Введение
В последние годы отмечается повышение интереса к изучению истории регионов. В немалой степени этому способствует деятельность краеведческих организаций городов и поселков, созданных при школах и учреждениях дополнительного образования. Данная работа посвящена истории строительства клубных учреждений города Ленинска-Кузнецкого с 1920 по 1990-е годы. Актуальность темы обусловлена тем, что строительство клубов явилось началом возникновения первых учреждений культуры города Ленинска-Кузнецкого, их история достаточно богата, но обширных исследований, посвященных этой теме, еще не предпринималось. В уже имеющихся работах по истории города данной теме уделялось мало внимания или этот раздел был вообще пропущен. Строительство клубной сети города Ленинска-Кузнецкого рассматривается в сравнении с общероссийской спецификой развития клубов в стране - это позволяет выделить общие и особенные черты формирования данных учреждений культуры Источниковая база исследования. Источники, используемые в работе делятся на опубликованные и неопубликованные. Основной материал, используемый в работе для изучения истории строительства клубных учреждений города Ленинска-Кузнецкого, взят из архивных фондов, относящихся к неопубликованным источникам. В ходе исследования темы были изучены материалы фонда ГАКО и Архивного отдела Администрации города Ленинска-Кузнецкого. В ходе изучения материалов, взятых из фондов Р-299. Р-590. Р-878. ГАКО выяснилось, что они содержат узкий материал о развитии культуры города Ленинск-Кузнецкого. В Архивном отделе Администрации города Ленинска-Кузнецкого были изучены и проанализированы материалы фонда: «Ленинска-Кузнецкого отдела культуры с 1949-1999 годы». Р-174. В архивных источниках администрации города Ленинска-Кузнецкого изучаемая проблема получила достаточно полное освещение. К неопубликованным источникам, применяемым в работе, относятся материалы, взятые из текущего архива краеведческого музея и из текущего архива Центрального дворца культуры . К опубликованным источникам, используемым в работе, относятся документы КПСС, государственных и советских общественных организаций [1, с.460]. Для более качественного исследования было проведено анкетирование горожан, являющихся свидетелями развития клубных учреждений города Ленинска-Кузнецкогоко в советский и постсоветский период. Опрос позволил восполнить сведения, которые отсутствуют в источниках. Историографический обзор. Комплексных работ по истории строительства клубной сети города Ленинска-Кузнецкого практически нет. Большая часть работ по исследуемой проблеме представлена материалами периодической печати. Основной и единственной работой по Ленинску-Кузнецкому, относящейся к литературе советского периода, является книга журналиста А.И. Лакисова, написанная на основании обширного фактического материал [9, c.10]. Эта книга содержит данные о развитии города до 1970-х годов включительно. Второе издание этой книги вышло в 1980-е годы, дополненное новыми материалами [10, с.15]. Интересный материал, характеризующий направление работы клубов и дворцов культуры в советское время, рассказывающий о принципах формирования и методах работы клубных учреждений, содержат книги: «Рабочие клубы на современном этапе»[12,с.110]; «Клубоведение»[8,с.45]; «Воспитание увлечением: Формирование деятельности клубных объединений»[2.с.35]. Ряд работ по историографии советского периода, посвященных истории Кузбасса и содержащих краткие сведения о развитии клубов, представлено книгами «История Кузбасса»[6, с.37]; «Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее»[7, с.17]. Работы, относящиеся к историографии советского периода не всегда объективны, так как они создавались под влиянием идеологического контроля за содержанием печатной продукции. В литературе постсоветского периода отсутствуют комплексные исследования о развитии клубных учреждений города Ленинска-Кузнецкого. К юбилею 60-летия Кемеровской области вышла книга «Города Кузбасса 2002», в которой на фоне истории возникновения и развития города Ленинска-Кузнецкого, представлены краткие сведения о клубной сете города[3, с.15]. Большая часть историографии постсоветского периода, содержащая сведения о развитии учреждений культуры города Ленинска-Кузнецкого и деятельности их работников представлена материалами периодической печати: газетой «Кузбасс»; «Город и культура»; «Городской газетой». Цель работы Целью данной работы является выявление особенностей строительства клубных учреждений города Ленинска-Кузнецкого в 1920-1990-е годы в сравнении с общероссиийской спецификой развития клубной сети. Исходя из поставленной цели, были определены конкретные задачи: - определить особенности развития культуры в советский и постсоветский период; - выявить проблематичность строительства клубных учреждений страны; - определить специфику развития клубной сети города Ленинск- Кузнецкого; Хронологические рамки исследования в период с 1920-1990-е годы условно можно разделить на несколько периодов, совпадающих с традиционной периодизацией политической истории. Нижняя хронологическая граница – начало строительства клубных учреждений в городе Ленинске-Кузнецком и период значительных перемен в культурной сфере страны. В качестве верхней границы выбран год, связанный со значительными изменениями в сфере культурной жизни города Ленинска-Кузнецкого, характеризующийся увеличением расходов городского бюджета на содержание учреждений культуры и повышением заработной платы работников в результате роста объема доходов города от промышленных предприятий, а также приходом в городскую администрацию новых руководителей, которым вопросы культуры небезразличны. Верхняя граница обусловлена так же тем, что завершает последний этап ХХ столетия.
