Объективные закономерности общественного развития современной России все отчетливее показывают возрастающее значение молодежи в политической жизни страны.
Исходя из этого и определены цели данной конкурсной работы. Опираясь на факты, подтверждающие низкий уровень электоральной активности современной российской молодежи, автор приходит к выводу о необходимости выяснения причин абсентеизма молодых людей. Устранение данных причин он видит в системном подходе к реализации региональной молодежной политики, в применении различных форм и методов привлечения молодежи к выборам.
При исследовании отношения молодых людей к выборам, а также при определении основных форм и методов повышения электоральной активности молодых людей Михаил Сергеевич делает акцент на достоинствах и недостатках молодежной политики в Мордовии. Работа ценна именно тем, что в ней используются данные последних лет работы ЦИК РМ со школьниками и студентами Саранска и других населенных пунктов Мордовии. Студент приводит примеры воспитания правосознания обучаемых своего колледжа.
Вложение | Размер |
---|---|
Формы привлечения молодежи к выборам | 100 КБ |
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»
Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах
Автор Научный руководитель
Пронин Михаил Сергеевич Кривоногова Людмила Павловна
студент 2-го курса очного отделения преподаватель общественных дисциплин
по специальности «Информатика» Зубово-Полянского педагогического колледжа
Содержание
Страницы
Введение 3
Глава 1. Молодежная политика в России и Мордовии и электоральная активность молодежи. 4
Глава 2. Причины абсентеизма молодежи. 8
Глава 3.Формы и методы привлечения молодежи к выборам. 11
Заключение 20
Литература 21
Введение
Часто человека подстерегает неудача
не в случае ошибочного выбора, а при отказе
от возможности его сделать.
Э. Севрус.
Сегодня сложилась непростая ситуация в молодежной среде, в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации и ее регионах. Действующие молодежные общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии осуществляют поиск форм и методов работы с молодежью, адекватные времени и современным вызовам.
Эффективность молодежной политики - это залог национальной безопасности России. В этой связи, государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику. Развитие молодежной политики в России принципиально важно соотносить с общей стратегией развития страны, с долгосрочным социально - экономическим прогнозом развития Российской Федерации ее регионов.
Очевидно, что только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Только участвуя в процессе становления и самоопределения молодежи, через понимание молодежи как субъекта общественных процессов, возможно появление в России нового поколения граждан, ответственных за себя и свою страну. Молодежь является ресурсом, потенциал которого используется, по мнению многих исследователей. пока весьма не эффективно. Участие молодежи в выборах, массовых акциях, других формах политической активности, которые могут влиять на расклад политических сил, становится тем средством, с помощью которого различные политические акторы могут повысить свое влияние на политический процесс в России. Этим и объясняется необходимость изучения данной темы.
Потому что без знания сути дела, тонкостей проблем избирательной кампании и задач, которые предстоит решить в ходе ее реализации, свободное определение приоритетов политической жизни невозможно.
Именно этим объясняется выбор предмета и объекта конкурсного исследования. А актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения «воспитателей», ведь как гласит русская поговорка «что посеешь, то и пожнешь».
Глава1. Молодежная политика в России и Мордовии и ее влияние на электоральную активность молодежи
Социологи и политологи по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Одни утверждают, что молодежь постсоветской России негативно настроена по отношению ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране и не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична. Другие эксперты, напротив, считают, что сейчас интерес молодежи к политике растет.(10)
К трудам, интерпретирующим и популяризирующим различные аспекты политического участия, можно отнести работы отечественных политологов, социологов, философов С. Андреева, А. Демидова, Г. Котанджяна, Ю. Левады, Р. Матвеева и др..
В исследованиях, основанных на анализе различных аспектов политической жизни в современной России, выявляются новые условия и возможности политического участия, содержание формирующихся политических интересов, характер участия в политическом процессе молодежи, делаются попытки оценить масштабность и эффективность форм политического участия и т.п.
