Что несет в себе народная игра и как она создается?
В чем сходство и различие национальных игр разных народов?
Свобода детских чувств в игре.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchenitsy_1_klassa_ramazanovoy_ileny.doc | 90.5 КБ |
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИГР»
Автор – Рамазанова Ильена
Научный руководитель - Макагоренко Ольга Дмитриевна
ОУ - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» с. Вольное Кошехабльский район Республика Адыгея
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Что несет в себе народная игра и как она создается?
В чем сходство и различие национальных игр разных народов?
Свобода детских чувств в игре.
Заключение.
Литература.
Приложения.
По своему характеру я непоседа. Родители и « взрослые родители» (так я называю своих любимых бабушек и дедушек) называют меня « Лучиком света» и говорят, что лишь немного уступаю по своей скорости - скорости звуку. Я очень счастливая девочка: у меня многонациональная семья! Бабушка Фатима – адыгейка, дедушка Багатур – армянин, бабушка Валя – русская, а дедушка Василий – украинец! Больше всего на свете мне нравится рисовать, играть и придумывать разные истории. Это занятие позволяет мне расслабиться и отдохнуть после уроков. У меня на столе всегда лежит стопка чистых листов бумаги и простой карандаш. Сначала я рисую человечка, затем придумываю ему историю и придумываю ему игру.
Такое мое увлечение заметили все мои родные и решили, что необходимо пустить мою энергию и фантазию на полезное занятие. Обсуждение было жарким и вся моя дружная семья отвела меня в кружок «Волшебница История». Я сразу же почувствовала себя настоящим следопытом, разведчиком, исследователем! Сколько вокруг исторических тайн и загадок!? Я уже два года посещаю кружок, и узнала множество интересных исторических фактов.
И в последнее время я стала задумываться над тем, откуда к нам пришла та или иная игра, и почему мои дедушки и бабушки учат меня разным играм, а на самом деле национальные игры имеют много общего? Поэтому целью моей работы явилась попытка понять, как создаются игры и почему их называют народными.
Задачи, поставленные для достижения этой цели, следующие:
проанализировать, что несет в себе народная игра и как она создается;
выяснить, что общего между национальными играми разных народов и почему;
понаблюдать за реакцией детей во время различных игр.
А предположение (гипотеза) мое такое: игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, тем с большею свободою проявляется национальный характер игры.
Для того чтобы выполнить свою работу, я должна буду проанализировать и сравнить национальные игры различных народов, поработать со словарем, понаблюдать за взрослыми во время игры с самыми маленькими детьми, понаблюдать за реакцией детей во время различных игр. Это и есть методы моего исследования.
1. Что несет в себе народная игра и как она создается?
С самого раннего детства ребенок знакомится с игрой. Мои бабушки знают очень много игр и замечательно их «проигрывают».
Самые обыкновенные игры имеет многовековую историю.
Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. В жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа.
Игрушки и игры нередко первыми воспитывают нас, давая первый толчок для становления характера. Интерес и чувство удовольствия, радости сопровождают игру.
В национальных играх мы приобретаем знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, известной среды, нас окружающей. В игре мы живем; все творчество проявляются здесь во всей силе; в игре проявляется весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Игра приводит в движение все существо ребенка: как физическое, так и духовное. Начиная играть, мы хотим именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает нас иногда играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у нас какие-нибудь силы для игры. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, и, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают нас, детей. Но чтобы раскрыть полностью значение народной игры, надо учитывать и национальную особенность, и ее истоки, и местный колорит.
Многие игры зародились еще в первобытно-общинном строе. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Большинство народных игр уходит корнями в религию. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле.
Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.
В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило — солнце, Велёс — покровитель скота, Мокошь — богиня воды, дождя, Сварог — бог оружия, неба и небесного огня).
Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады.
Все народные подвижные игры имеют большое значение, так как требуют активного участия всех сил: с ловким, проворным движением тела соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.
2. Чем сходны и различны национальные игры разных народов?
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом.
В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.
Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. У адыгов похожая игра на лапту - игра в мяч (Iэгуао).
1. Игра в мяч (Iэгуао). В этой игре принимали участие все мальчики и девочки. Игроки делились на две группы. Назначали двух главарей.
Участники игры, кроме главарей, становились парами, и каждая группа выбирала себе определенное имя, одна группа называла себя "дикой кошкой", другая – "домашней кошкой". После этого обе группы возвращались к главарям со словами: выбирай, старшина "дикую кошку" или "домашнюю кошку". Один из главарей (старший по возрасту) говорил: "дикую кошку". Группа с именем "дикой кошки" переходила на его сторону, а другая группа на сторону второго главаря. После этого начиналась игра в мяч. На поле намечали два конца, расстояние между которыми составляло от 30 до 50 м. На том и другом концах забивали по столбу. Участники первой группы поочередно изо всех сил бросали мяч вперед. Игрок, бросивший мяч, бежал на другой конец поля. Игроки второй группы старались схватить мяч и ударить им бежавшего игрока. Если мяч не попадал в него, то первая группа опять выбрасывала мяч в поле. В противном случае мяч переходил ко второй группе.
