«…можно не знать многих наук
и быть образованным человеком,
но нельзя быть образованным,
не зная истории своей Родины».
Н.Г. Чернышевский
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_kraevedcheskiy_muzey_esse.doc | 41 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
г.Старый Оскол, Белгородской области
Номинация «Литературное произведение»
Школьный краеведческий музей – могучая сила памяти!
(эссе)
Кузнецова Анна 9 «А» класс
Научный руководитель: учитель православной культуры
Горкуша Алла Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
2013
Школьный краеведческий музей – могучая сила памяти!
«…можно не знать многих наук
и быть образованным человеком,
но нельзя быть образованным,
не зная истории своей Родины».
Н.Г. Чернышевский
Основным своеобразием Оскольского края, как и всей Белгородской области, является национальное разнообразие его корней. В этнографических, фольклорных, художественных произведениях можно заметить элементы не только русского происхождения, но и украинского, белорусского, прибалтийского, кавказского и др. Отсюда яркость, разнообразие, нарядность традиций, которые старательно поддерживают нынешние народные умельцы.
Я согласна с высказыванием известного писателя В. Белова: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Часто бывает так – музей существует только номинально, меняются его руководители и члены совета, но подлинная, музейная жизнь начинается с приходом «своего человека».
Следует выяснить, кто вносит значительный вклад в сохранении истории и традиций родного края? Наверное, непросто во всей пестроте, эклектике выделить точный стиль, подлинный дух народа. И надо отдать должное руководителям школьных краеведческих музеев, художественному вкусу и эстетическому чутью.
Далеко не каждой школе везет с таким учителем. В этом отношении показательна история музея школы-гимназии с углубленным изучением гуманитарных предметов № 18. Школьный музей числился в отчетах Старооскольского государственного краеведческого музея с начала 90-х годов. Менялись руководители, пылились «Уголок славы» и разрозненные выставки, а школьники жили своей детской жизнью: собирали открытки, этикетки, наклейки и прочее, обменивались этим друг с другом, то есть занимались, с точки зрения большинства взрослых, пустой тратой времени и родительских денег. В 1998 г. в школу пришел работать учителем истории Владимир Александрович Дробышев и сумел ненавязчиво обратить этот собирательно-обменный процесс в осмысленное научно-познавательное коллекционирование. Это был первый, еще домузейный этап организационной работы – научить ребят «из одного знака на почтовой открытке сделать целый рассказ об истории государства». Конечно, были интересные уроки истории, экскурсии по местным достопримечательностям, экспедиции на выработанные карьеры, в которых можно отыскать окаменевшие фрагменты доисторических животных. Увлечений много и у Владимира Александровича, и у его учеников, поэтому, наверное, очень непросто было ограничить себя и выбрать одно главное направление музея – филателистическое, почтовое. Дело в том, что Дробышев считает, что начинать изучение истории в школе надо не с далеких и абстрактных древних эпох и древних народов, а с собственной родословной, какое место деды и прадеды занимали в жизни родного города. Затем перейти к изучению истории города, области, региона, страны. И уже с этим багажом знаний переходить к изучению других времен и народов.
Показателем эффективности работы Владимира Александровича является и то, что несколько бывших учеников, участников музейных дел, пошли по стопам любимого учителя – поступили в педагогические вузы на исторические факультеты.
Музей почты Черноземья, пожалуй, самый оригинальный из всех подобных школьных учреждений. Другие краеведческие музеи города более традиционны, однако нестандартный подход к делу, энтузиазм и личная заинтересованность руководителя всегда находили искренний интерес у школьников.
Вот например, все решения экспозиций музея школы № 30 «Народные промыслы Белогорья» подчинено идее прославления труда местных умельцев, мастерством которых простые бытовые предметы превращаются в произведения искусства; идее красоты, гармоничности, функциональности вещей, окружавших людей прошлых столетий. Именно эта красота и гармония быта являлась основой неповторимой русской народной культуры, выразившейся в устном народном творчестве, в песнях, танцах, затейливых узорах, украшавших жилища, праздничную одежду, посуду, мебель и многое другое. Светлана Владимировна Шестакова с 1995 года прекрасно чувствовала это единство материальной и духовной культуры народа, поскольку к преподаванию истории и созданию краеведческого музея она пришла после учебы в музыкальной школе, в музыкальном училище, на хореографическом отделении педагогического колледжа и только после этого – на историческом факультете Белгородского педагогического института. Отсюда хорошее знание и любовь к фольклорным мотивам.
Это – человек творческий, с активной жизненной позицией. В 1999 г. Светлана Владимировна выпустила книгу «Загадочное Белогорье» (сборник загадок и шарад о крае). В настоящее время работает над книгой «Культурное наследие края». «С 1995 года Светлана начала знакомить со старинным оскольским промыслом своих учеников: “Мы и для музея экспонаты собираем, они во многом помогают, и документацию составляем, потому что каждая игрушка требует учета и описания. Ребята и рассказывают, и учатся рассказывать, и показывают, и приводят друзей своих в наш музей”. … Как знать, может быть, именно это занятие кому-то из детей поможет найти свое место в жизни и утвердиться как мастеру». На сегодняшний день С.В.Шестакова является научным сотрудником, и пишет диссертацию, а эстафету по ведению школьного музея передала не менее талантливому педагогу Т.И.Богородицкой которая продолжает воссоздавать в нашем музее, подлинную атмосферу народной культуры Оскольской земли .
Я не считаю себя сложившимся краеведом, но я пытаюсь им быть, потому что чувствую в себе интерес к изучению родного края. Участвуя в научно - практических конференциях юных исследователей, работая в архиве, я совершенствую свои навыки в разработке проектов для того, чтобы в будущем реализовать свои знания и умения на благо моего родного края.
Пусть совсем малую, но всё же какую - то частицу вношу и я в нашу историю, изучая прошлое нашего края, сообщая другим малоизвестные факты. И такую частицу вносит каждый, получая возможность вести исследовательскую деятельность, самостоятельно оформлять и менять экспозиции, составлять и вести экскурсии чувствуя себя настоящими хозяевами». Любой музей – это ни в коей мере не собрание старых вещей, пусть даже очень редких и ценных. Музей – это, прежде всего, сохранение традиций, культуры, памяти о значимых событиях в жизни общества, духа времени. Известно, что, не зная, не сохраняя историю, люди беспомощны в своем будущем.
Исходя из всего сказанного, можно смело утверждать: современный школьный музей помогает решать многие проблемы адаптации человека к условиям нового времени. И я говорю – спасибо! Огромное спасибо учителям которые внесли немалый вклад, в изучение истории нашего края погружаясь в самобытный мир музея, требующий определенной самоотдачи, душевных усилий, а порой преодоления стереотипов и внутренних барьеров.
Я хочу, чтобы моё поколение внесло яркую страницу в историю Белгородской земли, чтобы будущему поколению было о чем рассказать нашим потомкам, при всем многообразии новейших тенденций развития музеев.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Сказка "12 месяцев". История и современность
Сказка "Морозко"
Кто чем богат, тот тем и делится!
Самый богатый воробей на свете