Научно-исследовательская работа по теме:
«Ах, сказка, помоги!»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор: Ваганова Карина Александровна, 4а класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
Аннотация
«Сказка - быль да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Трудно отрицать роль сказки в развитии правильной устной речи. Тексты сказок расширяют запас слов, помогают строить диалог, влияют на развитие связной речи.
Анализируя результаты исследования материалов, приходим к выводу, что части детей наблюдается слабо развитая связная речь, а рисунок помогает правильно и в соответствующем порядке, то есть по плану вспомнить и рассказать сказку, что является актуальной проблемой и обусловлено значимостью связной речи для школьников и адаптации их в коллективе.
Если к сказке нарисовать картинный план и с его помощью рассказать сказку, то это повысит качество владения речи, обогатит словарь, улучшит речь ребёнка, что и являлось целью нашей работы.
Анализируя результаты проделанной работы, мы сделали вывод, что проведенная нами работа над связной речью, с использованием рисунков в сказке, помогает повысить качество связной речи учеников и необходимо её продолжить.
Работая над проблемой речи, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством её развития. Сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями.
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка обеспечивает ребёнка правильным владением связной разговорной речьюречью | 2.56 МБ |
Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»
Научно-исследовательская работа по теме:
«Ах, сказка, помоги!»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор:
Ваганова Карина Александровна, 4а класс
Научный руководитель
Лучкина Лариса Витальевна,
учитель-логопед
с.Панаевск
2013 год
Научно-исследовательская работа по теме:
«Ах, сказка, помоги!»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор: Ваганова Карина Александровна, 4а класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
Оглавление
I. Введение……………………………………………………………………………….3 стр
II. Улучшение речи при помощи рисунков в сказке……………………………….4 стр
2.1. Сказка как жанр художественной литературы.....................................4 стр
2.2 Что такое «Речь»………………………………………………………… 5 стр
2.3 Тип сказки …………………………………………………………………….5 стр
2.4 . Используя рисунки сказки развиваем свою речь…………………………6 стр
III. Выводы………………………………………………………………………............…….7 стр
Научно-исследовательская работа по теме:
«Ах, сказка, помоги…»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор: Ваганова Карина Александровна, 4а класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
«Сказка - быль да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
I. Введение
Дети черпают из сказок первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его речь, творческие способности, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Трудно отрицать роль сказки в развитии правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной речи.
Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и потом рассказывать их, можно использовать различные приёмы их запоминания. Также эти приёмы очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной (монологической и диалогической речи.)
Проблему изучения связной речи у школьников исследовали многие авторы Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко и другие.
Анализируя результаты исследования материалов, приходим к выводу, что у части детей наблюдается слабо развитая связная речь, а рисунок помогает правильно и в соответствующем порядке, то есть по плану вспомнить и рассказать сказку, что является актуальной проблемой и обусловлено значимостью связной речи для школьников и их адаптации в коллективе.
Гипотеза исследования – если к сказке нарисовать картинный план и с его помощью рассказать сказку, то это повысит уровень владения речи, обогатит словарь и повысит качество успеваемости учащихся.
Целью исследовательской работы является улучшение речи учащихся при помощи сказки.
Объектом исследования является положительное влияние сказки и наглядности к ней на речь.
Предмет исследования - может ли сказка положительно влиять на речь учащегося.
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:
Основными методами данного исследования являются:
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Велико значение связной речи для развития ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка слово начинает влиять на восприятие свойств этих предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Это способствует совершенствованию диалогической и монологической форм речи, умению вести диалог, развитию умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, умение составлять описательные рассказы о предмете и о содержании картины.
II Улучшение речи при помощи рисунков в сказке
2.1 Сказка как жанр художественной литературы
Ска́зка — жанр литературного творчества:
1. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
2. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.
Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.
Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным построением.
Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка - творчество народа, а литературная сказка - плод авторского гения.
Для того чтобы понять, что такое сказка приведём несколько высказываний:
1.Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.1
2. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.2
3. Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел.3
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками.
Понимание литературных сказок выражается в том, что мы можем сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства характерные для литературного произведения.
