Исследовательская работа ученика 2 класса Бахметова Егора "Значимые личностные качества любимых сказочных героев, которое он провел в своем классе.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota.docx | 39.28 КБ |
oglavlenie.docx | 12.18 КБ |
prezent._deti.ppt | 1.65 МБ |
Сказка - это ценный материал
для работы со сценариями жизни.
Введение
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их.
Поэтому, начиная со школьного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в школе является СКАЗКА. И того, чтобы узнать, какие человеческие качества ценятся нашими одноклассниками, мы решили провести небольшое исследование на тему «Значимые личностные качества любимых сказочных героев».
Гипотеза: Предполагаем, что у современных детей популярность сказок не снизилась и для них ценны личностные качества любимых сказочных героев.
Объект исследования: сказочные герои.
Предмет исследования: личностные качества любимых сказочных героев.
Цель исследования: выявление личностных качеств, при которых сказочные герои являются эффективным средством формирования нравственных представлений детей школьного возраста.
Исходя из цели исследования, мы определили
Задачи:
1. Изучить сущность использования сказки как средства нравственного воспитания.
2. Провести диагностику нравственных представлений детей нашего класса.
3. Обработать и проанализировать материалы исследования.
4. Сделать выводы из нашего исследования.
Методы исследования:
· Изучение и анализ литературы.
· Анкетирование одноклассников, с целью выявления любимых сказок и сказочных героев.
· Беседы с одноклассниками по сказкам.
· Мини - сочинения одноклассников, посвященные сказочным героям.
· Рисунки любимых героев.
1.СКАЗКА – ценный материал
1.1 Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
-потребность в независимости. В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
-потребность в силе. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
-потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости.
Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести. Сказка развивает эстетическое чувство.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Мы встречаем их в программе, дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие. Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные взаимоотношения людей, что отметил М.А. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».
Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.
Сказки бывают авторские и народные.
Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
А) Сказки о животных.
Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то похожи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке.
Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Б) Волшебные сказки.
Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям нравится волшебная сказка. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра. В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.
В) Бытовые сказки.
В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение при формировании нравственных представлений школьников, поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию школьников, так как они передают народную мудрость.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
М.А.Горький рассказывает, как под влиянием русских народных сказок, воплотивших в себе народную мудрость в его детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
«Сердце замирает у ребенка, - писал В.А. Сухомлинский, - когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину».
1.2 Поиск различных толкований сказок - занятие очень интересное.
Родители, читающие сказки своим детям, обсуждающие с ними прочитанное, часто сталкиваются с одним вопросом. Правильно ли сами родители понимают и истолковывают сказки? Ведь в сказке может быть какой-нибудь потайной смысл, о значении которого они даже не догадываются.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку.
Поиски разнообразных толкований сказок является очень интересным занятием. Благодаря тому, что вы поймете скрытый смысл той или иной сказки, вы сможете легче подобрать сказки для ребенка вашего возраста. Каждая сказка должна соответствовать возрасту ребенка, эмоциональному состоянию и интересам. Но не стоит рассказывать ему все секреты о толковании сказок. Лучше подождать, пока ваш ребенок подрастет и начнет понимать все оттенки смысла.
2. Изучение личностных качеств любимых сказочных героев.
2.1 Исследовательская работа проводилась на базе 2 «В» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» с 15 января по 31 января 2013 года.
Респонденты 2 «В» класса (14 мальчиков и 10 девочек) опрашивались о любимых ими сказках. Предметом исследования выступали идеалы младших школьников, выявляемые посредством анализа данных о предпочитаемых в данном возрасте сказках, любимых героях и качествах героев. Мы полагаем, что сказочный герой может стать примером для подражания, идеалом ребенка, так как если ребенок предпочитает определенного персонажа, значит, он обладает определенными качествами, чертами, которые нравятся ребенку, и, возможно, в которых он хотел бы быть на него похожим.
Значимые личностные качества сказочных героев приведены в таблице № 1 (см. приложение), из которой следует, что самым значимым качеством для учащихся 2 класса является «ВЕСЕЛЫЙ». Это качество выбрали 7 респондентов, из которых 4 мальчика и 3 девочки. На втором месте «СМЕЛОСТЬ» 6 респондентов, 3 мальчика и 3 девочки. «ДОБРЫЙ» и «КРАСИВЫЙ» выбрали 5 респондентов, в основном девочки. «ХОРОШИЙ ДРУГ» и «УМНЫЙ» по 4 выбора каждый, 2 мальчика и 2 девочки. Мальчики сделали по три выбора в пользу «НАХОДЧИВЫЙ», «ХРАБРЫЙ», «ОТВАЖНЫЙ». Такое качество как «ФАНТАЗЕР» выбрали 2 мальчика и 1 девочка.
«ЛОВКИЙ», «ДОВЕРЧИВЫЙ» и «ХИТРЫЙ» по 2 выбора, в основном мальчики.