По данным ВЦИОМ, с 2005 по 2007 г. в России на 7 % уменьшилось число людей, высказывающихся за вовлечение молодежи в политику. Каждый второй молодой человек не хочет вступать в политические партии. Как показывают опросы общественного мнения, в 2005 г. 82 % россиян поддерживали привлечение молодежи к участию в политической и общественной жизни страны, в 2007 г. — 75 %, однако при этом 76 % не могли назвать ни одного молодежного объединения. Из них 59 % считали, что в программах партий надо учитывать проблемы и интересы современной молодежи, 36 % выступали за создание и укрепление молодежных организаций при ведущих политических партиях. Тем не менее, почти половина молодых людей России (47 %), не хотели бы вступать в какую-либо политическую организацию (лишь 4 % из тех, кому нет еще 30 лет, где-либо состоят, 5 % размышляют о том, не вступить ли куда-нибудь; 21 % в принципе не против членства в партии, но в отдаленной перспективе). ( )
По мнению В. А. Хомякова, за последние два года россияне разочаровались в идейных принципах работы молодежных организаций. Люди успели понять, что занятие политикой в молодежных политических организациях — это обслуживание политических партий. Молодежные организации нужны, но они должны быть более независимыми и в большей степени заниматься молодежными проблемами3. Однако К. В. Симонов уверен, что людей, которые выступали за активное привлечение молодых людей в политику, за последние два года оттолкнул ничем не оправданный рост молодежных амбиций: «Уровень образования падает, а уровень наглости растет». Он прогнозирует, что в будущем будет расти количество желающих участвовать в молодежных организациях, но цели у них будут уже другими: «Молодежь видит возможность не просто побузить, выпустить пар, а сделать карьеру».( )
Исследования показывают, что большинство не желает походить даже на близких родственников: отец и мать являются примером лишь для 14 и соответственно 19 % опрошенных. В 1993 году показатели были больше - 21 и 24,5 %. 52,8 % молодых не хотят равняться на кого бы то ни было...( )
В Республике Мордовия подобные исследования не проводились. Говорить о политической активности молодежи возможно только на примере участия представителей молодежи в предвыборной кампании 2007—2008 гг. По данным акции «Студенты голосуют», в выборах депутатов Государственной думы РФ приняли участие 72,7 % студентов Мордовского государственного университета, 88,3 % студентов Мордовского государственного педагогического института; 87 % студентов Саранского кооперативного института.
В президентской кампании приняли участие 71 % студентов Мордовского государственного университета, 84 % студентов Мордовского государственного педагогического института. Эти данные нельзя использовать как аргумент в пользу повышенной политической активности молодежи, поскольку исследование охватывало узкую целевую группу — студентов, причем только тех, кто голосовал. Не были учтены участники инициативных групп предвыборной кампании, а также нет данных по другим учебным заведениям. Сам факт отсутствия репрезентативных данных и полноценных социологических исследований о политической активности молодежи республики подчеркивает односторонний, вертикальный характер взаимодействия власти с молодежью.( )
Найти взаимопонимание с молодежью пытаются сегодня все политические силы России. Делают они это по-разному
В соответствии со ст. 6 Закона РМ «О государственной молодежной политике в Республики Мордовия» от 31 октября 1996 г. З6-з молодежную политику в РМ осуществляют Глава РМ, Государственное Собрание РМ, Правительство РМ, органы исполнительной власти РМ, а также органы местного самоуправления.
Координацией Государственной молодежной политики в РМ занимаются Государственный комитет РМ по делам молодежи, Совет по координации молодежных программ и поддержке молодежных движений при Главе РМ, Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр». В структурах администраций районов республики созданы отделы по делам молодежи.
Таким образом, в Мордовии сложилась единая и в целом эффективная государственно-общественная молодежная политика, гармонично соединяющая в себе государственную поддержку молодежи и молодежных инициатив.
Однако, здесь имеется ряд недостатков. Например, практически все нормативно-правовые акты были приняты еще в 90-х гг. ХХ в. Следовательно, они не могут отражать современной действительности. Государственные учреждения, призванные координировать деятельность молодежных общественных объединений ориентируются на реализацию тех проектов, которые актуальны на федеральном уровне, например, «Жилище» и «Социальное развитие села до 2010 года», «Молодая семья». Это, безусловно, значимые проекты, но нельзя оставлять без поддержки молодежные движения с их инициативами.
Активность молодежи в основном сосредоточена в деятельности общественных объединений РМ (Ассоциация «Милосердие», Союз педагогический отрядов, строительные отряды, Красный Крест и т. п.). Политическая активность молодежи в РМ практически отсутствует. В РМ не создаются молодежные общественно-политические организации. До 2008 г. наиболее известным подобным объединением было Молодежное движение «НАШИ», но его расформировали. Сегодня единственным политическим объединением молодежи остается «Молодая гвардия», действующая при «Единой России» Это порождает абсентеизм среди молодого поколения, характеризуемый низким уровнем электоральной активности молодежи.