Глава I. Общероссийские тенденции развития клубных учреждений с 1920 по 2000 годы
Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры. Одной из важнейших задач, в области культуры, советское правительство считало ликвидацию культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Революционные события 1917 года вызвавшие к жизни новые клубы: солдатские, рабочие, профсоюзные, студенческие, возникали почти во всех уголках страны [5, с.326]. Великая Отечественная война 1941- 45 парализовала нормальную работу клубных учреждений. По окончанию войны началась интенсивная работа по восстановлению и ремонту клубных учреждений в области. Содержание работы клубов, ее «идейная направленность» по-прежнему находилась под контролем парткомитетов. В 60-70-е годы резко возросли количество и уровень образовательной и специальной подготовки клубных работников. Основным направлением развития народного хозяйства СССР на 1976 -1980 годы, принятом ХХУ съездом КПСС, считалась задача: «Повысит уровень работы культурно-просветительных учреждений»[ 1, с. 460]. Профсоюзные клубы были обязаны помогать партийным организациям, формировать у трудящихся идейно-политические взгляды. В 1980-е годы каждый пятый клуб по интересам, любительское объединение – это диско клуб или дискотека. Считалось, что они станут эффективной формой организации свободного времени нравственно-художественного воспитания молодежи. Но в реальности данные мероприятия в учреждениях культуры стали олицетворением беспорядка и культурно-нравственного разложения молодежи. В 1990-е годы многие клубы закрывались, так как с изменением политической системы общества они стали ненужными, отпала необходимость в таком количестве культурных учреждений, наличие которых ранее объяснялось тем, что каждое предприятие имело свой клуб, который служил идеалам коммунистической партии. Некоторые клубы не вынесли финансовых трудностей.
Глава II Становление и развитие клубной сети города Ленинска-Кузнецкого с 1920 по 1990-е годы
2.1. Особенности развития клубной сети города Ленинска-Кузнецкого в советский период
История рудника начинается с первой шахты, а если говорить о культуре, то она начинается с рудничного клуба, впоследствии ставшим народным домом,клубом имени Мартовского восстания. Он был открыт в начале 1920 года. Революционные события 1917 вызвали к жизни новые клубы: солдатские, рабочие, профсоюзные, студенческие, которые возникали почти во всех городах Сибири, поселках, уездных центрах. Основным направлением деятельности клубов Кузбасса в начале 1920-х годов была агитационно-массовая работа, носившая преимущественно кампанейский характер [5, с. 327]. Активными организаторами культурно-массовой работы на руднике были большевики Бесков-Муратов, Сурнов, Градинарь. Примечательной фигурой на культурном фронте рудника стал Данил Данилович Мануйлов. Он появился на руднике сразу после изгнания колчаковцев, худой и бледный, наголо остриженный. Видно было, что он только перенес тиф. Сразу же, выписавшись из Новониколаевской больницы, приехал по направлению партии в Кольчугино. И тут этот незаметный человек стал не только нужным, но просто незаменимым [10, с.140]. А.И.Лакисов писал: « Д.Д.Мануйлов был музыкант по профессии. Клуб, в котором при Колчаке рабочие были редкими гостями, снова стал средоточием политической и культурной жизни рудничного рабочего коллектива. Здесь звучали концерты, на которых выступал не только хор, но и солисты под аккомпанемент Д.Д.