По одному выбору набрали такие качества как «МИЛЫЙ», «ТРУДОЛЮБИВЫЙ», «ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ», «ЧЕСТНЫЙ», «РЕШИТЕЛЬНЫЙ» и «ОЗОРНОЙ».
Хотелось бы отметить, что личностные качества имеют разное значение для мальчиков и девочек. Девочки больше ценят доброту и красоту. Мальчики же выбирают храбрость, смелость, находчивость, чувство юмора, отвагу и ценят хорошего друга.
Результаты таблицы наглядно демонстрирует график (см. приложение), на котором отмечено количество выборов того или иного личностного качества отдельно для девочек и мальчиков.
2.2 Наглядный материал, а именно рисунки любимых героев, мы исследовали с точки зрения предпочтительности выбора. На основе этого мы составили таблицу 2 (см. приложение), в которой наглядно видно, какого сказочного героя предпочитают мальчики и девочки. Анализируя, можно сделать вывод, мальчики предпочитают Колобка и Кота в сапогах, девочки же любят Золушку и Снежную королеву.
Образ, представленный в рисунках отображает личностные качества любимых сказочных героев. Мальчики изображают Колобка и Кота в сапогах смелым и решительным, девочки же Золушку и Снежную королеву красивыми и милыми.
Заключение
Проведенный анализ ответов респондентов на вопросы о любимой сказке и сказочном герое позволяет сделать вывод о том, что у современного поколения детей популярность сказок не снизилась.
Такие сказки как «Золушка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Снежная королева» любимы детьми, а значит, ценности и образцы поведения героев, которые они несут в себе, идеалы, на формирование которых они влияют, сохраняются.
В ответах респондентов на вопрос о качествах любимых героев обнаружены большие половые различия. Современные девочки младшего школьного возраста чаще всего указывали следующие качества: добрая, милая, красивая. При этом такие качества как смелость, ум, находчивость, отвага наиболее значимы для мальчиков.
Также в ответах респондентов на дополнительные вопросы о том, почему «хотели бы быть похожими» и «почему нравится данный герой», содержались очень разные по характеру качества. Для более детального анализа ответов мы разделили их на две группы качеств: внутренние качества (личностные) и внешние характеристики (физические, поведенческие). Содержательный анализ списков таких качеств выявляет ценностные ориентации детей. Эти данные представлены в таблице №3.
Надеемся, что результаты этого и подобных исследований дадут возможность
родителям, педагогам и воспитателям взглянуть на идеалы современных младших
школьников с точки зрения того, что для них является ценным и значимым, ориентиром в отношениях с окружающей жизнью и примером для подражания.
Литература
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие /
В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.:
Издательство «Институт практической психологии», 1997.
6. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей
у детей дошкольного возраста / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. –2010. – № 6 [Электронный ресурс]
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С Выготский. [Электронный ресурс] – М.: Просвещение, 1991.
8. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. /
Х. Дикман; Пер. с англ. Г.Л. Дроздецкой; Под ред. В.В. Зеленского; Предисл. Б.Беттельхейм. [Электронный ресурс] – СПб.: Академический Проект, 2000.
Приложение
Таблица № 1
Личностные качества любимых сказочных героев.
(количественный выбор)
Личностные качества | Мальчики | Девочки | Всего выборов |
храбрый | +++ 3 | 3 | |
находчивый | +++ 3 | 3 | |
веселый | ++++ 4 | +++ 3 | 7 |
отважный | +++ 3 | 3 | |
хороший друг | ++ 2 | ++ 2 | 4 |
смелый | +++ 3 | +++ 3 | 6 |
ловкий | ++ 2 | 2 | |
добрый | +++++ 5 | 5 | |
доверчивый | + 1 | + 1 | 2 |
хитрый | ++ 2 | 2 | |
красивый | + 1 | ++++ 4 | 5 |
милый | + 1 | 1 | |
умный | ++ 2 | ++ 2 | 4 |
трудолюбивый | + 1 | 1 | |
дружелюбный | + 1 | 1 | |
фантазер | ++ 2 | + 1 | 3 |
предприимчивый | + 1 | 1 | |
честный | + 1 | 1 | |
решительный | + 1 | 1 | |
озорной | + 1 | 1 |
Таблица №2
Выбор сказочных героев,
представленных в наглядном материале.
№ П/П | ФИ респондента | Сказочный герой |
1 | Акст Денис | Колобок |
2 | Андрес Вальтер | Зайчик |
3 | Бахметов Егор | Кот в сапогах |
4 | Бойко Руслан | Винни Пух |
5 | Бойко Юля | Колобок |
6 | Вахненко Никита | Кот в сапогах |
7 | Вильгельм Наташа | Колобок |
8 | Гайдук Илья | Колобок |
9 | Глушко Юля | Дюймовочка |
10 | Захарова Катя | Золушка |
11 | Евсейченко Данил | Колобок |
12 | Консевич Варвара | Бель |
13 | Кохно Вероника | Снежная королева |
14 | Крапивин Андрей | Барон Мюнхгаузен |
15 | Кущ Максим | Колобок |
16 | Митрофанова Вика | Буратино |
17 | Петров Дима | Золотая рыбка |
18 | Потапов Данил | Буратино |
19 | Тимкив Даша | Винни Пух и Пятачок |
20 | Тыртышная Валерия | Колобок |
21 | Хоменко Евгений | Чебурашка |
22 | Шефер Даша | Кот в сапогах |
23 | Шмидт Витя | Мудрый старик |
24 | Яковлев Андрей | Буратино |
Таблица № 3
Внутренние качества и внешние характеристики,
выделенные респондентами у любимых героев.