А теперь сравним эту игру с русской лаптой.
Лапта - игра командная. Играют две команды. Каждая команда состоит из 10 игроков.. В лапте не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры
Очень много общего, а самое главное – эта игра воспитывает командный дух, не в зависимости от того, к какому народу она относится.
Народные игры чаще всего задействуют всю семью, так как создавались, чтобы коротать долгие зимние вечера. Они интересны и детям, и взрослым. Эти игры помогают почувствовать семейную сплоченность, дают нам возможность пообщаться со своими родителями в процессе увлекательной игры. А что может быть лучше.
Бирюльки.
Это старинная игра. Состоит она из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, деревянное яблоко, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие – вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок. Есть еще аналогичная игра в палочки-бирюльки, в нее играть гораздо сложнее, так как крупные фигурки заменены там тонкими деревянными палочками, так что она подходит для взрослых и детей постарше.
Волшебный мешочек.
Для этой игры используется специальный мешочек, в котором содержаться разнообразные деревянные фигурки, по 2 каждой формы. Фигурки довольно крупные, что позволяет играть в эту игру маленьким детям. Суть игры заключается в том, чтобы на ощупь достать из мешочка фигурку такую же, которую достал ведущий.
К настольным играм адыгов относились: гъунд-гъунд-къал (къунд-къал) – игра, в которой демонстрировалось военное искусство по взятию крепостей: пхъэкIэн – национальная игра в шашки, акIтен – игра с 5-7 камешками. Настольная игра (гъунд-гъунд-къал) заключалась в том, что на длинную широкую скамью с резьбой наносили план какой-нибудь крепости, например, план Гъунд-гъунд-къал. По обеим сторонам скамьи садились два противника: один – нападающий, другой – обороняющийся, остальные в качестве болельщиков следили за ходом игры. В руках игроков находились специально выстроганные палочки с конусовидным концом (в виде указателя). Игроки вели разведку при помощи этих палочек. Острый конец палочки не выходил за пределы линии (резьбы). Внутри крепости палочки противников шли навстречу одна другой с целью разбить противника на пути. Палочка мастера "военного искусства" могла маневрировать, не встретившись с палочкой командира, оборонявшего войска крепости. Таким образом, крепость могла оказаться в руках противника.
3. Свобода чувств в игре.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми нами считалками, жеребьевками, потешками. Так, например, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
* * *
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
* * *
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи — тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом всё садятся и хором произносят:
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
Бой петухов
Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
3. Спортивная борьба (бэнэн). Она являлась одним из любимых народных видов спорта и занимала одно из почетнейших мест в физическом воспитании народа как важное средство всестороннего физического развития. Простейшие приемы народной борьбы возникали в глубокой древности и широко применялись для защиты и нападения. Приемы борьбы имели целью захватить и бросить противника на землю.
Искусство борьбы как вид физических упражнений и развлечений развивалось народом, но борьбой занимались и господствующие классы. В сборнике древнероссийских стихотворений описана борьба при дворе Ивана Грозного между его шурином Мастрюком Темрюковичем и борцами царя:
Изошел он семь городов, поборол он семьдесят борцов
и по себе борца нашел, –
И только он думает ему вера поборотная есть
у царя в каменной Москве.
* * * * *
С борцами сходится Мастрюк Темрюкович:
Борьба его учёная, борьба черкесская,
Колесом он бороться пошел…
Адыги боролись, состязались преимущественно в силе, но по договоренности борцов и с разрешения судейской комиссии допускались захваты ногами (подножка). В такой борьбе победителем считался тот, кто захватит и перегнет противника в поясничном и грудных отделах позвоночника назад до такого положения, при котором тот коснется земли лопатками, а у некоторых племен, когда противник коснется земли затылком. Разрешалось проводить броски в сторону с предварительным подниманием противника на себя. В борьбе соблюдались неписанные правила: нельзя было брать противника за шею, за голову, за руки, за ноги, наносить удары.
Народной борьбе начинали обучать с раннего возраста. Сначала обучал детей отец, а когда они подрастали, ими занимался народный борец аула, который в совершенстве владел техникой приемов борьбы и всеми ее тонкостями, да и сами соревнования являлись хорошей школой. Местом для борьбы служила обычно аульная площадь (пчэгу). По народной адыгейской борьбе часто устраивались состязания. Весовых категорий не было, но участников подбирали обычно по их силе и опытности. Костюмом борцов служили шаровары из плотной, но мягкой ткани, рубашка из тонкого холста (парусины) с засученными рукавами, адыгейский башлык или парусиновое полотенце, кожаные мягкие адыгейские чувяки.