Мануйлова. Создавались кружки художественной самодеятельности. Участниками были многие комсомольцы и молодежь. Действовал драматический коллектив, которым руководил с 1923 года Николай Семенович Петров. Кружковцы, собираясь в старом бревенчатом доме, мечтали о новом будущем. «В резолюции по докладу Луначарского о работе правительства в городе Ленинска-Кузнецкого округа от 22 декабря 1928 года говорилось, что культурные очаги, клубы далеко не удовлетворяют культурные запросы населения, так например клуб вмещает до 200 рабочих. Для проведения общего собрания до 2000 тысяч человек нужно десять раз собирать рабочих, это отнимает много времени и энергии попусту. Рабочие выступают с просьбой к центральному краевому правительству об ассигновании средств в ближайший период на постройку в городе Ленинске-Кузнецком Дворца труда для шахтеров, сделать его центром всей культурной работы в городе» . По инициативе молодежи города началась первая культурная стройка. Закончив рабочую смену в шахте, молодежь шла на широкую поляну березовой рощи строить Дворец Культуры. Первый шахтерский Дворец культуры, вступил в строй 6 ноября 1930 года [10, с.142]. «На фоне частных домишек и многочисленных деревянных контор первая в городе кирпичная, высокая постройка выглядела более чем внушительно. Родившийся храм культуры, местные журналисты сразу, согласуясь со временем, окрестили Дворцом Труда. Так потом не один год его и величали» [11, с.5]. Руководил дворцом тогда Константин Иванов. Здесь получили дальнейшее развитие традиции художественной самодеятельности и организации интересной и содержательной массовой работы. Во Дворце активно плодотворно работали режиссеры драм коллектива. Сначала ленинградец Федор Степанович Дребезгом, позже Валентина Александровна Мальберг. Это была пора наивысшего до войны взлета драматического коллектива, представившего на суд зрителей ряд интересных спектаклей по пьесам советских писателей. В 30-е годы плодотворно работал в ЦДК Константин Зиновьевич Аредаков. Сначала он руководил изо - и фото - кружками, участвовал в самодеятельности. В 1934 году стал заместителем директора Дворца, а потом-директором. Это была пора расцвета художественной самодеятельности города. Для некоторых участников самодеятельности Дворец стал стартовой площадкой на профессиональную сцену - в театры, хоры, ансамбли городов Сибири. Дело первых с достоинством продолжали: З.В. Неверова, работающая в детском секторе, директор А.А. Гисс, А.Н. Паненко – рачительный и творческий хозяин обильной цветозвукотехники Дворца, и другие. В стенах ЦДК выросло немало способных музыкантов, вокалистов, танцоров. В годы Великой Отечественной войны работа клубных учреждений Кузбасса была парализована. В городе Ленинске-Кузнецком работа клубов стала менее активной, их работники уходили на фронт, работали в оборонной промышленности. По окончанию войны началась интенсивная работа по восстановлению и ремонту клубных учреждений в области, возвращение их к основным функциям. Роль трудящихся в организации своего досуга в клубах была пассивна. Так как социально-экономическая политика нашей области оставляла желать лучшего и тем более это был восстановительный период после войны, то многие работали с утра до вечера для того, чтобы жить, и на культурную деятельность не оставалось времени. В годы хрущевской «оттепели» количество клубных учреждений начинает возрастать. Так в 1956 году в городе работало 18 профсоюзных клубов, с количеством мест 3396 . В 1957 году в городе имелось 22 профсоюзных клуба различных ведомств. В данных клубах имелись актовые залы, в которых насчитывалось 4600 мест. В 13 клубах имелись киноустановки. В других клубах не было спортивных и читальных залов