Внутренние качества | Внешние характеристики |
Веселый, добрый, забавный, отзывчивый, смелый, трудолюбивый, умный, фантазер, честный, дружелюбный, храбрый | Быстрый, внешность (волосы, одежда, форма, цвет), высокий, красивый, ловкий, милый, худой, сильный, всех побеждает, |
График
Выборы значимых личностных качеств сказочных героев
респондентами 2 «В» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Мини-сочинения учащихся 2 «В» класса
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Этого сказочного героя зовут Винни Пух. Он дружит с Пятачком. Он любит мед и дружит с Кроликом. Винни Пух смелый, ловкий, хороший.
Бойко Руслан
Мне нравится Золотая рыбка, потому что она исполнила желания старика, она красивая и носит золотую корону.
Петров Дима
Мой любимый сказочный герой – Колобок. С раннего детства я полюбила эту сказку. Колобок веселый, добрый и доверчивый. Когда дедушка набрал муки в амбаре, а бабушка испекла Колобок и положила его остывать на подоконник, он не захотел лежать, а спрыгнул и покатился. Вот тут-то и начались его приключения. Он встречал зверей и пел им свою веселую песенку про себя и как ушел из дома. Но ему не повезло, он встретил хитрую Лису, которая его обманула и съела. Мне жалко Колобка.
Вильгельм Наташа
Мне нравится Снежная королева, потому что она красивая. А еще мне ее жалко, у нее холодное сердце и она одинокая. Ее богатства изо льда не доставляют ей радости. Она сердится на людей из-за того, что они счастливые.
Кохно Вероника
Колобок храбрый и находчивый, веселый, добрый и отважный. Мне он нравится.
Акст Денис
Я люблю Колобка, потому что он всегда улыбается и всегда всему рад. Хитрый он, хотя Лису обмануть не смог.
Гайдук Илья
Мне нравится Бель, потому что она очень красивая, самоуверенная, умная, помогает другим, очень красиво танцует.
Консевич Варвара
Мне очень нравятся герои сказки «Колобок». Колобок предприимчивый, сам идет добывать счастье себе и родителям. С честью выходит из сложных ситуаций. Никого по дороге не обижает, чужого не берет. Он честный, верит в свои силы, но ему не повезло. Лиса коварно и подло обманула доверие Колобка. Сказка поучительная и полезная.
Тыртышная Валерия
Мне нравится Пятачок, потому что он хороший друг, смелый, мужественный, фантазер, отзывчивый, розовый и маленький.
Тимкив Даша
Мне нравится Кот в сапогах, потому что он озорной, веселый, решительный и отзывчивый.
Шефер Даша
Я люблю Золушку за то, что она милая, красивая. Никогда ни кому не отказывает в помощи. А еще она веселая и трудолюбивая. Очень хорошая девушка. Умная и она принцесса.
Захарова Катя
Я люблю Дюймовочку за то, что она добрая, помогла Ласточке. И она красивая.
Глушко Юля
Колобок дружелюбный, помогает своим друзьям и хорошо поет свою песенку.
Евсейченко Данил
Мне нравится Чебурашка, потому что он добрый, хороший, всегда прейдет на помощь, т.е. настоящий и верный друг.
Хоменко Евгений
Мне нравится Кот в сапогах, потому что он храбрый и никогда не сдается. Всегда выкручивается из переделок.
Бахметов Егор
Этого героя зовут Колобок. Это моя любимая сказка. Он веселый, мудрый, смелый, красивый и добрый. Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, а от Лисы не смог.
Бойко Юля
Я люблю сказку про Буратино. Он веселый, смелый, добрый. У него много хороших друзей. Они играют в кукольном театре, и у них много приключений.
Митрофанова Вика
Кот в сапогах – поразительно смышленый, ловкий.
Вахненко Никита
Буратино веселый, жизнерадостный, добрый, смелый.
Потапов Данил
Мудрый старик – всем помогает и много знает.
Шмидт Витя
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.2 Толкование сказок……………………………………………………………………………..6-7
2.1 Анализ сочинений……………………..…………………………………………………………7
2.2 Анализ рисунков……………………………………………………………………………….7-8
Заключение……………………………………………………….………………………………………….8
Литература…………………………………………………………………..………………………………..9
Приложение…………………………………………………………………………………………………10
Нора Аргунова. Щенята
Как зима кончилась
Одна беседа. Лев Кассиль
Круговорот воды в пакете
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"