2.2 Что такое «Речь»…
Речь, голос и слух — это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Речь — это относительно молодая функция головного мозга, которая возникла в стадии развития человека как существенное дополнение.
Головной мозг — орган, который управляет всем, что происходит в нашем организме, а так же и нашим поведением. Речь зарождается в мозге, а затем определенные сигналы передаются на разные органы.
И.П.Павлов доказал, что разговорная речь – прежде всего внешние раздражения, идущие с её же органов – гортани языка и прочая. Таким образом, у человека проходят сигналы из органов речи в мозг..5
Невольно замечая шевеление губ или шепотное произношение слов, особенно в младшем школьном возрасте мы наблюдаем связь речи с движением речевых органов. Оно объясняется тем, что клетки связаны между собой. Таким образом, ощущения составляют с другими элементами речи единое целое. 4
2.3 Тип сказки
Прочтя сказку Шарля Перро «Кот в сапогах» мы поняли, что она не только литературная сказка, но и относится к сказке смешанного типа. То есть эта сказка о животных и о людях мы определили по тому принципу, что главными действующими
_____________________________________________________________________________
лицами в них являются животные и люди одновременно. Сказки о животных подчинены закону переносимости действий с одних персонажей на другие. Животные и человек взаимозаменяемы. А это мы видим на примере сказки «Кот в сапогах».
В ней находит широкое отражение человеческой жизни, с ее страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т.е. много человеческих чувств и характеров, человеческого быта.
2.4 Используя рисунки сказки развиваем свою речь
Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро взята из Википедии — свободной энциклопедии (Приложение№1).
После прочтения сказки мы попытались её пересказать, но это оказалось довольно сложно. Так как мы всё время выпускали какую-нибудь её часть. Тогда мы подумали, а не нарисовать ли к ней рисунки?
-А как определить, что рисовать?
Мы решили разбить сказку на 11 частей и нарисовать к ним рисунки. А потому что нарисовать людей и животных трудно мы зашли на один из сайтов интернета и скопировали раскраски (Приложение№2). В последствие, раскрасили их.
Наглядность и красочность рисунков позволяет удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и правильнее использовать ее при рассказывании сказки.
Рисунки стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить взаимоотношения со сверстниками.
При использовании рисунков мы как, оказалось, разделили и сказку на 11 частей, то есть составили картинный план. Попробовав рассказать сказку по этому плану, мы поняли, что это намного проще и интересней.
Тогда мы предложила одноклассникам прочитать сказку без рисунков и пересказать её. Потом рассказать её при помощи рисунков. Пересказывая без рисунков ребята разделились на три части (Приложение№3).
Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
Высокий уровень развития связной речи у 3 детей, что составляет 20%, дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить рассказ по рисункам, используют в речи простые и сложные предложения, с разными предлогами, употребляемыми в речи.
Средний уровень развития связной речи у 7 детей, что составляет 47%. Дети могут выразить главную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует некоторое количество запинок. В своей речи больше всего используют простые предложения.
Низкий уровень развития связной речи у 5 детей, что составляет 33%. Связная речь детей характеризуется не последовательным рассказом текста, нарушением его порядка, бедностью словаря, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания героев и окончания сказки.
Затем мы предложили им пересказать сказку «Кот в сапогах» с использованием серии рисунков, и увидели, что 10 детей правильно и по порядку рассказывают, и последовательность описания выдерживают. Хорошо развита у них и связность высказывания. У 5 детей мал запас слов, во время рассказа с затруднениями и длительными паузами раскрывали содержание текста (Приложение №3).
Анализируя результаты проделанной работы, мы сделали вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием рисунков в сказке помогает повысить качество связной речи учеников.
III. Выводы
Нами был изучен опыт по проблеме развития связной речи. Была выдвинута гипотеза, которая легла в основу нашего исследования.
Проводился анализ результатов исследования и сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие связная речь, раскрыли тип взятой, за основу эксперимента сказки.
Работая над проблемой связной речи по сказке, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития связной речи. Сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Литература
Сверчок
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Большое - маленькое
Н. Гумилёв. Жираф
Сказка "12 месяцев". История и современность