и очень мало комнат для кружковой работы . Превратим Кузбасс в край высокой культуры!». Под таким лозунгом жил город. Но не всегда настойчивые требования трудящихся по увеличению культурных учреждений в городе были удовлетворены. Из переписки депутатов города по оргмассовым вопросам и благоустройству города с организациями города стало известно, что рабочие шахты имени Карла Маркса на собрании избирателей, где заслушивался доклад депутатов о работе Ленинского-Кузнецкого городского Совета депутатов трудящихся, предъявили требования, чтобы на поселке шахты имени Карла Маркса построили клуб. За неимением данного культурного объекта в районе шахты рабочим приходится ходить в город. Исполком городского совета просил учесть данное требование избирателей и решить этот вопрос если не в 1955, то в 1956 году. Но на эту просьбу был получен отказ обоснованный тем, что шахта Карла Маркса принадлежит тресту «Росзапсибуголь» и Кемеровское областное управление топливной промышленности никакого отношения к ней не имеет . В 50-е годы наблюдался рост клубов Кузбасса. Так к 1958 году было открыто 148 клубов . Многие пополнились новым оборудованием . За 1959-1960 годы в Кузбассе построено 80 клубов . За первый квартал 1964 года было введено в эксплуатацию клубов и домов культуры – 2490 На общем фоне развития клубной сети Кузбасса не отставал и город Ленинск-Кузнецкий. В 1959 году в городе работало 23 клуба, количество мест в них составляло 5150. Из 23-х клубов в 19 имелись киноустановки . Клубы, выполняя указания партии, вели пропаганду, выражающуюся в беседах, в лекционной работе, изготовлении плакатов, стендов. На базе клубов возникали народные университеты, которые охватывали самые разнообразные вопросы от науки, техники до искусства и коммунистической идеологии. Послевоенные годы стали временем большого творческого подъема в работе ЦДК. В 1958 году по инициативе руководства шахты имени Ярославского был построен Дворец культуры имени Ярославского как шахтовый Дом культуры. То время позволяло иметь, помимо основных производственных площадей так называемый «цех культуры. Такие «цеха» имели практически все крупные промышленные предприятия. Так, ««Кузбассэлемент» имел свой клуб, ЦДК был Дворцом шахты «Кольчугинская» и назывался Дворцом угольщиков». Несмотря на то, что ЦДК имел большой стаж работы и авторитет среди жителей города, ДК имени Ярославского старался не уступать своему старшему коллеге. И уже в то время во Дворце работали сильные художественные коллективы: духовой оркестр, хор, танцевальный. Во Дворце была самая большая и разнообразная в городе библиотека. Построен Дворец был очень удобно, имел хорошую зеленую зону, поэтому в летнее время собирал вокруг отдыхающих, тем самым вполне оправдывая свое предназначение: культурно-массовое учреждение. «6 октября 1960 года Исполнительный комитет Ленинска-Кузнецкого городского Совета депутатов трудящихся переименовал клуб шахты имени Емельяна Ярославского во Дворец культуры и присвоил ему имя Емельяна Ярославского» . Во второй половине 60-х годов наметились недостатки в клубной работе. В 1967 году многие профсоюзные клубы не справлялись с планами госдоходов. В некоторых клубах работа с подростками и молодежью была поставлена неудовлетворительно. Диспуты молодежи не проводились. Коллективы художественной самодеятельности были малочисленны. Допускалась частая смена руководителей клубов . В 1970-е годы этот город с особым радушием встречал именитых гостей, известных не только в России, но и во всем мире: М.Магомаева, Т.Синявскую, Д.Гнатюка, И.Кобзона,А.Ворошилова, М.Царева, А.