Глава 2. Причины абсентеизма молодых людей.
Сегодня мы наблюдаем в российском обществе (особенно среди подавляющей части молодых людей) прогрессирующее состояние всеобщей апатии. Общество притихло и погрузилось в апатию. Разливается особое состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, значительным упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений, стремлений и интересов. Никого ничего не интересует. В связи с этим, многие исследователи подтверждают актуальность мысли, что авторитет выборов, как института демократии, в России весьма низок.(5)
Молодежь просто не приучена ходить на выборы, она пассивна. И если раньше хоть какие-то основы правосознания давал идеологизированный комсомол, то сейчас ростки правовой и политической культуры взращивают единичные общественные молодежные организации, плоды и результаты труда которых еще не скоро удастся увидеть. «Сегодня молодежь не хочет участвовать в общественно-политической жизни, искать кумиров среди политических лидеров, героев книг и кино, деятелей культуры и спорта» - это цитата из доклада сотрудников Федерального информационного центра молодежных социальных программ Института молодежи.
По заданию Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ группой специалистов социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова было проведено социологическое исследование «Молодежь и выборы». По его итогам было выведено несколько моделей негативного электорального поведения молодых людей.
Первая модель – «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Это объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы – это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей – и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.
Вторая – «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы. С одной стороны, эта часть молодежи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже все давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос – это всего лишь капля в море, и их неявка никак не отразится на результате голосования.
И третья – «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Для части респондентов данная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения. (6)
Имеется еще один негативный фактор, повышающий абсентеизм молодых людей – это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов. В результате в сознании молодежи возникает негативная эмоция, что «тебя использовали».
Другой причиной абсентеистского протеста является недоверие, как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недоверие молодежи – это реакция на обман их «взрослым» миром: в одном случае, нежелание участвовать в выборах – это стихийная реакция, в другом, голосование «против всех» – осознанная. Причиной голосования «против всех» у большинства молодых людей является неудовлетворенность жизнью.
Есть еще одна весьма значимая причина неучастия молодых людей в избирательном процессе – это неверие в собственные силы и в самого себя. В связи с этим можно вспомнить притчу о трех наивных демократах, не столь далекую от наших дней. Представим себе, что трем лицам А, В, С даровано право свободно принимать или отвергать вносимые законопроекты. Сначала предлагается лицам А и В подарить по крутейшему «Мерседесу», а С посадить в тюрьму, сохранив за ним право голоса. Решение принимается. Вносится второе предложение - подарить А госдачу, С перевести в камеру получше, а В - туда же с правом голосовать. Решение принимается. Вносится третье предложение - улучшить содержание в тюрьме В и С, присоединив к ним А. Решение принимается. Итог - в результате трех свободных волеизъявлений самым демократическим путем (волею большинства) все трое оказались за решеткой. Это один из вариантов парадокса Кондорсе, которому более 200 лет.
Беда А, В и С в том, что они считали себя не вправе вносить свой собственный альтернативный проект для голосования («Ну, нет! Всем троим по «Мерседесу»!»). Им казалось, что достаточно права оценивать проекты для голосования, вносимые «президиумом». Так и наша российская молодежь зачастую не имеет достойного кандидата, и голосует за недостойного (по их мнению) за неимением лучшего, который в результате таких голосов и приходит к власти. ( )
Таковы, на наш взгляд, главные причины абсентеизма современной российской молодежи. Ликвидация данных причин приведет к повышению электоральной активности молодых россиян.
Глава 3. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах
В современной российской действительности существуют формы и методы привлечения молодежи к выборам, основанные на принципах молодежного самоуправления. Это принципы участия молодежи в процессах, происходящих в обществе, принципы самоопределения конкретного молодого человека в коллективе, местном сообществе, в государстве; принципы неформального молодежного лидерства (лидера, избранного коллективом, организующего работу в коллективе, формирующего “повестку дня”, формат отношений в коллективе, задающего тон молодежным традициям и стандартам, выстраивающего отношения с другими субъектами общества); принцип сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями учебных заведений, бизнес-структурами.
Основываясь на этих принципах, молодежное самоуправление закладывает две совершенно необходимые и существенные для работы с молодежью возможности:
Именно молодежная политика “участия” закладывает со школьного возраста у подрастающего человека системное мышление, схемы взаимодействия с людьми, первое определение своего места в коллективе и т.д. К сожалению в современных политических реалиях такая молодежная политика не всегда бывает эффективной.
К основным формам участия молодежи в общественной жизни РМ можно отнести:
-участие в круглых столах, организованных политическими движениями и представителями администрации, но они, как правило, безрезультативны;
-участие во встречах с депутатами в предвыборный период, а также в проведении агитационной работы во время избирательных кампаний, зачастую для заполнения зала;
-участие в качестве «массовки» на республиканских и городских мероприятиях.
Формальный подход к привлечению молодежи к выборам наносит еще больший вред правовому и политическому воспитанию молодежи, чем откровенная агитация против участия в этом демократическом процессе. Поэтому необходимо проводить различные мероприятия по повышению электоральной активности молодежи, но не делать это «для галочки», а добиваться, чтобы уже со школьной скамьи у молодых людей на уроках и во внеурочной деятельности формировалась гражданская позиция и умения ее отстаивать.
Исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеурочной деятельности, тем грамотнее они оценивают правительство, партии, гражданство и т. п. При этом была выявлена следующая зависимость:
1) чем выше образовательный уровень родителей, тем чаще ученик участвует во внеурочной деятельности;
2) чем больше ученик участвует в такого рода деятельности, тем выше его сознание интегрировано со школьной системой;
3) чем больше ученик чувствует свое вхождение в систему школы, тем выше его социальная вера - ответственность;
4) чем выше его социальная ответственность, тем более положительно его отношение к политике.
Та же часть молодежи, у которой сформированы навыки общественной деятельности, внятно демонстрирует интерес к политике и высокий уровень электоральной активности.(9)
Учитывая это, у нас в стране и республике используются следующие формы и методы привлечения молодежи к выборам.
В России получает распространение практика волонтерства, т.е. добровольное и бескорыстное участие молодежи в различного рода общественных проектах. Волонтерское движение развито и в РМ. В качестве примера можно привести и Зубово-Полянский педагогический колледж, студенты которого являются членами данного движения. Постоянная забота о благоустройстве поселка, благотворительные акции в помощь пристарелым и инвалидам- основные направления деятельности студентов- волонтеров. Таким образом, формируется гражданская позиция будущих избирателей.
Воспитание правовой культуры происходит и при участии студентов в различных клубах и кружках. В нашем колледже уже 4-й год работает студенческий дискуссионный клуб «Альтернатива», на заседаниях которого формируются взгляды на современный мир, обсуждаются проблемы, волнующие молодежь. На заседаниях по темам: «Общественные и политические молодежные организации», «Патриотизм и национализм» и др. студенты учатся осознавать свою роль в будущем региона и страны.
В учебных заведениях нашего региона проводятся различные мероприятия по воспитанию правосознания молодежи. В игре «Парламентские дебаты» традиционно принимают участие школьники и студенты, мечтающие о политической карьере. Здесь ребята учатся искусству грамотной, правильной речи и умению аргументированно отстаивать свою точку зрения. Сейчас «Парламентские дебаты» выходят на новый уровень - впервые эта игра прошла под патронатом Государственного Собрания РМ и Центральной избирательной комиссии РМ.
Каждый раз для проведения очередного тура дебатов организаторы подбирают злободневную тему, затрагивающую интересы общества: «Отдавать ли российских детей на усыновление иностранным гражданам», «Нужно ли вводить административный штраф за неявку на выборы», «Должно ли существовать молодежное представительство в органах государственной власти».
- Сегодня особое внимание мы должны обратить на молодежь, поскольку они - наше будущее, - подчеркнул председатель ЦИК РМ Юрий Макаров. - Мы прививаем им знания о правилах политического спора, даем понятие об основах избирательного права. И это дает им возможность воспитывать в себе лидерские качества и красноречие.
- Зачастую я бываю буквально поражен выступлениями некоторых участников, - признается директор Мордовского республиканского молодежного центра Дмитрий Соловьев. - Они демонстрируют великолепную подготовку в плане юриспруденции и риторики.( )
Большую роль в формировании электоральной активности играют и
Республиканская олимпиада по избирательному праву среди учащихся общеобразовательных школ, которую организует Республиканский межшкольный правовой центр по избирательному праву; и объявление
конкурса среди студентов высших учебных заведений на лучшую работу по избирательному праву, организованную ЦИК РМ;
и проведение республиканского конкурса на лучшее составление кроссвордов, сканвордов, ребусов, чайнвордов на тему избирательного права и избирательного процесса среди учащихся общеобразовательных школ республики в 2008/2009уч. году.
Эффективной является практика проведения на базе общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования тематических занятий по вопросам демократической системы организации современного общества. Оправдало себя и проведение межвузовской викторины по избирательному праву среди студентов ВУЗов РМ; встречи учащейся и работающей молодежи с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, членами избирательных комиссий, представителями органов управления образования по вопросам участия молодежи в выборах.
Среди форм привлечения молодежи к выборам можно отметить и проведение выставочной экспозиции «Молодежь и выборы», обзор литературы: «Столетие Российского парламентаризма: истоки и современность»; «Представители Мордовии в составе Государственых дум» в Национальной библиотеке им. А.С.Пушкина РМ. Для студентов и молодежи организованы «горячая линия» в ЦИК РМ.(11)
Но, сегодня назрела необходимость повсеместно переходить как к более масштабной работе по правовому и политическому просвещению молодежи, так и к более деятельным формам привлечения молодых людей к выборам.
Как известно, значительную часть информации о выборах (около 90%) молодые люди получают через средства массовой информации, а особенно через просмотр телевизионных передач. Поэтому в масштабах региона необходимо создать регулярные специальные телевизионные проекты, где будут обсуждаться проблемы государственного устройства, система выборов, права и обязанности гражданина, методы манипуляции избирателями, виды «черного пиара» и т.д. Ведь, как известно, «знание – сила» и, если человек знает, он не позволит собой манипулировать, обманывать себя. При этом в студии необходимо приглашать профессиональных политиков, а также известных, артистов, спортсменов, деятелей науки и шоу-бизнеса, потому что у молодых людей есть кумиры, за чьей жизнью они следят, стараются быть похожими на них, прислушиваются к их мнению. Таким образом, знания будут систематизированы и при получении информации, она будет просеиваться через это «сито».
Сегодняшняя молодежь для поиска информации все больше обращается к источникам глобальной сети Интернет. Поэтому необходимо для воспитания патриотизма и гражданственности шире использовать современные средства коммуникации, при помощи которых можно заинтересовать молодежь, помочь ей осознать свои политические цели в жизни. Для этого на различных сайтах и Web-страничках, следует проводить форумы и дискуссии на социально-политические темы.
Важная роль в правовом воспитании молодого поколения отводится электронным библиотекам. Так, пополняя электронные базы данных, например, по разделам «Социально-политическая активность молодежи», «Патриотическое воспитание молодежи» и др., оперативно предоставляется пользователям необходимая правовая и политическая информация о выборах и правах избирателя. Такие библиотеки должны функционировать и в нашем регионе. Поэтому уже осуществляется информационное наполнение сайта ЦИК РМ, раздела, адресованного молодым и будущим избирателям, надо продолжить эту практику, сделав материалы более интересными для молодых людей нашей республики.
Кроме того, необходимо дать право молодым на законодательную инициативу. Сегодня они просто не верят в собственные силы и как следствие этого – негативное отношение к политике в целом и к выборам в том числе. В этом случае наиболее эффективной формой привлечения молодежи к выборам является молодежный парламентаризм.
Современные молодежные парламенты по своей форме представляют общественные объединения молодых граждан. Большинство из них статуса юридического лица не имеют. Сегодня трудно дать устойчивое и не вызывающее спора определение молодежного парламентаризма, поскольку данное явление крайне молодо.
Видимо логично будет вначале обратиться к собственно определению парламентаризма.
В Юридическом энциклопедическом словаре утверждается, что парламентаризм - “система организации и функционирования верховной государственной власти буржуазии, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента “. Авторы монографии “Общая и прикладная политология” полагают, что парламентаризм - это “система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам».( )
Эти и многие другие определения, отражающие суть парламентаризма, делают акцент на двух позициях. Первая сводится к отождествлению парламентаризма с другими фундаментальными понятиями науки конституционного права - формой государственного правления, формой государственного режима. Вторая позиция отводит парламентаризму как центральному представительному учреждению ведущую роль, особое привилегированное положение. Не вступая в полемику на предмет правильности этих позиций, очевидным становится, что молодежный парламентаризм - это не является прямым производным от парламентаризма в целом.
Сегодня именно молодым людям объективно суждено через десять – пятнадцать лет определять судьбы социально-экономического, политического и духовного развития новой демократической России. Поэтому, нам представляется, что роль «кузницы» молодежных политических кадров могут выполнять общественно-молодежные организации при непосредственном участии представителей законодательных, исполнительных органов и различных партий. Примером и может стать молодежный парламент, который будет экспертно-совещательным органом при Законодательном Собрании, выражающим и защищающим права и интересы молодежи при разработке регионального законодательства. Он поможет также высказывать позицию молодежи региона по любым значимым для нее вопросам, в том числе по вопросам государственной молодежной политики.
Молодежные парламенты - это:
- реальная школа участия молодежи в решении своих проблем;
- возможность вовлечения потенциала молодежи в социально-экономическое развитие российских территорий;
- механизм развития электоральной активности молодежи;
- кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Одна из особенностей подобных общественных формирований - это поддержка и развитие законодательных инициатив молодежи, воспитание у них парламентской культуры, а главная функция - участие представителей всех категорий молодых людей в законотворческой деятельности; продвижение интересов молодежи в органах законодательной власти всех уровней. В этом году впервые и в нашей республике проходят выборы в молодежный парламент. Важно этот процесс не забюракратизировать, не провести выборы в молодежный парламент для галочки, для отчета перед вышестоящими органами. Для этого надо вести большую разъяснительную работу среди молодых людей о важности данного демократического института.
Ныне актуализирована проблема закрепления на законодательном уровне нормы, по которой, право голосовать - будет конституционной обязанностью каждого гражданина. При этом будут участвовать в выборах только те, кто зарегистрировался (раз и на всю жизнь) в качестве избирателя. И считать число избирателей не тех, кто старше 18 лет, а тех, кто зарегистрировался. При такой обязанности не придется проводить повторные выборы из-за массовой неявки избирателей.
Преодолеть существующий правовой и политический вакуум возможно, но на это нужны годы и кропотливая работа всех участников общественно-политического процесса в стране. Ведь современное демократическое государство сегодня немыслимо без существования института выборов: «Демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем». Поэтому главную ставку в утверждении демократии в нашей стране надо делать на молодежь. Ведь мы- будущее страны, и во многом от нас зависит какой она станет.
Заключение
Изложенные изыскания по теме, позволяют сделать о следующие выводы:
-Для привлечения молодежи к выборам, необходимо осознание ею своей гражданской позиции. Свободный выбор предполагает грамотный анализ идейного содержания программ кандидатов в органы власти. Для этого молодые люди должны иметь достаточный уровень политической социализации, который подразумевает не только знания о политике, но и умения реально оценивать эффективность реализации предвыборных программ кандидатов.
- Политическая социализация основана на воспитании политического сознания молодого избирателя, формирование чувства гражданственности и патриотизма. И это невозможно без планомерной целенаправленной молодежной политики, как в масштабах страны, так и в масштабах регионов.
Грамотная молодежная политика позволит устранить абсентеизм среди молодежи, растопить чувство недоверия и пренебрежения по отношению к выборам.
-И, наконец, уже со школьной скамьи необходимо знакомить молодое поколение с основными формами участия в политической жизни страны, в том числе и в выборах органов государственной власти.
Таким образом, в данной конкурсной работе сделана попытка рассказать об основных направлениях молодежной политики в Республике Мордовия. Показать ее результаты, исходя из реального отношения молодежи России и Мордовии к выборам в настоящее время. И, опираясь на опыт региональных и российских организаций и учреждений, дать представление о некоторых формах и методах привлечения современной молодежи к выборам.
Литература:
Карпенко О.М. Молодежь в современном политическом процессе в России. М., 2006.
Соловьев В.А. Горячая молодежь России. М., 2006.
Роль молодежи в развитии парламентаризма в России: сб. материалов / под ред. М.А. Сигутиной. М., 2005.
Политология. Учебное пособие. Под ред. Б.И. Краснова. – М.,1995г.
Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. – М.,1997 г.
Л. Нечаев. Яма
Рисуем тыкву
Шум и человек
Усатый нянь
Нора Аргунова. Щенята