Для соревнований на аульской площади вычеркивался круг диаметром 6м., а иногда такой круг образовывался зрителями. К участию в соревнованиях допускались отдельно юноши и мужчины. Начало борьбы происходило по вызову судьи в круг, и борьба шла до полной победы одного из борцов.
Для руководства состязаниями избиралась судейская коллегия из почетных стариков, которые в молодости сами участвовали в такой борьбе, знали все ее тонкости и неписанные правила.
Среди молодежи в дни народных праздников устраивались состязания на первенство аула.
Таким образом, адыгейскому народу издревле были известные многочисленные физические упражнения и игры. Особенно развиты были джигитовка, стрельба из лука, единоборства, поднятие тяжестей, фехтование. На народных праздниках адыгов устраивались состязания по верховой езде, борьбе, бегу, метанию копья, камня, стрельбе из лука, демонстрировались конное и пешее единоборство. Кроме того, на таких праздниках устраивались конные и пешие народные игры. На эти игры и состязания съезжались целые племена.
. Большинство из них проводилось на свежем воздухе во все времена года. Наиболее распространенными были игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой. Много было игр, связанных с трудовой и бытовой деятельностью, были военные игры, и, наконец, игры, связанные с культовыми обрядами. Эти игры способствовали физической закалке адыгейской молодежи, выработке у нее сноровки и других ценных физических качеств.
С младенческого возраста мы играем в « пальчиковые « игры:
«Этот пальчик хочет спать»
Пусть малыш сожмет все пальчики в кулачок.
Этот пальчик хочет спать, Разогните большой пальчик малыша.
Этот пальчик лег в кровать, Разогните указательный пальчик малыша.
Этот пальчик прикорнул, Разогните средний пальчик малыша.
Этот пальчик уж уснул! Разогните безымянный пальчик малыша.
А последний - пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик. Потеребите мизинчик за кончик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже! Положите мизинчик рядом с другими
пальчиками.
«Сорока- белобока»
Сорока- белобока
Кашку варила,
Деток кормила! Положите ручку малыша ладошкой вверх и
сделайте по ней несколько
круговых движений
указательным пальцем.
Этому дала, Загните большой пальчик малыша.
Этому дала, Загните указательный пальчик малыша.
Этому дала, Загните средний пальчик малыша.
Этому дала, Загните безымянный пальчик малыша.
А этому не дала:
"Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!" Возьмите мизинчик малыша за кончик и
потеребите немножко, приговаривая.
«Бабушкины пирожки»
Стала бабушка гостей созывать,
Стала милая гостей созывать: Возьмите руки малыша в свои и
похлопайте ими в такт потешке.
"И Тимоша приходи,
И Антоша приходи,
Да и Проша приходи
И Митрошу приводи. Положите ладонь малыша тыльной
стороной вверх на свою левую ладонь,
а правой рукой по очереди поднимайте
по одному пальчику малыша, начиная
с большого за кончик вверх.
После среднего поднимайте сразу
и средний, и безымянный вместе
(Прошу и Митрошу).
А уж Ванечка,
Моя лапочка,
Ну, пожалуйста! Дойдя до мизинца, поднимите его и
потеребите за кончик несколько раз.
Стала бабушка гостей угощать,
Стала милая гостей угощать: Снова возьмите руки малыша в свои
и похлопайте ими в такт потешке.
"И Тимоше пирожок,
И Антоше пирожок,
Да и Проше пирожок,
И Митроше пирожок, Положите ладонь малыша тыльной
стороной вниз на свою левую ладонь,
а большим пальцем своей правой руки
по очереди мягко нажимайте на
подушечки пальчиков малыша,
начиная с большого.
А уж Ванечке,
Моей лапочке,
Мятный пряничек! Дойдя до мизинца, нажмите на его
кончик несколько раз.
Стала бабушка гостей провожать,
Стала милая гостей провожать: Возьмите правую ручку малыша (или
левую, если он левша)
и помашите ей, словно он прощается.
"Прощевай Тимоша,
Прощевай Антоша,
Прощевай и Проша
Да и ты, Митроша. Положите ладонь малыша тыльной
стороной вниз на свою левую ладонь,
а большим пальцем своей
правой руки по очереди загибайте
пальчики малыша к ладошке, начиная
с большого.
А уж Ванечка,
Моя лапушка,
Посиди еще
Вместе с бабушкой. Дойдя до мизинца, погладьте его
от ладони к кончику несколько раз.
Заключение
Таким образом, проанализировав историю возникновения национальных игр, сравнив их, понаблюдав за участниками игры, мы пришли к выводу:
Многие игры зародились еще в первобытно-общинном строе и одной из причин появления игр являются обрядовые игры.
Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека, она учила и наставляла, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость.
Интерес и чувство удовольствия, радости сопровождают игру. В национальных играх мы приобретаем знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, известной среды, нас окружающей картины автора можно назвать добрыми, так как приносят людям радость;
Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем пшеничное поле гуашью
Зимний лес в вашем доме
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью