Выступление студента на конференции "Декабристкие чтения"
Вложение | Размер |
---|---|
2011_prozorov_dekabristkie_chteniya.doc | 39 КБ |
Развитие культурных процессов в Сибири под влиянием декабристов
Прозоров Ф., студент621 группы специальность «Информатика», руководитель Понятовская Е.В., преподаватель педагогики
Мало кто, на самом деле, задумывается, какое отношение декабристы имеют к нашему сегодняшнему быту, к нашей нынешней жизни – да и трудно представить, что события давно минувших дней могли кардинальным образом изменить страну, а в особенности Сибирь. Но если обозревать картину в ее общем виде, то взору открывается поистине неоценимый вклад декабристов в сложившийся за долгие годы образ нашего края. Впрочем, первым делом здесь стоит разобраться в самой сути данного движения.
Как известно, в ряды декабристов входили противники самодержавия и крепостного права, имевшие, помимо прочего, дворянское происхождение. Их решительный настрой изменить российскую жизнь, подкрепленный патриотическими настроениями в народе, привлек внимание таких людей, как Кондратий Федорович Рылеев, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Александрович Бестужев, Сергей Петрович Трубецкой – и многих других. Так, на стороне декабристов со временем оказалась внушительная доля русской интеллигенции, и многие из ее представителей впоследствии были сосланы к нам, в Сибирь, где и продолжали свое активное участие в жизни простого народа. В нашей местности оказались талантливые писатели и публицисты, гениальные музыканты и театралы, под чьим влиянием открываются первые крупные библиотеки, начинают проводиться балы и музыкальные вечера, но, прежде всего, к нам попали по воле случая люди, по своей сущности прирожденные педагоги, заложившие основу для системы образования и культуры в Сибири, в то время еще совершенно несформированной и неотлаженной.
Вопрос о связи декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края позволяет увидеть их влияние на общественное и особенно культурное развитие Сибири, подъем уровня культуры и образования местных жителей. Сущность этого влияния заключалась в том, что составляло сам характер деятельности и духовной жизни декабристов. Их отличали универсальность интересов, страсть к познанию мира и поиски идеальной государственности, законности, в целом – к структуре общества.
После разгрома декабристов власти праздновали победу – враг повержен заперт в тюрьмы. Но прав был декабрист Лунин, сказавший: «От людей можно отделаться, но от их идей нельзя….У них отняли все звание, имущество, здоровье, отечество и свободу, но не могли отнять у них любовь народную»..
Однако жизнь декабристов шла по внутренним нравственным законам. Декабристы мечтали о культуре, рождаемой новой эпохой, которая ознаменовалась, по словам Пестеля: « Духом преобразования, который заставляет умы клокотать». Этот дух преобразования, «переворот в умах» проявлялся во всем.
Именно с этого периода начинается бурное ее развитие за счет декабристского движения: старт воспитанию молодого поколения дает открытие школы в Олонках в 70 км от Иркутска, что вскоре перетекает в создание Сиропитательного дома, где воспитывались и обучались дети. Это, помимо поднятия уровня образованности, поспособствовало также стремлению подростков в русские университеты. Открывая все новые и новые образовательные учреждения, декабристы самостоятельно передавали знания не только молодежи, но и взрослым - чего стоит один лишь пример Ялуторовских школ, открытых И.Д. Якушкиным, чье решение распространить свою просветительскую деятельность на все население вызвало интерес у огромного количества учителей, которые в будущем не раз обращались к ссыльному за опытом. Кроме того, педагогическая программа, разработанная Якушкиным, открыла сибирскому народу множество новых наук и предметов, а также легла в основу открытых гораздо позже училищ Кургана, Ишима, Тобольска и многих других городов.
Оказавшись в каторжных казематах, декабристы наметили программные требования в борьбе за подъем культуры и просвещения Сибири:1) создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения, 2) официальное предоставление ссыльным права на обучение детей, 3) увеличение числа средних учебных заведений, 4) предоставление казенного содержания в высших учебных заведениях столицы для выпускников сибирских гимназий, 5) создание при Иркутской гимназии специального класса по подготовке людей для службы в Сибири, 6) открытие сибирского университета.
С выполнением этой программы тесно связана энергичная деятельность декабристов по воспитанию молодого поколения сибиряков. Таких примеров много. Например, М.И. Муравьев-Апостол начал учить детей в юрте, где он жил. И.Д. Якушкин занялся изучением различных отраслей знаний, необходимых будущему педагогу. Позже он составил учебники по географии и русской истории. И.Д. Якунин успехи в воспитании ставил в прямую зависимость от нравственных качеств воспитателя. Поэтому всегда старался стать примером для учеников. По инициативе декабристов и при поддержке местной общественности создавались школы для мальчиков и девочек.
Содействуя подъему культурного уровня народных масс, декабристы надеялись воспитать новое поколение русской молодежи, способной в будущем развернуть активную борьбу с самодержавно-крепостническим строем.
Огромный вклад был внесен декабристами также и в культурное развитие Сибири: как уже было упомянуто ранее, среды сосланных было немало ценителей музыки, великолепных писателей и несравненных поэтов – и все они, так или иначе, повлияли на культуру нашего края. Стоит ли говорить, насколько скудными были музыкальные познания простых людей до организации М.С. Луниным соответствующих вечеров, сопровождавшихся творчеством Россини, Шопена и Глинки. Нетрудно, наверное, представить также и влияние декабристской литературы на мировоззрение и быт сибирского народа, который со временем обрел необходимые индивидуальность и колорит благодаря произведениям того же В.К. Кюхельбекера и многих других.
Декабристы оказали влияние и становление иркутского театра. Несмотря на то, что спектакли ставились и раньше, но, по отзывам современникам, опыты были редко удачными. Домашние театры декабристов, например, Волконских, посещение их сделали модным образ жизни декабристов модными среди тех, кто претендовал на звание светского человека.
Заложенные декабристами традиции неравнодушия к социальным проблемам и включенности к жизни местного общества были продолжены следующими поколениями ссыльных.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, как важно было влияние извне для становления Сибири как полноправной культурной ячейки страны с собственным уникальным опытом, достаточно высоким уровнем образования и намеченными путями к совершенству. Кто знает, как могло все обернуться без движения декабристов, без сосланных в Иркутскую область интеллигентов, без людей, для которых стремление к лучшим переменам стало целью всей жизни и которым мы должны быть благодарны за содеянное.
Использованная литература:
Два Мороза
Пустой колос голову кверху носит
Глупый мальчишка
Кактусы из сада камней
Ералаш