Петрова, Ю.Гуляева и многих других, кто выступал на сцене ЦДК. К 1975 году на общем фоне роста новых Дворцов культуры и клубов, общее число которых в области составляло 935, развивалась и сеть учреждений культуры города Ленинска-Кузнецкого [7, с.347]. Не будет преувеличением, сказать, что 70-е-80-е годы прошлого века хоть и считались застойным во всех сферах жизни общества – это «золотые годы» ЦДК и ДК Ярославского, расцвет их творческой, культурной деятельности пришелся именно на этот период. С 1966 года ЦДК возглавлял заслуженный работник культуры РФ Отто Андреевич Гисс. Он умело подбирал свою команду, рядом с ним работали люди увлеченные, творческие, преданные своему делу: Андрей Николаевич Панченко, Зоя Ивановна Неверова, Дина Ивановна Кондратова, Владимир Владимирович Пышенко, Владимир Алексеевич Рощаковский, Татьяна Ивановна Сергеева. В конце 60-х гремела агитбригада ЦДК «Наш ритм» (руководитель В.Рощаковский), в составе которой Владимир Дианов, Любовь Пономарева, Валерий Калякин, Раиса и Владимир Черданцевы, Людмила Павлова, музыкальный работник Виктор Куратов, сценарист Тамара Страхова. Танцевальный коллектив ЦДК (руководитель Василий Савченко, Сергей Карпович) – постоянный участник и победитель областного конкурса хореографических коллективов на приз газеты «Труд», детский хор «Юный ленинец» насчитывал более 50 человек, а руководил им Виктор Черных. В 1971 году в стенах ДК Ярославского родился знаменитый ВИА «Сувенир» (руководитель – Дмитрий Верчук), который объездил с гастролями не только Кузбасс, но и пол-России. Такой творческий подъем в работе ДК Ярославского доказал, что культурная жизнь нашего города не стояла на месте. В 1974 году ДК Ярославского осуществлял тесную связь с общеобразовательными учреждениями. В конце 70-х изменился внешний вид Дворца. Был произведен капитальный ремонт. На сцене в ЦДК в эти годы выступали самые популярные, знаменитые артисты и коллективы, исполнители советской и зарубежной эстрады. 1976 год для ДК Ярославского был ознаменован началом трагического периода. По неизвестным причинам Дворец сгорел. Его коллективы разошлись по другим аудиториям, но деятельность свою не прекратили. В 1984 году ДК Ярославского был восстановлен. В немалой степени этому способствовали: директор шахты имени Ярославского Виктор Васильевич Шкуратов, генеральный директор объединения «Ленинскуголь» Александр Иванович Шундулиди, горком партии Ленинск-Кузнецкого по инициативе его секретаря Василия Николаевича Катриченко. Дворец восстанавливался быстрыми темпами. Новый ДК стал архитектурно богаче, обустроеннее, современнее. Сразу же во Дворец вернулись коллективы, городская газета пестрела объявлениями о приеме детей и взрослых в его художественные кружки. Пришли новые специалисты, дворец заработал новое имя и новый имидж. После того, как в 1987 году шахта имени Ярославского сняла свой «цех культуры» с баланса он приобрел статус городского Дворца. Со временем стал действительно лучшим: именно здесь проводились самые крупные городские форумы, именно сюда приезжали гости для проведения областных и российских мероприятий. Однако про работу всех учреждений культуры в городе нельзя сказать, что она была на высоком уровне. Так в постановлении Пленума ЦК КПСС 1983 года отмечалось, что необходимо повысить роль культурно-просветительных учреждений в организации досуга трудящихся. Клуб – одно из таких учреждений . «К тому времени в городе было 17 клубов и ДК с числом посадочных мест 664.800» . Во второй половине 80-х годов, несмотря на все финансовые проблемы, ЦДК не прекратил свою деятельность.
