ПЕРВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕНИКА 1 КЛАССА
Объектом исследования проектной работы является сказочный персонаж Кощей Бессмертный.
Цель исследования: проанализировать сказки и определить роль Кощея Бессмертного
Задачи:
· изучить сказки, где присутствует Кощей Бессмертный
· познакомиться с происхождением имени персонажа
· изучить его роль в сказке
Гипотеза исследования:
Кощей Бессмертный – олицетворение зла в сказке
Вложение | Размер |
---|---|
nazyvayut_koshcheya_bessmertnym_ne_potomu.docx | 60.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 89
Мой первый доклад
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «РОЛЬ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО
В РУССКИХ СКАЗКАХ»
Выполнил: Корнилов Роман 1 «Г»
Челябинск 2010г
Роль Кощея Бессмертного в русских народных сказках
1 Сказки о Кощее ...................................................................................1
2 Происхождение слова «кощей» ....................................................... 5
3 Внешность Кощеюшки...................................................................... 7
4 Заключение......................................................................................... 12
5 Приложение ....................................................................................... 13
Меня зовут Корнилов Роман. Объектом моего исследования является сказочный персонаж Кощей Бессмертный.
Цель моего исследования: проанализировать сказки и определить роль Кощея Бессмертного
Задачи:
Гипотеза исследования:
Кощей Бессмертный – олицетворение зла в сказке
Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Давайте посмотрим, что говорят об этом сказки.
В русской народной сказке "Кощей Бессмертный" сын идет искать свою мать, которую утащил Кощей. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает:
- У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.
Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо.
В то время прилетел Кош Бессмертный и говорит:
- Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!
- Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.
Кош опять и говорит:
- Я что-то не могу!
-1-
А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:
- Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:
- Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.
Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кош Бессмертный умер".
А в сказке "Марья Моревна" Иван убивает Кощея совсем другим способом. Долго ли, коротко ли - нагнал он (Кощей) Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. Кощей гибнет от удара копытом волшебного коня. После того собрал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.
А про смерть Кощееву, которая на конце иглы находится, рассказала Ивану-царевичу Баба-Яга в сказке "Царевна-Лягушка". И в том, как Иван переломил иголку, видны отзвуки древней магии, когда предметы могли, по поверьям, содержать души людей. И уничтожить их можно было только через этот, особый, только им принадлежащий предмет.
- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.
-2-
Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море...
Вдруг подплывает к берегу, щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет, пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. д., но стоит помнить о том, что это народные сказки и ссылаться стоит не только на сказки о «Марье Маревне» и «Царевне лягушке», но так, же и на другие предания. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря».
-3-
Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы, Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.
Про смерть Кощея мы теперь узнали многое. В разных сказках он умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей - олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.
-4-
Не настала ли пора поближе познакомиться с самим Кощеем Бессмертным? Что про него говорят сказки, и мифы
Помните ли вы хоть одну сказку, где бы было описание внешности Кощея? И, хоть его никто не знает "в лицо", он узнаваем, как самим Героем (Иваном), так и нами (читателями).
В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей
- это значит "пленник", "раб" ( в переводе с тюркского языка) и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, первоначально, кащеи - это пленники злого колдуна или божества, а потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея - Бессмертного. А формы слова Кащей и Кощей, обе имеют право на существование
В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце, и т.д. Об этом мы уже знаем.
Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, а с другой стороны - жребий, судьба. Сравните наши слова "кошелек", "кошелка", они тоже являются емкостями для хранения чего-то (в том числе и денег, которые очень влияют на нашу судьбу).
Есть еще один вариант. На средневековом русском языке кощей - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв.)
Мне кажется, что ближе всего к образу Кощея Бессмертного, который мы знаем по сказкам, подходит следующее определение, в котором говорится, что в старославянских памятниках слово "кощь" ("кошть")
-5-
попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом и, очевидно, состоит в ближайшем родстве со словом "кость", как прилагательное к существительному. Глагол же "окостенеть" употребляется в смысле "застыть", "оцепенеть", "сделаться твердым", как кость или камень, от сильного холода.
До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем, во многом благодаря Пушкину и его строкам:
"Там Царь Кощей над златом чахнет..."
Демон зимы в народных преданиях нередко представляется старым колдуном, волею которого сказочные герои и героини, вместе с их царствами, подвергаются злому
Кощей (кащей) бессмертный
(вечный жид, Брал с родного, брал с убогого.
Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-6-
3. Внешность Кощея
Теперь давайте попробуем представить себе, как выглядел, или мог выглядеть Кощей Бессмертный. В этом нам помогут сказки и рисунки к ним, сделанные художниками. Именно они создают тот образ, портрет героя, про которого мы читаем в книге или в сказке.
Я провел небольшой опрос среди своих друзей. В нем приняло участие 10 человек (для статистики). Я спросил, каким вы представляете Кощея Бессмертного, и получила примерно один и тот же ответ. Все видят старого, очень худого, скорее тощего и костлявого человека, который напоминает скелет, обтянутый кожей. Но он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скорее даже скупой), и он совершенно не вежливый, грубый и неблагодарный. Так же, в памяти возникает картина В.Васнецова. Злобный, остроносый старик, держащий в руке изогнутый, окровавленный меч, хищно склонился к молодой царевне, словно спрашивая, "пойдешь за меня замуж, или зарежу..." К сожалению, ни в одной сказке Кощей не изображается в виде скелета, как бы нам этого ни хотелось. Это уже наши догадки и предположения, а скорее тот стереотип, который нам привили некоторые виды изобразительного искусства.
Портрет Кощея мы примерно нарисовали, но соответствует ли он действительности? Этого мы, конечно, никогда не узнаем, поскольку он всего лишь игра нашего воображения. Но попробуем обратиться к текстам сказок. Что в них сказано про Кощея. Из весьма отрывочных сведений мы можем узнать следующее:
Кощей ездит на коне и свободно держится в седле, значит он совсем не слабый, не хилый, а достаточно сильный и ловкий.
-7-
Кощей ходит каждый день на войну, как на работу, оставляя красавицу, которую украл, дома у себя горевать, жениха своего поджидать. Кощей еще и летать умеет, как Змей Горыныч, или птица, какая диковинная.
Конечно, у Кощея много богатств, золота, серебра разного. Он копит эти богатства, чтобы потом, возможно, сделать подарок на свадьбу своей невесте. Но так как он ворует невест у других женихов, а сам не выглядит молодым и красивым, то невесты все от него сбегают, в конечном счете, со своими настоящими кавалерами - царевичами и королевичами. Но это не указывает на то, что Кощей - скуп. Просто он бережлив и копит денежки на что-то очень для него важное.
А еще он жаждет власти, причем неограниченной. Может и для этого ему нужны все его богатства. Он знает мир, знает людей, и считает, что за деньги купит любого. Но что-то никто не покупается.
Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.
В одной из версий сказки "Царевна-лягушка", Василиса была превращена в зеленую квакушку своим отцом, Кощеем Бессмертным за то, что мудрее и хитрее она его оказалась. Зависть и ненависть к родной дочери съедает злобного старика.
-8-
И он не успокаивается на одном только превращении ее в лягушку, он потом еще крадет ее у мужа и запирает в своем замке.
К сожалению, ни в одной сказке Кощей не изображается в виде скелета, как бы нам этого ни хотелось. Это уже наши догадки и предположения, а скорее тот стереотип, который нам привили некоторые виды изобразительного искусства.
Но остается открытым вопрос, почему же Кощей такой злой?
Подведем некоторые итоги. Мы выяснили, что в образе Кощея выражается мир насилия, человеконенавистничества. Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того, он предстаёт в сказках и обладателем несметных богатств. Сказки (точнее художники, оформляющие сказки) рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров - в безбрежном море. В яйце - начало жизни. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка губила бессмертного Кощея. Прибегая к воображаемым средствам расправы с Кощеем, сказочники прекращали жизнь этого существа вполне понятным и наивным способом - зародыш раздавливался.
Кощей и по сей день остается одним из колоритнейших персонажей сказок, про которых пишут стихи, придумывают анекдоты и новые сказочные истории, даже ставят памятники (как в Суздали, например).
-9-
Дайте мне красу-девицу!
Дайте царскую казну!
Дайте рыбку!
Дайте птицу!
Не дадите - сам возьму!
И не жадный, и не злой я,
А вот такой:
Как увижу что чужое,
Так сам не свой!
Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. д., но стоит помнить о том что это народные сказки и ссылаться стоит не только на сказки о «Марье Маревне» и «Царевне лягушке», но так же и на другие предания. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена,
-10-
в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.
-11-
-12-
Учимся ткать миленький коврик
Сладость для сердца
Привередница
Как нарисовать зайчика
Плавает ли канцелярская скрепка?