрасли составляет 88 лет.
2.6. Причины выбора профессий моих родственников, связанных с авиационной промышленностью
2.6.1. Рассмотрим старшее поколение (дедушки и бабушка)
10 июня 1976 года – официальное рождение Ульяновского авиационно-промышленного комплекса – был заложен первый камень в основание первого корпуса будущего авиагиганта. Работа велась по многим направлениям: одновременно строились завод и громадный жилой массив. Стройка была объявлена всесоюзной. Так как предприятие было градообразующим, то многие молодые люди стремились работать на этом заводе. Перед ними открывались перспективы получить квалифицированную профессию и бесплатное жилье. Кроме того, у дедушки Коли была мечта детства связать свою жизнь с самолетами. Не поступив в Воронежское вертолетное училище, он решил попробовать себя в рабочей профессии на авиационно-промышленном предприятии.
2.6.2. Рассмотрим поколение родителей
Воспитываясь в семье авиастроителей, папа и дядя впитывали рассказы родителей об огромном заводе, о самолетах, которые создавались их руками. Посещая завод в день открытых дверей, они могли своими глазами увидеть результат работы взрослых. Став старше, они с удовольствием проходили производственную практику на предприятии. И, закончив школу, они решили пойти по стопам родителей и связать свою жизнь с авиационной промышленностью.
2.7. Причины выбора профессии учителя в моей семье
У прабабушки Александры Николаевны Тибирьковой с детства проявлялся большой интерес к литературе. Несмотря на голод и нужду, которые испытывала ее семья, она стремилась к знаниям и вопреки всем трудностям упорно училась. Иногда, даже в суровые военные годы, она пробовала писать стихи о своей мужской работе (в то время она работала токарем), нелегкой жизни и беспощадной войне. Только учась в педагогическом училище, прабабушка Саша, наконец-то, смогла реализовать свои литературные способности. Она развила бурную литературную деятельность, даже сочинения писала в стихах. Затем бабушка закончила педагогический университет. Литературную деятельность бабушка продолжает до сих пор. Она пишет стихи о военной молодости, друзьях-односельчанах, о проблемах и наболевших вопросах жизни и быта жителей хутора. Ее стихи неоднократно печатались в районной газете. Вот на таком богатом жизненном и литературном опыте выросли мои мама и тети. Каждое лето они проводили в деревне, где их бабушка рассказывала о своей судьбе, о выборе своей профессии учителя, о том, как она работала простым учителем, а потом в должности завуча и директора, о своих учениках, которых она воспитала. Конечно, эти рассказы и опыт повлияли на выбор профессии учителя мамы, тети Олеси и двоюродной тети Вики.
2.8. Мое участие в авиационной жизни и традициях семьи
Я с удовольствием принимаю участие в авиационной жизни и традициях моей семьи и моего города.
Всей семьей в августе в день праздника Дня авиастроителей мы посещаем завод «Авиастар», и я с удовольствием слушаю рассказы моих дедушек о том, как они стояли у истоков создания этого предприятия, о том, как устроен самолет. Они показывают цеха, в которых работали, показывают станки, на которых они делали детали самолета. В конце нашей экскурсии мы всегда приходим в цех окончательной сборки, где самолеты ожидают своего первого полета. Мне всегда интересно самой исследовать самолет: посидеть в кресле пилота, побывать в грузовой кабине «Руслана», увидеть, где отдыхает во время многочасового перелета технический экипаж.
На подобных праздниках я выступала не только в роли посетителя, но и как участница организуемых концертов для работников этого предприятия. Наш хореографический коллектив исполнял танцевальные номера в цехе окончательной сборки прямо под крылом самолета.
В нашем городе часто проводятся различные фестивали и конкурсы, посвященные авиации, в которых соревнуются коллективы из разных городов.
Каждый год в августе ко дню рождения авиакомпании «Волга-Днепр» организуется спортивно-развлекательный праздник для семей сотрудников. Родители и дети собираются на природе. В начале вечера проходит торжественная часть, где награждают лучших сотрудников авиакомпании. Затем проводятся различные конкурсы и спортивные игры по интересам. Мы с удовольствием посещаем эти праздники всей семьей, где дети вместе со взрослыми играют, соревнуются, фантазируют, наслаждаются природой и общением (см. Приложение №6).
3. Заключение
В ходе исследовательской работы я изучила подшивку газеты «Старт» за 2013 год, которая издается на авиационном заводе Авиастар, на предмет трудовых династий. Я выяснила, что много трудовых династий трудится на благо авиации. Это Александр Семенович Обухов, его супруга, дочь и зять; Наталья и Александр Пановы; Геннадий Петрович Вольсков, его сын преподает самолетостроение в институте; Таисия Курышова, ее супруг и сын; Васильева Зоя Васильевна и ее три дочери; Жилкин Владислав Викторович, его супруга и дочь; Головченко Леонид Михайлович и его дочь.
По неофициальным данным в авиакомпании «Волга-Днепр» 50% семей являются трудовыми династиями.
Влияние профессиональных семейных традиций было значимым во все времена:
- династия укрепляет семью;
- развивая трудовые династии, мы возвращаем популярность рабочих, инженерных специальностей.
В ходе исследовательской работы я выяснила, что в моей семье профессия родителей влияет на профессиональный выбор детей.
Участвуя в исследовании, я многое узнала о профессиях: читала, готовила доклады о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек. До работы над темой исследования, я и не подозревала, что существует так много профессий, связанных с авиацией. И что все они очень важные, ответственные, а что самое главное – интересные! Мне удалось побеседовать об авиационных профессиях не только с моими родными и близкими, но ещё и лично познакомиться с представителями разных авиационных профессий, расспросить об особенностях их работы. Разобраться, в чём она заключается и какие навыки и качества в них необходимы. Оказалось, что для большинства должностей необходимо высшее образование, которое мои родные получали в различных институтах. Я узнала, какими качествами должны обладать представители разных профессий. Например, клепальщику и контролеру необходимы точность и скрупулезность. Инженеру и руководителю отдела управления производственных запасов – необходимы знания технологии и бдительность. А всем вместе нужны вежливость и терпение. Разговаривая со своими близкими, я поняла, что все они очень любят свои профессии.
Практическое применение результатов моего исследования предполагает проведение тематических классных часов среди 5 – 11 классов моей школы по проблеме «Трудовые династии моей семьи».
Надеюсь, что моя работа будет полезна тем, кто в настоящий момент стоит перед выбором профессии, и интересна тем, кто задумывается о своей будущей профессии.
В наше непростое время, когда рушатся все идеалы, необходимо помочь ребятам определиться в этом мире, помочь подрастающему поколению стать социально активной личностью, гражданами своей страны. Лучшим примером для детей всегда были их родители. Поэтому, если ребенок выберет профессию родителей и станет продолжателем трудовой династии – это укрепит не только семью, но и страну, нашу великую Россию!
4. Библиографический список
1. Словарь профессий, www.profsystem-bg.com
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 121-128.
3. Газета «Старт», Авиастар-СП, подшивка за 2013.
5. Приложения
- -
[1] Полный текст выступления Губернатора Сергея Морозова на открытии Года человека труда на странице http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/9540/.
Снеговик
Глупый мальчишка
Л. Нечаев. Яма
А теперь — мультфильм
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"