2.2. Проблематичность развития клубных учреждений города Ленинска – Кузнецкого в постсоветский период
В 1996 плохое финансирование культуры, а может быть и просто отсутствие людей влюбленных в свою профессию выразилось в нехватке специалистов ЦДК. Однако эти трудности не остановили работу дворца. В ДК Ярославском по сравнению с 1997 годом в 1998 году численность творческих работников увеличилась на 3 человека. Сократилась текучесть кадров. Данные изменения объяснялись стремлением администрации и профактива решать конфликты путем компромиссов. Начало 2000 года было ознаменовано положительными изменениями в работе клубной сферы. К 2000 году ДК Ярославского располагал прекрасными залами, кабинетами для занятий. В его кружках ежегодно занималось несколько сотен детей и взрослых, а посмотреть мероприятия сюда приходили тысячи горожан. Здесь были сильные творческие коллективы и просто все для того, чтобы жить и работать на благо города и культуры в целом. В этот период активно стал набирать темпы работы ЦДК. В 2000 году директор ЦДК Лариса Владимировна Кулешова в интервью Городской газеты рассказала, в чем секрет неизменной популярности Дворца у горожан: «Все дело в традициях, которые коллектив свято хранит на протяжении всего своего существования. Традиции переходят из поколения в поколение. Пришел новый директор – не рушит, не отменяет все, что сложилось до него. Главным принципом работы Дворца остается стремление работать по высшему классу, с полной отдачей, без доли халтуры. Конечно, за всем этим стоит огромный труд»[13, с.1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие клубной сети в советское время было продиктовано политикой и идеологией коммунистической партии. Процесс развития тяжелой и оборонной индустрии отодвинул сферу культуры на последнее место по степени финансирования. В период реформ Хрущева, улучшилось финансирование культурной сферы. Распад СССР внес свои коррективы во все сферы жизни общества. В постсоветское время деятельность клубных учреждений, освободилась от коммунистической идеологии, но существование культурной сферы стало зависеть от рыночных отношений, содержащих угрозу ее уничтожения. Зарождение и развитие клубной сети города Ленинска-Кузнецкого было продиктовано двумя факторами: региональным и общероссийским. Региональный связан с открытием рудника, строительством шахт, образованием поселков и следовательно с зарождением первых очагов культуры. Общероссийский продиктован преобразованиями правительства коммунистической партии. Началом нового этапа в культурной жизни города Ленинска-Кузнецкого стал конец 90-х годов, связанный с активизацией работы клубных учреждений культуры, приобщением детей и молодежи к культурной сфере общества.
Источники и литература
I Источники
Неопубликованные
ГАКО ф. Р-299,оп.1, ед. хр.4, л.11, 47. ф. Р-590,оп.2, Ед.хр.84, л.55. ф. Р-878,оп.1,ед.хр.169, л.80, л.190. АОАЛК ф. Р-174,оп-1, д.7, л.21, 31.; д.26, л.4.; д.163, л.3;д.285, л.35. 1.Ленинск-Кузнецкий Краеведческий музей // Текущий архив г. Ленинска-Кузнецкого, 1989. - С.4. 2. Центральный Дворец Культуры, 1980 // Текущий архив Центрального Дворца Культуры. 1964. - С.5 Опубликованные 1. Пленум ЦК КПСС. Москва 1 декабря 1975 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.12 1974 – 1975 гг. – М.: 1986. – С.460.
II Литература
1.Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений / Под ред.В.Е.Триодина – М.: Профиздат, 1987. 2.Воспитание увлечением / Под ред. А.Г. Ляшенко. 2-е., Изд., доп.. перераб. – М.: Мол. Гвардия, 1985. 3.Города Сибири. Том I. Города Кузбасса. 2002. 4.Евграфова, Л. Важнейшее из искусств // Город и культура.- 2001. - 4 июля. 5.Историческая энциклопедия Кузбасса В 3 томах, Т.1 «А-К»- Кемерово.: Издательский концерн «Штамма» Познань,1996. 6.История Кузбасса в 3 ч. Ч III. Иcтория Кузбасса в период строительства социализма и коммунизма / Под ред. А.П.Окладникова.-Кемерово.: Книжное издательство, 1970. 7.Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее // Под ред.З.Г.Карпенко.- Кемерово, 1978. 8.Клубоведение / Под ред. С.Н. Иконниковой и члена корреспондента АПН СССР, проф. В.И.Чепелева.- М.: 1980. 9.Лакисов, А.И. .Ленинск-Кузнецкий. Кемеровское книжное издательство 1977. 10.Лакисов, А.И. Ленинск-Кузнецкий. 2-е изд., доп. – Кемеровское кн. изд-во, 1984. 11.Носырев, Е. Дворец в рабочей спецовке // Кузбасс. – 1995.-1 декабря. 12.Рабочие клубы на современном этапе. Из опыта работы культурно - просветительных учреждений профсоюзов / Под ред. Г.Д.Козина. – М.: Профиздат, 1979. 13.Сергиенко, В. Юбилей ЦДК – праздник для всех // Городская газета. – 2000.- 15 ноября.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст работы | 1.74 МБ |
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Повезло! Стихи о счастливой семье
Упрямый зяблик
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Плавает ли канцелярская скрепка?